Концепция проблемно-деятельностного обучения Вконце 80-х гг. XX в. коллективом педагогов под руководством А. В. Барабанщикова разработана концепция проблемно-деятельностного обучения. Достоинствами данной концепции являются: – сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, проблемного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, а также существенное сглаживание их недостатков; – определение взаимосвязанных требований к деятельности обучающего и обучаемых. Сущность концепции проблемно-деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения. В содержательном плане концепция включает два принципа, в соответствии с которыми организуется процесс обучения как совместная деятельность обучающих и обучаемых. Первый принцип - активно-деятельностное развитие личности обучаемого в процессе обучения. Его основными требованиями являются: – четкая ориентация всей системы обучения на формирование творческого стиля мышления, широкой научной эрудиции, высокой профессиональной компетентности; – воспроизведение в процессе обучения современных особенностей социальных отношений: динамизма, многогранности и противоречивости социального развития общества; – обеспечение тесной связи всей системы обучения с будущей профессиональной деятельностью обучаемых; – вооружение обучаемых продуктивным, исследовательским стилем деятельности, навыками научной организации труда, потребностью в постоянном самосовершенствовании. Второй принцип- это принцип проблемности.Его основные требования: – изучение явлений в их реальном развитии, в широком взаимодействии с др. явлениями. Обучаемые должны быть научены видеть всю многогранность, противоречивость реальных процессов развития общества, природы и человека; – обучение на высоком уровне познавательных трудностей, связанных с эмоциональной и эстетической привлекательностью самостоятельного творческого труда. Средством моделирования учебного процесса, осуществляемого на основе концепции проблемно-деятельностного обучения, выступают проблемные задачи, проблемные ситуации и их решение; – развитие диалогических форм учебных занятий. Каждое занятие должно превратиться в совместный поиск знаний обучающим и обучаемым; – смелое научное прогнозирование со стороны руководителя занятия и обучаемых, поиск новых путей решения традиционных и нетрадиционных проблем. Педагогические условия реализации концепции проблемно-деятельностного обучения: – организация интенсивного мышления (проблематизация мышления, наращивание противоречий в учебной деятельности, ограничение времени на разрешение проблемной ситуации и др.); – создание такого педагогического условия, как объективизация процесса мышления (фиксация всех этапов мыследеятельности, уточнение и корректировка предлагаемой версии, показ педагогом своего отношения к высказанной версии и др.); – самостоятельность в действиях обучаемого. С учетом отмеченных и других педагогических условий целесообразно обеспечить в рамках рассматриваемой концепции прохождение следующих этапов: – восприятие и осмысление предложенной проблемы, – обоснование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации, – индивидуальные практические действия в соответствии с принятой моделью, – анализ эффективности выполненного действия, – рефлексия мышления в ходе реализованного действия. Эта концепция, таким образом, позволяет реализовать два основных принципа обучения - принцип проблемности и принцип деятельности[105]. Технология проектного обучения ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: КОЛЕСНИКОВА И. А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИВАНИЕ |