ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Психическая деятельность и вызванные потенциалы Тонким индикатором функционального состояния мозга является вызванная электрическая активность [Фишман М.Н., 1989]. Компоненты ВП могут существенно изменяться в зависимости от динамики внутреннего состояния испытуемых в разных ситуациях. А. Формирование ВП в онтогенезе. При изучении оценочной роли ВП психической деятельности здоровых детей следует учитывать, что уже в возрасте 5-6 лет зрительные ВП на гомогенный, неоформленный стимул в проекционной области коры по конфигурации и компонентному составу приближаются к ответу, наблюдаемому у взрослого. В частности, к этому возрасту начинает стабильно регистрироваться вторичная негативная волна ВП -компонент Н150 [Фарбер Д.А., 1978; Бетелева Т.Г., 1983]. В 7 лет происходит стабилизация формы и амплитудно-временных параметров ВП в проекционной области коры. В ассоциативных областях формирование вызванной активности также претерпевает определенную динамику в процессе онтогенеза. В 5-6 лет в лобных отделах регистрируются зрительные ВП (на вспышку) достаточно постоянной формы, ранние компоненты имеют примерно те же ЛП, что и ВП в проекционных областях. ЛП поздних компонентов еще очень вариабельны, чаще увеличены по сравнению с ЛП в проекционных областях. В 8-9 лет в переднеассоциативных зонах амплитуда ВП достигает амплитуды в проекционных областях; ЛП не только ранних, но и поздних компонентов ВП приближаются к ЛП в проекционных областях. Динамика ВП ассоциативных областей в процессе развития отражает возрастающую роль этих отделов коры в восприятии, их участие в обработке сенсорных сигналов [Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1977; Бетелева Т.Г., 1983]. Возрастная динамика ВП на структурированный стимул (например, шахматное поле, изображение дома, слово «дом») имеет иной характер. Формирование завершенного типа ВП, характерного для взрослых, заканчивается к 15-16 годам [ЗислинаН.Н., 1982]. Для изучения корковых механизмов высших познавательных функций с помощью ВП более адекватным является применение не гомогенных, а структурированных сигналов. Однако это положение справедливо лишь в том случае, когда гомогенные стимулы предъявляются в отсутствие определенной перцептивной задачи. Интенсивное развитие исследований по функциональной полушарной асимметрии мозга за последние 3-4 десятилетия привлекло внимание к изучению особенностей обработки информации в структурах левого и правого полушарий при разных уровнях интеллекта с помощью ВП. Было показано, что отсутствие полушарной амплитудной асимметрии ВП, как правило, наблюдается при умственной отсталости. Б. Исследования реакций проекционных зон. У здоровых детей на вспышку света возникает многокомпонентный ВП. В затылочных отделах максимальную амплитуду имеет, как правило, позитивный компонент П100, в лобных - негативный компонент Н250. Ранние компоненты с латентным периодом до 100 мс хорошо выделяются как в задних, так и в передних отделах. Сенсорный послеразряд в лобных отделах обычно выражен хуже, чем в затылочных. В группе детей с ЗПР, как и в норме, в затылочных и лобных отделах регистрируются многокомпонентные ВП. Конфигурация ВП в лобных и затылочных отведениях сходна, однако в 70% случаев у детей с ЗПР регистрируются ВП, характерные для более младшей возрастной группы. Амплитуда ВП, как правило, выше, чем в норме, сенсорный послеразряд достигает 40-50 мкВ, компонент HI 50 часто редуцирован или отсутствует, а при его появлении ЛП короче, чем в норме. Э.А.Костандов (1978, 1983), изучая зрительные ВП затылочной области при опознании буквенных и невербальных стимулов, выявил у олигофренов значительное удлинение ЛП позднего позитивного компонента ВП (П300) в правом полушарии при вербальных стимулах. Автор пришел к заключению, что недостаточность интеллекта при олигофрении обусловлена нарушением межполушарного взаимодействия при обработке сенсорной информации. У детей с олигофренией в отличие от нормы амплитуда компонентов H1П2 зрительных ВП на вспышку света выше в левом полушарии. Полагают, что это отражает большую занятость левого полушария обработкой невербального материала, снижая его возможности обработки вербального материала. Такая «извращенная» асимметрия ВП может служить индексом умственной отсталости. В. Исследование реакций ассоциативных корковых областей. У детей школьного возраста, как и у взрослых, в ассоциативных корковых областях регистрируются ВП с латентными периодами, близкими или равными ответам проекционной коры. Наличие одновременного развития поздних компонентов ВП в проекционной области и в переднеассоциативных отделах коры трактуется как отражение системного вовлечения этих корковых формаций в реализацию завершающих операций зрительного восприятия [Фарбер Д.