МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Необходимо помнить, что технические средства обучения (ТСО) — телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи - снимают





монотонность в учебном процессе обычного урока, придают заняти­ям эмоциональность испособствуют повышению работоспособности и успеваемостиучащихся. Однако применение ТСО создает повы­шенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой ана­лизаторы. В связи с этим гигиенисты предложили регламентировать оптимальную длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах (табл. 3.7).

 

Максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-м классе составляет 15—20 мин, в старших классах — 25—30 мин.

В течение недели число уроков с применением ТСО не должно пре­вышать для учащихся младших классов 3—4, а для старших классов - 4-6.

При использовании ТСО необходимо также знать, что оптималь­ным размером объекта восприятия для подростков на расстоянии 7,3 м непосредственно против экрана является 40 мм. Потеря инфор­мации при считывании ее с экрана на стене минимальна при гори­зонтальном размере предъявляемого объекта в 60 мм и угле зрения учащихся крайних первых столов в горизонтальной плоскости 20 мин. Оптимальная плоскость просмотра экрана ограничена сторонами треугольника, составляющими угол у вершины 90°, а допустимая - 110е (Назарова Е.Н., 1979).

j В процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку в соот­ветствии с расписанием занятий. Оптимальная работоспособность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным расписанием учебных занятий. Однако правильно составить расписа­ние непросто, так как степень утомительности школьных предметов, которая должна быть заложена в основу составления расписания,

 

зависит от множества конкретных факторов, не всегда поддающихся измерению и регламентации.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

При построении учебного процесса следует предусматривать рациональное чередование различных видов деятельности и отды­ха, принимать во внимание классическую кривую восстановления работоспособности (см. рис. 3.4). Очень важной является фаза субком­пенсации (по А.А. Ухтомскому). Наличие этой фазы свидетельствует о тренированности организма.

Важным условием организации учебного процесса считается его непрерывность, когда начало последующей деятельности, совпадает с фазой повышенного уровня работоспособности во время отдыха. Суть этого положения практически воплощается в системе мно­голетних занятий в школе, где учебная деятельность чередуется с отдыхом в суточном, недельном и годовом циклах. Физиологическое обоснование этого требования - попеременное возбуждение участков коры головного мозга, ответственных за выполнение разных видов деятельности. Распределение учебных предметов также должно осу­ществляться в соответствии с дневной и недельной динамикой рабо­тоспособности.

Учебные предметы различаются по характеру деятельности, труд­ности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по соотношению статического и динамического компонентов. На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподава­нии, т.е. нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему (русский язык, литература, математика и др.). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы, полезно в расписание включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, кон­кретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (рисование, черчение, в начальных классах - аппликация, лепка).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредо­точенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выражено утомление. Наибольшее утом­ляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники приобучении встречаются впервые: для учащихся 2-го класса — природо­ведение. 4-го—история, 5-го — география, ботаника, литература, 6-го - физика, для 7-го — химия.

В младшем шкальном возрасте наиболее утомительно чтение, так как процесс формирования навыков беглого чтения сам по себе сложен и утомителен. На протяжении всех школьных лет, в том числе в 8—10-м классах, наиболее утомительными оказываются химия и география. Это связано со сложностью многих тем по химии, пере­насыщенностью фактическим материалом курса географии, недоста­точно наглядным преподаванием этих дисциплин. Уроки по пред­метам. оказывающим наибольшее утомляющее воздействие, следует проводить в часы оптимальной работоспособности, а уроки труда и физического воспитания - в середине учебного дня, используя их для переключения с преимущественно умственной работы на физичес­кую (лучшее время для них — 3—4-е уроки, когда начинает сказывать­ся утомление). При поступлении в школу двигательная активность детей уменьшается на 50%, в связи с чем гигиенисты настаивают на введении в учебный режим ежедневных уроков физического воспита­ния или ежедневной часовой, так называемой динамической паузы в середине учебного дня.

В практике работы в младших классах встречаются комбини­рованные уроки, на которых сочетается несколько разных видов деятельности.

Нецелесообразно сдваивать уроки по одному предмету, напри­мер по русскому языку, математике и черчению. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание 2-3 уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работос­пособности учащихся. Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык). Лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, исто­рия, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что дает возможность уча­щимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высо­кую работоспособность не только в течение учебного дня, но и всей учебной недели.

Санитарными правилами регламентируется недельная учебно* трудовая нагрузка учащихся (табл. 3.8).

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах входят в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.

Обязательное число учебных часов в неделю нарастает от 1-го к 11-му классу с 18 до 32 ч. Обязательные часы занятий физкультурой включены в этот вид деятельности. Для школьников, желающих углу­бить свои знания по отдельным предметам с помощью факультатив­ных занятий, предусматриваются дополнительно в 6-9 классах 2 ч и в 10—11 классах — 3—4 ч.

Различия в продолжительности учебного дня не всегда учи­тывают кризисные периоды растущего организма, связанные с биологическими или социальными моментами. Так, значительное снижение работоспособности и напряжение функций и систем организма отмечаются в период адаптации к школе (1-й класс) и в периоды завершения начального (4-й класс) и среднего (11-й класс) образования.

Психическое состояние школьников и их реакции на учебную нагрузку изменнютси в связи с вступлением в период полового созревания. В указанный период устойчивость работоспособности нарушается. Многие авторы считают, что в этом возрасте происхо- лит замедление темпов роста познавательной деятельности, учебных возможностей.

у Большое психогигиеническое значение имеет правильная орга­низация учебной недели. Многочисленные исследования недельной динамики работоспособности учащихся позволили выявить дни недели, характеризующиеся оптимальными показателями.

В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее продуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен поло­жительным эмоциональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как «конечный порыв».

V В связи с низкими показателями работоспособности в поне­дельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольные опросы, связанные со значительным нервным напря­жением школьников; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала.

Наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предме­ты следует располагать в расписании уроков в дни недели, характери­зующиеся высокой работоспособностью. К сожалению, в школьной практике это положение нередко нарушается: часто дни с наиболее высокой работоспособностью учащихся (вторник, среда) загружают­ся недостаточно, в то время как дни с более низкой продуктивностью неоправданно загружены более трудными для усвоения учебными дисциплинами.

V При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты време­ни на подготовку домашних заданий. Недоучет этого положения при­водит к неравномерной нагрузке школьников домашними занятиями в разные дни недели.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физио­логических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудно­сти предметов (табл. 3.9—3.11). таблица 3.9. Шкала трудности предметов для младших школьников (В-И- Агарков) .

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели - важный фактор профилактики утомления школьни­ков, оно способствует снижению утомительности и повышению рабо­тоспособности учащихся. В известной степени расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения, создает условия для оптимальной деятельности педагогического и ученического коллективов.

На протяжении 40 лет в гигиене детства изучалась проблема утомительности уроков, создавались шкалы трудности учебных предметов, которые необходимо использовать при составлении школьного расписания. Трудность учебного предмета или урока - понятие в определенной степени субъективное. Оно зависит от познавательных способностей ученика, способностей, мотивации, даже его самочувствия в день занятий и, конечно же, от мастерства учителя, характера его взаимодействия с классом. Тем не менее в педагогической практике школьные предметы делят по степени трудности. Степень трудности учебного предмета не исчерпывается только его названием, поскольку внутри каждого предмета есть как трудные, так и легкие темы. Объективным критерием трудности учебных занятий служит их утомительность, которую гигиенисты оценивают по снижению умственной работоспособности учашихся. Трудными являются не только привычные предметы: математика, физика, химия, русский язык и др, но и те учебные предметы, с которыми школьники встречаются впервые, например природове­дение в начальных классах. Понятно, что составителю расписания уроков невозможно учесть все обилие частных случаев. Однако приоритет интересов учащихся, забота о сохранении их работоспо­собности, а значит, и здоровья, зачастую выпадает из поля зрения администрации, когда идет непростая работа по составлению рас­писания школьных уроков. Гигиена детей и подростков располага­ет убедительными доказательствами того, как страдает не только самочувствие и работоспособность учашихся, но и их успеваемость, когда расписание занятий не учитывает трудоемкость учебных предметов.

