ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 13. Основные техники анализа вербального поведения Любая хорошая программа обучения обязательно должна включать процесс переноса реакции с одной инструкции на следующую. Процесс переноса реакции может быть использован по-разному и для работы над различными навыками. Идея этой техники проста, однако бывает сложно помнить о необходимости постоянно применять ее в ходе обучения. Процесс переноса реакции с одной инструкции на другую заключается в том, что ребенок использует реакцию (ответ) на одну инструкцию в качестве реакции (ответа) на новую инструкцию. Предположим, вы научили ребенка прикасаться рукой к голове после вашей инструкции, которая заключалась в прикосновении к голове и произнесении слов «Сделай так». Реакция вашего ребенка (прикосновение к голове) теперь ассоциируется с вашей инструкцией (контролируется ею). Если в восприятии ребенка ответ на эту инструкцию начнет ассоциироваться с новой инструкцией, которая предполагает тот же ответ, реакция ребенка закрепится за новой инструкцией. Чтобы этого достичь, используют подсказки. Ниже показан пример применения процесса переноса реакции с инструкции «Сделай так» (имитация действия) на новую инструкцию «Дотронься до головы» (понимание речи). Терапевт: Сделай так. (Подсказка: дотрагивается до головы.) Ребенок: дотрагивается до головы. Терапевт: Молодец! Терапевт: Дотронься до головы. (Подсказка: дотрагивается до головы.) Ребенок: дотрагивается до головы. Терапевт: Отлично! Терапевт: Дотронься до головы. (Не показывает, как.) Ребенок: дотрагивается до головы. Терапевт: Отличная работа, молодец! Ваш ребенок начинает с простой имитации движения, следуя инструкции «Сделай так». Далее мы работаем над рецептивной речью, и следующей будет инструкция «Дотронься до головы». Это всего лишь один из многих примеров, как можно использовать процесс переноса реакции для обучения новым навыкам. Зачем начинать обучение каждому новому навыку с нуля, когда вы можете использовать отработанный навык для обучения новому навыку с помощью процесса переноса реакции? Процесс переноса реакции позволяет ребенку давать тот же ответ на новую инструкцию, что само собой увеличит количество навыков, которые ребенок может выполнять правильно. Процесс переноса реакции является чрезвычайно практичным, и его следует по возможности применять для обучения новым навыкам. Кроме того, процесс переноса реакции позволяет обучать без ошибок, потому что ребенок уже знает ответ и способен применить его, отвечая на другие вопросы. Сочетая ответ с другой инструкцией и давая соответствующие подсказки, вы можете расширить спектр использования ответа. Следующий пример — использование процесса переноса с одной инстукции на другую для перехода от навыка «обозначение предмета» (понимание речи) к навыку «обозначение функции предмета» (различение предметов по описанию признака, функции и класса объектов). Терапевт: Покажи мне чашку. Ребенок: прикасается к чашке. Терапевт: Молодец! Терапевт: Покажи мне то, что имеет ручку. (Признак предмета.) Ребенок: не знает ответа на вопрос. Терапевт: подсказывает, показывая на чашку. Ребенок: дотрагивается до чашки. Терапевт: Правильно, у чашки есть ручка! Терапевт: Что имеет ручку? (Не подсказывая.) Ребенок: прикасается к чашке. Терапевт: Прекрасно! Теперь покажи мне, как мы держим чашку. (Функция.) Ребенок: показывает на чашку. Терапевт: Да, покажи мне, из чего мы можем пить кофе? Ребенок: показывает на кофейную чашку. Терапевт: Молодец! Другая техника, процедура коррекции, должна использоваться каждый раз, когда ваш ребенок ошибается. Процедура коррекции — один из основных методов анализа вербального поведения. Чтобы процесс обучения доставлял ребенку радость, необходимо, чтобы правильных ответов было как можно больше. Однако когда ребенок отвечает неправильно, вы не должны его поощрять, потому что это увеличивает вероятность того, что ребенок ответит неправильно и в следующий раз. Старайтесь избегать использования слова «нет» или других отрицательных форм наказания, когда ребенок отвечает неправильно, потому что их применение делает процесс обучения малопривлекательным, ребенок расстраивается и старается от него уклониться. Лучший способ избежать этих ловушек в ситуации, когда ваш ребенок ответил неправильно, заключается в использовании процедуры коррекции. Этот метод исходит из того, что ошибки вашего ребенка являются результатом отсутствия у него опыта и, вероятно, результатом вашей педагогической ошибки. Если вы правильно используете метод обучения без ошибок, вы сумеете привести вашего ребенка к успеху и своевременно уменьшить интенсивность подсказки, когда он будет