Социальное сиротство: профилактика РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕР ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СИРОТСТВА 1. Приоритет профилактической работы раннего выявления рисков социального сиротства и семейного неблагополучия: • Выявление групп социального риска по угрожающему отказу от ребенка, социальная поддержка семьи для преодоления кризисных ситуаций. Формирование команд специалистов для индивидуальной работы с женщинами групп риска по профилактике отказа от новорожденного в роддоме. • Модернизация действующих и разработка инновационных программ уменьшения числа отказов от новорожденных, поддержки материнства, включающая оказание социально-медицинской, психологической, юридической помощи целевым группам. Носителем социальных проблем является не только женщина, планирующая отказ, но и ее социальное окружение. Поэтому в работе в этих ситуациях следует использовать новые методики по работе с социальным окружением, с сетью социальных контактов. В настоящее время такая работа если и ведется, то носит случайный характер. Совершенствование форм жизнеустройства отказных детей, разработка программ социальной поддержки детей-сирот раннего возраста. • Изменение модели предоставления материальной помощи семьям группы риска: из безусловной эту помощь нужно сделать обусловленной, предполагающей обязательства реципиентов, в том числе по воспитанию детей. Отчасти это делается на инициативной основе при заключении договоров о социальном патронаже с семьями. • Развитие служб социального сопровождения семей группы риска на базе учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты. • Внедрение современных социальных технологий работы с семьей, для чего в свою очередь необходимо повышение квалификации и переподготовка специалистов соответствующих служб. Перспективным представляется создание на районном уровне специализированных кризисных центров по оказанию помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Кроме того, необходимо развивать работу с местными сельскими сообществами с целью вовлечения их в профилактику социального сиротства и помощь (не только материальную) проблемным семьям. • Признание недопустимости помещения ребенка в интернатное учреждение, если возможно оказание иных мер помощи, позволяющих избежать изъятия ребенка из семьи. Необходим государственно-общественный контроль над соблюдением этого принципа. 2. Профилактика сиротства детей с инвалидностью • Важнейшими направлениями в деятельности по снижению уровня институцио-нализации детей с ограниченными возможностями являются раннее выявление и лечение патологий развития детей, психологическая и социальная поддержка семей на ранних стадиях выявления заболевания, включая немедленную помощь семье при рождении ребенка с дефектами развития. • Необходимо развивать сеть услуг для детей с ограниченными возможностями, создавая и при необходимости расширяя медико-социальные центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Потребность в таких центрах должна оцениваться не по заявительному принципу (т.е. не по размерам очереди), а в зависимости от численности нуждающихся в их услугах. • Необходимо менять устойчивые стереотипы российского общества по отношению к детям и взрослым с ограниченными возможностями. Граждане должны привыкать видеть рядом с собой таких людей, не отворачиваться от них, быть готовыми прийти на помощь. Двигаться к этой цели могут помочь социальная реклама, проведение общественных мероприятий, а также большая открытость самих учреждений. 3. Профилактика семейного неблагополучия и формирование комфортнойсоциально-психологической и экономической среды для детей • Разработка и реализация системы мер, направленных на социальное оздоровление населения, важнейшим направлением которой должна стать доступная медико-социальная и психологическая помощь при алкоголизме и наркомании и их профилактика. • Пропаганда семейных ценностей и ценностей ответственного родительства. Содействие трансформации общественного сознания к сохранению родителями социальных связей с ребенком и выполнению обязательств по материальному содержанию несовершеннолетних детей независимо от изменений родителями брачного статуса. • Усиление адресности социальной поддержки малообеспеченных семей с детьми. Распространение государственных компенсаций семьям с детьми, получающим социальные услуги на платной основе не только в государственном секторе услуг, но и в частном. • Развитие сети образовательных и воспитательных учреждений, оказывающих услуги детям. Необходимо изменить график работы таких учреждений в соответствии с режимом занятости родителей на рынке труда, в том числе и на платной основе. • Создание механизмов поддержки семей, находящихся на раннем этапе «трудной жизненной ситуации» (до попадания в государственную систему профилактики). Часто семья попадает в поле зрения социальных служб, когда ситуация принимает критический характер, а ее разрешение требует огромных усилий, нередко не достигающих результата. Важно выявлять семьи, испытывающие те или иные затруднения (экономические, жилищные, социальные) на раннем этапе, когда они обладают большим потенциалом для мобилизации собственных ресурсов. Механизмы помощи таким семьям должны быть ориентированы в первую очередь на самомобилизацию. Это может быть временное жилье, кредитование, помощь в обучении и трудоустройстве, помощь в воспитании детей. 