МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Обучение ребенка функциональной речи





 

Метод анализа вербального поведения как состав­ляющая АВА предлагает много удивительных техник и стратегий, чтобы помочь детям приобрести разные виды навыков. Однако особо надо отметить филосо­фию, которая стоит за этим методом — методом обу­чения детей речи.

Навык общения не является врожденным, он фор­мируется у каждого человека под влиянием поощре­ния действиями других людей. Плач — это первое проявление языка общения ребенка. Младенцы бы­стро усваивают, что их крик приводит к той или иной форме ответа. В зависимости от продолжительности или интенсивности эти крики могут быть использо­ваны как сигналы взрослому взять ребенка на руки, покачать или подбросить на руках. Когда определен­ные типы плача позволяют ребенку получить желае­мые результаты, их частота и продолжительность увеличиваются в тот период времени, когда ребе­нок хочет получить именно этот результат еще раз. Не случайно большинство матерей умеют различать у своих детей плач от голода, усталости, мокрых пе­ленок, боли.

Когда ребенок издает звуки (агукает, гулит и др.), мама и папа радуются, повторяют эти звуки и делают смешные лица. Звуки, которые произносит ребенок, вызывают улыбки и другие формы внимания со сто­роны родителей, увеличивая вероятность, что ребенок повторит их снова. В конце концов, из этих звуков формируются звукосочетания, пригодные для исполь­зования в качестве слов. Например, мама использу­ет слово «бутылочка», давая ребенку его бутылочку. В какой-то момент ребенок начинает использовать слово «ба», которое является звуком, приближенным к звучанию слова «бутылочка». «Ба» переходит в «ба­ба», превращаясь затем в «бутылочку», которое озна­чает «Я хочу бутылочку». Ребенку стало известно, что если он продолжает производить конкретный звук, он сможет получить конкретный объект. Ребенок также узнает, что, повторяя определенные сочетания звуков, такие как «мама» и «папа», он получает внимание своих родителей.

Однако многие дети с аутизмом постепенно пере­стают реагировать так, как делали это раньше в про­цессе ежедневного социального взаимодействия. Это не означает, что родители не сумели построить об­щение со своим ребенком надлежащим образом. Это также не означает, что родители не уделяли вни­мание своему ребенку. Большинство родителей детей с аутизмом — любящие и внимательные. В самом деле, эти родители настоящие подвижники в том, что касается помощи своему ребенку и его развитию.

Но поскольку их дети предрасположены к проявле­ниям поведения, продиктованного расстройствами аутистического спектра, эти родители должны пони­мать, как учить своих детей непосредственно навыку общения.

Большинство из нас, в том числе дети с другими нарушениями в развитии, учатся говорить без специ­ального обучения. За последнюю сотню лет мы прак­тически не имеем исследований на тему «как научить говорить»[10]. Существующие исследования сосредо­точены в основном на изучении процесса обучения детей правильной артикуляции слов, а не коммуни­кативным навыкам. Следовательно, родители детей с аутизмом испытывают вину и разочарование из-за своей неспособности научить ребенка этому базовому навыку. Однако за последние двадцать-тридцать лет в этой области было проведено немало исследований, особенно в том, что касается развития метода УВ.

Самый простой уровень языка предполагает пони­мание следующей концепции: «Если я что-то сделаю, я получаю что-то взамен; если я сделаю что-то другое, то получу иной результат». Данная концепция лежит в основе всех коммуникаций, и именно эту концеп­цию наша команда Клозре-АВА представляет детям, которым мы помогаем.

Помните, мы говорили о том, что каждая форма общения имеет свою функцию? Если вы обрати­тесь к классификации типов вербального поведения

Скиннера, вы увидите, что концепция «Делать что-то для того, чтобы получить что-то» будет классифици­рована как навык выражения просьбы. Выражение просьбы — это способность запрашивать предмет, за­нятие или информацию, которые вы хотите получить. Концепция «Если я что-то сделаю, я что-то получу» попадает в эту категорию. Например, если я говорю: «Дайте, пожалуйста, мне воды», я наверняка получу воду. Если я указываю на жевательную резинку на сто­ле и говорю: «Резинка», я, скорее всего, ее получу. Это очень простая идея, к пониманию которой, однако, многие дети с аутизмом не могут прийти самостоя­тельно. Важно не только разделить навык общения или выражения просьбы на этапы, чтобы научить ребенка просить, важно также разбить этот процесс на уровни и осваивать каждый из них поочередно.

