МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 13. Основные техники анализа вербального поведения





Любая хорошая программа обучения обязательно должна включать процесс переноса реакции с одной инструкции на следующую. Процесс переноса реак­ции может быть использован по-разному и для работы над различными навыками. Идея этой техники проста, однако бывает сложно помнить о необходимости по­стоянно применять ее в ходе обучения.

Процесс переноса реакции с одной инструкции на другую заключается в том, что ребенок использует ре­акцию (ответ) на одну инструкцию в качестве реакции (ответа) на новую инструкцию. Предположим, вы научи­ли ребенка прикасаться рукой к голове после вашей ин­струкции, которая заключалась в прикосновении к голо­ве и произнесении слов «Сделай так». Реакция вашего ребенка (прикосновение к голове) теперь ассоциируется с вашей инструкцией (контролируется ею). Если в вос­приятии ребенка ответ на эту инструкцию начнет ассо­циироваться с новой инструкцией, которая предполагает тот же ответ, реакция ребенка закрепится за новой ин­струкцией. Чтобы этого достичь, используют подсказки.

Ниже показан пример применения процесса пере­носа реакции с инструкции «Сделай так» (имитация действия) на новую инструкцию «Дотронься до голо­вы» (понимание речи).

Терапевт: Сделай так. (Подсказка: дотрагивается до головы.)

Ребенок: дотрагивается до головы. Терапевт: Молодец!

Терапевт: Дотронься до головы. (Подсказка: до­трагивается до головы.)

Ребенок: дотрагивается до головы. Терапевт: Отлично!

Терапевт: Дотронься до головы. (Не показывает, как.) Ребенок: дотрагивается до головы. Терапевт: Отличная работа, молодец!

 

Ваш ребенок начинает с простой имитации дви­жения, следуя инструкции «Сделай так». Далее мы работаем над рецептивной речью, и следующей будет инструкция «Дотронься до головы». Это всего лишь один из многих примеров, как можно использовать процесс переноса реакции для обучения новым навы­кам. Зачем начинать обучение каждому новому навы­ку с нуля, когда вы можете использовать отработан­ный навык для обучения новому навыку с помощью процесса переноса реакции?

Процесс переноса реакции позволяет ребенку давать тот же ответ на новую инструкцию, что само собой увеличит количество навыков, которые ребе­нок может выполнять правильно. Процесс переноса реакции является чрезвычайно практичным, и его сле­дует по возможности применять для обучения новым навыкам. Кроме того, процесс переноса реакции по­зволяет обучать без ошибок, потому что ребенок уже знает ответ и способен применить его, отвечая на дру­гие вопросы. Сочетая ответ с другой инструкцией и давая соответствующие подсказки, вы можете рас­ширить спектр использования ответа.

Следующий пример — использование процесса переноса с одной инстукции на другую для перехода от навыка «обозначение предмета» (понимание речи) к навыку «обозначение функции предмета» (разли­чение предметов по описанию признака, функции и класса объектов).

 

Терапевт: Покажи мне чашку. Ребенок: прикасается к чашке. Терапевт: Молодец!

Терапевт: Покажи мне то, что имеет ручку. (При­знак предмета.)

Ребенок: не знает ответа на вопрос.

Терапевт: подсказывает, показывая на чашку.

Ребенок: дотрагивается до чашки.

Терапевт: Правильно, у чашки есть ручка!

Терапевт: Что имеет ручку? (Не подсказывая.)

Ребенок: прикасается к чашке.

Терапевт: Прекрасно! Теперь покажи мне, как мы держим чашку. (Функция.)

Ребенок: показывает на чашку.

Терапевт: Да, покажи мне, из чего мы можем пить кофе?

Ребенок: показывает на кофейную чашку. Терапевт: Молодец!

 

Другая техника, процедура коррекции, должна использоваться каждый раз, когда ваш ребенок оши­бается.

Процедура коррекции — один из основных мето­дов анализа вербального поведения. Чтобы процесс обучения доставлял ребенку радость, необходимо, чтобы правильных ответов было как можно боль­ше. Однако когда ребенок отвечает неправильно, вы не должны его поощрять, потому что это увеличивает вероятность того, что ребенок ответит неправильно и в следующий раз. Старайтесь избегать использова­ния слова «нет» или других отрицательных форм на­казания, когда ребенок отвечает неправильно, потому что их применение делает процесс обучения малопри­влекательным, ребенок расстраивается и старается от него уклониться.