4. Межведомственная координация В настоящее время деятельность в сфере профилактики и преодолении последствий социального сиротства осуществляется сразу несколькими ведомствами социальной направленности (региональными органами опеки и попечительства, департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних, в некоторых регионах - специализированными департаментами по вопросам семьи и детей), что приводит к разобщенности и разнонаправленности предпринимаемых действий. Дополнительно осложняет ситуацию разделение имущества и поступающих в систему финансовых потоков. Создание межведомственных комиссий и советов не позволяет преодолеть межведомственную разобщенность. В связи с этим целесообразным представляется следующее: • Устранение межведомственных барьеров (в том числе барьеров при получении информации) и урегулирование межведомственных взаимодействий, особенно в случае необходимости оказания семье экстренной помощи при получении документов. • Оптимизация межведомственного взаимодействия центров социальной помощи семье и детям, женских консультаций - основное требование для эффективной работы в сфере ранней профилактики социального сиротства (отказничества). • Необходимы такие меры законодательного характера (хотя бы на уровне муниципалитета), которые делали бы возможным официальную передачу данных из одного учреждения в другое в целях ранней профилактики социального сиротства. 5. Образование и подготовка кадров • Необходимо включать в программы запланированного периодического повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов системы образования разделы, обучающие основам теории и практики социальной работы, а также системным методам профилактической работы. • Требуется систематизация имеющегося положительного опыта профилактической и реабилитационной работы с подростками группы риска в системе общего и дополнительного образования. Это позволит выявить наиболее эффективные профилактические программы, так как именно эта категория детей часто оказывается не включенной в системную профилактическую работу. • С целью более результативного внедрения практики междисциплинарного взаимодействия более активно информировать общественность и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних об эффективных случаях межведомственного сотрудничества и работы междисциплинарных команд. 6. Замещающие семьи • Необходимо рассмотреть вопрос о том, могут ли близкие кровные родственники (в первую очередь бабушки) создавать приемные семьи. Новый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не провел четкой границы между этими двумя формами, и в результате опекуны, местами массово, стали переоформлять договоры и переходить в приемные родители. Дать однозначную оценку данному явлению сложно. Кровная опека в случае необратимости распада кровной семьи и отсутствия возможностей усыновления представляет собой наиболее благоприятную для самого ребенка форму: ребенок сохраняет окружение и остается в своей родной семье, он подвергается меньшим адаптационным рискам при достижении совершеннолетия (когда детям-сиротам приходится возвращаться в сохраненное за ними жилье). Забирая ребенка в семью, кровные опекуны стремятся исправить ошибки, и моральная сторона вопроса здесь очень важна. Опекуны, особенно кровные, обладают иной мотивацией, чем приемные родители. Стирание грани между опекунством и приемной семьей может исказить мотивацию кровных родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей. • Обучение приемных родителей и опекунов должно стать обязательным. Обучение помогает кандидатам в приемные родители и опекуны осознать свою мотивацию, подготовиться к сложностям, с которыми они неизбежно встретятся в процессе воспитания приемного (опекаемого) ребенка. Рациональным представляется рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации нормы об обязательном обучении приемных родителей и опекунов. • Необходимо более тщательно осуществлять отбор приемных родителей, в частности, целесообразным представляется разработать процедуру тестирования кандидатов в приемные родители наркологом и психоневрологом - в настоящее время проверка потенциальных родителей осуществляется формально, и в органы опеки обращаются граждане с очевидными проблемами, имеющие тем не менее все необходимые документы. • При устройстве ребенка в приемную семью необходимо проверять, будет ли у него доступ к медицинской помощи. В частности, следует прекратить практику передачи детей с серьезными заболеваниями в отдаленные сельские районы, где им не в состоянии оказать требуемое медицинское сопровождение. • Для осуществления контроля над соблюдением прав детей в приемных семьях требуется наладить систему сбора информации (можно использовать ту же сеть, что и в случае профилактики социального сиротства) с участием