Гигиенические рекомендации по распределению школьной учеб­ной нагрузки основаны на динамике показателей умственной рабо­тоспособности, отражающей функциональное состояние организма школьника под влиянием учебной нагрузки на протяжении учебного дня, недели, года.

Известно, что при правильно составленном расписании уроков, наибольшая интенсивность нагрузки (количество баллов за день по сумме всех предметов) для учащихся старших классов должна прихо­диться на вторник и (или) среду; для школьников младшего и сред- «го звена - на вторник и четверг при несколько облегченной среде. Расписание уроков составлено неправильно, когда наибольшее сум­марное "»кло баллов за день приходится на крайние дни недели, или Гда оно одинаково во все дни недели. Учитывая вышесказанное, паГоедёление учебной нагрузки в течение недели должно строиться ^ии облазом чтобы наибольший ее объем приходился на середину нед^и^(когда работоспособность нарастает). В эти дни в школьное пас писан ие следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве,

ЧСМй начал^недели (понедельник) и в конце ее (пятница/суббота) паботоспособность самая низкая и соответственно суммарная нагруз­ка Уменьшая. Следует помнить, что в течение дня оптимальные значения показателя работоспособности приходятся на интервал Ю-12 ч т е. основная учебная нагрузка должна приходиться в средних и сташиих классах - на 2, 3,4-й уроки.

Шк^ами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитываете* сумма ^лов по дням недели в отдельных классах. Например, в 6-м классе сумки баллов по ранговой шкале трудности в отдельные дни недели составляет 36, 38, 47, 40, 35, 32. Эти цифровые данные изображаются графически (рис. 3.6).

Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется 1 подъем — в среду или четверг — или 2 — в среду и пят­ницу. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при

 

Использование информационных технологий и компьютерной техники для составления школьного расписания существенно рас- ширяет возможности применения шкал трудности. Появляется мно­жество автоматизированных программ, среди которых оптимальны те, которые учитывают физиолого-гигиенические основы построения школьного расписания. Данный путь является наиболее перспек­тивным, особенно при условии комплексного подхода к проблеме: сочетание принципов здоровьесбережения школьников (в качестве приоритета) и интересов и возможностей администрации и педагоги­ческого коллектива школы.

Наиболее значительное падение показателей работоспособнос­ти обнаруживается в III четверти - наиболее продолжительной и напряженной. В IV четверти показатели работоспособности могут несколько улучшаться, что связано с уменьшением учебной нагрузки и большей продолжительностью пребывания учашихся на воздухе в теплое время года. Однако и в конце года обнаруживается снижение полноценности отдельных физиологических функции.

 

А.С. Седовой, позволяют утверждать, что с позиции здоровьесбереже- иия детей проведение сдвоенных уроков по одному предмету совер­шенно недопустимы в начальных классах. Степень утомления детей после сдвоенных уроков возрастает в 7 раз (!) по сравнению с аналогич­ными показателями работоспособности детей после одинарного урока. Если речь идет об учащихся средних и старших классов, то сдвоен­ные уроки на фоне модульной технологии обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, 2001) вполне допустимы и даже выполняют сохраня­ющую работоспособность и здоровье функцию. Возможность осваивать учебный материал посильного уровня трудности и в оптимальном для каждого темпе, устранение калейдоскопичности занятий в течение дня, возможность углубленно работать с меньшим набором учебных предме­тов в течение недели в том случае, если оно составлено с двухнедельным циклом (одна неделя — гуманитарный цикл, другая — естественнонауч­ный), сокращение затрат времени на приготовление домашних уроков позволяет снизить «физиологическую стоимость» обучения. V Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность.

