ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Как сократить проявления проблемного поведения В главе 5 были изложены первые шесть ступеней овладения учебным контролем. Эти ступени в совокупности образуют серию принципов, которые подробно объясняют, как взаимодействовать с вашим ребенком, чтобы он начал делать успехи в обучении. Однако для многих родителей желание ребенка сотрудничать и его позитивное отношение к процессу, обучения — это только полдела. Есть еще кое-что, о чем важно знать. Седьмая и последняя ступень в приобретении учебного контроля объясняет, как лучше реагировать, когда ваш ребенок решает уклониться от сотрудничества с вами. Пустые угрозы быстро становятся бессмысленными. Ваши слова имеют смысл только при условии, если они подтверждаются действиями, которые соответствуют предполагаемому значению слов. Слово «нет» на ребенка не действует, если ребенок все равно может делать, что ему хочется, так или иначе получая удовольствие. Присущая каждому ребенку способность принимать участие в занятиях (играх) и следоинструкциям в конечном счете проявится лишь 1 случае, если инструкции будут обладать значивши для него последствиями. Разница в последстви-^ должна быть настолько заметной, чтобы ребенок понял: делать выбор, предложенный вами,— в его интересах, а выбор неприемлемого поведения не доставит никакого удовольствия. Как только ребенок это поймет, он начнет чаще делать выбор в пользу положительных решений, тогда как частота выбора нежелательного поведения будет уменьшаться. Получение внимания, уклонение, самостимуля-ция — все это результаты поведения, которые ребенок воспринимает как подкрепляющие. Если для того, чтобы добиться этих результатов, ребенку надо будет нарушить правила или проигнорировать инструкцию, он непременно это сделает. Взрослые, как правило, становятся более требовательными, когда ребенок игнорирует их просьбы. В результате чем более требовательным становится взрослый, тем более решительно ребенок отказывается повиноваться. Круг замкнулся. Чтобы разорвать этот крут, вам необходимо сделать две вещи. Во-первых, давать ребенку такие инструкции, которым он захочет следовать. Для этого необходимо комплексно использовать учебный контроль с первой по шестую ступени (см. главу 5). Во-вторых, следует убедиться, что ребенок не получает никакой выгоды от игнорирования или отказа от выполнения ваших правил или инструкций. Как этого добиться, объясняет седьмая ступень системы учебного контроля. • Ступень 7. Покажите ребенку, что игнорирова-ние вашей инструкции или выбор неприемлемого по-ведения не приведет к получению подкрепления. Вы сможете стать главным источником подкрепления, если ребенок отождествляет вас с любимыми предметами и занятиями в течение 75% от всего времени взаимодействия с ним. Полное ограничение вами доступа к подкреплениям, с одной стороны, и отождествление себя с подкреплением — с другой, позволит вам удерживать работоспособность вашего ребенка на высоком уровне в течение 25 % времени, которое вы отводите учебному процессу. Не давайте вашему ребенку подкрепление, когда он намеренно решает не следовать прямому указанию или сознательно ведет себя нежелательным образом. Нежелательное (неприемлемое) поведение — это поведение, повторение которого вы не хотели бы видеть снова при аналогичных обстоятельствах. Такие( типы поведения, как визг, выхватывание игрушек, попытка тянуть родителей за руки, пинки, демонстрация разочарования, в том числе нанесение себе ударов, отталкивание других и игнорирование просьб родителей — все это примеры неприемлемого поведения. Вы должны различать, когда ваш ребенок ведет себя нежелательным образом, и сознательно делать так, чтобы это поведение не получало положительного подкрепления. Для этого достаточно просто не подкреплять такое поведение. Любой тип поведения вашего ребенка, которое он использует в настоящее время, был каким-то образом подкреплен в прошлом. Если это не так, то у ребенка нет никаких причин для его использования и в этот раз. В свое время наша команда очень много работала с мальчиком по имени Энтони, чтобы установить учебный контроль над его поведением. Всякий раз, когда Энтони был недоволен, он начинал кричать «Ой, ой, ой!». Так как словарный запас Энтони был небольшим, его родители спрашивали: «Когда он говорит „Ой!", испытывает ли он эмоциональную боль?» Выдвигались теории о том, что он испугался, запутан, имеет сенсорные проблемы, чувство внутреннего дискомфорта, а также что он просто не знает, что именно означает «Ой!». Все эти теории были возможными причинами такого поведения, однако изучение причин и последствий показало, что Энтони использовал такой тип поведения как способ привлечь внимание других людей или уклониться от ситуаций, в которых он не хотел бы участвовать. Энтони, вероятно, слышал, что другие говорили «Ой!», когда получали травмы. Кроме того, он обнаружил, что когда он, ударившись, говорит «Ой!», все немедленно оставляют свои дела и спешат прийти к нему на помощь. Он не только получал внимание, но также имел прекрасную возможность уклониться от требований. С течением времени Энтони начал говорить «Ой!», когда был недоволен своим положением и хотел это изменить. Чем больше это поведение подкреплялось (то есть он получал то, что хотел), тем больше он использовал его. В конце концов он кричал «Ой!» даже тогда, когда ему был нужен карандаш другого цвета, а не тот, который ему дали. Лучшим способом повлиять на ненадлежащее использование мальчиком междометия «ой» было прекращение его дальнейшего подкрепления. Наша команда решила эту проблему путем применения последствия, называемого «гашение». Гашение (Ехйпсйоп) — это прекращение подкрепления поведения, которое в прошлом подкреплялось. Всякий раз, когда вы имеете дело с поведением, имеющим длительную историю подкреплений, вы можете использовать технику гашения, не подкрепляя нежелательное поведение впредь. При использовании этого метода любое поведение сократится в течение какого-то времени. Энтони получал подкрепление, когда произносил «Ой!», потому что за этим часто следовало внимание, возможность уклониться от требований и получение возможности усилить контроль над окружающей обстановкой. Для гашения такого поведения мы должны были удалить подкрепления, которые ранее за ним следовали. Не позволяя Энтони получить подкрепление, когда он произносил «Ой!» (за исключением тех случаев, когда Энтони было действительно больно), мы уменьшили для него ценность этого звукосочетания. Без подкрепления «Ой!» стало исчезать. За очень короткое время Энтони отказался от ненадлежащего использования «Ой!», которое препятствовало его дальнейшему обучению. По сути, мы поддержали использование им звука «Ой!», когда это было уместно, но пресекли попытки его использования в неподходящее время. Этот пример использования гашения можно применять в неограниченном числе случаев менее желательного или проблемного поведения. В зависимости от ребенка и ситуации гашение мо-ясет выглядеть по-разному. Существуют два основных метода гашения. Первый метод гашения применяется, когда ваш ребенок хочет получить что-то от вас. Например, вы говорите по телефону, и ваш ребенок требует вашего внимания. Если ребенок получал ваше внимание в прошлом с помощью плача, он, скорее всего, будет плакать каждый раз, когда захочет, чтобы вы положили трубку. Использование техники гашения поможет уменьшить проявления этого поведения. Откажитесь повесить трубку, когда ребенок плачет. Но поступайте иначе, когда ваш ребенок перестает плакать, даже на короткое время. Кто-то может подсказать ему, как получить то, что он хочет, более подходящим способом: может быть, позвать вас по имени, или коснуться вашего плеча, или просто помочь ему найти интересное занятие, пока вы говорите по телефону. Как только ваш ребенок продемонстрирует один из этих конкурирующих типов поведения, можно быстро повесить трубку и оказать ему внимание, подкрепив новое, более приемлемое поведение. Ситуацию, когда вы говорите по