представителей различных служб, общественности. • Важнейшим достижением последнего времени стало создание и развитие региональных служб сопровождения замещающих семей, помогающих семьям преодолевать сложности на различных этапах жизни ребенка. Этот опыт должен применяться ко всем формам семейного устройства, прежде всего к приемной семье. • Сопровождение приемных семей должно быть обязательным, но гибким -благополучные семьи к участию в мероприятиях службы сопровождения должны привлекаться только по желанию, в то же время контроль должен сохраняться. • Необходимо осуществлять консультирование педагогов школ, в которых обучаются бывшие воспитанники интернатных учреждений, отданные в приемные семьи. В ряде случаев неготовность школ работать с детьми из детских учреждений не позволяет передать их в семьи. Бывает так, что семья хочет взять ребенка с ограниченными возможностями, например олигофренией, но у имеющейся в населенном пункте школы нет лицензии на обучение таких детей, и передача ребенка с отклонениями в развитии в семьи откладывается. Для преодоления этого упущения в случае появления необходимости следует осуществлять подготовку персонала общеобразовательных школ к работе с детьми с особенностями умственного развития. 7. Учреждения интернатного типа • В условиях сокращения численности воспитанников институциональных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, система этих учреждений должна быть реструктурирована. Модель реструктуризации зависит от региональных особенностей, в первую очередь, динамики численности выявляемых сирот, потенциала развития семейных форм устройства, ожидаемой динамики численности всего детского населения, а также квалификации персонала учреждений. Необходимо обобщить региональный опыт адаптации существующих учреждений к новым условиям. Учреждения должны становиться более открытыми для общения с населением, внедряться в социум. 8. Постинтернатное сопровождение выпускников • Необходимо создание на местном уровне служб, куда выпускники могли бы обратиться за поддержкой. • Необходимо наладить взаимодействие органов опеки и учреждений начального среднего профессионального образования по осуществлению сопровождения несовершеннолетних выпускников детских домов и интернатов, обучающихся в этих учреждениях. 9. Организация сбора сведений о выявлении и устройстве детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. • Необходимо совершенствовать систему показателей статистических данных о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, методики сбора данных. Оценки масштабов сиротства, публикуемые Рос-статом и Минобрнауки России, имеют расхождения, так как методологические вопросы организации сбора статистических данных о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до конца не решены. СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. ПЕРЕХОД К НОВОЙ МОДЕЛИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Последние двадцать лет характеризуются сменой парадигмы взаимодействия общества и людей с ограниченными возможностями. Суть изменений заключается не в том, чтобы создать нормальные условия жизни для инвалида, а напротив - общество должно разрушить барьеры изоляции для полноценного включения инвалидов в учебу и работу совместно со здоровыми членами общества. Такой подход предполагает смену модели реабилитации детей-инвалидов с медицинской на социальную, деинституционализацию воспитания детей-инвалидов, поддержку семьи, которая воспитывает такого ребенка, разработку методов и технологий реабилитации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями и их семей. Новая модель предусматривает переход к более гибким формам воспитания и образования, стимулирование воспитания ребенка-инвалида в семье или в условиях, близких к семейным. Такой подход получает все большую поддержку во всех странах мира, в том числе и в России. Новая модель интеграции детей-инвалидов в жизнь общества никоим образом не означает отказа от сложившейся системы оказания социальной поддержки и услуг, но они должны претерпеть качественные изменения и быть ориентированы на другой конечный результат. В 2009 году число реабилитационных центров для детей-инвалидов увеличилось до 324 учреждений; функционируют отделения реабилитации детей-инвалидов в центрах для взрослых инвалидов, а также в комплексных центрах социального обслуживания населения или в специализированных центрах для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Необходимо отметить, что количество учреждений (отделений) не удовлетворяет потребности в реабилитационных услугах на всей территории Российской Федерации. Транспортные и пространственные барьеры, территориальная недоступность нарушают права на реабилитацию значительного числа детей-инвалидов. Существующие центры значительно различаются по развитию материальной базы, кадровой обеспеченности, оснащенности оборудованием. Далеко не везде в штат входят специалисты-дефектологи, коррекционные педагоги, психологи и психотерапевты. Отсутствуют мастерские, кружки, клубы для работы с родителями детей-инвалидов. Это обусловливает деятельность социального учреждения только как детского сада или как места, где ребенку производят оздоравливающие процедуры, но где последовательной комплексной реабилитации не производится. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья получают (наряду с другими видами услуг) реабилитационные услуги также в дошкольных учреждениях (группах), в коррекционных школах и школах-интернатах. Эти занятия приносят несомненную пользу, однако их действенность зависит от наличия специализированной профессиональной помощи, от квалификации специалистов, от наличия оборудования и методических материалов. Однако можно констатировать, что почти во всех случаях существует дефицит реабилитационных услуг для детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются. РАЗВИТИЕ СЕТИ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ Переход к новой модели реабилитации ребенка-инвалида направлен на работу с ребенком и сопровождение семьи, в которой он воспитывается. Целью социального, психолого-педагогического сопровождения является помощь семье в создании для ребенка с инвалидностью благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи. Сопровождение семьи с ребенком-инвалидом развернуто во времени и включает в себя этапы становления, развития и завершения сопровождения. На каждом из этапов ставятся определенные задачи по сопровождению и используются специальные виды технологий. Основные принципы деятельности службы сопровождения включают: - сопровождение семьи как целостной системы, имеющей собственные закономерности развития; - ориентацию на динамику системных процессов в воспитании и развитии детей-инвалидов; - определение формы сопровождения, его содержания и интенсивности, а также характера взаимодействия с другими учреждениями в соответствии с потребностями семьи, воспитывающей ребенка-инвалида; - опережение, то есть опору на превентивные меры, профилактику кризисов восприятия ребенка-инвалида; - опору при сопровождении на эффективные семьи как на группу психологической поддержки; - поддержку объединения родителей в целях расширения возможностей и видов помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, включая вовлечение родителей в реализацию программ сопровождения семьи; - создание условий для непрерывного профессионального роста сотрудников службы и расширения области их компетентности; - координацию деятельности службы с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности, СМИ и т.д. по организации и осуществлению сопровождения семьи с ребенком-инвалидом. Реализация в Нижегородской области региональной программы «Равные возможности», осуществляемой при поддержке Фонда, позволит в течение 2,5 лет создать в каждом районе области (всего 56 районов) службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностям (программа Фонда «В кругу друзей»). По состоянию на 1.1.2010 года 20 специализированных служб сопровождения семьи и ребенка действовали в муниципальных образованиях и городских округах Нижегородской области на базе 18 учреждений социального обслуживания семьи и детей и двух общественных организаций - НРООП-ДиМ «Верас» и ОБОИД «Радуга». Это позволило в два раза (с 15 до 30 %) увеличить долю охвата семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в службах сопровождения семьи и ребенка-инвалида. Специалисты ставят перед собой следующие задачи: • оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи ребенку в домашних условиях; • обучение родителей приемам ухода за ребенком и методическим приемам его развития; • включение родителей в процесс реабилитации ребенка. Домашнее визитирование может быть организовано как самостоятельный курс и в рамках социального сопровождения семьи. В качестве самостоятельного курса домашнее визитирование осуществляется в течение шести недель и включает в себя интенсивный курс обучения родителей, курс коррекционно-развивающих занятий для ребенка, решение проблем семьи, выявленных в ходе диагностики. Работа с семьей ведется по индивидуальному графику и программе. Работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения, может проводиться ежегодно, а в некоторых случаях (по показаниям) - несколько раз в год. Курс коррекционно-развивающих занятий для ребенка включает два направления - социально-психологическое и социально-педагогическое. Домашнее визитирование Анализ работы учреждений по оказанию услуг детям-инвалидам в условиях полустационарного обслуживания позволил выявить проблему отсутствия пролонгированного эффекта реабилитационных мероприятий. Причинами этого, по мнению многих специалистов, являются отсутствие у родителей навыков реабилитации в домашних условиях, а также специальных служб, расположенных неподалеку от места жительства семьи, которые особенно важны для семей с маломобильными детьми. В областных реабилитационных центрах Тюменской области действует «Родительская академия», основной целью которой является обучение родителей детей-инвалидов основам проведения реабилитации в домашних условиях. За 2009 год состоялось более 100 занятий, которые посетило около 500 человек, осуществляющих уход за детьми-инвалидами (программа