Поточный 4. Посменно-поточный Подлезание под 3 дуги Перепрыгивание через веревочки по 3 человека Круговой 6. Групповой а. подбрасывание и ловля мяча б. ходьба по гимнаст.скамейке в. прыжки из обруча в обруч Основные виды движений ХОДЬБА - обычная
- на носках
- на пятках
- на наружных краях стопы
- с высоким подниманием колен
- широким шагом
- приставным шагом
- гимнастическая ходьба
- в полуприседе
- в приседе
- спиной вперед
БЕГ - обычный
- на носках
- с высоким подниманием колен
- широким шагом
- прыжками
- бег скрестным шагом
- с захлестом назад
РАВНОВЕСИЕ 1. ходьба по бревну, по буму 2. ходьба по скамейке 3. ходьба с грузом на голове 4. ходьба с перешагиванием через предметы, препятствия ПРЫЖКИ - подпрыгивания
- подскоки (на 1 ноге, на 2-х ногах)
- в длину с места
- в длину с разбега (разбег 6-12 м)
- в высоту с места
- в высоту с разбега (разбег 9-12 шагов, только с 5 лет)
- прыжок с высоты (мл. возраст – 10-15 см, старший возраст – 35-40 см)
- через короткую скакалку
- через длинную скакалку
- впрыгивание
МЕТАНИЕ - катание мячей (младшая группа)
- прокатывание мячей в воротики (младшая группа)
- подбрасывание и ловля мяча
- метание одной рукой:
· из-за спины через плечо · снизу · сверху · сбоку · от груди - метание двумя руками:
· из-за головы · от груди · снизу · сбоку · от плеча ЛАЗАНИЕ - Ползание
· на спине · на животе · на четвереньках · по веревке · по бревну, по скамейке - Подлезание (без помощи рук)
· комочком · боком · лицом вперед · спиной - Пролезание в обруч (диаметр 50 см)
· боком · сверху вниз · снизу вверх - Влезание
· с помощью рук · без помощи рук - Лазание
· по шведской стенке · по канату СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - Построение(по росту – со средней группы)
· в колонну(строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции 1 шага) · в шеренгу (строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом к воспитателю на расстоянии 1 ладони) · в пары · в круг · врассыпную Равнение по росту. У ведущих - цветной флажок. Каждая колонна идет за своим ведущим к ориентиру. Можно повернуть колонну, тогда маленькие окажутся первыми. - Перестроение
· из колонны (в пары по 2, в колонны по 3, 4) · из шеренги (в 2-3 колонны, в пары) - Повороты:
· переступанием (младшая гр.) · прыжком (средняя гр.) · носком с приставлением другой ноги (старшая и подгот.гр) - Размыкание и смыкание
Соблюдается интервал (на расстоянии вытянутой руки) показывается способ (обычный шаг, приставной или прыжок), направление (вперед, назад) и соблюдается счет. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Структура Часть – Вводная Построение в шеренгу, равнение, повороты, ходьба, виды ходьбы, бег, виды бега, ходьба, перестроение в 2-3 колонны. Часть - Комплекс ОРУ а)с предметами (2 комплекса в месяц с разными предметами) б) без предметов (2 комплекса в месяц) Часть – Заключительная Построение, ходьба, упражнения для плечевого пояса, упражнение на дыхание. Можно провести несложную знакомую игру. Пальчиковая гимнастика. Погладим котенка - Киса, кисонька, кисуля! Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! - И погладила рукой. (одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.) Моя семья Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся моя семья. (поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «а вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок) Белка(народная песенка) Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... (поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого) Дождик(народная потешка) Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! (подушечки правой(левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино)) Дружба Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с вами подружимся, Маленькие пальчики. 1, 2, 3, 4, 5. Начинай считать опять: 1, 2, 3, 4, 5. Мы закончили считать. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями.) Мизинчик Маленький Мизинчик Плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет: Что все это значит? Средний пальчик очень важный Не желает слушать. Указательный спросил: - Может, хочешь кушать? - А Большой бежит за рисом, - Тащит рису ложку, Говорит: «Не надо плакать, На, поешь немножко!» (Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.) - Украсить шапку клоуна разноцветными прищепками с определенными заданиями левой и правой рукой. - Сделать из прищепок солнышко - Украсить елочку - Накачивать насос (при помощи карандаша) - Подниматься по лесенке (при помощи карандаша) - Прокатать карандаш между ладошками Зарядка для пальцев рук и ног: - 20 раз сжать пальцы рук и ног.
- 2 ступни и 2 руки вместе сделать 10 круговых движений влево(вправо)
- Массировать каждый пальчик, ступню впередназад.