телефону, можно создавать много раз в течение дня. Это позволит добиться желаемого результата быстрее, даже если вам придется притворяться, что вы отвечаете на звонок. Часто ребенок ведет себя неприемлемо даже тогда, когда полностью владеет вашим вниманием. Например, ваш ребенок хочет от вас чего-то, что он не может получить либо потому, что так решили родители, либо потому, что он отказался от выполнения ваших инструкций. Поведение ребенка выражается в его нежелании попросить вас надлежащим образом о чем-либо или подождать, когда вы предоставите ему предмет по вашему усмотрению. Если в ситуации, когда ребенок завладел вашим вниманием, он ведет себя хуже, чем вы ожидаете, вы должны применить технику гашения. Способ применения гашения в этом случае — немедленно четко продемонстрировать, что выбор ребенка является неприемлемым для вас. К примеру, вы можете оборвать себя на полуслове и отвернуться от ребенка. Если ребенок теряет внимание своих родителей в то время, когда он хочет что-то от них получить, это воспринимается им как то, что он встал на неверный путь. Вот как выглядела процедура гашения с 16-летним мальчиком по имени Макс, который мог использовать отдельные слова, чтобы попросить вещи, но предпочитал обходиться без слов. Вместо этого он указы- , вал на предмет или тянул маму к желаемому объекту, то есть он хотел получить и объект, и помощь мамы. Нашей целью было научить Макса пользоваться словами для того, чтобы попросить то, что он хотел. При разработке учебного контроля мы показали Максу, что он всегда может получить то, что хочет, если выполнит наши инструкции. Кроме того, мы также должны были уменьшить ценность попыток тянуть маму к интересующим его предметам. Использование седьмой ступени учебного контроля в данном случае означало не давать Максу то, что он хочет, когда он пытается притянуть маму за руку. Каждый раз, когда он пытался взять маму за руку, она должна была сложить руки так, чтобы он не мог их схватить. Ей же было поручено произнести название предмета, который Макс хотел получить, и ждать, чтобы он его повторил. При попытке сына потянуть ее за руку, а не повторять название предмета, мама должна была отвернуться от него. Как только он прекращал попытки тащить ее за руку, мама должна была повернуться к нему и повторить название предмета. Эта процедура повторялась так часто, как было необходимо. Когда Макс повторял название предмета надлежащим образом или хотя бы произносил слово, близкое по звучанию, мама должна была взять его за руку и идти с ним, чтобы дать ему то, что он просил. Если она не знала, что он хотел, она должна была попросить его повторить: «Пойдем...» Как только он повторял, мама шла с Максом, пока он не показывал ей, что хотел получить. Потом, когда она могла убедиться, что он был мотивирован, она произносила название этого предмета, ожидая его повторения. Как только Макс понял, что использование слов будет поощрено (подкреплено), а попытки хватания за руку — нет, он начал использовать слова и больше не пытался тянуть маму за руку. Эта процедура работает также и для «неговорящих» детей. Однако вместо просьбы повторить слова «иди сюда» мы просили таких детей сделать соответствующий жест для выражения «иди сюда», а затем жест, означающий предмет, который их интересовал. Техника гашения нежелательного поведения относительно легка, когда ваш ребенок использует неприемлемое поведение, желая получить что-либо. Вы контролируете то, что ваш ребенок хочет заполу. чить, и именно вы принимаете решение, когда удовлетворить желание ребенка. Напоминание себе о том, в чьих руках находится контроль за ситуацией, должно помочь вам оставаться спокойным и реагировать надлежащим образом на любые проявления поведения ребенка. Один из простейших методов, который вы можете использовать, когда ребенок что-то хочет от вас и игнорирует инструкции или пытается использовать нежелательное поведение, чтобы получить это,— отвернуться от него. Прежде чем что-либо получить, он постарается привлечь ваше внимание и заручиться вашим добровольным участием. Отвернувшись от него, вы определенно заявляете, что его поведение привело к потере вашего внимания. Как только он стал вести себя должным образом, вы можете повернуться к нему и еще раз произнести инструкцию. Вы должны быть готовы повторять эту процедуру до тех пор, пока ребенок не перестанет выбирать неприемлемый, с вашей точки зрения, тип поведения. Овладев в достаточной степени учебным контролем, вы можете начать оценивать, насколько приемлемым является поведение ребенка после того, как вы произнесли инструкцию. Был ли его ответ достаточно громким? Был ли довольно ясным? Пытался ли ребенок попросить без нытья? Смотрел ли вам в глаза? Не стоит задаваться этими вопросами на начальных стадиях освоения учебного контроля, так как пока еще вы только учитесь и набираетесь опыта. Однако по мере овладения учебным контролем вы можете начать сосредотачиваться на других важных моментах, таких как объем ответа, ясность, наличие глазного контакта. Подобные задачи соотносятся с шестой ступенью учебного контроля, то есть будут зависеть 0т ваших текущих приоритетов в обучении. Например, вам придется выбрать, что в настоящее время является для вас большим приоритетом: сотрудничество без принуждения или качество ответа ребенка. Даже если ваш ребенок следует указаниям, вы все равно должны иметь возможность подкреплять поведение в том порядке, который вы считаете правильным. Если после следования указаниям ребенок захочет схватить подкрепление прежде, чем вы сможете его предоставить, остановитесь и попросите его продемонстрировать конкурирующее поведение. Конкурирующим поведением (СошреНп§ Вепауюг) называется любое поведение, которое не может происходить одновременно с рассматриваемым (в данном случае нежелательным) поведением. Например, вы можете попросить ребенка подождать или положить руки на колени (вместо того, чтобы схватить подкрепление). И вот тогда вы можете предоставить подкрепление, так как именно вы этого хотите. Иногда ребенок захочет получить от вас что-то, что, по вашему мнению, он иметь не должен. Если он не принимает ответ «нет» и продолжает просить, жалуется или ведет себя нежелательным образом, вы должны рассмотреть эту ситуацию как требующую процедуры гашения. Жалобы или неприемлемые попытки убедить вас изменить свое решение вы можете прекратить аналогично тому, как это было описано выше. Основным отличием будет является то, что после того, как вы отвернулись от вашего ребенка, вы должны подождать, пока он прекратит свои попытки изменить ваше решение. Как только он замолчит, вы можете подойти к нему с предложением поиграть с другим предметом или заняться чем-нибудь другим. Если он начинает просить нежелательный объект снова или вести себя неприемлемо, вы должны немедленно отвернуться или уйти. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребенок не примет ваш ответ. Как только он это сделает, подкрепите позитивное решение ребенка чем-то важным для него. В самом начале использования этой процедуры вы можете ожидать от ребенка лишь несколько секунд молчания, прежде чем попытаетесь вовлечь его в другую деятельность. Однако по мере того, как понимание ребенком данной процедуры будет все больше, время его спокойно- #| го поведения, прежде чем вы снова обратите на него внимание, должно увеличиться. Второй метод гашения используется тогда, когда вам нужно, чтобы ребенок что-то сделал по вашей просьбе, но он отказывается или пытается уклониться от выполнения вашего требования. Например, вы хотите, чтобы ваш ребенок оделся как положено, прежде чем отправится в школу, а он отказывается надеть обувь. Следовать седьмой ступени в этой ситуации сложнее, потому что вы не можете контролировать данное желание вашего ребенка, то есть использовать это желание как мотивацию или подкрепление. В этом случае вам остается то, что мы называем процедурой гашения избегающего поведения (Езсаре Ехтлпспоп). Это процесс, при котором ребенок не может укло-литься от учебной задачи или ситуации и вынужден подчиниться требованиям. При использовании процедуры гашения избегающего поведения вы не можете отвернуться или уйти от вашего ребенка после предъявления требования и получения неприемлемого ответа. Вам необходимо сделать прямо противоположное. Если вы что-либо потребовали от вашего ребенка и он не выполнил это требование, вам нужно продолжать повторять это требование до тех пор, пока он не выполнит его. Процедура гашения избегающего поведения включает в себя повторение вашей инструкции при одновременном блокировании попытки ребенка уклониться от выполнения требования. Это чрезвычайно трудно сделать, не заставляя ребенка подчиниться физически. Кроме того, это может привести к разрушению тех дружеских отношений, над которыми вы столь тщательно работали. Кроме того, использование процедуры гашения избегающего поведения не позволит вашему ребенку уклониться и таким образом лишит его возможности сделать сознательный выбор, чтобы остановиться. Однако важно отметить: если вы проявите слабину и ваши инструкции окажутся невыполненными в подобной ситуации, вы, по сути, подкрепите нежелательное поведение ребенка и, как следствие, он не будет следовать вашим указаниям в будущем. Поэтому старайтесь избегать появления ситуаций, в которых потребуется применить процедуру гашения избегающего поведения. Использование всех семи ступеней учебного контроля, как правило, приводит к тому, что техника гашения попыток уклонения оказывается ненужной Однако если когда-либо вы решите ее использовать, постарайтесь довести процедуру до конца, то есть до выполнения ребенком вашего требования. Лучший способ убедиться, что ваш ребенок выполняет ваши указания надлежащим образом, — это своевременно помочь ему прийти к правильному ответу. Если вам нужно использовать процедуру гашения избегающего поведения, необходимо сначала проанализировать, почему ребенок не следует вашим инструкциям. Была ли ваша инструкция достаточно ясной? Достаточно ли вы подкрепляли этот вид деятельности в прошлом? Пытались ли раньше исправить подобную ситуацию при сильной мотивации и слабом подкреплении? Мог ли ребенок выполнить вашу инструкцию? Может быть, вы не используете, надлежащим образом дифференциальное подкрепление? Использование дифференциальных подкреплений в данном случае означает, что вы можете начать подкреплять ребенка по-разному в зависимости от того, как выполнена задача. Дайте ему менее существенное подкрепление, если вы помогаете ему выполнить задание, более существенное, если он выполняет задание самостоятельно, и самое лучшее подкрепление, если он делает это быстро и без подсказок. Это самое лучшее подкрепление станет стимулом для вашего ребенка выполнить подобное задание в будущем наилучшим образом. Именно повторение ситуаций, которых лучший ответ будет связан в сознании ребенка с лучшим подкреплением, и станет мотивировать его продолжать выбирать приемлемый тип поведения за пределами учебной комнаты. В большинстве случаев вы сможете избежать трудных и нежелательных ситуаций, если поймете, как контролировать процесс взаимодействия с ребенком, и выделите себе достаточно времени, чтобы продумать свои действия. Вам следует знать, что как только в общении появляется командный язык, гармония нарушается, тогда как взаимодействия с использованием повествовательного языка всегда более-менее гармоничны. До тех пор, пока выражение требования не воспринимается как угрожающее, ни одна из сторон не ожидает подвоха в процессе общения. Именно такое взаимодействие способствует развитию социальных навыков. В программе АВАЛТЗ, разработанной в Кпозре-АВА, мы настоятельно рекомендуем, чтобы общение между вами и вашим ребенком на 75 % состояло из повествовательных предложений и таким образом способствовало развитию социальных навыков ребенка. Другими словами, в каждой минуте времени, проведенной с вашим ребенком, только 15 секунд должны включать выражения требования и инструкций, а остальные 45 секунд следует отвести общению и использованию подкреплений. Каждый раз, когда кто-либо императивным тоном адресует другому человеку какое-либо требование, он Добровольно передает этому человеку контроль над ситуацией. Человек, которому адресована просьба, получает контроль над ситуацией, потому что может выбрать, хочет он отвечать или нет. Причина, по которой процесс гашения оказывается настолько действенным, заключается в желании ребенка получить что-то от вас. Он привык, что его поощряют за определенное поведение, а теперь вы блокируете желаемый предмет, пока он не выберет другой тип поведения. Когда ребенок хочет чего-либо от вас — ситуацию контролируете вы. Вы решаете, когда, как долго и в какой степени он может иметь то, что хочет. И наоборот, попытка заставить ребенка делать что-то, когда вы не имеете контроля над его мотивацией, дает ему преимущество. Это означает, что теперь он решает, когда, как долго и в какой степени вы можете иметь то, что просите. Без глубокого понимания АВА/УВ большинство родителей, учителей и терапевтов часто дают детям такие инструкции, которые не могут обеспечить послушание, потому что у взрослых нет контроля над мотивацией ребенка. Это позволяет ребенку иметь постоянный контроль над ситуацией при взаимодействии со взрослыми. Независимо от того, чего вы ожидаете от ребенка, ваше лучшее решение при использовании учебного контроля — это ждать, когда он попросит что-либо у вас до того, как вы попросите его о чем-либо. Если он отказывается выполнить вашу просьбу, значит, вы имеете дело с ситуацией гашения, которую вы можете контролировать. Вот хороший пример того, как почти бесконтрольную ситуацию преобразовать в благоприятную учебную. Например, если вы хотите, чтобы ребенок цаДеЛ ботинки, вы можете попросить его слушаться, д затем имеет смысл подождать и подумать, достаточно ли вы сделали для того, чтобы он выполнил вашу просьбу в надежде получить подкрепление. Если он не отвечает на вашу просьбу, вам придется использовать технику гашения избегающего поведения, повторяя свои просьбы или применяя физическую силу в случае, если он не согласится слушаться. Есть и другой вариант — уступить. Конечно, это не самый лучший выход. Повторюсь, лучший выход в этой ситуации — подождать, пока ребенок попросит что-то, с чем он действительно хочет играть, или пока он выразит желание перекусить. Благодаря вашему полному контролю над поощрениями ребенок будет обращаться к вам с просьбами регулярно, и как только он продемонстрирует мотивацию к чему-то, что находится под вашим контролем, в вашей власти будет использовать эту мотивацию, чтобы заставить ребенка следовать вашей инструкции. В ситуации, когда ребенок уже играет с поощрением, вы можете временно прекратить доступ к нему и попросить, например, надеть обувь. Если ребенок слушается и выполняет просьбу, вы можете поощрить его игрушкой, печеньем или любым другим материальным подкреплением из вашего списка либо придумать что-то новое. Добавив социальное подкрепление — похвалу («молодец», «спасибо», «отличная работа»), вы побудите ребенка отождествить ее с материальным подкреплением и усилите положитель-иое подкрепление желательного поведения. Включите в ваш список как можно больше социальных подкреплений и используйте их в будущем. ДаЯ(е в том случае, если ребенок не отвечает на вашу прось. бу, вы имеете преимущество, потому что дадите ему понять: он не получит подкрепление, в котором заин-тересован, пока не выберет лучший тип поведения Процедура гашения избегающего поведения необходима для уменьшения количества случаев непри-емлемого поведения, однако важно отметить, что существуют проблемы, которые сопутствуют этому процессу. Процедура гашения избегающего поведения — это процесс «неразрешения» ребенку избежать учебного занятия или выполнения требования. Приведу пример. Мама не остановила Барри, когда он попытался уклониться от ее требований. Она разрешила ему уйти, но сделала так, что его выбор не принес ему удовлетворения. Другими словами, избегайте давать ребенку