Фонда «Право ребенка на семью»). В рамках реализации в Забайкальском крае проекта Государственного учреждения социального обслуживания «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» «Вместе мы сможем больше» успешно действует «Мобильная школа ДЦП», благодаря чему родители имеют возможность под руководством специалистов применять и закреплять полученные знания и навыки по оказанию помощи ребенку в домашних условиях. Таким образом обеспечивается сохранение реабилитационного эффекта от одного реабилитационного курса до следующего без потерь достигнутых результатов. В муниципальном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Волховского муниципального района Ленинградской области при поддержке Фонда проводится ежемесячное домашнее визитирование семей, имеющих детей с множественными нарушениями, направленное на адаптацию окружающей среды к нуждам ребенка, организацию ухода за ним в соответствии с особенностями его развития. В целях решения указанной проблемы активно разрабатывается и внедряется в практику технология домашнего визитирования, которая предполагает выход в семью команды специалистов, призванной предпринять необходимые меры по созданию специальных условий для успешной социальной и психолого-педагогической адаптации семьи и ребенка. СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ТАКОМУ УСТРОЙСТВУ Дети-инвалиды, равно как и другие дети, должны жить и воспитываться в семье. Однако инвалидность является фактором риска социального сиротства. Дети-инвалиды, особенно с рано диагностируемыми нарушениями, имеют значительно больше шансов попасть на воспитание в учреждение, чем дети, родившиеся здоровыми или без внешних признаков патологии. По некоторым данным, непосредственно после рождения в доме ребенка оказывается до 90 % детей с синдромом Дауна, треть всех детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии. Среди воспитанников домов-интернатов для детей с умственными и физическими недостатками более половины составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При этом среди воспитанников домов-интернатов для детей с физическими недостатками таких 36,4 %. Следует отметить, что доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в числе воспитанников, находящихся на постоянном постельном режиме, значительно выше. В школах-интернатах системы образования для детей с недостатками умственного и физического развития, где тяжесть отклонений в состоянии здоровья несколько ниже, чем в домах-интернатах, доля детей-сирот несколько ниже (примерно одна пятая часть всех воспитанников). При семейном устройстве детей потенциальные опекуны и усыновители имеют право узнавать полную информацию о здоровье ребенка, которого они предполагают принять в семью. Наличие тяжелых инвалидизирующих заболеваний служит значительным препятствием в семейном устройстве детей. В тех случаях, когда серьезные отклонения выявляются уже после устройства ребенка в семью, наличие таких патологий может служить основанием для отказа от опеки или усыновления. Между тем в благоприятных случаях имеющиеся отклонения или отставание в развитии могут выравниваться в процессе семейного воспитания - при условии значительных усилий принимающей семьи, наличия ресурсов коррекционной помощи, предварительного обучения приемных родителей и их сопровождения в течение первых, самых критичных месяцев семейного взаимодействия с ребенком. К факторам, препятствующим семейному устройству, относятся большие затраты труда и расходов, которых требует уход за ребенком-инвалидом и его социализация, неразвитость социально-реабилитационной инфраструктуры, затрудненный доступ к медицинским, образовательным, социальным, культурным, профориента-ционным и прочим услугам. Некоторое повышение выплат при семейном устройстве ребенка-инвалида, которые вводятся на семейном уровне, не компенсирует значительные трудности, связанные с его воспитанием. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ДО ТРЕХ ЛЕТ) Наличие системы раннего выявления и коррекции признается важным фактором возможного снижения инвалидности. Выявление отклонений в состоянии здоровья у детей раннего возраста (до трех лет) включает анализ устранимых и неустранимых, связанных с поздним проявлением, проблем в диагностике состояния детей раннего возраста; анализ медицинских и немедицинских каналов выявления ранних признаков инвалидизирующих заболеваний, проблемы образа жизни в формировании отклонений здоровья у детей раннего возраста. Наметившаяся в последние годы в стране положительная динамика рождаемости требует более внимательного отношения к проблеме раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей для сохранения качества человеческого потенциала. Результаты мониторинга, проведенного в 2007 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования, свидетельствуют о высокой социально-экономической эффективности работы служб ранней помощи и подтверждают выводы, сделанные в научных исследованиях ранее; • ранняя помощь обеспечивает максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза (помощь оказывается не только детям с уже