Можно выделить несколько подходов к выделе­нию уровней приобретения навыка выражения прось­бы (требования). Подход, с которым мы работали в Кпозре-АВА, включал следующие уровни требований:

1. Плач, чтобы получить желаемый объект.

2. Плач вблизи желаемого объекта.

3. Притягивание кого-либо за руку к желаемому объекту.

4. Указание на желаемый объект.

5. Использование альтернативной коммуникации (язык жестов), чтобы получить желаемый объект.

6. Использование неточно произнесенного слова или звука для получения объекта.

7. Использование в качестве просьбы правильно произнесенного слова.

8. Произнесение простого предложения.

9. Просьба в форме развернутого предложения, со­держащего описание предмета.

10. Упоминание о желаемом предмете как способ
уговорить кого-либо его предоставить.

Независимо от того, сколько лет вашему ребен­ку и насколько развита его речь, он будет находиться на одном из этих десяти уровней выражения своих потребностей. Многие дети способны только плакать или устраивать истерику, когда они хотят что-то полу­чить. Другие сумели преодолеть часть уровней и спо­собны указать на предмет или привести родителей к предмету, который они хотят получить. Независимо от того, какому уровню соответствуют навыки вашего ребенка, вы можете использовать доступные сегодня стратегии, позволяющие вам помочь вашему ребенку перейти с одного уровня на следующий.

Обучение детей говорить начинается с самого первого шага — с представления простой концепции: «Если я что-то сделаю, я получу что-то; если я сделаю что-то другое, я получу что-нибудь другое». Если ваш ребенок способен копировать вашу речь, вы можете помочь ему произносить слова, а затем подкреплять использование этих слов различными предметами, которые он хотел бы получить. Это станет началом введения в концепцию «Сделать — значит полу­чить». Однако если ваш ребенок не может повторять слова, вам следует предпринять подготовительный шаг и использовать его в качестве перехода к уст­ной речи. Такой переход является своеобразным мо­стом и включает использование некоторых элементов вспомогательной системы коммуникаций (Аи§теп1а-11Уе Соттшпсайоп 8у$1ет). В большинстве случаев при работе с неговорящим ребенком лучшим мостом оказывается язык жестов.

Язык жестов способствует общению благодаря об­мену обоюдно понимаемыми движениями тела. Труд­но, практически невозможно использовать полную физическую подсказку, чтобы заставить человека го­ворить. Таким образом, подкрепить речь неговоряще­го ребенка кажется невозможным. Здесь мы заходим в тупик, так как только то поведение, которое под­крепляется, имеет тенденцию учащаться в будущем. Но метод анализа вербального поведения использует мотивации и подкрепление таким образом, что помо­гает нам решить эту проблему. Если ребенок не го­ворит, необходимо создать сильную мотивацию для общения. Единственный способ создать сильную мо­тивацию заключается в использовании подкреплений. Язык жестов и знаков может быть хорошим переход­ным этапом к разговорной речи, так как реализуется в такой форме общения, которую легко подсказать и, следовательно, легко подкрепить.

Поскольку вы можете физически помочь ребен­ку выполнить жест, а затем подкрепить его, пока ре­бенок не способен копировать ваши слова, то язык жестов оказывается лучшим способом показать ре­бенку важность общения. Начните с управления окружающей обстановкой, насыщая ее предметами, которые ваш ребенок, вероятно, хотел бы получить и для обладания которыми он, может быть, постара­ется выразить просьбу. Храните эти предметы вне пределов его досягаемости. Подождите, пока мотива­ция ребенка получить какой-то из предметов возрас­тет до такой степени, что он попытается достать этот предмет. В этот момент привлеките внимание ребен­ка и покажите какой-нибудь простой жест по вашему выбору, который он мог бы имитировать (повторить). Затем помогите ему воспроизвести нужный жест са­мостоятельно, используя полную физическую под­сказку. Сразу же подкрепите успешное выполнение этого жеста, дав ребенку предмет, который он стре­мился получить. Если он потянется к другому пред­мету, снова покажите жест, а затем попросите ребен­ка повторить этот жест. По завершении подкрепите выполнение инструкции предметом, который он по­просил.