подкрепление в форме внимания или манипулирования вами, когда он использует поведение, ведущее к уклонению от учебного занятия. Не стоит физически останавливать ребенка, если он уходит или отказывается выполнять ваши требования. Вместо этого сделайте вид, что его уход не производит на вас особого впечатления. Этого можно добиться, сказав, например: «Я вижу, мы закончили играть», или «Ну, пока», или «Ну ладно, я вижу, ты не хочешь смотреть видео». Бессловесная реакция тоже может быть эффективной. Соберите ваш учебный материал и подкрепления и идите в другую комнату. Не смотрите на ребенка или отвернитесь от него. Продолжайте манипулировать с предметами сами или вместе с другими детьми. Смотрите, чтобы ребенок не имел доступа к подкреплениям, пока он не вернется, чтобы закончить работу, которую оставил. Это побудит ребенка принять сознательное решение следовать вашим инструкциям, вернуться к учебному процессу и участвовать в нем. Отпустить ребенка и ждать, когда он сам придет, намного эффективнее, чем пытаться заставить его продолжать занятие с вами против его воли. Каждое действие имеет противодействие. Насильно принудив ребенка к выполнению работы, вы только увеличите его сопротивление и усилите мотивацию избежать работы. Если вы хотите, чтобы ваше обучение было максимально продуктивным, ваш ребенок должен решить сам, что это в его интересах — учиться с вами. Не настаивайте на этом решении. Наоборот, организуйте среду ребенка, используя семь ступеней учебного контроля, чтобы обучение с вами стало для ребенка наиболее предпочтительным времяпрепровождением. Затем дайте ему возможность осознать это. Не используйте технику гашения без крайней необходимости: дети, которые решают вернуться к учебному процессу, скорее всего, уже не уйдут и, вероятно, проявят больше усердия. Хотя техника гашения нежелательного поведения требует значительно меньше времени, чем техники предыдущих шести ступеней, использовать ее следует как можно реже. И уж точно недопустимы любые разговоры о применении силы, когда речь идет 0 дегях. Нет никакого смысла в том, чтобы удерживать позицию власти при взаимодействии с ребенком. Дети с аутизмом очень умны и в целом интуитивно понимают принципы поведения. В этой книге у^е говорилось о разных способах использования АВд с целью изменить поведение ребенка в обыденно^ жизни. Главное, помнить: передавая контроль над1 ситуацией ребенку, вы позволяете его проблемному поведению закрепляться, и это будет продолжаться до тех пор, пока, наконец, вы не сможете более за-ботиться о нем или помогать ему стать счастливым и независимым молодым человеком. Стратегия использования гашения зачастую труд, на в практическом применении, и тем не менее это одна из наиболее полезных стратегий, способных помочь ребенку уменьшить использование неприемлемого поведения и согласиться с принципами учебного контроля. Первые шесть ступеней призваны помочь увеличить частоту и качество проявлений позитивных типов поведения. Системное применение всех семи ступеней значительно облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка. Так, если ребенок следует инструкциям и участвует в общении с вами, вы, в свою очередь, играете с ним и даете ему все его любимые игрушки — это та часть учебного контроля, которая позволяет провести вместе с ребенком как можно больше времени, наполненного радостью и смехом. Наоборот, эффект от использования техники гашения не бывает быстрым. Результаты появятся лишь спустя какое-то время. Напомню, седьмая ступень формирования учебного контроля должна использоваться тогда, когда ваш ребенок выбирает типы поведения, которые вы не хотели бы видеть впредь. Типы нежелательного поведения, которые сопровождаются подкреплением, будут проявляться все чаше. Это связано с тем, что нечто в окружении ребенка постоянно подкрепляет аспекты его проблемного поведения. Техника гашения меняет направление этого процесса в обратную сторону, удаляя доступ к подкреплению. Если техника гашения используется последовательно, то благодаря блокированию доступа к подкреплению проблемное поведение становится неактуальным, и таким образом вам удается обойтись без использования процедуры наказания. Но скорее всего, взамен проблемного поведения вы получите взрывную реакцию, или истерику. Взрывная реакция — это период времени от момента, когда искореняемое поведение становится более интенсивным, до момента, когда оно сходит на нет. Реакция взрыва, или взрывная реакция, обладает значительно большей силой, чем то поведение, которое вы хотите изменить. Периоды взрывных реакций часто длинны и трудны для преодоления. Как бы то ни было, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы преодолеть этот трудный этап. Каждая взрывная реакция требует внимания и детальной проработки, и это единственный способ, с помощью которого вы можете получить полный контроль над ситуацией и продолжить развитие налаженных отношений с ребенком. Как только вы попросите ребенка сделать что-то, что он делать не хочет (то есть откажется сотрудничать), начинайте использовать процедуру гашения этого поведения и постарайтесь переждать истерику ребенка независимо от того, насколько она сильна. Если ребенок подвергает себя опасности во время истерики, вы должны защитить его. Если он угрожает вам, вы можете выйти из комнаты. Однако если вы решили использовать метод гашения, вы ни в коем случае не должны давать ребенку право выбора тактики поведения. Если вы дадите ребенку то, что он хочет, вы покажете ему, что он может использовать это поведение всегда, когда не желает делать то, о чем вы его просите. Наша команда в Кпозре-АВА имеет большой опыт работы с детьми с аутизмом, которые испытывают проблемы с поведением. Не так давно наш новый консультант обратилась ко мне за советом по телефону. Она третий час работала с маленьким мальчиком, который был решительно настроен переждать ее желание не дать ему подкрепление. Я попросил ее описать ситуацию и процедуры, которые были использованы. Выяснив, что процесс был проведен правильно, я по- # советовал ей сфокусироваться на подкреплении родителей. Это был их первый опыт, и потому было очень важно, чтобы они прошли через взрывную реакцию ребенка и увидели положительный результат в конце. Я знал, что если они не захотят переждать истерику и все-таки дадут подкрепление ребенку спустя три часа, они подведут самих себя и впредь будут получать три часа истерик каждый раз, когда они откажутся соглашаться с требованиями своего ребенка. Я попросил наших консультантов напомнить семье, что техника гашения — это не эксперимент, а способ уменьшить проблемное поведение, который имеет научное обоснование и широко применяется. Мой опыт работы убедил меня в том, что если я последователен в применении техники гашения, я в итоге получу положительный результат. Получив заряд энергии благодаря моей непоколебимой уверенности, наши консультанты и родители вернулись к седьмой ступени учебного контроля. В итоге процедура от начала и до конца заняла 5 часов 15 минут (новый рекорд для Ктю§ре-АВА). Когда это было сделано, ребенок осознал, что мать, отец и консультанты не собираются сдаваться просто так. У него не осталось другого выбора, как перебороть свои желания и изменить тактику поведения. Он был ошеломлен, когда вся команда осыпала его поздравлениями, играми и сладостями. Мальчик вернулся к позитивному течению жизни, и сейчас ему требуется не более часа, чтобы выбрать желательный тип поведения. При использовании техники гашения важно следить за тем, чтобы ненароком не поощрить неприемлемое поведение. В процессе использования гашения многие родители говорят «нет» или делают попытки объяснить ребенку, почему он не должен делать то или это. Однако слова — это не действия, и они не всегда имеют для ребенка то же значение, что и для взрослых. Вы можете сказать «нет» ребенку, но в то же время, обращаясь к нему, вы оказываете ему внимание, которое он как раз и хочет получить! Если вы используете слово «нет» или любое другое слово во время