выявленными отклонениями в развитии, но и детям группы риска младенческого и раннего возрастов, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии); • позволяет преодолевать разрыв между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям; • позволяет предупреждать возникновение вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, обеспечивает максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребенка; • система ранней помощи позволяет максимально раскрыть возможности и реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи и поддержки ребенку; • открывает для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте); • система ранней помощи обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью: вложения в раннюю помощь окупаются экономией к началу обучения детей в школе. К числу достижений в реализации этого направления можно отнести возросшее оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям. В период с 2007 по 2009 год объем высокотехнологичной помощи, которая оказывается детям, возрос в полтора раза. В 2009 году за счет средств федерального бюджета была оказана помощь 43 832 детям. Соответствующие средства направляют на эти цели регионы Российской Федерации. В 2009 году были увеличены нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи по ряду важнейших заболеваний, реализация которых дает возможность возвращать детей, которые с врожденными пороками могли бы быть инвалидами, к нормальной полноценной жизни. В 2009 году обследованием на наследственные заболевания (андреногенитальный синдром, галактоземия, муковисцидоз) было обследовано 1,49 млн новорожденных, выявлено 355 случаев наследственных заболеваний. Аудиологический скрининг связан с выявлением тугоухости или нарушением слуха у детей на ранних стадиях и последующим проведением при необходимости операций кохлеарной имплантации. Раннее выявление тугоухости у детей и соответствующая операция в возрасте ребенка до шести месяцев позволяют сократить последующие расходы государства на его образование и социальную поддержку (по оценке составляют более 26 миллионов рублей на человека, то есть пожизненное содержание одного больного по самым необходимым расходам). Россия занимает третье место в мире после Германии и Польши по оказанию хирургической и реабилитационной помощи детям-инвалидам с врожденной глухотой и тугоухостью. В настоящее время создается сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов с нарушением слуха. В 2007 году во всех регионах Российской Федерации был веден новый стандарт диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни, включающий дополнительные осмотры врачей: невролога, детского хирурга, детского стоматолога, отоларинголога, а также ультразвуковое исследование, в том числе тазобедренных суставов. В результате реализации этой программы увеличилось раннее выявление у детей тяжелых заболеваний, способных привести к инвалидности. Несмотря на значительное продвижение в деле организации обследования и лечения новорожденных, следует признать, что на всей территории структура раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей и своевременного вмешательства пока не сложилась. Это подтверждается данными, полученными аппаратом Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Из 63 субъектов Российской Федерации, приславших информацию по вопросу о существовании системы ранней помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, 45 субъектов Российской Федерации сообщили, что таковая в регионе имеется. Но дальнейший анализ выявил, что подобная система имеется скорее в назывном порядке. Менее трети субъектов Российской Федерации - 18 из 63 - указали на применение современных методик и технических средств реабилитации детей-инвалидов и 14 регионов - на наличие специальных образовательных программ для детей-инвалидов. В 31 регионе осуществляется пренатальная диагностика и другие виды высокотехнологической помощи детям на раннем периоде развития. Региональные программы, направленные на раннюю помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, имеются в 38 субъектах Федерации. В 45 субъектах Федерации разработаны и приняты региональные законодательные и нормативно-правовые документы, направленные на укрепление семьи с ребенком-инвалидом, на раннюю помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В 2009 году в Новосибирской области создан центр развития абилитацион-ной компетентности родителей на базе городской общественной организации инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ». Семьям, имеющим детей раннего возраста с нарушениями в развитии, оказывается помощь в организации кор-рекционного процесса и в формировании социальной активности родителей (проект реализуется при финансовой поддержке Фонда). Ресурсным центром Новосибирской областной общественной организации детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Первоцвет» проведены два двухдневных обучающих семинара для родителей - «Оптимизация внутрисемейных условий, обеспечивающих развитие ребенка с психофизическими недостатками, средствами диагностики и коррекции», в котором приняли