МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

 

 

Безопасность жизнедеятельности

Методические указанияи контрольные задания

Для студентов заочной формы обучения

27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)»


РАССМОТРЕНО Цикловой комиссия «ОП и физического воспитания» _____________ Чайничкова Н.Ю. Протокол № 1 от 31.08.2015 г   УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора техникума по учебно-производственной работе ___________ Н.В.Замурий «_____»._______.201____

 

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов заочной формы обучения составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)»и рабочей программой учебной по дисциплине ОПД. 11«Безопасность жизнедеятельности».

Организация-разработчик:

Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения».

 

Разработчик:

Фартунин Михаил Юрьевич, преподаватель Ярославского филиала МИИТ.

Рецензенты:

О.В. Смирнова, методист, методический отдел Ярославского филиала МИИТ.

 

Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку в железнодорожный техникум Ярославский филиал МИИТ. 150048 г. Ярославль, Московский проспект, д. 151, телефон (4852) 44-99-36


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО/СОО ПО ППССЗ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.. 6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.. 10

ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА.. 11

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 12

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 13

ДЕМО-вариант итоговой письменной контрольной работы (классной) 14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 15

ДЕМО-вариант для проведения письменного зачета дифференцированного зачета экзамена. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 17

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине предназначены студентам заочной формы обучения по специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)»среднего профессионального образования при освоении программы учебной дисциплины ОПД. 11«Безопасность жизнедеятельности».

Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности в части освоения студентами заочной формы обучения вышеуказанной учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой.

Студентам следует помнить, что все требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения учебной дисциплины и к ее содержанию является обязательными дляизучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.



Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо познакомиться с ее содержанием, уяснить ее объем, руководствуясь приведенным списком информационных источников. Учебно-методические материалы по дисциплине изучаются студентами самостоятельно в соответствии с рабочими программами и графикам учебного процесса.

В соответствии с учебным планом по специальности студентами в обязательном порядке выполняется домашняя контрольная работа, а также студенты обязаны пройти промежуточную аттестацию в формеэкзамена.

Домашняя контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний, а так же средством самоконтроля. Выполнять её следует в соответствии с установленным учебным планом и графиком учебного процесса сроком сдачи.Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.

Для выполнения домашней контрольной работы необходимо:

- ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, а также правилами представления ее результатов по методическому пособию «Общие вопросы организации самостоятельной работы студентов обучающихся по заочной форме обучения»;

- ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;

- выполнить все задания по всем пунктам.

 

Домашняя контрольная работа может выполняться, в зависимости от требований преподавателя, двумя способами:

1. письменно (отпечатано), оформленная в соответствии с установленными требованиями, сдается на заочное отделение для проверки преподавателем;

2. в электронном виде. Работа может быть выполнена непосредственно в программном комплексе «Moodle» в соответствующем курсе или высылается через обмен файлами в программном комплексе «Moodle». Программный комплекс «Moodle» расположен на сайте Ярославского филиала МИИТ www.yarmiit.ru в верхней строке меню.

Перед выполнением домашней контрольной работы студенту необходимо:

- ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, а также правилами представления ее результатов по методическому пособию «Общие вопросы организации самостоятельной работы студентов обучающихся по заочной форме обучения»;

- ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;

- определить свой вариант, выбор которого зависит от последней цифры шифра студента (если шифр заканчивается на цифру 1, то выполняется первый вариант, на цифру 2 – второй вариант и т.д., если шифр заканчивается на 0, то студент выполняет 10-й вариант);

- выполнить все задания по всем пунктам.


 

 

ТРЕБОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)»освоениеучебной дисциплины ОПД. 11 «Безопасность жизнедеятельности»должно обеспечить:

1. формирование у студентов общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

2. формирование у студентов профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
ПК 1.2 Организовывать работу персонала по выполнению требований безопасности перевозки к выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуациях.
ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
ПК 1.4 Разрабатывать мероприятия по предупреждению аварий и проводить анализ причин нарушения безопасности движения.
ПК 2.1 Осуществлять планирование и организацию перевозочного процесса.
ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживания перевозочного процесса.
ПК 2.4 Осуществлять технический контроль за качеством перевозок и техническое нормирование работы транспорта.
ПК 3.4 Выбирать транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов.
ПК 4.1 Оценивать эффективность перевозочного процесса.
ПК 4.2 Находить оптимальные варианты решения задач перевозок с использованием современных научно-исследовательских математических методов.