При достаточном количестве повторений эта про­цедура становится эффективной для каждого ребенка. Поскольку вы предполагаете использовать язык же­стов только в качестве временного этапа на пути осво­ения разговорной речи, убедитесь, что выбранные вами жесты ассоциируются со звуковым обозначением предмета по крайней мере три раза в течение каждого обучающего блока: произносите то слово, которому вы хотите научить ребенка, первый раз, когда вы пока­зываете ребенку жест; второй раз, когда вы физически помогаете ему сделать жест; и третий раз, когда вы даете ему подкрепление. Как только процедура станет привычной для ребенка, желание получить подкре­пление будет мотивировать его помочь вам ускорить процесс использования жеста. Первый шаг со сторо­ны ребенка к независимому использованию жестов — это его желание предложить вам свои руки, чтобы вы могли подсказать и помочь ему. В конце концов, вы сможете почувствовать, как он помогает вам сделать жест. Когда это произойдет, наступит время, чтобы начать использовать частичную физическую подсказ­ку, чтобы ребенок учился работать самостоятельно. Помните, что использование частичной физической подсказки требуется для помощи в начале и середине процесса, однако вам следует позволить ребенку за­вершить работу над навыком самостоятельно.

Некоторые дети начинают имитировать подсказку самостоятельно, то есть без помощи взрослых, уже после нескольких уроков. У других это может занять несколько месяцев. Независимо от того, сколько вре­мени требуется ребенку, чтобы начать имитировать ваш жест самостоятельно, вам необходимо начать процесс обучения спонтанному (по собственной ини­циативе) использованию языка жестов.

Спонтанное использование языка у детей с аутиз­мом часто задерживается. Путь от навыка выражения просьбы, показанного с вашей помощью, до навыка, показанного спонтанно, может быть очень долгим. Один из способов ускорить этот процесс — не за­давать вопрос «Что ты хочешь?». Этот вопрос на са­мом деле является косвенной вербальной подсказкой; весьма вероятное возникновение у ребенка зависимо­сти от этой подсказки может существенно задержать переход к спонтанному языку. Стоит воздержаться от вопроса и подождать, пока ваш ребенок с помощью взгляда, звука или попытки дотянуться до предме­та продемонстрирует желание получить что-либо.

И тогда сразу же начните обучение жесту, повторяя название предмета три раза.

Приведем пример обучения языку неговорящего ребенка, который изучает язык жестов для формиро­вания просьбы получить печенье.

 

Ребенок: тянется к печенью.

Мама: пресекает действия ребенка и показывает жест «печенье», внятно произнося: «Печенье».

Мама: использует полную физическую подсказку, чтобы помочь ребенку сделать жест «печенье», затем еще раз четко произносит: «Печенье».

Мама: подкрепляет ребенка печеньем, произнося слово «печенье» в третий раз.

 

Помните, что задавать вопрос «Что ты хочешь?» нужно тогда, когда вы не знаете, что ребенок просит в данный момент. Если вам известно, что ребенок хо­чет, начните обучать выражению просьбы, произнося только название этого предмета.

Когда ребенок готов перейти от проявления на­выка с вашей подсказкой к спонтанному проявлению навыка, вы должны увеличить время между инструк­цией и подсказкой. Ожидание увеличит мотивацию ребенка попытаться найти способы, чтобы скорее по­лучить желанный предмет. Это, в свою очередь, при­ведет к тому, что он попытается «перескочить» к той части процесса, где будет в состоянии показать жест самостоятельно, без подсказки. Когда это произойдет, подкрепление должно быть очень интенсивным и ра­дующим ребенка.