А., 1979]. У детей с нарушением психического развития (группы олигофренов и дети с ЗПР), судя по времени развития ВП в лобных отделах, вовлечение лобных отделов коры в анализ сенсорной информации происходит медленнее, чем проекционных областей. Кроме того, у олигофренов часто наблюдается также примитивность формы ВП в лобных отделах, что, по-видимому, связано с недоразвитием у них лобных отделов коры. Г. Вызванные потенциалы на гомогенный стимул в ситуации направленного внимания. Динамика ВП при переходе от спокойного бодрствования к направленному на стимул вниманию позволяет характеризовать функциональное состояние как лимбико-мезенцефальных структур, так и лобных отделов коры головного мозга, обеспечивающих и формирующих этот вид деятельности [Дубровинская Н.В., 1985]. При направленном на стимул внимании наблюдается увеличение амплитуды ряда компонентов ВП в затылочных (H150, П200, Н250 - справа; П200, Н250 - слева) и лобных (Н75, П150 - слева) областях у здоровых детей по сравнению с ситуацией спокойного бодрствования. У детей с ЗПР отмечается нарастание амплитуды отдельных компонентов ВП только в правом полушарии: компонента П200 - в затылочной области и компонента П100 - в лобной. В левом полушарии амплитуда не изменяется ни у одного из компонентов ВП. В группе олигофренов не выявляются изменения амплитуды ВП при направленном на стимул внимании ни в левом, ни в правом полушарии. Наряду с изменением амплитудных параметров ВП в ситуации «внимание» в группе здоровых детей отмечены также некоторые изменения временных параметров: удлинение ЛП компонента Н75 и укорочение ЛП компонентов П300 и Н350. У детей с ЗПР и у олигофренов при переходе к ситуации «внимание» не выявлено сдвигов ЛП компонентов ВП. Полагают, что отсутствие изменений ВП при направленном внимании, отмеченное у олигофренов, реактивность ВП только в правом полушарии у детей с ЗПР могут быть следствием нарушения произвольной регуляции перцептивной деятельности, обеспечения селективного отбора информации, ведущую роль в которой играют лобные отделы коры. Изменение уровня общей активации, как и опосредованное включение механизмов локальной фазической активации, обеспечивается системой связей лобных отделов коры с неспецифическими структурами лимбико-ретикулярного комплекса. Наблюдаемое ослабление реактивности корковых структур у детей с нарушением умственного развития может отражать дисфункцию лобных отделов коры, что проявляется также в недостаточности системы общей и локальной активации коры. Это соответствует результатам клинико-психологических исследований, свидетельствующих о функциональной незрелости лобных отделов у детей с ЗПР, о недоразвитии всего мозга и наиболее грубом - лобных отделов у олигофренов. Таким образом, для успешного исследования интегративной деятельности мозга у здоровых детей и с нарушениями психической деятельности необходимо регистрировать ВП мозга обоих полушарий одновременно, а также в условиях психической деятельности [Фишман6.14. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ Структурной основой возрастной динамики воспринимающей функции мозга являются изменения цито- и фиброархитектоники проекционных и особенно ассоциативных отделов неокортекса, дифференциация в этих областях типов нервных клеток, расширение системы их связей и усложнение нейронных ансамблей [Фарбер Д. А., ДубровинскаяН.В., 1997]. Структурно-функциональная организация воспринимающей системы формируется в течение длительного периода индивидуального развития, вплоть до юношеского возраста. Функциональное созревание коры большого мозга можно проследить на примере созревания зрительного анализатора. ВП новорожденных на световой раздражитель строго локальны. Это позволяет считать, что сразу после рождения зрительная функция обеспечивается только одной проекционной корой. Межцентральные связи в этот период не функционируют. Структурные особенности самой проекционной коры и незакончившаяся миелинизация нервных волокон являются причиной того, что зрение новорожденных плохо выделяет небольшие детали и контуры. На 2-3-ммесяце жизни ребенка происходит усложнение компонентного состава ВП затылочной области, специфические компоненты зрительных ответов начинают регистрироваться и за пределами проекционной зоны, в частности в центральной области. На этом основании можно считать, что в 2-3-месячном возрасте у ребенка начинает складываться система зрительного восприятия, основанная на функционировании