3. приобретениестудентами предметных знаний и умений:

студент должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

В соответствии с рабочим учебным планом по заочной форме обучения виды учебной работы по учебной дисциплине и количество часов на их выполнение распределяется в соответствии со следующее таблицей:

  Вид учебной работы Объем часов  
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
- обзорные, установочные занятия (без учета часов на прохождение промежуточной аттестации)
- практические/семинарские занятия
- лабораторные занятия -
- промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Итоговая письменная контрольная работа (классная) -
Самостоятельная работа студента -
в том числе:
- выполнение домашней работы, индивидуального проекта, подготовка к лабораторным, практическим/семинарским занятиям
- подготовка к прохождению промежуточной аттестации, к выполнению итоговой письменной контрольной работы (классной)
- другие виды
Контактная работа* (всего)
в том числе:  
- обзорные, установочные, практические/семинарские, лабораторные занятия
- выполнение итоговой письменной контрольной работы (классной) -
- прохождение промежуточной аттестации -
- другие виды -
кроме того:  
- групповые и индивидуальные консультации 0,2/чел.
- защита индивидуального проекта 0,5/чел.
- консультации и(или) участие в форуме при использовании дистанционных образовательных технологий
Занятия в интерактивной форме** (всего)
       

 

 

Виды и формы аттестации
  Количество
Текущий контроль успеваемости - домашние контрольные работы
Текущий контроль успеваемости - итоговая письменная контрольная работа (классная) -
  Форма
промежуточная аттестация проводится на 1 курсе Диф. зачет

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(выдержка из рабочей программы)

Формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и знаний обеспечиваетсяпредметным содержанием, которое включает в себя:

