Государство и церковь: их соотношение. В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы; б) иерархический характер, централизация управления; в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной гос.церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Статус гос. церкви харак-тся след. моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п. 2. Церковь получает от гос-ва различные субсидии и матер.помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в поли. жизни, в частности, через свое представительство в гос. органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов гос. власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Секуляризация к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает: 1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя. 2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п. 3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д. 4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран. 5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия. 6. Жесткую иерархию и централизацию гос. аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации. 7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов. 8. Деспотические и абсолютистские формы правления. 9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека. 10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства. 11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д. 12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет). |