МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

И КТО СЧИТАЕТ НЕУДАЧНИКОМ СЕБЯ





Прихожан А. М.

П77 Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192 с. (Серия «Практи­ческая психология».) — I5ВN 5-89144-009-1.

Жалобы на неуверенность в себе, устойчивое чувство страха, тревоги, как правило, связаны с отсутствием знаний о человеческих переживаниях.

Задача книги — оказать практическую помощь в преодолении неуверенности в себе, «синдрома неудачника». Автор знакомит с конкретными приемами самодиагностики и самосовершенствования, позволяющими понять собственное поведение, овладеть им.

ББК 88.8

ISВN 5-89144-009-1 © ТЦ «Сфера», 1997

ОТ АВТОРА

Несколько лет назад вышла в свет моя книга «Психологи­ческий справочник для неудачника», адресованная подрост­кам и старшеклассникам. Но когда я стала получать письма от читателей, выяснилось, что приемы самоанализа и само­развития, преодоления собственных трудностей, пессимисти­ческих взглядов на себя интересует вполне взрослых людей, причем самых разных возрастов и профессий. Поэтому мы с Творческим Центром «Сфера» решили переиздать эту книгу, но переработать ее так, чтобы она была полезна не только подросткам, но и взрослым — всем, кто интересуется своим внутренним миром и кто готов приложить усилия для разви­тия собственной личности.

Мне было бы интересно получить отклики тех читателей, кто полностью или частично применит программу саморазви­тия, предложенную в книге. Возможно вместе с вами мы на­пишем продолжение. О чем оно будет? О трудностях и радос­тях преодоления себя? А может быть о том, как начав с тре­нинга, предложенного в книге, вы нашли собственные пути к успеху.

Пишите

С уважением

А. Прихожан

ВВЕДЕНИЕ

Человек, который хочет передвинуть

гору, начинает с того, что переносит

мелкие камни.

Китайская пословица

Для чего написана эта книга? Особенно сейчас, когда при­лавки книжных магазинов, лотки уличных торговцев буквально завалены литературой с заманчивыми заголовками: «Как стать предприимчивым и богатым», «Как приобрести друзей», «Как добиться успеха в жизни» и даже — «Как выйти замуж». Не­ужели автор настолько наивен или настолько самоуверен, что всерьез считает — к этому ряду прекрасных советов, данных лучшими психологами всего мира, можно добавить что-ни­будь новенькое?

Видимо, как и большинство психологов, любящих свою науку и верящих в ее возможности, я хотела бы надеяться (и мне кажется, что все научно-популярные книги по психологии пишутся с такой тайной надеждой), что в конце концов ког­да-нибудь, книга за книгой, но придет время, когда с помо­щью тех знаний, которые накопили психологическая наука и практика за свою недолгую историю (ведь научной психоло­гии нет еще и 150 лет — для науки возраст, можно сказать, подростковый, а психологическая практика еще моложе), люди научатся жить полноценной и радостной жизнью, преодоле­вать трудности и невзгоды, разрушать барьеры (чаще всего в себе самом), которые мешают этому. Конечно, только с по­мощью книг этого добиться нельзя. Да автор и не ставит пе­ред собой такой задачи. Моя задача, как я понимаю ее, гораз­до скромнее — постараться показать, что такое неудача и кто такой неудачник с психологической точки зрения, показать некоторые наиболее простые приемы, которые используют пси­хологи, работая над проблемой «клиента» (так в психологи­ческой практике называют людей, обращающихся к психологу за помощью), рассказать о некоторых приемах и упражне­ниях, которые вы могли бы использовать сами, пытаясь помочь себе, а может быть, и кому-то из своих приятелей.

А все остальное зависит только от вас. От вашего желания, вашего интереса. Автор будет считать свою задачу выполнен­ной, если вас заинтересуют некоторые рекомендации, упраж­нения, которые приведены в этой книге, и вы захотите рабо­тать по той программе, которая изложена здесь.

Автор, со своей стороны, гарантирует, что описываемый здесь подход (если, конечно, его реализовывать более или ме­нее последовательно) может помочь вам справиться с некото­рыми из ваших проблем и стать более «эффективным», более удачливым человеком.

И вот здесь — внимание! То, что написано дальше, вы­делено. Так на протяжении всей книги будут обозначаться наи­более важные идеи, принципы, подходы, реализация кото­рых, с моей точки зрения, наиболее существенна для успеш­ной работы (по крайней мере, это те правила, которые, как мне представляется, во многом помогли мне преодолеть «ком­плекс неудачника», а потом и тем ребятам, которые были мои­ми клиентами). Вслед за многими психологами я называю эти правила, принципы ключами.

Итак, ключ 1:

Для того чтобы из неудачника превратиться в «счастливчика» и победителя, надо действитель­но искренне этого захотеть; примерно так, как вы хотите избавиться от зубной боли.

На самом деле (об этом мы обязательно поговорим позже) развить в себе такое подлинное желание — едва ли не самое трудное.

И сразуключ 2:,

Преодоление «комплекса неудачника» (как и вся­кая работа над собой) очень долгий и довольно занудный процесс. Он потребует от вас умения сделать над собой усилие и, главное, «держать его» (примерно так, как «держат удар» боксеры). Если вы действительно хотите добиться успеха, преодолевайте в себе желание (а оно обязательно возникнет) забросить все это как можно дальше.

Сейчас поймала себя на том, что, легко написав слово не­удачник, противоположное ему — «счастливчик» — стыдливо поставила в кавычки. Очевидно, это не случайно. В этом про­является мое представление о том, что естественно, законо­мерно (неудачник, конечно), а что может восприниматься лишь условно, даже несколько в иронической манере (это, безус­ловно, счастливчик). Видимо, для меня, как и для многих людей моего поколения, быть счастливчиком не является цен­ностью. Ценно то, что добывается собственным трудом, соб­ственным умом, а быть счастливчиком, «везунчиком»? В этом есть что-то неестественное. Я ловлю себя на том, что не хоте­ла бы быть «везунчиком» (хотя, конечно, вовсе не против того, чтобы мне везло), предпочла бы быть успешным человеком, победителем. А еще лучше — просто счастливым человеком, человеком, которому ничто не мешает радоваться жизни, при­нимать и понимать все ее проявления: хорошие или плохие — все равно.

Что выбираете вы? Подумайте об этом, прежде чем начать работать по предлагаемой программе. От решения вопроса, чего именно вы хотите добиться, чего именно ждете от себя, зависит очень многое.

А теперь некоторые общие советы для тех, кто решил по­лучить некоторую пользу от чтения этой книги.

Первый совет, он жеключ 3 (не пугайтесь! Ключей будет не очень много, просто вначале, естественно, их больше):

Нет ничего более бессмысленного и безнадеж­ного, чем пытаться точно следовать советам (ес­тественно, это относится к данному совету, как и ко всем остальным). Всякий совет, рекомен­дация — лишь ткань, из которой вы сами можете сшить что-то нужное для себя.

Книгу эту, как и всякую, конечно, можно читать по-раз­ному. Как с ней обращаться, вы, конечно, выбираете сами И это еще один очень важныйключ 4-й, едва ли не самый важный:

ВАШ ВЫБОР — это выбор, который вы делаете сами и за который сами несете ответственность

Психологи очень серьезно относятся к проблемесоб­ственного (подчеркиваю, собственного) выбора, выбора, ко­торый человек делает сам и для себя. Это очень сложное, се­рьезное и критическое с точки зрения влияния на жизнь че­ловека, на его развитие действие. Есть психологические тренинги (т. е. системы специальной психологической рабо­ты), которые во многом направлены именно на то, чтобы че­ловек научился самостоятельно делать выбор.

Но вернемся к чтению книги. Можно просто прочесть ее или пролистать. Но автор лелеет надежду, что вы захотите получить от нее какую-нибудь пользу — что-то изменить в себе, в своих привычках, взглядах на жизнь. Это первый совет.

Второй совет — читайте книгу последовательно. Выпол­няйте все упражнения и после каждого обязательно подумайте, что оно вам дало (и дало ли вообще что-нибудь), и лишь за­тем читайте объяснения, которые есть в тексте. Еще советы:

Третье. Если вам не очень лень, заведите дневник. Лучше, если это тетрадь, но может быть и магнитофонная запись. Вы будете записывать свои мысли, впечатления по поводу нашей совместной работы, результаты выполнения различных зада­ний. Перечитывая или прослушивая эти записи потом, вы сможете узнать о себе много интересного и понять, измени­лось ли в вас, в вашей жизни что-нибудь, и если изменилось, то как, в какую сторону. (Несколько слов в скобках. Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, самосовершенство­ванием, — кстати, в который раз? надеюсь, с понедельника? — неважно, с помощью этой книги или как-нибудь по-другому, без дневника вам не обойтись. И лучше, чтобы это были обыч­ные записи с большими полями на одной стороне листа, для того чтобы можно было вставить замечания, прокомментиро­вать что-нибудь, задать вопрос и т. п. В этот дневник можно включать и конспекты психологической литературы, которую вы будете читать, и всякие умные мысли, свои и чужие. В общем, все, что делаете вы для одного из самых увлекатель­ных процессов, одной из самых важных жизненных задач — самораскрытия и самореализации. И вовсе не надо вести этот дневник каждый день. Можно забросить его на какое-то вре­мя, а потом вернуться. Надо только не забыть дать себе от­чет — почему это произошло.)

Четвертое. Постарайтесь чтение книги и занятия по ней уложить в достаточно короткий срок (максимум — месяц), но и не торопитесь слишком сильно. Работайте в удобном, ком­фортном для вас темпе.

Пятое. Хорошо найти одного или нескольких приятелей, которых не стесняетесь и с которыми можно заниматься вместе. Это и веселее, и интереснее. Можно обменяться мнениями, сравнить результаты выполнения разных упражнений, ответы на вопросы, получить, как говорят психологи, обратную связь, т. е. понять, как вас воспринимают другие люди, каковы вы со стороны. Но если вы занимаетесь сами, это тоже неплохо.

У вас есть прекрасный шанс — развить самонаблюдение, на­учиться анализировать свое поведение, свои поступки, свои переживания.

Шестое. Не ограничивайтесь выполнением упражнений. Действуйте, экспериментируйте в реальной жизни.

Седьмое. Если надоело, бросьте. Не исключено, что через какое-то время вам вдруг захочется начать все сначала.

И наконец, последнее. Читайте книгу так, как вам хочется. Помните: все, о чем говорится, лучше «примерять» к себе, «пропускать» через себя и самому решать, как действовать. Но прежде чем начать читать книгу, ответьте на те вопросы, которые приводятся ниже. Пусть вас не смущает, что некото­рые из них действительно вопросы, в других — надо выбрать один из предложенных ответов или дописать свой, а третьи — просто незаконченные предложения. Только, пожалуйста, от­вечайте письменно (или записывайте ответ на пленку). Пусть это будет первая страница вашего дневника. После того как вы прочтете книгу, вернитесь к этой странице и ответьте на вопросы еще раз. Может быть, сравнив эти ответы, вы узнаете про себя кое-что интересное и радующее.

1. Могу ли я считать себя счастливчиком? неудачником? или так — серединка на половинку?

2. Что улучшает мое настроение?

3. Что надолго портит мне настроение?

4. От чего я хотел бы быть свободным: от страхов и тревог, от измены друзей, от школы, от обязанностей и чувства долга, от боязни осуждения со стороны других людей, от заботы о деньгах, от необходимости думать о будущем, от излишней опеки, другое (допишите)?

5. Пять моих исполнимых желаний (перечислите), пять моих желаний, которые никогда не исполнятся.

6. Если бы мне пришлось выбирать, то каким человеком я предпочел бы стать:

— преуспевающим,

— человеком, узнавшим настоящую любовь,

— человеком, узнающим разные стороны жизни, «про­бующим жизнь «на зуб»,

— увлеченным человеком, до самозабвения любящим свою работу,

— хорошим родителем, превыше всего ставящим счастье своих детей,

— человеком, который всегда нужен другим людям,

— свободным, независимым человеком,

— другое (допишите).