участие 15 человек, и «Психологические особенности детей раннего и младшего возраста с задержкой психического развития», в котором участвовали 15 человек (программа Фонда «Раннее вмешательство»). В Нижегородской области состоялись информационно-практические семинары «Школа родителей с особым ребенком», на которых для родителей детей-инвалидов проводились тренинги, мастер-классы по обучению применению реабилитационных технологий в условиях семейного воспитания (программа Фонда «В кругу друзей»). В Мурманской области на базе ГОУСОССЗН «Кандалакшский центр социальной помощи семье и детям» открыта «Мамина школа» для обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов. В проводимых школой мероприятиях только в октябре-декабре 2009 года приняли участие 29 родителей (программа Фонда «В кругу друзей»). Дальнейшее развитие системы ранней помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья возможно на основе тесного сотрудничества органов управления здравоохранением, социальной защитой и образованием. Это сотрудничество дает возможность своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, непрерывного междисциплинарного патронирования ребенка и семьи, интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы. Для оказания помощи семьям, проживающим в сельских населенных пунктах, в рамках реализации программы Новосибирской области «Первые ступеньки к развитию» в 2009 году созданы две выездные мобильные междисциплинарные бригады, осуществляющие раннюю диагностику и консультативную помощь. Специалистами мобильных бригад проконсультировали 69 родителей (семей) по вопросам коррекционно-педагогической помощи детям, по уходу за детьми. Им также оказана образовательная поддержка в целях их активного включения в процесс реабилитации ребенка. Все родители (семьи) обеспечены методическими материалами по вопросам развития детей. В ходе работы мобильных бригад 30 социальных работников муниципальных образований и врачей фельдшерско-акушерских пунктов обеспечены методическими материалами по вопросам реабилитации детей; три социальных работника муниципальных образований обучены методикам работы с семьями детей целевой группы дистанционно (программа Фонда «Раннее вмешательство»). Комплексная помощь имеет следующие особенности и характеристики: • Семейно-ориентированный подход - профессиональная направленность сотрудников на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи. Для лучшего понимания и решения проблем специалисты должны иметь представление о том, как функционирует семья, в какой социальной поддержке нуждается. При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия роста и развития, а не отдавать его в специализированное учреждение. • Междисциплинарная оценка - точная и подробная оценка различных областей развития ребенка, которая предполагает в том числе уточнение сильных и слабых сторон, резерва семьи. Командное междисциплинарное оценивание имеет ряд позитивных для профессионалов, родителей и ребенка преимуществ перед другими способами диагностики нарушенного развития в младенческом и раннем возрасте. В процессе общего наблюдения за поведением и во время обсуждения у сотрудников формируется единый язык, общие подходы к интерпретации поведения ребенка и родителей. В процессе междисциплинарного оценивания сотрудники, представляющие различные дисциплины, обмениваются своими профессиональными навыками, стратегиями и техниками. У команды возникает полная картина поведения ребенка и родителя, а не фрагментарные представления о развитии ребенка в разных областях. Таким образом, в систему раннего вмешательства должна быть встроена социальная модель оказания помощи данной категории граждан, которая может осуществляться как в лечебно-профилактических детских учреждениях, так и на базе учреждений социальной защиты. В рамках реализации программы «Дети Кольского Заполярья» на 20072010 годы в ГОУСОССЗН «Кольский комплексный центр социального обслуживания населения» (Мурманская область) создано отделение мобильной социальной помощи семьям, проживающим в малых и отдаленных населенных пунктах. Специалисты отделения осуществляют работу непосредственно по месту жительства семьи. За 2009 год отделением оказана помощь 1588 семьям, социальный патронат установлен над 466 семьями, в том числе над 105 семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Всего в 2009 году в отделении получили услуги 172 ребенка-инвалида, что на 63,8 % больше, чем было предусмотрено программой (программа Фонда «В кругу друзей»). Проект «Семьи с аутичными детьми-инвалидами: мобильная социальная поддержка» реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Пензенской области направлен на внедрение технологии мобильной социальной поддержки семей с детьми-инвалидами с использованием передвижного «домашнего стационара» и предоставлением индивидуальных реабилитационных услуг на дому, социализацию аутичных детей-инвалидов, формирование знаний и умений в исполнении родительских обязанностей в отношении таких детей (проект ГУССЗН «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Пенза, поддерживается Фондом). |