взрывной реакции, вы рискуете значительно увеличить количество проявлений подобного поведения в будущем — поведения, которое вы пытаетесь прекратить. Помните, что взрывные реакции могут спровоцировать новые типы поведения, которые ребенок раньше не использовал: он может бросаться на пол или угрожать что-нибудь сломать. Неговорящий ребенок может ударить или покусать себя. Говорящий может сказать, что ненавидит вас или что вы злой или безумный. Это новое поведение отражает всего лишь более высокий уровень требований, который он использует, чтобы получить то, что хочет. И если вы никаким образом не покажете, что это новое поведение может увенчаться успехом, у вашего ребенка не будет причин использовать его снова. Независимо от того, насколько интенсивны первые проявления взрывного поведения, принцип техники гашения гласит: если вы сможете их перетерпеть, проблемное поведение пойдет на убыль. Еще важнее то, что если техника гашения используется постоянно и последовательно, нежелательное поведение исчезнет из репертуара вашего ребенка навсегда. Взрывная реакция станет менее длительной и интенсивной, когда ваш ребенок поймет, что в результате проявления неприемлемого поведения он не получает никакой выгоды. Именно поэтому АВА/УВ предлагает технику гашения. Преодолеть трудные этапы за короткое время, используя гашение, значительно лучше, чем использовать технику наказания, которая включает в себя намеренное использование последствий, которые, как вы полагаете, должны привести к уменьшению поведения в будущем. Часто эти последствия неприятны и приводят к возникновению враждебности по отношению к человеку, их применяющему. Техника гашения лучше потому, что не содержит негативного оттенка и проявляется лишь отказом дать ребенку незаслуженную награду. Почувствуйте эту разницу, чтобы суметь построить ваши отношения с ребенком без разрушения его доверия или желания быть с вами. Использование техники гашения для уменьшения интенсивности проявления проблемного поведения может быть сильным инструментом, однако если она используется непоследовательно, это может привести к разрушающим итогам. Применяемая правильно, техника гашения позволит получить положительные результаты всего за несколько дней или недель и заметно уменьшить количество проявлений проблемного поведения. Однако если вы недостаточно подготовлены к тому, чтобы переждать все проявления взрывной реакции, вы только увеличите ее частоту и мощность. Техника гашения — сильное оружие для уменьшения неприемлемого поведения, но помогает только тогда, когда вы владеете учебным контролем и используете последовательно все семь ступеней. Технику гашения практически невозможно применять без ограничения доступа к подкреплениям (без ограничения подкреплений), а ее использование без доверительных отношений между вами и ребенком очень утомительно. Если же эту технику применяют родители, которые не имеют в виду того, что говорят, и говорят то, что не имеют в виду, она становится непоследовательной. Если родители не знают, что может служить подкреплением для их ребенка, они не смогут предложить альтернативу взрывной реакции. Гашение без использования всех ступеней учебного контроле почти всегда оказывается бесполезным. Многие дети с аутизмом любят смотреть видео Если это верно и для вашего ребенка, обучать его, используя в качестве подкрепления видео, один из лучших способов начать овладевать учебным контролем. 1. Начните с одной из самых любимых видеопрограмм. Убедитесь, что у вас есть пульт дистанционного управления и вы можете решать, когда и почему видео включено или остановлено (ступень 1). 2. Включите видео и покачивайте ребенка на коленях или массируйте его спину во время просмотра, чтобы факт просмотра вместе с вами доставлял ему больше удовольствия, чем в одиночестве, без вас (ступень 2). 3. Приостановите видео и дайте ребенку простую инструкцию, например: «Похлопай в ладоши» (ступень 4). 4. Если ребенок следует инструкции, немедленно включите видео опять (ступень 5). 6. Если ребенок решает не следовать инструкции, немедленно выключите видео или встаньте перед телевизором, чтобы показать, что вы имеете в виду то, что говорите (ступень 3). 7. Если ребенок пробует подняться со стула, начинает плакать, бить себя или вас либо проявлять другое неприемлемое поведение, вы не должны включать видео снова (ступень 7). 8. Однако как только ребенок замолкает и следует инструкциям с вашей помощью или без нее (ступень 4), вы можете снова включить видео (сту- 5). Затем начните покачивать и поглаживать его ^тупень 2). И т.д. Если ваш ребенок не разговаривает, научите его просить включить телевизор, используя язык жестов,— это будет замечательным навыком применения учебного контроля. Если он разговаривает, то прежде чем включить телевизор, вы можете попросить его повторить за вами простые действия (выполнить моторную имитацию). Например, сказать: «Сделай так», дотрагиваясь до головы, топая ногами или хлопая в ладоши. Благодаря использованию семи ступеней учебного контроля вы приобретете опыт взаимодействия с ребенком, который сможете использовать ежедневно. Применяемая правильно, техника гашения поможет быстро уменьшить проявления даже весьма проблемного поведения. Седьмая ступень учебного контроля используется для уменьшения проявлений тех типов поведения, которые вы бы не хотели видеть впредь при данных обстоятельствах. Однако эта техника сама по себе не поможет обучению новым навыкам и не может быть применена тогда, когда ребенок не в состоянии продемонстрировать навык, которому вы его обучаете. Перечитайте первые шесть ступеней учебного контроля, обращая внимание на те места, где упоминается метод подсказки. Правильное использование подсказки очень важно в АВА/УВ и будет подробнее рассмотрено в других главах. Рекомендуется использовать подсказки, когда необходимо помочь ребенку следовать вашим инструкциям. Например, использование физической поддержки при выполнении задания поможет ребенку выполнить его без ошибок. Использование подсказки в процессе обучения помогает ребенку продемонстрировать новый приемлемый тип поведения без ошибки. Однако если ребенок отказывается позволить вам помогать ему, он демонстрирует нежелание передавать вам контроль и выбирает вариант «отказа от сотрудничества». Когда это становится проблемой, вы должны использовать технику гашения, иначе вам не удастся добиться добровольного участия ребенка в процессе обучения. Процедура гашения уменьшает вероятность проявления проблемного поведения, но некоторые дети в ответ на применение вами этой техники реагируют истерикой (взрывная реакция), которую родители не могут контролировать. И если до семи-восьмилетнего возраста ребенка легко научить различать приемлемое » и неприемлемое поведение, используя только технику гашения, дети постарше иногда обладают достаточной силой для того, чтобы испортить вещи или навредить себе или другим во время применения этой процедуры. Очень трудно избежать подкрепления поведения ребенка в процессе применения техники гашения, когда вы знаете, что он может разбить окно, перевернуть мебель или сильно ударить брата или сестру. В случае с детьми, у которых взрывная реакция на процедуру гашения проходит в тяжелой форме, вы можете использовать некоторые виды наказания. Нет ничего неэтичного в использовании процедуры наказания. Я ситуациях, когда ребенок подвергает себя или других опасности, наказание может быть единственно возможным и этичным решением. Седьмая ступень учебного контроля не препятствует использованию процедур наказания. Она утверждает: «Покажите ребенку, что, игнорируя ваши инструкции и делая выбор в пользу нежелательного поведения, он не сможет получить подкрепление». И хотя гашение — основная техника уменьшения нежелательных проявлений поведения, наказание как метод тоже отвечает критериям седьмой ступени. Использование наказания включает намеренное привнесение или удаление чего-либо из окружения вашего ребенка после того, как поведение произошло, что уменьшает проявление