Перерывы между уроками (перемены) должны быть достаточно продолжительными, чтобы обеспечивались обе фазы отдыха: вос­становление «функциональных потенциалов» и упрочение восста­новленного уровня. Если длительность отдыха недостаточна и новая нагрузка приходится на 1-ю фазу, то работоспособность очень быстро падает и нарастает утомление.

Перемены выполняют свое назначение только в том случае, если действительно предоставляют детям возможность переменить вид деятельности, в частности дают организму двигательную разряд­ку. Наилучшим отдыхом, приводящим к быстрому восстановлению работоспособности, служат подвижные игры на открытом воздухе, сопровождаемые положительными эмоциями. Организация перемен на открытом воздухе независимо от времени года оказывает большое закаливающее влияние, а также повышает уровень функциониро­вания ЦНС, снижает утомляющее воздействие учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти и года. >f В общеобразовательной школе для учащихся всех классов уста­новлена 10-минутная продолжительность перемен между уроками. Большая перемена (после 2-го урока) должна длиться 30 мин. Вместо

1 большой перемены допускается устраивать после 2-го и 3-го уроков

2 перемены по 20 мин.

Правильная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдыха между учебными неделями, чет­вертями.

Период отдыха между учебными неделями - выходной день или 2 «ня - не всегда реализует возможность восстановления сниженной за учебную неделю умственной работоспособности учащихся. Это проявляется, в частности, в сравнительно низком уровне работоспо­собности детей в понедельник.

В настоящее время активно используется организация 5-дневной работы школы. Однако пятидневка в школе допускается только при сокращении объема общей недельной нагрузки, т.е. продолжитель­ность занятий в оставшиеся дни не должна увеличиваться. Кроме того, 2-дневный перерыв в занятиях в известной степени нарушает динамический стереотип учащихся - удлиняется период врабатыва­ния в начале недели. В связи с этим 1-й учебный день (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики, кото­рая способствует сокращению врабатывания и повышению работо­способности учащихся на уроках.

Значительное утомление детей в условиях 5-дневной учебной недели связано с тем, что уменьшение учебных часов потребовало значительной интенсификации, высокого темпа прохождения учеб­ного материала, адресованного в основном ко второй сигнальной сис­теме, вызвало дефицит времени, что обусловливает развитие у детей повышенной тревожности и напряженности. Кроме того, снижение числа уроков проводится, как правило, за счет уменьшения в учебном плане часов на предметы эстетического и физического воспитания. Это приводит к ухудшению соотношения занятий, адресованных к первой и второй сигнальным системам, требующим разной степени умственного напряжения. Отмечаются повышение невротизации детей на этом фоне, рост числа жалоб на психовегетативные рас­стройства, неспособность сосредоточиться, головные боли, боли в области сердца, желудка, страшные цветные сны. Дети, страдающие этим комплексом жалоб и расстройств, в Москве составляют 40—60%, а в отдельных учебных заведениях - 80-85%.

Все вышесказанное обусловило невысокую эффективность 5-днев- ной учебной недели, особенно в начальной школе, и выявило преиму­щество 6-дневных занятий с облегченной нагрузкой в четверг.

Специальными исследованиями установлено, что учебные заня­тия в школе не должны продолжаться непрерывно более 6—7 нед. Заслуживает внимания рекомендованная III Международным конг­рессом по школьной гигиене (Париж, 1959) схема, согласно которой регулярно, через каждые 6 недель учебных занятий, организуется отдых продолжительностью не менее 1 недели.

J Установленный в нашей стране календарь шкальных каникул не соот­ветствует этому принципу, а главное, не учитывает степени нараста­ния утомления учашихся по мере обучения. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в первые дни после каждого каникулярного отдыха происходит некоторый спад работоспособности, что связано с потерей рабочей установки. Реакции дезадаптации проявляются тем отчетли­вее, чем длиннее перерыв в систематической учебной деятельности.