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа студентов  
 
Раздел 1.Гражданская оборона  
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Содержание учебного материала  
Чрезвычайные ситуации природного характера.Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.Стихийные бедствия.  
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.Аварии и катастрофы на транспорте и объектах промышленности. Меры защиты при ЧС техногенного характера.  
Чрезвычайные ситуации военного характера.Источники и особенности ЧС военного характера.Современные средства поражения.  
Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке.Обеспечение безопасности при эпидемии (эпизоотии, эпифитотии). Правила поведения населения в районах боевых действий.  
Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с.3-9, 22-49, 53-59, 114-132, 182-184, учебного пособия "БЧС. ГО" с.с.46-58, 140-152, и составление плана и тезисов ответов; - подготовка к тестированию (тест № 1 «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера»).  
Тема 1.2. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала  
Нормативно-правовая базазащиты населения и территорий от ЧС. Основные принципы государственной политики и Федеральные законы по защите населения и территорий от ЧС.Комплекс мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.  
Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО). История возникновения и развития, структура РСЧС и ГО. Основные задачи и функции в мирное время и при ведении военных действий.  
МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий РФ. Структура и задачи МЧС РФ. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.  
Самостоятельная работа обучающихся: - изучение основных положений Федерального Закона "О гражданской обороне" (№28-98г.); - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 108-120, 121-187, учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. 46-58, 140-152, и составление плана и тезисов ответа. - подготовка к тестированию (тест № 2 «Основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»).  
Тема 1.3. Защита Содержание учебного материала  
населения и территорий от ЧС мирного и военного времени. 1. Основные виды и организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).Виды АСДНР. Порядок действий аварийно-спасательных подразделений в условиях ЧС.  
  2. Эвакуационные мероприятия.Система информирования и оповещения. Виды и способы эвакуации, задачи и функции эвакуационных органов.  
  Практические занятия:  
  1. Использование средств индивидуальной защиты.  
  2. Использование приборов РХР и инженерных сооружений.  
  3. Организация оповещения и эвакуации в учебном заведении.  
  4. Выполнение эвакуационных мероприятий, применение первичных средств пожаротушения в учебном заведении.  
  Самостоятельная работа обучающихся : - изучение основных положений Федерального Закона " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера " (№68-94г.); - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 262,263, учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. и составление плана и тезисов ответа. - подготовка к тестированию (тест № 3 «Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени»).  
Тема 1.4. Содержание учебного материала  
Обеспечение и повышение устойчивости функционирования 1.Устойчивость объектов железнодорожного транспорта в ЧС.Общие понятия об устойчивости объектов железнодорожного транспорта в ЧС. Структура, задачи, формирования (силы и средства) ЖТСЧС.  
объектов железнодорожного транспорта.   2. Обеспечение защиты рабочих и служащих.Основные мероприятия, обеспечивающие защиту рабочих и служащих. Подготовка объектов железнодорожного транспорта к аварийному режиму работы.  
  Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. 226-275 и составление плана и тезисов ответа. -подготовка к тестированию (тест № 4 «Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта»).  
Раздел 2.Основы военной службы  
Тема 2.1. Содержание учебного материала  
Национальная безопасность РФ. Обеспечение национальной безопасности РФ. Основные угрозы военной безопасности РФ.  
Терроризм – особая угроза национальной безопасности РФ. Сущность виды и отличительные признаки терроризма. Принципы, задачи и мероприятия по борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности населения.    
Военная доктрина и военная организация РФ.Военная доктрина об обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация РФ.  
Вооружённые силы – основа военной организации РФ.Предназначение, история развития и основные задачи ВС РФ в мирное и военное время. Организационная структура Вооружённых сил РФ.  
Практические занятия  
1. Изучение предназначения, структуры видов и родов войск ВС РФ и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники.  
Самостоятельная работа обучающихся: - изучение основных положений Федеральных Законов « Об обороне »(№61-96 г.), «О борьбе с терроризмом» (№ 130-98 г.); - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 200-235 и составление плана и тезисов ответа. - подготовка к тестированию (тест № 5 «Основы обороны государства»).    
Тема 2.2. Военная Содержание учебного материала  
служба – особый вид федеральнойгосударственной 1. Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности и воинский учёт граждан. Подготовка граждан к военной службе.  
службы   2. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Виды воинской деятельности. Требования, предъявляемые к личным качествам военнослужащих по основным воинским учётным специальностям (ВУС).  
  3. Права и ответственность военнослужащих. Права и свободы военнослужащих, льготы, предоставляемые им. Виды ответственности: дисциплинарная, административно-правовая, материальная, уголовная.  
  Практические занятия  
  1. Уставы ВС РФ о безопасности военной службы. Бесконфликтное общение военнослужащих и взаимоотношения между ними.  
  2. Требования безопасности при проведении занятий по боевой подготовке в ВС РФ. Тактическая подготовка. Огневая подготовка. Строевая подготовка.  
  3. Воинские звания, знаки различия, виды и правила ношения военной формы одежды.  
  Самостоятельная работа обучающихся: - изучение основных положении Конституции РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих» (№76-98г.), Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (№53-98г.), Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ; - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 236-244 и составление плана и тезисов ответа. - подготовка к тестированию (тест № 6 «Воинская обязанность и военная служба»).  
Тема 2.3. Основы Содержание учебного материала  
военно-патриотического воспитания   1. Патриотизм - неотъемлемое качество российского воина. Патриотизм – как составляющий фактор воспитания молодёжи. Торжественные ритуалы ВС РФ.  
  2. Символы воинской чести. Боевое знамя части и боевые традиции ВС РФ. Почетные награды РФ.  
  Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 236-244 и составление плана и тезисов ответа. - подготовка к тестированию (тест № 7 «Основы военно-патриотического воспитания»).  
Тема 2.4. Медико- Содержание учебного материала  
санитарная подготовка.   1. Общие сведения о ранах.Способы остановки кровотечения и обработки ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.  
  2. Первая (доврачебная) помощь при травмах и ожогах.Оказание ПМП при ушибах, переломах, вывихах, растяжении связок и синдроме длительного сдавливания. ПМП при ожогах.  
  3. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании.Оказание ПМП при перегревании. Порядок оказания ПМП при переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании.  
  4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, утоплении, отравлениях и клинической смерти.ОказаниеПМП при остановке сердечнососудистой деятельности, различного вида удушениях. Оказание ПМП при отравлениях.  
  Практические занятия  
  Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий.  
  Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.  
  Наложение шины на место перелома, транспортировка пострадавшего.  
  Отработка на тренажёре прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.  
  Самостоятельная работа обучающихся: - чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 290-334 и составление плана и тезисов ответа. - подготовка к тестированию (тест № 8 «Правила оказания ПМП»).    

 


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.