Лучший способ избежать этих ловушек в ситуа­ции, когда ваш ребенок ответил неправильно, заклю­чается в использовании процедуры коррекции. Этот метод исходит из того, что ошибки вашего ребенка являются результатом отсутствия у него опыта и, ве­роятно, результатом вашей педагогической ошибки. Если вы правильно используете метод обучения без ошибок, вы сумеете привести вашего ребенка к успе­ху и своевременно уменьшить интенсивность под­сказки, когда он будет готов к большей самостоятель­ности (глава 10). Если ваш ребенок ошибается при использовании метода обучения без ошибок, вполне вероятно, что вы уменьшили подсказки слишком рано, до того, как ваш ребенок оказался готов ответить без них. В этом случае именно вы ответственны за сло­жившуюся ситуацию и именно ваши действия требу­ют коррекции.

Каждый раз, когда ребенок ошибается, повторите инструкцию, сопровождая ее необходимой подсказ­кой, чтобы стимулировать правильный ответ. Затем повторите инструкцию в третий раз, без подсказки. Это поможет вашему ребенку ответить на первона­чальную инструкцию без подсказки.

Чтобы убедиться, что ваш ребенок действительно знает правильный ответ, а не копирует звучание по­следнего ответа, вы должны применить отвлекающий прием (01$ггастег Тпа1). Это может быть любой легкий вопрос (ребенок должен знать на него ответ); цель это­го вопроса заключается в том, чтобы на секунду или две отвлечь ребенка от последнего ответа. Затем вы еще раз произносите первоначальную инструкцию, чтобы убедиться, действительно ли ребенок может ответить правильно, несмотря на переключение вни­мания. Если это так, подкрепите правильный ответ более значимым подкреплением, чем предыдущий от­вет с вашей подсказкой, так как это является важным положительным моментом обучения. Иными слова­ми, подкрепление за самостоятельную работу должно быть более значимым для ребенка.

Если ваш ребенок ответил неправильно еще раз, следует начать урок с применением процедуры кор­рекции с самого начала. Цель заключается в том, чтобы показать ребенку, что ответ был неправильный, без применения наказания. В свою очередь, исполь­зуйте метод коррекции с подкреплением и постепен­ным федингом, чтобы побудить ребенка к самостоя­тельности. Дополнительное преимущество процеду­ры коррекции в том, что результатом всегда является подкрепление, которое позволяет поддерживать инте­рес ребенка к обучению как к чему-то увлекательному и интересному.

Вот хороший пример использования метода кор­рекции для начинающего ученика.

 

(1) Мама: Дотронься до головы.
Ребенок: дотрагивается до носа.

(2) Мама: повторяет инструкцию «Дотронься до го-
ловы»; показывает, как (подсказка).

Ребенок: касается головы (используя подсказку).

(3) Мама: повторяет инструкцию «Дотронься до го-
ловы» (без подсказки или с минимальной подсказкой).

Ребенок: дотрагивается до головы.

(4) Мама: применяет отвлекающий прием, пред-
лагая другую хорошо знакомую инструкцию, на кото-
рую ребенок отвечает без ошибки.

(5) Мама: повторяет прежнюю инструкцию.

 

Если ребенок прикасается к голове, поощрите его и продолжайте занятие. Если ребенок дает неправиль­ный ответ, вернитесь к шагу 2 и начните все сначала. Заканчивайте всегда подкреплением самого лучшего ответа, которого вы сможете добиться.

Применение процедуры коррекции неправильных ответов — лучший способ заканчивать работу над каждым новым навыком, подкрепляя его, не поощряя ошибки и не разочаровывая ребенка, если он отве­тил неправильно. Метод коррекции помогает сделать процесс обучения предпочтительным занятием для ребенка.

Процесс переноса реакции и процедура коррек­ции — это техники анализа вербального поведе­ния, которые достаточно изучены и имеют историю успешного применения. Я лично разработал и регу­лярно использую в своей практике еще две процеду­ры: метод арки и мини-последствия. Наши консуль­танты используют эти методы на благо сотен детей во всем мире. Однако на данный момент существует необходимость в дополнительных исследованиях и сборе данных для поддержки использования этих тех­ник другими лицами. Учтите этот факт, прежде чем использовать данные техники в обучении.

Метод арки (Теасп'п§ Агс) основан на методе учебного контроля. Мы уже отмечали, что для овла­дения учебным контролем вы должны достичь того, чтобы ваше присутствие ассоциировалось у ребенка с увлекательным времяпрепровождением, а затем вы можете постепенно добавлять простые инструк­ции — такие, которым ребенку будет очень легко следовать. Ребенок поймет, что следовать вашим инструкциям несложно и что их выполнение достав­ляет массу удовольствия. К тому времени, как ваши инструкции станут сложнее, у ребенка уже сформи­руется представление о том, что следовать вашим инструкциям легко и это действительно стоит того, чтобы стараться.