7. Мне больше всего нравится в себе... (назовите не менее семи своих положительных качеств и умений).

8. Главное, что я хотел бы в себе изменить...

9. Больше всего я люблю думать о том...

10. Я не люблю вспоминать о...

11. Если бы мне предложили заглянуть в волшебное зерка­ло и увидеть только одно из изображений, какое бы я выбрал:

— каков я на самом деле,

— каким меня видят мои друзья,

— каким я кажусь любимой девушке (какой я кажусь лю­бимому юноше), а может быть, буду казаться,

— другое (допишите).

12. Зачем мне понадобилось читать эту книгу?

В книге множество цитат известных и не очень известных авторов — психологов, литераторов, философов. Мне хоте­лось показать, как много людей думали о том же, о чем ду­маете сейчас вы, хотелось, чтобы вы почувствовали, какой трудный, драматичный и вместе с тем увлекательный мир ждет вас, когда вы попытаетесь разобраться в себе, в том, какой вы, в своем развитии и совершенствовании.

Если вы захотите написать нам, мы, автор книги и ее редак­тор, будем очень рады. Мы будем благодарны, если вы рас­скажете, что у вас получилось во время работы по предлагае­мой программе, поделитесь своими недоумениями, сомнения­ми, может быть, возмущением, а возможно, и радостью.

Я жду от вас обратной связи.

Часть I

НЕУДАЧНИКИ И ПОБЕДИТЕЛИ

КОГО СЧИТАТЬ НЕУДАЧНИКОМ

И КТО СЧИТАЕТ НЕУДАЧНИКОМ СЕБЯ

Он был до того невезучим, что, усев­шись однажды на стог сена, ухитрился наткнуться на иголку.

Луис Ортега Перейра

Кто такой неудачник?

Ну, это ясно каждому:

— тот, за кем не занимают очередь;

— тот, кто очень редко и мало встречается с успехом, от кого успех всегда прячется;

— тот, у которого все валится из рук, ничего толком не выходит;

— тот, у которого все получается хуже, чем у других, — словом, тот, кому дорогу вечно перебегают черные кошки.

Самое интересное, что специальные психологические ис­следования подтверждают: действительно, есть люди, кото­рым не везет чаще, чем другим, которые чаще других сталки­ваются с неуспехом.

Как-то раз я проводила специальный эксперимент, кото­рый выглядел, как лотерея. Испытуемым предлагалось несколько непрозрачных мешочков, в каждом из которых лежали крас­ные (выигрышные) и синие (проигрышные) фишки. Надо было загадать, выпадет успешная фишка или нет, а потом выта­щить из мешочка именно загаданную фишку. За каждый пра­вильно угаданный цвет давались очки (больше — за выигрыш­ную фишку, меньше — за проигрышную), а за неправильный -- снимались (естественно, наоборот), и в результате надо было набрать такое количество очков, чтобы выиграть приз.

Но до этого я спрашивала каждого из участников, надеется ли он выиграть приз. Кто-то надеялся, кто-то нет. И что вы думаете? Эти прогнозы (не всегда, конечно, но очень часто) сбывались!

Честно говоря, я тогда почувствовала себя несколько стран­но: испытание как будто бы доказывало существование Ее Величества Судьбы. Некоторый мистический сладкий ужас охватил меня, и уже возникло видение колеса Фортуны... Увы! Отрезвление было скучным и прозаическим, как дождливый понедельник. Анализ материала показал... А впрочем, об этом потом. Сейчас для нас важно зафиксировать: неудачники дей­ствительно существуют, и они в основном знают про то, что таковыми являются.

Но это Госпожа Удача, везение или невезение. А если го­ворить о реальных достижениях? Представьте, и здесь, даже более ярко, можно проследить ту же картину. В одном из эк­спериментов (его автор немецкий психолог Ф. Хоппе из все­мирно известной школы К. Левина, и вот уже почти 70 лет психологи используют этот эксперимент, точнее, эту методи­ку, каждый раз немножко изменяя на свой лад) я предлагала участникам эксперимента решать задачи на сообразительность разной трудности. Но до этого просила сказать, сколько задач из предложенных семи каждый предполагает решить. Повто­ряю, задачи были на сообразительность, их никто никогда не решал, значит, никакой опыт здесь повлиять не мог. Более того, я специально подчеркивала, что большинство людей справляются с такими задачами и что вовсе не надо быть ка­ким-то особо сообразительным, чтобы их решить. И в этом случае предсказания моих испытуемых и их реальный успех были достаточно близки.