межструктурных связей. С появлением системной организации связано включение зрительного восприятия в познавательное развитие. С 6-го месяца в событийно связанных потенциалах появляются компоненты, свидетельствующие о включениив познавательную деятельность височных и лобных областей. Вместе с тем поведенческие исследования свидетельствуют об очень большом несовершенстве функции лобных областей в этот период развития. В первые 3-4 годажизни специализация корковых областей, вовлекаемых в процесс восприятия, очевидно, невелика, что находит свое выражение в сходстве ВП на шахматное изображение в затылочной и задних ассоциативных областях. Затем специализация начинает резко нарастать, достигая наибольшей выраженности к 6-7 годам, когда реакция выделения контура в наибольшей степени отражается на ВП затылочной области, а при анализе сложных зрительных изображений наиболее реактивной становится височно-теменно-затылочная. Развитие коры полушарий большого мозгав дошкольном возрасте определяет качественные изменения системной организации зрительного восприятия на протяжении этого этапа -переход от генерализованного однотипного вовлечения в этот процесс проекционных и ассоциативных областей корык их специализированному участию в реализации отдельных зрительных операций.По мере развития сенсорных процессов в дошкольном возрасте отмечается переход от параметра новизны как основной детерминанты внимания к более сложной обусловленности - формированию на основе оценки набора признаков и выбора значимого в данной конкретной ситуации. Эмоциональный тип корковой активации, обеспечивающий мобилизационную готовность в начале дошкольного возраста, к концу этого этапа развития сменяется активацией, формирующейся на основе оценки информационных характеристик внешних стимулов. К 6-7 годам качественно изменяются нейрофизиологические механизмы мозговой организации произвольного внимания за счет развития системы управляемой активации, обеспечивающей формирование функциональных констелляций нервных центров в соответствии с реализуемой деятельностью. Умственная деятельностьдетей до 7-8-летнего возраста реализуется в основном за счет генерализованного характера (неизбирательности) активационных процессов. Поэтому регуляторная роль последних в системообразующих процессах, опосредующих когнитивную деятельность, выражена слабо. Это проявляется в низкой реактивностиЭЭГ, отсутствии зависимой от типа когнитивного задания регионально-специфической межполушарной активационной асимметрии. О несформированности устойчивых активационных паттернов свидетельствует отсутствие у 7-8-летних детей закономерных различий между право- и леворукими, т.е. группами, обладающими особенностями латерализации функций. Регуляторные активационные механизмы, проявляющиеся в возросшей реактивности ЭЭГ, устойчивой функциональной асимметрии, имеющей регионально-специфический характер, формируютсяв 9-10-летнем возрасте. Появляются различия активационной асимметрии у праворуких и левшей. Вместе с созреванием проводящих систем мозга растет уровень синхронизации биоэлектрической активности, реализуются системные механизмы функциональной сонастройки корковых областей, специфические по отношению к типу деятельности. К 9-10 годам специализация отдельных областей коры, за исключением проекционной зрительной области, перестает отражаться в компонентах ВП. Причиной этого, по-видимому, является свернутость начальных этапов обработки стимула. В этом возрасте на первый план выступает интеграция участия проекционной и ассоциативных областей. Несмотря на значительное усложнение системы сенсорного анализа стимула в 9-10 лет, механизмы его категоризации и классификации продолжают оставаться незрелыми. Проведенный анализ показал, что эта незрелость обусловлена особенностями функционирования левой лобной области. У детей 10 лет в классификацию элементов изображения, приводящую к его опознанию, вовлекаются наряду с лобными областями и задние ассоциативные зоны. На подростковом этапе развития в связи с перестройками функционирования ЦНС, в частности ослаблением кортикофугальных влияний, отмечаются усиление генерализованной активации коры и снижение роли регуляторных механизмов локальной активации в организации системной деятельности. В дальнейшем, в 14-17 лет, углубляются межполушарные активационные различия, завершается формирование индивидуальных активационных паттернов с преимущественной активированностью левого полушария у праворуких и правого - у левшей. Функциональная специализация ритмических составляющих ?-диапазона, сопоставимая с таковой у взрослых, также формируется только к юношескому возрасту. |