Никто не любит выполнять трудную работу. Одна­ко когда я играл в регби, я понял, что боль, пот и уси­лия с лихвой компенсируются положительным резуль­татом. Правильная организация рабочего дня может оказать значительное влияние на то, как вы отнесетесь к выполнению большого объема работы. Если вы по­стоянно оставляете самые нелюбимые и трудные за­дания на конец рабочего дня, вы, вероятно, проведе­те ночь в размышлениях о том, как же вам не хочется утром опять идти на работу. Однако попробуйте орга­низовать свой рабочий день так, чтобы он всегда на­чинался с выполнения несложной и приятной работы. Затем, где-то к середине дня, планируйте выполнение наиболее трудных задач. Наконец, проведите послед­ние несколько часов над выполнением самых приятных обязанностей. В итоге вы вернетесь домой в приподня­том настроении. Вы будете позитивно настроены на то, чтобы вернуться утром на работу, зная, что вас ожидает приятное и необременительное начало рабочего дня.

В Кпозре-АВА мы учим родителей организовывать каждый урок, использующий интенсивное обучение, по этому принципу. Я называю этот принцип методом арки. Он разработан для того, чтобы сделать обучение настолько увлекательным и легким для ребенка, на­сколько это только возможно. Начало и конец обуче­ния по методу арки должны всегда ассоциироваться у ребенка с радостью и удовольствием.

1. Начните занятие с игры. Игра должна быть за­хватывающей и интересной для ребенка. Старайтесь в начале занятия избегать выражения каких-либо требований к ребенку. Ваша цель — приподнятое настроение ребенка и радость от того, что он может провести время с вами.

2. Введите несколько легких инструкций в процесс игры. Попросите ребенка показать простые навыки, те, которые он уже хорошо знает и которые не предпо­лагают долгого мыслительного процесса. Вы можете подкрепить правильные ответы ребенка на ваши ин­струкции смехом и продолжением игры.

3. Незаметно введите в игру новые обучающие задания, не забывая чередовать легкие и трудные ин­струкции и продолжая подкреплять их выполнение продолжением увлекательной игры.

4. Начните упрощать инструкции до того, как ре­бенку станет скучно или он почувствует усталость. Начните подкреплять каждый правильный ответ на легкие инструкции и больше играйте.

5. Заканчивайте урок только игрой, без выражения каких-либо требований.

6. Будьте инициатором окончания занятия и завер­шите урок в тот момент, когда ребенок очень хочет продолжения игры.

Используйте метод арки в процессе занятий с ре­бенком. Он сделает процесс усвоения новых навыков легким и интересным и позволит ребенку восприни­мать обучение как нечто увлекательное, что он хо­тел бы повторять снова и снова. Если данный метод применяется надлежащим образом, занятия, постро­енные по принципу арки, могут стать сильной моти­вацией для обучения в целом. Если вы начинаете и за­канчиваете обучение увлекательной игрой, ребенок полюбит ваши уроки, снова захочет принимать в них участие независимо от того, насколько трудные зада­ния вы приготовили для него в середине урока.

Одна из главных целей нашей работы — помочь родителям создать большой резерв занятий, подкре­пляющих желание ребенка принимать в них участие. К этому списку можно отнести просмотр видео, рас­качивание на качелях, прыжки на батуте, игры с мыль­ными пузырями, танцы под музыку и другое. Когда родитель или терапевт начинает работать с ребенком, он должен дать ему возможность выбирать вид дея­тельности из этого списка. После реализации шестого пункта метода арки («Будьте инициатором окончания занятия и завершите урок в тот момент, когда ребенок очень хочет продолжения игры»), родители или тера­певт должны сказать ребенку, что настало время за­няться чем-то другим, и позволить ему выбрать новый вид деятельности. Как только родитель или терапевт начинает новое занятие, проводится новый урок с ис­пользованием метода арки. Когда этот процесс ста­нет стабильным, вы увидите, что ваш ребенок легко переходит от одного вида мотивированного обучения к другому.

Метод мини-последствий (Мип-сопзеяиепсез) Кпозре-АВА выработало экспериментальным путем. Он особенно эффективен в процессе поддержки при­емлемых типов поведения и состоит в том, что ребенку в ответ на его неприемлемое поведение предлагается набор поэтапно возрастающих негативных послед­ствий. Мини-последствия действительно работают, поскольку они помогают ребенку быстро оценить ситуацию и понять: правильный или неправильный тип поведения он выбрал, стараясь получить под­крепление. После того, как вы дали вашему ребенку инструкцию, каждое движение, которое ребенок де­монстрирует, оценивается вами как «горячо-холодно» относительно того поведения, которое вы рассматри­ваете как желаемое.

Незначительное движение или жест с вашей сто­роны будут подсказкой для вашего ребенка, прибли­жается он к цели или удаляется от нее, выбирая те или иные типы поведения для получения того, что он очень хочет. Этого можно достичь, визуально прибли­жая или удаляя подкрепление в зависимости от каж­дого движения (поведения) ребенка.