Значительную роль в рациональной организации режима дня учашихся играют также биоритмологические принципы. Под биологичес­ким ритмом принято понимать самоподдерживающееся изменение интенсивности функционирования организма, осуществляемое в определенный отрезок времени и повторяющееся по его истечении. Важнейшей характеристикой ритма является его период, т.е. отрезок времени, по истечении которого состояние организма повторяется.

Базисным ритмом организма человека считают циркадианный, или циркадный, ритм, имеющий продолжительность периода 20-28 ч и частоту повторяемости цикла 1 раз в сутки. Этот ритм присущ большинству физиологических функций человека: температуре тела, гормональной активности надпочечников, частоте сердечных сокра­щений (ЧСС), процессу восприятия и переработки информации.

Несовпадение по фазе циркадианных ритмов организма получило название десинхроноза. Основные его причины — стрессорные воздейс­твия на организм (изменение временной среды при перелетах, исклю­чение датчиков времени, воздействие повреждающих агентов и др.). Развитие десинхроноза имеет типичные черты общего адаптационно­го синдрома. В естественных условиях жизнедеятельности человека существенную роль в развитии десинхроноза отводят эмоционально- психическому напряжению и утомлению.

Для обеспечения высокого уровня работоспособности и снижения утомляющего воздействия учебной нагрузки на организм школьников необходимо соблюдать биоритмологический принцип рациональной организации их учебной деятельности.

Главный биоритмологический принцип рациональной организации учебной деятельности школьников — совмещение учебных занятий с временем биоритмологического оптимума их физиологических функций.

При существующей в школе организации учебных занятий необхо­димое совмещение фаз функций психического и соматического про­цессов у учащихся не обеспечивается. Учебное утомление оказывает десинхронизирующее влияние на систему циркадианных ритмов.

Необходимое совмещение времени учебной деятельности с опти­мумом физиологических функций достигается с помощью повыше­ния двигательной активности детей в учебном процессе и за счет их участия в спортивно-массовой работе и физическом труде в свободное от занятий время.

Систематическое обучение детей в возрасте 6 лет в школе возможно, но эти дети существенно отличаются от 7-летних. Прежде всего это касается уровня функционального развития коры головного мозга, а следовательно, особенностей восприятия, памяти, соотношения возбуждения и торможения. У 6-летних детей выявлено преобладание активности правого полушария, с деятельностью которого связано образное, конкретное представление о действительности. У них пре­обладает непроизвольное внимание, наблюдаются малая устойчи­вость внимания и быстрое развитие утомления.

К 7 годам происходит постепенное перемещение доминантности в левое полушарие в связи с совершенствованием его речевой специ­ализации, что важно для систематического обучения. Лишь в возрас­те 7—8 лет проявляются наибольшая возможность и способность к пониманию общественных норм жизни, наблюдательность, зритель­ная долговременная память, зрительно-моторная координация. Эти свойства имеют важное значение для школьного обучения.

Необходимо позаботиться об эмоциональной сфере 6-летних детей. Общеизвестно, что в школе существенным эмоциональным фактором служит оценка успеваемости, получаемая учеником в течение дня. При отличной оценке изменения работоспособности по благоприят­ному типу в три раза превышают число ее неблагоприятных вариан­тов (54 и 18% соответственно). Низкая оценка успеваемости вызывает отрицательные сдвиги в функциональном состоянии ЦНС, и к концу дня работоспособность падает, в связи с чем на протяжении всего 1-го года обучения в школе нецелесообразно оценивать успеваемость в баллах — необходимо высказывать только поощрения за хорошо выполненные работы. Тем самым устраняется психотравмирующий фактор - боязнь ребенка получить неудовлетворительную оценку, создается положительный эмоциональный тонус, что очень важно для успешности учения и профилактики невротических расстройств. При обучении детей с 6 лет в школах необходимо соблюдение опре­деленных требований:

• учитывать состояние здоровья ребенка и его функциональную готовность к обучению в школе;

• иметь достаточный набор помещений и благоприятные условия для организации занятий;

• адаптировать программу и методику преподавания к функцио­нальным возможностям данного возраста;

• соблюдать гигиенические рекомендации по режиму обучения;

• организовать рациональное питание с учетом возрастных особен­ностей детей.

