ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В. И. СМИРНОВ ДИДАКТИКА. ЧАСТЬ II. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Нижний Тагил УДК 372.03 ББК 74.212 Д444 Печатается по решению учебно-методического совета НТГСПА (протокол № 3 от 20 декабря 2011 г. ) Д444 Дидактика. Часть II. Технологии процесса обучения : Учебное пособие / Автор-составитель В. И. Смирнов. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 544 с. ISBN 978-5-8299-0239-1 Автор-составитель: Смирнов В. И., доктор педагогических наук, профессор (научная и литературная редакция, автор предисловия, отдельных материалов глав). В учебном пособии, разработанном в соответствии с учебной программой курса «Теория обучения» (автор В. И. Смирнов), использованы авторские материалы и фрагменты учебников, учебных пособий, монографий и статей, раскрывающих в предлагаемой автором-составителем системе и в его редакционном оформлении основные теории обучения, а также характеризующих важнейшие дидактические концепции и учения, определяющие путь и логику развития образовательной практики. Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется историей образования и педагогической наукой. УДК 372.03 ББК 74.212 ISBN 978-5-8299-0239-1 © Смирнов В. И., 2012 © Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ § 1. Формы организации обучения: характеристика понятия.............. 5 § 2. Историческое развитие форм организации обучения.................... 8 § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации.............................................................. 16 § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы............................................................................... 23 § 5. Противоречия современного урока, требования к нему ............. 32 § 6. Многообразие форм организации обучения ................................. 57 § 7. Формы учебной деятельности учащегося ..................................... 64 Вопросы и задания по материалам главы 5.......................................... 70 Библиографический список................................................................... 71 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ § 1. Методы обучения: характеристика понятия................................. 73 § 2. Историческая эволюция методов обучения................................... 86 § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения . 101 § 4. Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского................. 123 § 5. Классификация методов продуктивного обучения А. В. Хуторского............................................................................. 139 § 6. Дидактическая характеристика отдельных методов обучения.. 159 § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения.............................. 174 Вопросы и задания по материалам главы 6......................................... 180 Библиографический список.................................................................. 182 ГЛАВА 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ § 1. Инновационные процессы в образовании.................................... 185 § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии .......................... 202 § 3. Современные технологии обучения: общая характеристика..... 215 § 4. Отечественные авторские школы и технологии.......................... 229 Вопросы и задания по материалам главы 7......................................... 277 Библиографический список.................................................................. 278 ГЛАВА 8. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ § 1. Технологии развивающего обучения ........................................... 281 § 2. Технологии личностно-ориентированного образования............ 314 § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств............................................................. 323 § 4. Технологии активизации познавательной деятельности Учащихся.......................................................................................... 341 § 5. Зарубежные дидактические системы ........................................... 287 Вопросы и задания по материалам главы 8......................................... 406 Библиографический список.................................................................. 407 ГЛАВА 9. ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ § 1. Диагностика качества обучения и обучаемости ......................... 410 § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты.. 416 § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению ..................................................................... 426 § 4. Виды контроля в обучении............................................................. 432 § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении............ 438 § 6. Оценка результатов обучения........................................................ 455 § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее....................................................... 464 Вопросы и задания по материалам главы 9......................................... 482 Библиографический список.................................................................. 483 ГЛАВА 10. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ § 1. Роль учителя в подготовке и проведении урока.......................... 484 § 2. Планирование учебной деятельности........................................... 492 § 3. Структура плана учебных занятий................................................ 506 § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок.............................. 516 Вопросы и задания по материалам главы 10....................................... 534 Библиографический список.................................................................. 534 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПО КУРСУ «ДИДАКТИКА».............................................................. 536 ГЛАВА 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ § 1. Формы организации обучения: характеристика понятия. § 2. Историческое развитие форм организации обучения. § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации. § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы. § 5. Противоречия современного урока, требования к нему. § 6. Многообразие форм организации обучения. § 7. Формы учебной деятельности учащегося. § 1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Что такое форма обучения? Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи. Если рассматривать форму применительно к процессу обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов обучения по характеру деятельности и по времени (М. И. Махмутов, И. М. Чередов, П. И. Пидкасистый и др.)[1]. ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: |