такого поведения в будущем. Если вы чувствуете, что процедура наказания необходима, я настоятельно рекомендую обратиться за помощью к специалистам. Трудно найти замену "пытному взгляду со стороны, когда речь идет о комплексном понимании поведения. Если вы решили использовать семь ступеней учебного контроля или любые другие процедуры, рекомендованные в этой книге, сначала попробуйте найти сертифицированного специалиста по анализу и модификации поведения, который мог бы анализировать и координировать вашу программу. Глава 7. Инструменты обучения Обучение отдельными блоками (018сге1е Тпа1 Тгатт§, ЭТТ) является основным методом, используемым в АВА/УВ. Обучающий процесс состоит из нескольких серий независимых блоков, каждый из которых всегда имеет фиксированные начало и конец: каждый блок начинается с представления стимула и включает в себя какие-то последствия. По-» следствиями, которые наиболее часто используются в ЭТТ, являются подкрепления. Но хорошее преподавание нуждается в большем, чем просто дать подкрепление ребенку. Вы должны знать о том, какие способы подкрепления являются самими лучшими, и о том, что именно вы хотите закрепить и с какой целью. Существуют четыре основных фактора, влияющих на эффективность подкрепления. Для успешного подкрепления поведения вы должны понять и адекватно учесть каждый из них, а именно: • незамедлительность; • объем; • зависимость; • пресыщение. Первый фактор, незамедлительность, означает, подкрепление, чтобы быть эффективным, должно следовать сразу за тем, как было проявлено поведете — то есть, как правило, в течение 3 секунд после его завершения. С течением времени, по мере развития коммуникативных навыков ребенка, вы сможете начать нарочно задерживать подкрепление без ущерба для его эффективности. Однако на ранних этапах обучения промежуток времени между ответом и получением подкрепления должен быть как можно короче. Это позволит ребенку обнаружить связь между навыком, которому вы его обучаете, и подкреплением, использованным для работы над этим навыком, и осознать, насколько эта связь значима для него. Второй фактор, влияющий на эффективность подкрепления, объем, имеет отношение к последствиям проявленного поведения. Подкрепления должны быть достаточно большими, чтобы преодолеть любые конкурирующие желания. Попытки дать вашему ребенку мяч для игры могут быть успешны в качестве подкрепления простых навыков. Однако эффективность этого подкрепления может быть снижена, если включен телевизор или если навыки, которые вы просите продемонстрировать, слишком трудны для освоения ребенком. Третий фактор, определяющий влияние подкрепления на поведение, это прямая зависимость. Подкрепление должно напрямую зависеть от навыка, которому вы хотите научить ребенка. Получает ли ребенок подкрепление только тогда, когда он выполняет навык, или же он время от времени получает под. крепление даже в том случае, если избегает демонстрации этого навыка? И последний важный фактор, от которого зависит ценность подкрепления, — это пресыщение. Если ребенок не голоден или ему надоело подкрепление, он, вероятно, пресытился этим подкреплением. Объем работы, который ваш босс может заставить вас делать в субботу днем за $ 10 в час, может быть существенно иным, если у вас нет денег, чем было бы том в случае, если ваш банковский счет переполнен. Люди редко едят, когда их желудки полны, и вы не должны ожидать, что какое-то подкрепление — предмет или деятельность — окажется эффективным, если ребенок устал или пресыщен этим предметом (деятельностью). Понимание того, как незамедлительность, объем, зависимость и пресыщение влияют на ценность и успешное использование подкрепления, необходимо, чтобы вы могли обучать ребенка. Дело в том, что подкрепление как инструмент, позволяющий увеличить частоту выборов типов поведения, действительно работает. Если же этого в конкретной ситуации не происходит, вполне вероятно, что вы не учли какой-либо из факторов, определяющих действие подкрепления: незамедлительность, объем, зависимость или пресыщение. Помимо знания о наиболее эффективных способах подкрепления индивидуальных навыков вашего ребенка, вы должны постоянно работать над совершенствованием способов подкрепления. Подкрепление — это , что следует за проявлением поведения ребенка й увеличивает вероятность того, что такое поведение повторится снова. Так как использование подкрепления поддерживает процесс обучения, вам не приходится особо выбирать, что будет подкреплением, особенно если у ребенка вызывают интерес лишь несколько предметов. Вначале ваше обучение, возможно, будет основано на использовании любимых продуктов, включая конфеты, чипсы, сладкие напитки и соки. Вы можете использовать прыжки на батуте или раскачивание в одеяле, либо, может быть, вы будете вынуждены бесконечно сидеть перед телевизором, просматривая любимые эпизоды ребенка из программ про Телепузиков или Барни. Суть в том, что у вас есть только два пути: учить, используя то, что подкрепляет желательное поведение ребенка, или не учить совсем. Если применять все основные приемы комплексно, ваш ребенок будет двигаться вперед достаточно быстро и ваше обучение будет постепенно, по мере обретения ребенком новых навыков, изменяться к лучшему. Процесс отождествления подкрепления с вами играет важную роль в развитии сотрудничества с ребенком и в эффективности процесса обучения. Напомню, что согласно второй ступени учебного контроля (глава 5) крайне важно, чтобы в сознании вашего ребенка вы отождествлялись с подкреплением и он хотел бы проводить время с вами, а не играть в одиночестве. Принцип отождествления имеет место и при работе с подкреплениями. Если у вас есть только три или четыре предмета, которые могут использоваться в качестве подкрепления для вашего ребенка, вы должны добавить к ним пару других нейтральных предметов или занятий, которые пока не имеют для ребенка та. кой же ценности, как подкрепления. Согласно прин. ципу отождествления, при одновременном использовании предметов и занятий, имеющих ценность подкрепления, и тех, которые являются нейтральными, ценность первых передается нейтральным. Если вы хотите расширить список предметов, которые подкрепляют поведение вашего ребенка, вы должны начать использовать нейтральные стимулы, наряду с предметами и занятиями, которые уже являются подкреплениями: еда, музыка или любимые видео. Если ваш ребенок мотивирован только едой и напитками, у вас нет иного выбора, кроме как приступить к использованию любимых лакомств и напитков в качестве подкрепления для выбора ребенком приемлемого поведения. Однако используя в качестве подкрепления еду, вы должны отождествлять с ней себя и другие нейтральные предметы и занятия, такие как щекотка, раскачивание и игрушки. Это со временем приведет к тому, что нейтральные предметы станут в достаточной степени привлекательными для ребенка (подкрепляющими), чтобы их использовать в дальнейшем при обучении. После того как вы начнете обучать, поощряя ребенка уже не только едой, но также игрушками и качелями, вам следует добавить к ним такие нейтральные нематериальные подкрепления, как похвалу и поощряющие фразы для отождествления вторых с первыми. С течением времени похвала сама по себе станет достаточным подкреплением, и необходимость материального подкрепления снизится. Таким образом, использование похвалы при хорошем выполненном задании становится подкреплением. Наша конечная цель заключается в том, чтобы наградой для ребенка, который старательно занимается, стал успех. Вряд ли мы когда-нибудь сможем полностью отказаться от использования материальных (еда, игрушки) или социальных (похвала) подкреплений, однако чем больше вы отождествляете текущее подкрепление с более сложными предметами или занятиями, тем больше ваш ребенок будет стараться работать за эти новые, более приемлемые формы подкрепления. Помимо знания наиболее эффективных способов подкрепления, вы должны также знать, как работает взаимодействие с ребенком. Термины «предшествующий стимул», «поведение» и «последствие» уже были упомянуты на страницах этой книги. Каждый случай взаимодействия с ребенком, или интеракция (пиегасПоп), состоит из трех составляющих, которые в совокупности создают парадигму АВС. Буквы «А», «В» и «С» в АВС-парадигме означают соответственно предшествующий стимул (Ап1есеаеп1), поведение (ВеЬауюг) и последствие (Сопзециепсе). Предшествующий стимул — это то, что присутствует в окружающей ребенка среде до проявления поведения. Предшествующие стимулы есть в нашей жизни всегда, в любое время. Например, за завтраком я окружен предшествующими стимулам возможных вариантов поведения. Так, кофейник на столе может стать стимулом решения налить кофе в чашку. Наличие радио может стать стимулом того, что я его включу, а человек, входящий в комнату, может стать причиной того, что я скажу «Доброе утро». Как видите, число стимулов в нашем окружении не поддается исчислению и постоянно меняется. Поведение — следующая часть АВС-парадигмы. Поведение — это любые измеримые и доступные наблюдению изменения в нашей деятельности. Налить кофе, включить радио, пожелать кому-то доброго утра — все это примеры поведения за завтраком. В данный момент ваше поведение — чтение. Вы, вероятно, держите эту книгу. Вы, может быть, опираетесь на что-то, поддерживая вес тела, сидите в кресле или лежите в кровати. Довольно скоро вы перевернете страницу. Помните, что любые измеримые изменения, которые делает человек, относятся к категории поведения. Последствие—третий компонент АВС-парадигмы. , Последствие — это все, что происходит в окружающей среде после проявления поведения. Например, чашка кофе, готовая к употреблению, является следствием того, что я налил кофе в чашку. Прослушивание музыки может быть следствием включения радио. Чья-то улыбка в ответ — следствием пожелания доброго утра. Предшествующие стимулы, поведение и последствия — основные факторы, участвующие в каждой интеракции. Знать, что АВС существует, важно, однако не менее важно понимать этические и систематические способы манипулирования компонентами АВС, прежде чем мы начнем использовать их для обучения. Многие дети с аутизмом в состоянии приобретать только те навыки, в которых они заинтересова-ды. Систематическое управление предшествующими стимулами и последствиями может способствовать тому, что ребенок захочет приобрести навыки, которым он мог бы научиться с вашей помощью. Управление предшествующими стимулами и последствиями для выбора ребенком желаемого поведения и есть то, на чем основана наука АВА/УВ. Специфическая система, используемая для манипуляций этими факторами, называется «обучение дискретными блоками». Обучение дискретными блоками — это система обучения, в которой, как было сказано в начале главы, каждый обучающий блок имеет определенные начало и конец. Началом служит предоставление целевого предшествующего стимула, называемого дискрими-нативным {определенным) стимулом (01$спгшпапуе 8ттти1и8, 8°), а заканчивается предоставлением целенаправленного последствия, называемого подкрепляющим стимулом (Кешгогст§ 8пти1и8, 8К). Единственное, что отличает определенный стимул от любого другого стимула,— это история использования. Чтобы стать определенным стимулом, предшествующий стимул должен иметь историю пробуждения конкретного поведения. Единственное, что отличает любое последствие от подкрепляющего стимула, это также история. Последствие, создавшее историю подкрепления определенного поведения, становится подкрепляющим стимулом для этого поведения. Если вы хотите научить ребенка навыкам, которых ему не хватает, вам необходимо разработать систему управления определенными и подкрепляющими стимулами и использовать ее в каждом случае взаимодействия с ребенком (в каждой интеракции). То, что может показаться сложным в теории, на практике оказывается простой последовательностью действий, которую может осуществить каждый, кто захочет. Упрощенно обучение отдельными блоками можно представить в виде трех последовательных этапов: • вы представляете ребенку определенный (дис-криминативный) стимул; • вы наблюдаете ответ ребенка на этот стимул; • вы предъявляете ребенку в той или иной форме то, что называется подкрепляющим стимулом. Любой процесс обучения в АВА будет состоять из таких трех частей: наличия определенного стимула, наблюдения за реакцией ребенка и предоставления подкрепляющего стимула. Определенный стимул сообщает ребенку, что подкрепляющий стимул доступен, а подкрепляющий стимул побуждает ребенка проявлять подобное поведение в будущем. Если вы считаете необходимым, вы можете добавить к этому процессу подсказку, чтобы помочь ребенку прийти к правильному ответу. В некоторых случаях вы можете вести дневник записи результатов в конце обучающего процесса. Пример обучения отдельными блоками может выглядеть следующим образом: 1. Предъявите определенный стимул ребенку, когда он внимателен и слушает вас. 2. При необходимости дайте вашему ребенку подсказку, которая усилит определенный стимул и побудит ребенка дать правильный ответ. 3. Наблюдайте за поведением вашего ребенка. 4. Подкрепите правильный ответ ребенка. 5. Внесите в дневник запись, отражающую качество и правильность ответа. Метод анализа вербального поведения рекомендует фиксировать пробные данные. К таким данным относятся результаты тестирования каждого навыка один раз в начале учебной сессии и сведения об эффективности работы ребенка в целом. Затем, когда вы закончите тестирование каждого навыка, ваше обучение может быть полностью сосредоточено на продвижении ребенка от одного блока к другому. Пробные данные вы можете проанализировать после окончания обучения. Следующий пуушер поможет ответить на вопросы относительно обучения отдельными блоками, если они у вас еще остались: 1. Определенный стимул: просьба мамы «Дотронься до носа». 2. Подсказка: мама помогает ребенку выбрать правильный ответ, указывая на свой собственный нос (при необходимости). 3. Ответ: ребенок демонстрирует навык, касаясь своего носа. 4. Подкрепляющий стимул: мама подкрепляет поведение — щекочет ребенка. 5. Данные: мама ставит галочку в строке «дотрагивается до носа» дневника наблюдений. Глава 8. Типы вербального поведения Я достаточно много писал о методах АВА и всегда был предельно осторожен, давая какие-либо рекомендации по поводу применения метода анализа вербального поведения. В последующих главах я попробую показать, что использование принципов АВА без применения методических рекомендаций анализа вербального поведения будет недостаточным для работы с вашим ребенком. Под вербальным (речевым) поведением в бихевиоризме принято понимать любое поведение, которое возникает и поддерживается при взаимодействии с другим человеком. Термин «вербальное поведение» был введен Б. Ф. Скиннером, отцом современного бихевиоризма. Скиннер развивал понятие об основных принципах поведения, используя данные исследований начала XX века. Выход первой книги Скиннера «Поведение организмов» («ТЬе Вепауюг оГ Ог§аш8Ш8», 1938) положил начало экспериментальному анализу поведения как научному направлению. Этот научный подход впервые был применен к расстройствам дутистического спектра доктором О. Иваром Ловаасом (Ох. О- 1уаг Ьоуаав). Однако только после того, как доктор Джек Майкл из Университета Западного Мичигана (Ог. таск МюЬае1, \уе81егп М1сЫ§ап ишуегагу) я его коллеги начали изучение другой книги Скиннера «Вербальное поведение» («УегЬа1 Вепауюг», 1957) и стали применять описанные в ней подходы в программах АВА, результаты оказались впечатляющими. В этой книге была впервые сделана попытка рассмотреть процесс усвоения языка через призму поведения ребенка. АВА-программы, которые не основаны на применении метода анализа вербального поведения, разделяют речь на пассивную (восприятие и понимание речи) и экспрессивную (собственно активная речь)[8]. На ранних этапах развития АВА большинство процедур предусматривало использование интенсивных методов обучения пониманию речи; при этом предполагалось, что экспрессивная речь язык разовьется самостоятельно. В