Значит, неудачники на самом деле существуют, причем их неудачливость проявляется на всех уровнях — в повсе­дневной жизни, успешности в ситуациях, где проверяются способности, возможности (психологи называют такие ситуа­ции оценочными, или тестовыми), и даже на уровне просто­го везения? Что же это такое? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Написала слово «попытаемся», и в ушах сразу же зазвучал голос моего тренера из психологического тренинга «Пролог» (тренерами называют психологов, ведущих психологический тренинг): «Что значит «попытаешься» (во время тренинга все друг с другом на «ты»)? — «Ну, постараюсь». — «Попытайся, постарайся взять этот стул» (я, естественно, беру). — «Нет, ты берешь, ты делаешь, а надо пытаться, стараться»... В общем, после длительных действий и манипуляций под смех всей груп­пы, кажется, до конца жизни запомнила вывод, который и хочу предложить вам в качестве следующего ключа,ключа 5:

Если хочешь чего-то добиться, достичь какой-то цели, действуй и прямо называй свою цель. «Пы­таться», «стараться» — это значит заранее гото­виться к неуспеху и заранее оправдать его (я же не говорил, что достигну цели, постараюсь, гово­рил), а зачастую найти для себя лазейку, увиль­нуть от ответственности, прежде всего перед самим собой, за результат.

Так и слышу голос въедливого читателя (а, по-моему, настоящий читатель и есть въедливый, тот, который все вре­мя спорит с автором и тем самым выявляет или вырабатывает — кто как — свою собственную позицию). Так вот, говорит ехид­ный читатель: «Запомнить-то запомнила, а слово-то выскочи­ло. Выходит, от себя никуда не денешься?» Но у меня ответ:

«Выскочить-то слово выскочило, да тут же было поймано, и не кем-нибудь, а мной самой. Значит, самоконтроль не подка­чал, значит, он действует». Самоконтроль — это нашключ 6:

Если хотите измениться, изменить что-то в себе и в окружающей жизни — действуйте так, как буд­то вы уже обладаете необходимыми новыми на­выками. Действуйте и контролируйте себя. Вы сами себе судья в этом, а самоконтроль — ваш главный помощник.

Правда, достичь подлинного самоконтроля нелегко, и мы обязательно займемся этим, а пока вновь вернемся к не­удачникам.

Но сначала еще одно предварительное замечание. Есть ка­тегория людей, которые считают себя неудачниками, хотя внешне у них вроде все нормально, а иногда во многом луч­ше, чем у остальных. Считать ли их неудачниками? Согла­шаться ли с ними? Или решить, что вот люди «дурью маются» (извините за грубость)? Для психологии очень важно то, что называется субъективной реальностью, то, как человек воспринимает себя. Поэтому, если вы считаете себя неудачником, а с вами никто не соглашается, все равно присоединяйтесь к нам. Ведь ваши чувства, переживания в отношении себя есть подлинная реальность, и, только сделав другим отношение, вы можете такую реальность изменить. И это наш 7-йключ:

Верьте своим чувствам. Не слушайте того, кто го­ворит: ты не можешь (и уж тем более — не дол­жен!) так чувствовать. Не спрашивайте, что я дол­жен переживать в ту или иную минуту, по тому или иному поводу. Просто прислушайтесь к себе. Чувства, переживания каждого человека —толь­ко его собственное достояние, потому что они отражают имен­но его отношение к тем или иным сторонам жизни. Прислушай­тесь к своим чувствам, учитесь понимать, что именно вы пере­живаете (это совсем не так просто). А если вам не нравится или мешает ваше чувство, значит, что-то не устраивает вас в вашей жизни или в вашем отношении к ней.





©2015-2024 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.