Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции. ПОЛНАЯ ШПОРА Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук. Основные методологические подходы в теории коммуникации 3. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Каналы связи между различными объектами. Субстанционально-интеракционная концепция Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций. Движение субстанции какого типа делает субъект-субъектное взаимодействие коммуникацией? Коммуникационная субстанция – субстанция, движущуюся от одного субъекта к другому в ходе их взаимодействия. Для ответа на этот вопрос обратимся к типологии субстанций. Типы коммуникации в самом общем виде: - Субстанции материального типа: матер тела, вещ-во, энергия (не входит в число коммуникативных субстанций в современности) Не переносит информации - Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов взаимодействия. Главное – это информационная наполненность, связанная с наличием особого смысла для субъекта. (Брачный крик мартовского кота, виляние хвоста у собачки). Понятие и смысл очень важны. Субстанция идеальной природы, двигающаяся от одного субъекта к другому, будет считаться коммуникативной, если информация, которую она несет, имеет смысл для обоих субъектов. - Субстанции материально-идеального типа (смешанные): в них и содержательная и материальная сторона имеют значение для хар-ра и эффекта взаим-я. Пример: перчатка, брошенная в лицо обидчику, как вызов на дуэль. Главное – информационно содержательный компонент. Сама перчатка (материальная) выступает как содержательный компонент, несет в себе смысл (идеальную сторону). Идеально-материальная субстанция обеспечивает синхронное и диахронное взаимодействие, идеальная – только синхронное. Две версии ответа на второй фундаментальный вопрос: - взаимодействие, опосредованное субстанции любого типа - узкий подход: без материальной субстанции Мы остановимся на этом подходе!!! Коммуникация – субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для всех субъектов. Материальные предметы будут выступать в качестве субстанции коммуникации (а не коммуникативной субстанции) 5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации. Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией? Первые две хар-ки мы уже определили: 1) субъект-субъектное взаимодействие 2) опосредованное субстанцией взаимодействие Схема коммуникационного взаимодействия: S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect) Функция S:производство и передача коммуникативной субстанции. Функция M:перенос смыслов ко второму источнику взаим-я Функция R: получение инфы, реакция !!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем. Продолжение характеристик: 1) Коммуникация –эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект Эффект ком-ции – любое изменение параметров сознания и поведения получателя произошедшее в результате действий источника 2) Коммуникация - это синхронное и диахронное взаимодействие. Синхронная коммуникация – прямой эффект; диахронная коммуникация - отложенный эффект. 3) Целесоообразность – любое коммуникативное действие источника имеет определенную цель. В результате сформулированы пять исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия. !! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный» для обозначения процессов информационного взаимодействия. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции. Существует 5 категорий смежных с категорией коммуникации: 1)ИНФОРМАЦИЯ (это сообщение о чём-либо, сведения, которые являются объектом сбора, хранения передачи) Социальная информация - это совокупность знаний, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются для регулирования отношений между человеком,обществом и природой. 2)ОБЩЕНИЕ - это процесс взаимодействия социальных субъектов, в ходе которых происходит обмен информацией, опытом, навыками и результатами этой деятельности. Результаты деятельности: - материальные(орудия и средства чел труда, объекты, воплощающие ценности и человеческий опыт) -нематериальные(результаты духовной деятельности: ценности,идеалы,чувства) Общение -это обязательное условие формирования человека как существа социального. Общение приводит к возникновению между людьми психологического контакта, который проявляется во взаимодействии при обмене информацией. Есть учёные, которые полностью отождествляют понятия коммуникация и общение, но в рамках нашего курса мы дифференцируем эти понятия. 3)ПЕРЦЕПЦИЯ Это процесс восприятия сообщений, осуществляемый субъектами общения. 4)ИНТЕРАКЦИЯ Это организация взаимодействия между людьми. Панфилова выделяет 3 формы интеракции: 1)групповая 2)конкуренция 3)конфликт Структура интеракции: 1)Действующий субъект 2)Субъект воздействия 3)Средство воздействия 4)Метод воздействия 5)Результат действия При интеракции происходит физический контакт. 5)РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленная правилами и нормами речи,принятыми в данном обществе. |