Например, вы дали ребенку инструкцию «Дотронь­ся до чашки». Есть много вариантов поведения, которые можно рассматривать как движение в нужном направ­лении: ребенок смотрит на объекты на столе, придви­гается ближе, тянется к одному из объектов, указыва­ет пальцем на один из них — все это указывает на то, что ребенок находится на пути к правильному ответу на вашу инструкцию. Наоборот, удары по собственной голове, попытки схватить подкрепление, полная недви­жимость, смех, попытки перекричать вас являются показателем того, что он движется в обратном направ­лении относительно вашей инструкции. Если ребенок выбирает эти неправильные, или ненадлежащие, типы поведения, он должен сразу же получить сигнал о том, что он все дальше отдаляется от желаемой цели. Таким сигналом, в зависимости от условий обучения и вида подкрепления, которое вы используете, может оказать­ся одно из многих мини-последствий.

Если в нашем примере с инструкцией «Дотронься до чашки» подкреплением является блюдце с вино­градом, то первое, что вы можете продемонстрировать как мини-последствие,— это положить руку на вино­град, чтобы заблокировать ребенку доступ. Если он заметит это и сделает лучший выбор, то вы долж­ны убрать вашу руку. Если он продолжает выбирать неприемлемые для вас типы поведения, вы можете переставить блюдце на другую сторону стола. Если он заметит это и выберет приемлемое поведение, блюдце можно придвинуть обратно. Иногда вам придется ста­вить блюдце у себя за спиной, а может, даже поднять его вверх и в сторону от ребенка. Если он продолжает выбирать неподобающее поведение, вы можете уне­сти виноград на кухню или в конечном итоге убрать в шкаф.

Преимуществом использования мини-последствий является то, что они позволяют продемонстрировать ваше недовольство поведением ребенка, не уделяя ему какого-либо внимания или не давая такому поведению положительного подкрепления. Другое преимущество метода в том, что вам не надо полностью прекращать занятие, ставя точку одним быстрым негативным по­следствием. Опытным путем я пришел к тому, что разумное использование мини-последствий является одним из наиболее эффективных инструментов для быстрой реакции на проблемное поведение или на вы­бор неправильного типа поведения.

С помощью мини-последствий каждый урок становится все более эффективным в плане моти­вации правильных ответов. Это происходит потому, что последствием каждого неприемлемого движения ребенка является все большее удаление желанного подкрепления. При последовательном применении мини-последствий вы обнаружите, что сможете пред­упреждать ребенка о предстоящем ухудшении поло­жения выражением лица или звуком. Часто все, что требуется, чтобы предупредить ребенка о наступле­нии мини-последствий, если он не изменит своего поведения, — это особый взгляд родителей или учи­телей.

Такое явление в анализе вербального поведе­ния получило название рефлексивной мотивации (геЯех1уе-ЕО). Если вы ассоциируетесь у ребенка с применением мини-последствий, ваш вид или вы­ражение вашего лица могут вызвать у ребенка моти­вацию использовать любое поведение, только чтобы изменить ваше состояние и не допустить предстоя­щих последствий. Другими словами, если конкретное выражение лица будет всегда приводить к процеду­ре мини-последствий, это выражение автоматически станет для вашего ребенка мотивацией к тому, чтобы прекратить неподобающее поведение. Кроме того, использование выражения лица в качестве сигнала к изменениям в условиях окружающей среды пока­зывает ребенку важность понимания сигналов невер­бального общения.

Методы коррекции и мини-последствий схожи тем, что они используются в ситуациях, когда ребенок за­трудняется продемонстрировать навык, которому вы его обучаете. Определить, какая из процедур подходит вам больше в той или иной ситуации, можно в зависи­мости от понимания вами причин отсутствия успеха у вашего ребенка. Выбирайте процедуры коррекции, когда вы чувствуете, что ваш ребенок прилагает со­ответствующее количество усилий, но безуспешно, поскольку ему не хватает опыта или способностей. Мини-последствия — лучший вариант в ситуациях, когда вы считаете, что ваш ребенок имеет достаточно опыта, но не старается или неправильно выбирает тип поведения, пытаясь уклониться от занятий или пере­хватить контроль за ситуацией.

Мы показали только несколько из многих страте­гий и методов, которые вам нужно знать, чтобы стать хорошим учителем. Однако правильная реализация этих четырех процедур значительно улучшит каче­ство вашего обучения. Последовательное использова­ние процесса переноса реакции с одной инструкции на другую и метода коррекции, а также методов арки и мини-последствий сделает ваше обучение эффектив­нее и, в свою очередь, сократит количество попыток, которые предпринимает ваш ребенок, чтобы усвоить новые навыки.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.