готов к большей самостоятельности (глава 10). Если ваш ребенок ошибается при использовании метода обучения без ошибок, вполне вероятно, что вы уменьшили подсказки слишком рано, до того, как ваш ребенок оказался готов ответить без них. В этом случае именно вы ответственны за сложившуюся ситуацию и именно ваши действия требуют коррекции. Каждый раз, когда ребенок ошибается, повторите инструкцию, сопровождая ее необходимой подсказкой, чтобы стимулировать правильный ответ. Затем повторите инструкцию в третий раз, без подсказки. Это поможет вашему ребенку ответить на первоначальную инструкцию без подсказки. Чтобы убедиться, что ваш ребенок действительно знает правильный ответ, а не копирует звучание последнего ответа, вы должны применить отвлекающий прием (01$ггастег Тпа1). Это может быть любой легкий вопрос (ребенок должен знать на него ответ); цель этого вопроса заключается в том, чтобы на секунду или две отвлечь ребенка от последнего ответа. Затем вы еще раз произносите первоначальную инструкцию, чтобы убедиться, действительно ли ребенок может ответить правильно, несмотря на переключение внимания. Если это так, подкрепите правильный ответ более значимым подкреплением, чем предыдущий ответ с вашей подсказкой, так как это является важным положительным моментом обучения. Иными словами, подкрепление за самостоятельную работу должно быть более значимым для ребенка. Если ваш ребенок ответил неправильно еще раз, следует начать урок с применением процедуры коррекции с самого начала. Цель заключается в том, чтобы показать ребенку, что ответ был неправильный, без применения наказания. В свою очередь, используйте метод коррекции с подкреплением и постепенным федингом, чтобы побудить ребенка к самостоятельности. Дополнительное преимущество процедуры коррекции в том, что результатом всегда является подкрепление, которое позволяет поддерживать интерес ребенка к обучению как к чему-то увлекательному и интересному. Вот хороший пример использования метода коррекции для начинающего ученика. (1) Мама: Дотронься до головы. Ребенок: дотрагивается до носа. (2) Мама: повторяет инструкцию «Дотронься до го- ловы»; показывает, как (подсказка). Ребенок: касается головы (используя подсказку). (3) Мама: повторяет инструкцию «Дотронься до го- ловы» (без подсказки или с минимальной подсказкой). Ребенок: дотрагивается до головы. (4) Мама: применяет отвлекающий прием, пред- лагая другую хорошо знакомую инструкцию, на кото- рую ребенок отвечает без ошибки. (5) Мама: повторяет прежнюю инструкцию. Если ребенок прикасается к голове, поощрите его и продолжайте занятие. Если ребенок дает неправильный ответ, вернитесь к шагу 2 и начните все сначала. Заканчивайте всегда подкреплением самого лучшего ответа, которого вы сможете добиться. Применение процедуры коррекции неправильных ответов — лучший способ заканчивать работу над каждым новым навыком, подкрепляя его, не поощряя ошибки и не разочаровывая ребенка, если он ответил неправильно. Метод коррекции помогает сделать процесс обучения предпочтительным занятием для ребенка. Процесс переноса реакции и процедура коррекции — это техники анализа вербального поведения, которые достаточно изучены и имеют историю успешного применения. Я лично разработал и регулярно использую в своей практике еще две процедуры: метод арки и мини-последствия. Наши консультанты используют эти методы на благо сотен детей во всем мире. Однако на данный момент существует необходимость в дополнительных исследованиях и сборе данных для поддержки использования этих техник другими лицами. Учтите этот факт, прежде чем использовать данные техники в обучении. Метод арки (Теасп'п§ Агс) основан на методе учебного контроля. Мы уже отмечали, что для овладения учебным контролем вы должны достичь того, чтобы ваше присутствие ассоциировалось у ребенка с увлекательным времяпрепровождением, а затем вы можете постепенно добавлять простые инструкции — такие, которым ребенку будет очень легко следовать. Ребенок поймет, что следовать вашим инструкциям несложно и что их выполнение доставляет массу удовольствия. К тому времени, как ваши инструкции станут сложнее, у ребенка уже сформируется представление о том, что следовать вашим инструкциям легко и это действительно стоит того, чтобы стараться. Никто не любит выполнять трудную работу. Однако когда я играл в регби, я понял, что боль, пот и усилия с лихвой компенсируются положительным результатом. Правильная организация рабочего дня может оказать значительное влияние на то, как вы отнесетесь к выполнению большого объема работы. Если вы постоянно оставляете самые нелюбимые и трудные задания на конец рабочего дня, вы, вероятно, проведете ночь в размышлениях