Есть много способов сделать процесс обучения жестам легким для вашего ребенка, в то же время су­ществует много способов его усложнения. Не пытай­тесь пробовать применять эти способы самостоятель­но без предварительного изучения или консультации квалифицированного специалиста.

Первое правило при обучении языку жестов — обучать, следуя мотивации вашего ребенка. Выучите жесты для любимой еды и напитков, а также для игру­шек или занятий, которые он любит, таких как батут, качели или видео. При обучении используйте предель­но конкретные обозначения: «сок», «молоко», «вода», а не общие понятия, такие как «пить» и «не пить». Из­бегайте обучения жестам, обозначающим конкретных людей, остерегайтесь обучить ребенка таким жестам, как «больше», «хочу», «да», «нет», «еще», «пожалуй­ста», пока репертуар вашего ребенка не станет доста­точно большим.

Такие просьбы, как «больше» или «пить», не име­ют определенного значения и мешают вашему на­мерению облегчить процесс общения. И уж точно ничего хорошего не будет в том, если ваш ребенок начнет ходить по дому, повторяя жест «больше, боль­ше, больше», а вы не будете понимать, чего же он хо­чет. Если ребенок сначала выучит слова «да» и «нет», вам придется целый день предлагать ему предметы, выслушивая его согласие или отказ, к тому же у него не будет мотивации научиться правильно просить то, что он хочет получить. Другой жест, изучение которо­го мы предлагаем отложить на некоторое время, — это «туалет». Обучать этому жесту очень нелегко, разве только ребенок очень мотивирован в использовании туалета и вы согласны ждать, пока он сделает жест, прежде чем вы разрешите ему им воспользоваться.

Всегда учите ребенка больше чем одному жесту, особенно в начале обучения. Иначе может случить­ся, что первый выученный жест станет универсаль­ным знаком для понятия «я хочу». В Клозре-АВА мы всегда пытаемся обучать детей пяти разным жестам параллельно. Однако в зависимости от ребенка мы можем начать с трех или даже с десяти. Наконец, осте­регайтесь «прокрутки» (8сгоШп§). Прокрутка — это процесс изображения, или прокручивания, ребенком всех жестов одного за другим в попытке быстрее по­лучить подкрепление. Это распространенная про­блема, но ее легко устранить. Будьте тверды, когда останавливаете ребенка, как только он начинает про­крутку, и помогите ему начать складывать нужный жест с самого начала. Дополнительное время, кото­рое будет затрачено на повтор и отдалит получение подкрепления, мотивирует ребенка постараться сде­лать жест правильно с первого раза. Подкрепление должно предоставляться только за правильно выпол­ненный жест без попыток «прокрутки».

При обучении ребенка общению с помощью язы­ка жестов важно помнить, что его жесты предназна­чены только для перехода к разговорной речи. Не по­зволяйте вашему желанию обучать стать случайной причиной ослабления естественных попыток ребенка использовать звуки. Как только вашему ребенку ста­нет понятна концепция выражения просьбы, он может начать использовать звуки вместе с жестами или вместо них. Независимо от аккуратности выполне­ния жеста важно поощрять звуковые попытки сразу, как только они случаются, и делать это интенсивно. Это приведет к новым попыткам использовать звуки в будущем. Однако если вы не наблюдаете прогрес­са в использовании ребенком разных звуков в соче­тании с разными жестами, необходимо продолжать обучение, как было показано выше.

Обучение словесному подражанию тех детей, ко­торые не пытаются повторять слова за взрослыми по естественному побуждению, становится отдель­ной важной частью обучения. В то самое время, когда вы учите ребенка выражать просьбу с помощью языка жестов, необходимо начать работу и над словесной имитацией. Научить ребенка подражать звукам вна­чале бывает очень трудно. Однако очень многие дети быстро достигают успеха в этой области, как только они понимают, чего вы от них хотите.

