МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Изобретательство и рационализация





Научно-технический потенциал, включая в себя также результат исследований и разработок, измеряется проектным и плановым эффектом завершенных исследований, в первую очередь изобретений и рационализаторских предложений.

Рационализаторским предложением признается техническое решение, предусматривающее создание или изменение конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники, состава материала, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, а также новое для него организационное решение, дающее экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект. Оно должно обладать местной или ограниченной новизной, которая определяется в масштабе предприятия или организации, одной или нескольких отраслей.

Основные виды рационализаторских предложений представлены в таблице.

Основные виды рационализаторских предложений

Разновидность Начало использования
Относящиеся к конструкции изделия или составу материала Со дня введения в хозяйственный оборот
Относящиеся к технологии (способу) Со дня начала применения в производственном процессе
Содержащие организационное решение Со дня начала применения.
Примененные в опытном образце Со дня передачи опытного образца в производство.

Право авторства на рационализаторское предложение принадлежит гражданину, своим творческим трудом создавшему рационализаторское предложение.

Если в создании рационализаторского предложения участвовали несколько граждан, все они считаются соавторами такого рационализаторского предложения.

Не признаются соавторами граждане, оказавшие автору рационализаторского предложения только техническую, организационную или материальную помощь либо способствовавшие оформлению прав на рационализаторское предложение и использованию его в производстве.

Изобретением, которому предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое.

Изобретениями признаются технические решения (конструкторские и технологические), рецептуры и химические составы веществ и материалов, новые методики измерений и т.д. (кроме методов организации и управления), отвечающие следующим критериям:

- оригинальности (по сравнению с запатентованными или общественными аналогами, с соблюдением приоритета по авторству патентуемых объектов);

- нетривиальности (т.н. основанности на результаты специально приведенных исследований и разработок);

- выраженной практической полезности по четко названным областям применения.

Формой охраны собственности на изобретения является патент, который удостоверяет государственное признание новизны технического решения, потенциальной пригодности изобретения для общества и закрепляет за его владельцем (патентообладателем) монопольное право на это изобретение на определенный срок.

Право на изобретение охраняется государством и удостоверяется патентом который удостоверяет приоритет изобретения и исключительное право на использование.

Патент действует с даты подачи заявки в государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности" Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь в течение двадцати лет.



Заявка на изобретение должна содержать:

- заявление о выдаче патента с указанием автора (соавторов) изобретения и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается патент, а также его (их) местожительства или местонахождения;

- описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления;

- формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;

- чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

- реферат.

Изобретение является новым, если оно не является частью уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других сферах деятельности.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы, ему принадлежат личные неимущественные и связанные с ними имущественные права.

Если изобретение, полезная модель, промышленный образец созданы совместным творческим трудом двух и более физических лиц, они признаются соавторами.

Расходы на рационализацию и изобретательство включаются в общепроизводственные (заводские накладные) расходы.

Для активизации инновационных процессов на предприятии необходимо уделять внимание изобретательской и рационализаторской деятельности.

Эффективность использования инноваций

Оценка эффективности от инноваций осуществляется с помощью следующей системы показателей:

Рентабельность затрат, осуществляемых на инновацию. Он рассчитывается:

Рз = (DП / Зи ) х 100%

где DП - прирост прибыли, полученный от инновации; Зи - затраты, связанные с осуществлением инновации, руб.

Срок окупаемости инновации определяется по формуле:

Ток = Зи / Пср

где Пср - среднегодовая величина прибыли, полученная от инновации, руб.

Внедрение инновации может обеспечить получение следующих видов эффекта

Виды эффекта от инновационной деятельности

Экономический эффект от осуществления инноваций на предприятии Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных инноваций
Экономический эффект Научно-технический эффект Социальный эффект Экологический эффект
- прибыль от лицензионной деятельности; - прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау; - прирост объема продаж; - улучшение использования производственной мощности; - сокращение срока окупаемости инвестиций; - улучшение использования ресурсов: рост производительности труда; рост фондоотдачи; ускорение оборачиваемости оборотных средств и т.д. - количество зарегистрированных авторских свидетельств; - увеличение удельного веса новых информационных технологий; - увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов; - повышение коэффициента автоматизации производства; - повышение организационного уровня производства и труда; - рост количества публикаций (индекса цитирования); - повышение конкурентоспособности предприятия и его товаров на рынках промышленного развитых стран - прирост доходов работников предприятия; - повышение степени безопасности труда; - увеличение рабочих мет; - улучшение условий труда; - увеличение продолжительности жизни работников; - снижение заболеваемости - снижение вредных выбросов в атмосферу, почву, воду; - снижение отходов производства; - повышение эргономичности производства (шум, вибрация и т.п.); - снижение штрафов за нарушение экологического законодательства

Экономический эффект от инноваций является обобщающим показателем экономической оценки реализации инновации и выражает величину прибыли или ущерба от инновации. Если инновации реализуются в технологическом процессе с целью достижения конкурентного преимущества по издержкам (экономии себестоимости), то при определении их экономической эффективности используется:

- вариантный подход;

- методы сравнительной экономической эффективности.

Вариантный подход предполагает, что целевая установка (экономия себестоимости) может быть достигнута путем «с инновацией» или «без инновации», но в том и другом случае требуются дополнительные затраты капитального характера (инвестиции, капитальные вложения).

Методы сравнительной экономической эффективности обуславливают, что:

- результат выражается в экономии себестоимости;

- затраты рассматриваются как единовременные.

