МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общепсихологические термины и понятия





– Психология \греч.\ - наука о закономерностях развития и функционирования психики.

– «Психология» \греч.сл.\ - «психо», «псюхе»/душа/; «логия», «логос» \учение, наука\.

– Предметом изучения психологии являются факторы, закономерности и механизмы психики.

– Отрасли психологии – общая психология, возрастная, педагогическая, психология творчества, искусства, музыкальная, психофизика, психофизиология, парапсихология, психиатрия, социальная, этническая, медицинская, космическая.

– Основные психологические термины – душа, сознание, ощущения, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, воля, чувства, темперамент, характер, способности.

– Душа – понятие, отражающее внутренний мир человека.

– Сознание – высший уровень психического отражения действительности в мышлении человека.

– Ощущения – простейший психический процесс отражения в нашем сознании через органы чувств отдельных свойств предметов и явлений.

– Внимание – сосредоточенность деятельности в определенный момент.

– Восприятие - отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

– Память – запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта.

– Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.

– Воображение или фантазия – элемент психической, творческой деятельности человека воссоздающего новое.

– Воля – деятельность, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

– Чувства – эмоциональные переживания человеком происходящих явлений.

– Темперамент – индивидуальная особенность человека, обусловленная динамическими проявлениями психики.

– Характер - /отлич. черта, признак/ - индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в особенностях поведения и отношения к чему-либо.

– Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

 

Из истории музыкальной психологии

 

Музыкальная психология, наяду с общей психологией, изучается с древнейших времен. Первые ростки музыкальной психологии как науки мы находим в работах античных философов. Так, в работах Пифагора/VI век до н.э./, его учении об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях. От Пифагора идет традиция сравнивать общественную деятельность, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором также было установлено, что мелодии и ритмы оказывают соответствующее влияние на души людей. Различались мелодии против уныния и душевных переживаний, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

По мнению другого греческого философа – Платона/V век до н.э./ - могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только та музыка, которая помогает возвыситься человеку.

Аристотель /IV век до н.э./ вслед за Пифагором и Платоном считал музыку средством гармонизации индивида с обществом. В своих трудах Аристотель разработал учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция «катарсиса», согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. Когда в процессе глубокого сопереживания человек очищается духовно, его душа поднимается от своей частности, единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни.



Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах делает человека жалостливым и размягченным; звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так дорийский, фригийский, лидийский оказывают положительное воздействие на психику и здоровье человека, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать. Аналогичные предписания касались и музыкальных инструментов.

Древние греки именовали необразованного человека «ахореутос», что в переводе означало индивида, не умеющего петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте и, следовательно, не пригодного для участия в «хорейе» - так называлось музыкально-хореографическое действо, объединяющее всех жителей древнегреческого полиса в единое целое.

У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека: в эпосе об Одиссее, когда от музыки и пения его рана перестала кровоточить, в деятельности сурового царя Спарты Ликурга, который сам сочинял музыку для своего войска, в работах Демокрита, Платона и др.

В древнем Китае музыка считалась символом порядка и цивилизации, она составляла важнейший элемент воспитания молодёжи и входила в число наук, обязательных для изучения. Известно, например, что Конфуций /VI век до н.э./ сам играл на цине и т.д.

В Индии древние врачи использовали музыку в качестве лечебного средства. (См.кн: Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997, с.10)

В средние века музыкальная психология получила свое развитие на Востоке в трудах великих ученых Фараби, Ибн Сины, Джами, Мараги, Кавкаби и др. /IX- XVI вв./. Например, Фараби /873-950/ в «Большой книге о музыке» пишет о большом воздействии музыки не психологию и душевный мир человека. Музыка может радовать, веселить, успокаивать и быть задумчивой и спокойной, быть призывной и в то же время усыплять людей. Ибн-Сина /980-1037/ говорил о целительном значении музыки и для души, и для тела. Он описывал восприятие музыки как с физиологической точки зрения, так и с психологической. Абдурахман Джами /1414- 1492/ в «Трактате о музыке» пишет о восприятии интервалов, в их консонирующем и диссонирующем значении как в мелодическом, так и в гармоническом их сочитании.

В средние века на Западе музыкальная психология получила свое развитие в работах музыкантов-теоретиков: Боэций, Гвидо Аретинский, Царлино /XVII-XVIIIвв./, в трудах музыкантов-философов Кунау, Кирхера, Маттесона и др.

Собственно же научная музыкальная психология берет свое начало в труде немецкого естествоиспытателя Германа Гельмгольца /1821-1894/ - «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки». Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия.

Разработку физиологических основ музыкальной психологии мы находим в трудах ученых-физиологов И.М.Сеченова /1829-1905/ «Рефлексы головного мозга» и И.П.Павлова /1849-1936/ учении о высшей нервной деятельности, рефлекторном характере психики, изучение 2-й сигнальной системы.

Большой вклад в развитие науки внесли психологи, музыковеды Карл Штумпф /1848-1936/ «О психологическом происхождении пространственных представлений», «Психология музыкальных восприятий» /т1-2/, Курт Закс /1881-1959/, а также их последователи М.Майер, Г.Ревеш, В.Кёллер.

Значительный вклад в развитие музыкальной психологии внесли: Э.Жак-Далькроз, Н.А.Гарбузов, С.М. Майкапар, Б.В.Асафьев, Ю.Н.Тюлин, Б.М.Теплов, М.В.Блинова, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, Ю.Б.Алиев, З.Рикявичус, Л.Комес и др.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.