результате многие дети с аутизмом, обучавшиеся по этим программам, развивали широкий спектр рецептивных навыков, но не всегда умели говорить. Если эти дети и приобретали навыки экспрессивной речи, уровень функциональной речи у них часто оставался намного ниже нормы. Результаты продолжающихся исследований стимулируют специалистов, использующих традиционные подходы АВА, уделять все большее внимание экспрессивной стороне речи. В то же время анализ речевого поведения учит нас, что язык есть нечтл) большее, чем просто пассивная или экспрессивная речь. В анализе вербального поведения принято раз. делять все виды речи на девять категорий, причем определяющим фактором при разделении на категории оказывается не форма речи, а ее функция. Б. Ф. Скиннер проделал серьезную работу по раз. витию метода анализа вербального поведения и прикладного анализа поведения (АВА) в целом. Одним из наиболее важных результатов его работы является классификация типов вербального поведения (ТЪе ВеЬауюга1 СтззШсапоп ог" Ьап§иа§е). Согласно этой классификации, существует девять типов вербального поведения. Для того чтобы ваш ребенок мог эффективно общаться, ему предстоит научиться использовать каждое слово, которое он узнает, в рамках большинства, если не всех, типов вербального поведения. Для людей, страдающих аутизмом, обобщение информации, как правило, не является легкой или автоматически выполняемой задачей. Навык обобщения можно развить и улучшить, как и любой другой навык, но чаще всего именно этот навык — то слабое звено, которое мы отождествляем с аутизмом. Тот факт, что ваш ребенок понимает слово в одном контексте, не означает, что он сможет использовать его в других. На начальной стадии обучения ребенка словам и их значениям вам, вероятно, придется в определенном смысле заново учить многие слова, раскрывая их различное функциональное значение в зависимости от ситуации употребления, чтобы дать вашему ребенку полную концепцию слова. Например, может ли ебенок попросить чашку? Может ли он указать яа чашку по вашей просьбе? Может ли ребенок сказать «чашка», когда вы показываете чашку или когда спрашиваете «Что это?»? Может ли он сказать «чашка», когда вы попросите его назвать что-либо, из чего он может пить? Умение обозначить предмет словом «чашка» лишь в нескольких из вышеназванных ситуаций еще не означает, что работа над более широким пониманием понятия «чашка» окончена. Первый и самый простой из девяти типов вербального поведения — это выражение просьбы (Мапа, Мапшп§, от англ. Соттапа). Выражение просьбы — это запрос с целью получить предмет, участвовать в игровом занятии или узнать о чем-либо. Примером выражения просьбы будет ситуация, когда ребенок говорит «баранка», если он хочет, чтобы вы дали ему баранку. Существуют различные уровни выражения просьбы. Например, ребенок выражает просьбу, используя жест, соответствующий слову «баранка», или указывает на баранки в надежде, что вы дадите ему одну. Основным фактором, который превращает «просто общение» в выражение просьбы, является не то, что ребенок делает или говорит, а его намерение. Мы наблюдаем выражение просьбы, когда желание ребенка получить баранку проявляется одновременно с выражением просьбы. Второй тип вербального поведения — моторная имитация (Моюг 1гш1апоп). Моторная имитация — это повторение движений. Любое движение, выполняемое ребенком с целью воспроизвести действия другого человека, которые он видит, является моторной имитацией. Моторная имитация является важным навыком. Если ребенок не может имитировать ваши движения, он не научится использовать язык жестов в качестве способа общения и не сможет копировать движения губ и языка, которые помогут ему произносить звуки и слова. Примером навыка моторной имитации будет ситуация, в которой вы говорите: «Сделай так!», одновременно прикасаясь рукой к своей голове. Если ребенок может коснуться своей головы после того, как услышит слова «Сделай так!» и увидит, что вы коснулись вашей головы, то он продемонстрировал навык моторной имитации. Более сложные навыки моторной имитации могут включать копирование последовательных действий или спонтанное копирование действий других людей. Третий тип вербального поведения — вербальная {звуковая, словесная) имитация (УегЬа11гш1айоп). Вербальная имитация — это способность точно повторить то, что вы слышите. Если вы сказали «мама» и ваш ребенок смог повторить «мама», он продемонстрировал навык вербальной имитации. Вербальная имитация известна также как звукоподражание. Может ли ваш ребенок подражать звукам и словам, которые он слышит? Ваш ребенок должен научиться подражать, чтобы научиться говорить. Кроме того, именно эта способность к звукоподражанию играет большую роль в последующем усвоении других частей речи. Понимание речи, или рецептивная речь (Кесериуе Ьап§иаёе), — четвертый тип вербального поведения — проявляется в способности следовать инструкциям или выполнять просьбы. Сюда относится способность соотносить предметы с их названиями. Например, если вас попросят передать кому-либо салфетку, ваша способность услышать и правильно выполнить просьбу — это навык понимания речи. Понимание речи имеет много различных уровней, одним из которых является способность распознавать и реагировать на свое имя. Другие уровни включают в себя идентификацию названий обычных предметов, выполнение инструкций в повседневных ситуациях и идентификацию людей в окружающей обстановке. Пятый тип вербального поведения — называние предметов (Тает, Тасйп§, от англ. Сошлет.), то есть умение идентифицировать объекты, действия и события в окружающей среде с их названиями. Этот тип поведения может быть также обозначен общим термином «маркировка». Если вы указываете на автомобиль, просите ребенка назвать объект и ребенок отвечает «автомобиль», то это будет примером навыка называния. Если ваш ребенок не говорит, но может использовать для идентификации объекта «автомобиль» язык жестов, это поведение также является навыком называния предметов. Другие примеры называния включают маркировку предметов с использованием опорной фразы: «Это ... (автобус)»; или маркировку с использованием прилагательных: «Смотри, желтый ... (автобус)»; или маркировку с использованием предлогов: «Кошка на ... (дереве)». Шестой тип вербального поведения —различение предметов по описанию признака, функции и класса объектов (Кесертлуе Ьу Реагляе, Рипсйоп ог С1а§8, КРРС), то есть различение предметов и явлений по их характеристикам. Как уже отмечалось, понимание речи — это способность следовать инструкциям или выполнять просьбы. Здесь же речь идет о способности определять конкретные предметы по описанию некоторых их признаков, функций или вида. Например, мяч можно охарактеризовать по-разному. Он может быть идентифицирован как нечто круглое, красное или резиновое (умение различать по признаку); то, с чем вы можете играть, катать по полу (умение различать по функции); то, что может быть спортивным оборудованием или игрушкой (умение различать по категории). К седьмому типу вербального поведения относят навык интравербальных действий (1пт.гауегЬа1). Интравербальные действия — это умение отвечать на вопросы и вести беседы; это поведение, при котором стимулом для произнесения слов или совершения действия являются слова, произнесенные другими людьми. Например, кто-то спрашивает: «Где вы были вчера?» Вы отвечаете: «Я был на работе». Некоторые из первых навыков интравербальных действий в программах, основанных на методах анализа вербального поведения, ребенок усваивает через песни. Если, исполняя песню, вы останавливаетесь на определенном месте и ваш ребенок может сказать (или тем более спеть) следующее слово, то он только что продемонстрировал навык интравербального действия. Другим примером интравербального действия будет ситуация, когда вы, соревнуясь с ребенком в беге, говорите: «Внимание!», что является определенным стимулом — 114 для вашего ребенка, чтобы произнести «Марш!». Более комплексная интравербализация включает ответы на вопросы «что?», |