о том, как же вам не хочется утром опять идти на работу. Однако попробуйте организовать свой рабочий день так, чтобы он всегда начинался с выполнения несложной и приятной работы. Затем, где-то к середине дня, планируйте выполнение наиболее трудных задач. Наконец, проведите последние несколько часов над выполнением самых приятных обязанностей. В итоге вы вернетесь домой в приподнятом настроении. Вы будете позитивно настроены на то, чтобы вернуться утром на работу, зная, что вас ожидает приятное и необременительное начало рабочего дня. В Кпозре-АВА мы учим родителей организовывать каждый урок, использующий интенсивное обучение, по этому принципу. Я называю этот принцип методом арки. Он разработан для того, чтобы сделать обучение настолько увлекательным и легким для ребенка, насколько это только возможно. Начало и конец обучения по методу арки должны всегда ассоциироваться у ребенка с радостью и удовольствием. 1. Начните занятие с игры. Игра должна быть захватывающей и интересной для ребенка. Старайтесь в начале занятия избегать выражения каких-либо требований к ребенку. Ваша цель — приподнятое настроение ребенка и радость от того, что он может провести время с вами. 2. Введите несколько легких инструкций в процесс игры. Попросите ребенка показать простые навыки, те, которые он уже хорошо знает и которые не предполагают долгого мыслительного процесса. Вы можете подкрепить правильные ответы ребенка на ваши инструкции смехом и продолжением игры. 3. Незаметно введите в игру новые обучающие задания, не забывая чередовать легкие и трудные инструкции и продолжая подкреплять их выполнение продолжением увлекательной игры. 4. Начните упрощать инструкции до того, как ребенку станет скучно или он почувствует усталость. Начните подкреплять каждый правильный ответ на легкие инструкции и больше играйте. 5. Заканчивайте урок только игрой, без выражения каких-либо требований. 6. Будьте инициатором окончания занятия и завершите урок в тот момент, когда ребенок очень хочет продолжения игры. Используйте метод арки в процессе занятий с ребенком. Он сделает процесс усвоения новых навыков легким и интересным и позволит ребенку воспринимать обучение как нечто увлекательное, что он хотел бы повторять снова и снова. Если данный метод применяется надлежащим образом, занятия, построенные по принципу арки, могут стать сильной мотивацией для обучения в целом. Если вы начинаете и заканчиваете обучение увлекательной игрой, ребенок полюбит ваши уроки, снова захочет принимать в них участие независимо от того, насколько трудные задания вы приготовили для него в середине урока. Одна из главных целей нашей работы — помочь родителям создать большой резерв занятий, подкрепляющих желание ребенка принимать в них участие. К этому списку можно отнести просмотр видео, раскачивание на качелях, прыжки на батуте, игры с мыльными пузырями, танцы под музыку и другое. Когда родитель или терапевт начинает работать с ребенком, он должен дать ему возможность выбирать вид деятельности из этого списка. После реализации шестого пункта метода арки («Будьте инициатором окончания занятия и завершите урок в тот момент, когда ребенок очень хочет продолжения игры»), родители или терапевт должны сказать ребенку, что настало время заняться чем-то другим, и позволить ему выбрать новый вид деятельности. Как только родитель или терапевт начинает новое занятие, проводится новый урок с использованием метода арки. Когда этот процесс станет стабильным, вы увидите, что ваш ребенок легко переходит от одного вида мотивированного обучения к другому. Метод мини-последствий (Мип-сопзеяиепсез) Кпозре-АВА выработало экспериментальным путем. Он особенно эффективен в процессе поддержки приемлемых типов поведения и состоит в том, что ребенку в ответ на его неприемлемое поведение предлагается набор поэтапно возрастающих негативных последствий. Мини-последствия действительно работают, поскольку они помогают ребенку быстро оценить ситуацию и понять: правильный или неправильный тип поведения он выбрал, стараясь получить подкрепление. После того, как вы дали вашему ребенку инструкцию, каждое движение, которое ребенок демонстрирует, оценивается вами как «горячо-холодно» относительно того поведения, которое вы рассматриваете как желаемое. Незначительное движение или жест с вашей стороны будут подсказкой для вашего ребенка, приближается он к цели или удаляется от нее, выбирая те или иные типы поведения для получения того, что он очень хочет. Этого можно достичь, визуально приближая или удаляя подкрепление в зависимости от каждого движения (поведения) ребенка. Например, вы дали ребенку инструкцию «Дотронься до чашки». Есть много вариантов поведения, которые