Игра для пальцев ног «Большак рисует» Пальцы играют (разжать, сжать), переносят мелкие игрушки с одного подноса на другой, прокатывание скалки. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики руки. Чем развитие пальцы, тем лучше развита речь. Гимнастика для глаз. (упражнения для глаз проводятся в середине занятия) Австисова методика Метка на стекле (на стекле, на уровне глаз ребенка, ставится метка красного цвета 3-5 мм) Ребенок подходит к окну на расстояние 30-35 см, выбирает ориентир (дерево, качели ограда и др.) 30 -35сек. Смотрит на ориентир, затем 3035сек смотрит на метку и так далее. Время выполнения5минут. Упражнения для глаз: - И. п. сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклон вперед к крышке стола выдох. Выполнить 5-6раз. - И. п. то же, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Выполнить 4-5раз. - И. п. сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, то же влево. Выполнить 5-6раз. - И. п. сидя, смотреть прямо перед собой на воспитателя 2-3сек Поставить руки посередине линии лица на расстоянии 15-20см от глаз. Перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5сек, опустить руки. Выполнить 5-6раз. - И. п. сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Выполнить 4-5раз. Дыхательная гимнастика. Все упражнения выполняются в темпе марша, вдох в 2 раза короче, чем выдох. Лечебные звуки (по М. Л. Лазареву, автору программы «Здравствуй»). Звуки музыку рождают, И недуги побеждают Звуки слова создают И скучать нам не дают. Чтоб здоровым, сильным стать Чтоб не кашлять, не чихать Звуковую гимнастику Будем с вами выполнять. Вылечим простуду Чтобы простуду, насморк победить Должны мы звук - в произносить В -в-в-в-в-в-в-в- (на выдохе) Ш-Ж-З лечит трахеит, кашель. Ладошки на горлышко все положите Песенку комарика все произнесите: З -з-з - комар летит З-з-зкомар звенит З-з-ззазвенели, запели ребята З-з-зотдохните мои дошколята. Руку на грудь положите теперь Кашель не страшен нам с вами, поверь Ж-ж-ж- (дети стоят спиной к друг другу, кулак левой руки на поясе) Снова, друзья, мы чуть-чуть отдохнем, Песню змеи произнесем ш-ш-ш, Комплекс оздоровительных мероприятий после сна. Пробуждение. Воспитатель звонит в колокольчик: Колокольчик ледяной, Он всегда, везде со мной. «просыпайтесь!» - говорит, «закаляйтесь!» - всем велит. Комплекс закаливающих упражнений. 1. «Киски просыпаются». (предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок). На ковре котята спят, Просыпаться не хотят. Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать. 2. Игры с одеялом. (дети прячутся под одеяло и так 2-3раза) Вот идет лохматый пес, А зовут его - Барбос! Что за звери здесь шалят? Переловит всех котят. 3. Легкий массаж («поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь). 4. Бег босиком из спальни в группу: Потянулись, быстро встали, На носочках побежали... 5. Ходьба по «дорожкам здоровья». (1 дорожка - обычная, 2 дорожка - ребристая, 3дорожка - с плоскими пуговицами) Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну-ка веселее, топ, топ, топ! Вот как мы гуляем, топ, топ, топ! Топают ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Это наши ножки, топ, топ, топ! 6. Завершается подъем гигиеническими процедурами. Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь, уши, мойся шейка! Шейка, мойся, хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!!! Игры, которые лечат. Игротерапия, сказкотерапия - это лишь пара примеров методик психологической помощи детям. Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить некоторые игровые техники. Вполне возможно, что ваш детский психолог проведет игротерапию намного профессиональнее, но еще более очевидна польза от занятий, которые проводят сами педагоги и родители! Ведь в процессе будут задействованы не только дети, но и педагоги, а значит вместе с ребенком будут меняться и педагоги, их отношения друг с другом. Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей. Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, потихоньку готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме. Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия. Эти игры помогут: - Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью! - Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества. - Наладить контакт между детьми и педагогами. - Развить ловкость и координацию движений. Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения. «Снеговик!» Педагог и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. «Буратино» Педагог говорит текст и выполняет движения вместе с детьми: «Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем» Игра, способствующая коррекции упрямства, негативизма и агрессии! «Капризная лошадка» Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьмми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!» А следующие игры направлены целиком на коррекцию агрессии: «Сражение» Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями. «Злые - Добрые кошки» По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат. «Каратист» На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию. «Боксер» (с 3 лет) Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками. «Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!» Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!». Игры, направленные на коррекцию страхов: «Смелые мыши» (с 2 лет) Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями. «Привидение» (с 3 лет) На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим. «Пчёлка в темноте» (с 3 лет) Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты. «Сова и зайцы» (с 3 лет) Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно. Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У - у - у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой. Помните, самое главное - это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия - это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе! |