Организация учебно-воспитательного процесса при обучении 6-летних детей имеет существенные отличия от такового при обуче­нии школьников других возрастных групп. Продолжительность обу­чения этих детей уменьшена и составляет 32 учебные недели в год. Все учебные занятия организуются только в 1-ю смену. Наилучшее время начала занятий в школе — 9 ч; предельная учебная нагрузка в неделю - 20 ч; дневная учебная нагрузка — 4 урока по 35 мин.

Для детей этого возраста особенно утомительно статическое напряжение (сидение за партой), поэтому нельзя требовать от уча­шихся длительного сохранения фиксированной позы во время урока. В середине урока учитель обязан организовать физкультурную мину­ту. Перемены между уроками устанавливаются по 15—20 мин, и во время их проводятся подвижные игры. После 2—3 занятий под руко­водством учителя ежедневно должно проводиться динамическое занятие на воздухе длительностью не менее 40 мин, заполненное под­вижными играми и развлечениями.

Расписание занятий в классах для 6-летних детей имеет отличи­тельные особенности. Занятиям предшествует гигиеническая гимнас­тика, 2-й урок отводится для самой напряженной учебной деятельнос­ти (уроки русского языка и математики). Предметы с преобладанием динамического компонента (физкультура и музыкальные занятия) в расписании ставятся на 3-й урок. Четвертое занятие — изобрази­тельное искусство, труд (конструирование) и ознакомление с окружа­ющим миром. В субботу или четверг занятия не проводятся. В этот день организуют работу группы продленного дня для тех детей, кото­рые в этом нуждаются. В течение учебного года для учащихся 6-летне- го возраста, кроме обязательных, вводятся дополнительные (1 неделя) каникулы, которые приходятся на середину 111 учебной четверти.

Имеет особенности и организация занятий с первоклассниками, достигшими к 1 сентября возраста не менее 6,5 лет. В оздоровитель­ных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-м классе применяется «ступенчатый* метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

• в сентябре, октябре - 3 урока по 35 мин каждый;

• со 2-й четверти - 4 урока по 35 мин каждый;

• со 2-го полугодия продолжительность урока 45 мин.

Для обучающихся в 1-м классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

В начальной школе плотность учебной работы детей на уроках по основ­ным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках прово­дятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

Интенсификация процесса обучения в современной школе усу­губляется еще и тем, что в процессе ведения уроков педагоги, как правило, не учитывают индивидуальных особенностей учащихся, присущих им сенсорных, моторных и интеллектуальных навыков, которые характеризуются замедленными и медленными временными параметрами. Навязывание высокого темпа подачи информации учи­телем существенно снижает производительность труда медлитель­ных школьников, приводит к выраженному и резко выраженному их утомлению, тогда как на подвижных учащихся особо отрицательного воздействия это не оказывает.

Введение в ряде школ уже в средних классах дифференцирован­ного обучения и организации в процессе уроков индивидуального подхода с учетом состояния здоровья детей, динамики их умственной работоспособности предполагает снижение учебной нагрузки и повы­шение эффективности обучения. При индивидуальной работе каж­дый школьник получает свое задание, которое он выполняет незави­симо от других. Темп работы при этом учащемуся не навязывается. Анализ этой системы организации занятий показывает, что с инди­видуальным и индивидуально-групповым подходами к организации уроков у школьников возрастает интерес к учению, повышаются их активность и успеваемость.