Для определения эффективности рассчитывается коэффициент экономической эффективности инвестиций в инновациюа):

 

Еа =

 

где С1, С2 – себестоимость (текущие затраты) годового объема выпуска продукции по вариантам «с инновацией» и «без инноваций»; К1, К2 – единовременные затраты (капитальные вложения) по сравниваемым вариантам в осуществление инновации.

Соответственно рассчитывается срок окупаемости капитальных вложений в инновациюок), осуществляемых для реализации вариантов:

 

Ток =

 

Поскольку при финансировании вариантов имеет место разновременность осуществления затрат и получаемого эффекта (текущих затрат) из системы методов сравнительной экономической эффективности для оценки результативности инноваций используют метод приведения к единому моменту времени (метод приведенных затрат). Применение данного метода позволяет определить годовой экономический эффект в случае предпочтения внедрения варианта с инновациейи):

Эи = (ПЗ1 – ПЗ2) х ВП2,

где ПЗ1, ПЗ2 – соответственно приведенные затраты по рассматриваемым вариантам, руб.; ВП2 – объем выпуска продукции в год (в натуральных измерителях).

В случае, если предприятие в результате внедрения инновации осуществляет выпуск нового продукта, то экономический эффектни) от его производства можно определить по формуле:

Эни = (Цп – Сп) х ВПпл,

где Эни – экономический эффект от производства нового продукта (изделия); Цп – планируемая цена нового продукта (за вычетом налогов, включаемых в цену в соответствии с законодательством), руб.; Сп – планируемая себестоимость единицы нового продукта, руб.; ВПпл – планируемый объем выпуска нового продукта (в натуральных измерителях).

Поскольку инновационность производства выражается в изменении уровня его автоматизации и механизации, то для оценки эффективности дополнительно могут использоваться следующие показатели:

Коэффициент автоматизации трудаат):

Кат = ЧРа / ЧРсп ,

где ЧРа – численность работников, занятых на автоматизированных участках, чел.; ЧРсп – среднесписочная численность работников, чел.

Коэффициент автоматизации производствпр):

Кпр = ВПа / ВПобщ,

где ВПа – объем выпущенной продукции (выполненных работ) автоматизированным способом, руб.; ВПобщ – общий объем выпущенной продукции.

Повышение инновационного уровня производства, отражается в структурных изменениях персонала предприятия (в частности, увеличивается доля высококвалифицированных работников); активной части основных фондов (возрастает доля производственных автоматов и полуавтоматов; оборудования, основанных на новых электронных технологиях и т.д.).

В условиях рыночных отношений актуальность управлением качеством обусловлена необходимостью производства продукции, имеющей высокую конкурентоспособность. Высокое качество продукции является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность- сравнительная характеристика товара( работы, услуги), содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экологических свойств относительно требований рынка или свойств другого товара.

Согласно ГОСТ 15467-79, качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Свойства продукции- объективная особенность товара, которая может проявиться при создании, эксплуатации или потребления.

Уровень качества- количественное выражение степени пригодности продукции для удовлетворения конкретной потребности в ней по сравнению с соответствующей базисным показателям при фиксированных условиях производства. Функции качества как экономической категории:

1. Функция меры удовлетворения потребности.

2. Функция важнейшего свойства товара( работы, услуги) без которого невозможно получить признание потребителей.

3. Функция определения уровня таких показателей деятельности организации как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность предприятия и товара.

Актуальность проблемы повышения качества продукции определяется следующими принципами:

1. Качество- главный критерий для совершения основных покупок.

2. Качество- главный инструмент снижения издержек. Производить изначально качественную продукцию всегда дешевле, чем впоследствии улучшать ее качество.

3. Качества и система управления качеством наиболее успешно противостоят конкуренции, т.к. предлагают комплекс мероприятий по контролю за уровнем качества на всех стадиях производственного процесса: продуктовую политику, маркетинг, сбыт, квалифицированный персонал, инновации и технологии.

4. Качество ведет к укреплению позиций предприятия на рынке.

Показатели качества продукции- количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые определяют ее качество.

Измерением качества продукции занимается квалиметрия.

На практике показатели качества промышленной продукции подразделяются на единичные, обобщающие и комплексные.

Единичные показатели характеризуют отдельные свойства продукции: назначения, экономного использования сырья, топлива и энергии (при эксплуатации продукции), надежности, энергономичности, эстетичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Характеристика показателей качества продукции.

Назначение: показатели состава и структуры, социальные (моральное старение, потребительский типаж и др.), функциональные (мощность, производительность, скорость, объем памяти и др.).

Надежность: безотказность (вероятность безотказной работы, вероятность отказа, интенсивность отказов и др.), долговечность (срок службы, срок гарантии и др.), ремонтопригодность, сохраняемость, экономное использование материальных ресурсов, энергии, трудовых ресурсов, экономичность энергопотребления и др..

Энергономические: соответствие изделия двигательной способности и органам чувств человека и др.

Эстетические: информационная выразительность ( товарный знак, оригинальность, соответствии моде, рациональность форме, четкость исполнения фирменных знаков, упаковки и сопроводительной документации, устойчивость к повреждениям).

Экологические: физические (уровень пылевыделения, шума; уровни радиопомех); (излучаемости £,β, γ- частиц)- радиационные; химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду) и др.

Безопасность: механические (коэффициент изнашиваемости, деформируемости, уровень шума и вибраций); электрические (вероятность поражения электротоком и др.), термические (вероятность перегрева и прохлаждения); пожаро- и взрывоопасные, наличие знаков безопасности и др.

Патентно-правовые: патентная чистота, патентная защита и др.

Стандартизация и унификация: показатели применяемости, повторяемости и др.

Технологичность: основные (трудоемкость изготовления, технологическая себестоимость изготовления и др.), дополнительные ( удельная материалоемкость).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.