Процедура обучения ребенка звуковой имитации (подражанию разговорной речи) предполагает его вовлечение в очень интересную и захватывающую игру. И в тот момент, когда ваш ребенок очень заин­тересован в игре, прекратите общение и произнесите звук, который вы хотели бы от него услышать. На пер­вых порах вы должны подкреплять любую попыт­ку вокальной имитации. Для этого просто сразу же продолжите занимательную игру. После того как ре­бенок станет регулярно использовать этот первый звук, старайтесь подкреплять только звуки, близкие по звучанию к первоначальному образцу. Когда ребе­нок сможет издавать звук, похожий на ваш, начните использовать его в качестве инструкции и подкреп­ляйте теперь только правильную имитацию как ответ на вашу инструкцию.

Вопрос, с каких именно звуков начинать обучение, до сих пор является предметом споров. Хороший лого­пед может подсказать вам, какие звуки ребенку будет легче воспроизводить в начале обучения. Не забывай­те о главной цели любого учения АВА/УВ — ребенок должен чувствовать, что в большинстве случаев он достигает успеха. Если вы считаете, что вербальная имитация слишком сложна для него, начните со зву­ков, которые ребенок знает и часто повторяет. Ваша первоначальная цель заключается в том, чтобы ребе­нок повторял звук в ответ на вашу просьбу.

Хотя в ваши занятия должны быть включены и вербальная имитация, и умение выражать просьбу, обучать им надо раздельно. Обучая имитации, вы мо­жете использовать любые комбинации звуков, тогда как при обучении навыку просить о чем-либо вы долж­ны использовать только названия предметов, которые ребенок должен знать, чтобы выразить просьбу. Дру­гими словами, обучайте умению выражать просьбу в естественной обстановке, когда ребенок действи­тельно хочет получить предмет, который просит. Ими­тации же можно обучать с помощью метода интен­сивного обучения на основе других мотиваций для побуждения ответа.

После того как ребенок будет в состоянии произ­нести достаточное количество различных звуков и мо­жет использовать язык жестов спонтанно и последо­вательно с целью попросить 15 или более различных предметов или видов деятельности, вы можете начать работу над навыком выражения просьбы с частичным использованием слов или звуков (уровень 6 в методи­ке обучения выражению просьбы).

Обучение ребенка стихийно просить о чем-либо предполагает, что вы должны сделать паузу, перед тем как дадите подсказку. И наоборот, обучение ребенка использованию звуков, чтобы попросить что-либо, предполагает, что вы выдержите паузу, прежде чем дадите ребенку подкрепление. Как только вы чувству­ете, что ребенок ожидает от вас подкрепления, после того как он стихийным жестом попросит о чем-то, вы можете сделать паузу, давая ему возможность до­бавить к жесту некоторый звук, и потом подкрепить поведение. Это легко можно сделать, удерживая под­крепление на виду у ребенка, произнося его название и помогая ребенку повторить.

Поскольку вы работаете над вербальной имита­цией отдельно, вашему ребенку потребуется время, чтобы понять, чего вы добиваетесь, и попытаться по­вторить звук. В начале обучения вы можете выбрать любой звук и подкреплять его воспроизведение ребен­ком. Со временем вы будете моделировать звуки, бо­лее четкие по звучанию и более сложные для произне­сения. Звук будет даваться ребенку все лучше, если вы продолжите осторожно отдалять подкрепление, пока ребенок не произнесет близкий по звучанию звук.

Как только ваш ребенок сможет приблизительно повторить единичное слово, чтобы попросить свою любимую вещь, необходимость использовать язык же­стов отпадет, и ваш ребенок должен будет отказаться от использования жестов. Однако эти жесты-знаки часто выступают в качестве помощников для ребен­ка, когда он не может вовремя вспомнить нужные слова. Как только ребенок попросит вещь, исполь­зуя слова и вербальную имитацию, эти новообретен-ные навыки можно применять для обучения другим функциям языка, таким как обозначение предметов, умение отвечать на вопросы, распознавать предметы по признакам, функциям и виду, то есть интравер-бальной функции языка. Обучение вербальной ими­тации, которая обычно используется с методом пере­хода, будет рассмотрено в главе 13.

Эффективность АВА/УВ заключается в том, что программа использует естественно возникающую мо­тивацию ребенка сначала для того, чтобы побудить его что-либо получить или что-либо сделать, а затем для того, чтобы обучить все более сложным способам выражения потребностей в предметах или видах дея­тельности.


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.