можно рассматривать как движение в нужном направлении: ребенок смотрит на объекты на столе, придвигается ближе, тянется к одному из объектов, указывает пальцем на один из них — все это указывает на то, что ребенок находится на пути к правильному ответу на вашу инструкцию. Наоборот, удары по собственной голове, попытки схватить подкрепление, полная недвижимость, смех, попытки перекричать вас являются показателем того, что он движется в обратном направлении относительно вашей инструкции. Если ребенок выбирает эти неправильные, или ненадлежащие, типы поведения, он должен сразу же получить сигнал о том, что он все дальше отдаляется от желаемой цели. Таким сигналом, в зависимости от условий обучения и вида подкрепления, которое вы используете, может оказаться одно из многих мини-последствий. Если в нашем примере с инструкцией «Дотронься до чашки» подкреплением является блюдце с виноградом, то первое, что вы можете продемонстрировать как мини-последствие,— это положить руку на виноград, чтобы заблокировать ребенку доступ. Если он заметит это и сделает лучший выбор, то вы должны убрать вашу руку. Если он продолжает выбирать неприемлемые для вас типы поведения, вы можете переставить блюдце на другую сторону стола. Если он заметит это и выберет приемлемое поведение, блюдце можно придвинуть обратно. Иногда вам придется ставить блюдце у себя за спиной, а может, даже поднять его вверх и в сторону от ребенка. Если он продолжает выбирать неподобающее поведение, вы можете унести виноград на кухню или в конечном итоге убрать в шкаф. Преимуществом использования мини-последствий является то, что они позволяют продемонстрировать ваше недовольство поведением ребенка, не уделяя ему какого-либо внимания или не давая такому поведению положительного подкрепления. Другое преимущество метода в том, что вам не надо полностью прекращать занятие, ставя точку одним быстрым негативным последствием. Опытным путем я пришел к тому, что разумное использование мини-последствий является одним из наиболее эффективных инструментов для быстрой реакции на проблемное поведение или на выбор неправильного типа поведения. С помощью мини-последствий каждый урок становится все более эффективным в плане мотивации правильных ответов. Это происходит потому, что последствием каждого неприемлемого движения ребенка является все большее удаление желанного подкрепления. При последовательном применении мини-последствий вы обнаружите, что сможете предупреждать ребенка о предстоящем ухудшении положения выражением лица или звуком. Часто все, что требуется, чтобы предупредить ребенка о наступлении мини-последствий, если он не изменит своего поведения, — это особый взгляд родителей или учителей. Такое явление в анализе вербального поведения получило название рефлексивной мотивации (геЯех1уе-ЕО). Если вы ассоциируетесь у ребенка с применением мини-последствий, ваш вид или выражение вашего лица могут вызвать у ребенка мотивацию использовать любое поведение, только чтобы изменить ваше состояние и не допустить предстоящих последствий. Другими словами, если конкретное выражение лица будет всегда приводить к процедуре мини-последствий, это выражение автоматически станет для вашего ребенка мотивацией к тому, чтобы прекратить неподобающее поведение. Кроме того, использование выражения лица в качестве сигнала к изменениям в условиях окружающей среды показывает ребенку важность понимания сигналов невербального общения. Методы коррекции и мини-последствий схожи тем, что они используются в ситуациях, когда ребенок затрудняется продемонстрировать навык, которому вы его обучаете. Определить, какая из процедур подходит вам больше в той или иной ситуации, можно в зависимости от понимания вами причин отсутствия успеха у вашего ребенка. Выбирайте процедуры коррекции, когда вы чувствуете, что ваш ребенок прилагает соответствующее количество усилий, но безуспешно, поскольку ему не хватает опыта или способностей. Мини-последствия — лучший вариант в ситуациях, когда вы считаете, что ваш ребенок имеет достаточно опыта, но не старается или неправильно выбирает тип поведения, пытаясь уклониться от занятий или перехватить контроль за ситуацией. Мы показали только несколько из многих стратегий и методов, которые вам нужно знать, чтобы стать хорошим учителем. Однако правильная реализация этих четырех процедур значительно улучшит качество вашего обучения. Последовательное использование процесса переноса реакции с одной инструкции на другую и метода коррекции, а также методов арки и мини-последствий сделает ваше обучение эффективнее и, в свою очередь, сократит количество попыток, которые предпринимает ваш ребенок, чтобы усвоить новые навыки. |