Особенно велика учебная нагрузка у учащихся школ с углублен­ным изучением некоторых предметов на иностранном языке. Она может составлять у младших школьников 7-8 ч, у школьников сред­него и старшего возраста — 9—12 ч в день. В результате у 75% учащихся уже в 1-й четверти выявляются нарастающие изменения церебральной гемодинамики, присущие утомлению, развивающемуся во II четвер­ти. Ночной сон не снимает утомления. Это обусловлено и увеличени­ем нагрузки в часах, и психологическими и нейрофизиологическими трудностями постоянного пребывания школьника в условиях двуя­зычия. Эти данные свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к состоянию нервной системы учащихся этих школ.

В последние годы появилось много школ, лицеев с углубленным изучением отдельных предметов с 8—10-го классов.

Наблюдения показали, что учебная нагрузка (занятия в школе и самоподготовка) у учащихся 8—11-х классов физико-математического и химико-биологического профилей может достигать 70 ч в неделю. Учебная нагрузка в старших классах существенно увеличивается за счет занятий с репетиторами или на подготовительных курсах в вузах, повторения материала за предыдущие годы обучения.

Установлено, что выполнение уроков дома требует значительно больше времени, чем предусмотрено нормативами. При этом осво­ение знаний сопровождается большим напряжением ЦНС, систем вегетативного обеспечения и резко выраженным утомлением, нарас­танием частоты отклонений в состоянии здоровья на протяжении всего периода обучения.

Наиболее резкое увеличение психоневрологических отклонений функционального характера регистрировалось на 1-м году профи­лированного обучения. За период дифференцированного обучения от 8-го к 11-му классу численность I группы здоровья достоверно снижалась в математических классах с 31 до 18%, среди «биологов» - с 17 до 9%.

Использование в этих образовательных учреждениях известных приемов коррекции организации учебного процесса (сокращение 3-й четверти, «облегченный» четверг, повышенный режим двигательной активности) оказывается малоэффективным. Необходимо проводить педагогическую коррекцию учебного процесса, совершенствование методик преподавания на основе индивидуального подхода к уча­щимся, а также индивидуальную коррекцию состояния здоровья учащихся профилированных классов.

Для учашихся 5—11-х классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения не следует вводить 5-дневную учебную неделю.

Принцип обеспечения оптимальных условий обучения. Окружающая детей среда образовательных учреждений оказывает существен­ное влияние на их самочувствие, настроение и работоспособность. Чувствительность детского организма к большинству факторов окру­жающей среды значительно выше, чем у взрослых.

Повышенные температура и влажность, бактериальная загряз­ненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настрое­ние школьников, способствуют быстрому нарастанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещени­ях может повышаться на 5—6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменениями физических свойств воздуха это придает помещению специфический запах, что вызывает у школьников ряд субъективных расстройств.

Учебная деятельность школьника менее утомительна, если она протекает в оптимальных условиях. Установлено, что в хорошо про­ветриваемых помещениях работоспособность школьников в 1,5-2 раза выше по сравнению с таковой у детей, занимающихся в непро­ветриваемом помещении.

Нормальные условия воздушной среды в школах могут быть обес­печены при так называемом «пульсирующем» режиме проветривания классного помещения.

Главная роль в создании возможностей для высокой работоспособ­ности и положительного эмоционального фона принадлежит светово­му и звуковому режиму школы.

Для обеспечения благоприятных условий учебной работы и сни­жения умственного утомления школьников большое значение имеет соблюдение эргономических требований к мебели и оборудованию школ. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования. V К сожалению, образовательная сеть в современных условиях не обеспечивает потребности учебного процесса. На одного учащегося в среднем приходится в 1,5 раза меньше принятого расчетного норма­тива; все еще значительное число школьников учатся во 2-ю или 3-ю смену. Многие школы нуждаются в капитальном ремонте, не имеют водопровода, в них отсутствует отопление. Более половины сельских школ не имеют канализации. Полностью благоустроены чуть больше Уз школ России, на селе - 18%.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.