Общая часть. Основы логопедии Оглавление | От автора | | Предисловие ко второму изданию | | Общая часть. Основы логопедии | | | АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ | | | ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА | | | СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ И ИХ РАЗВИТИЕ | | | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | | | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ | | | Планирование логопедической работы | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | Специальная часть основные речевые нарушения и методика логопедической работы | | Глава i расстройства голоса | | | МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | | Глава II НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ | | | ДИСЛАЛИЯ | | | Ринолалия | | | ДИЗАРТРИЯ | | | Клинические формы дизартрии | | | | Псевдобульбарная дизартрия | | | | Подкорковая дизартрия | | | | Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия | | | | Кинетическая премоторная корковая дизартрия | | | Детская псевдобульбарная дизартрия | | Глава iii методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения | | | Комплекс основных движений. | | | Методика постановки звуков разных звуковых групп | | | МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ | | | МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИЗАРТРИИ | | | Бульбарная дизартрия | | | | Псевдобульбарная дизартрия | | | | Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | Глава iv. Нарушения ритма, темпа и плавности речи | | | ЗАИКАНИЕ | | | МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ paбotbl | | | Преодоление развившегося заикания | | | ДРУГИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | Глава v. Нарушение речи на почве снижения слуха | | | Особенности речи слабослышащего ребенка. | | | Обследование слуха речью | | | МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | | | Зрительное восприятие речи. | | | Сеть школ для детей с нарушениями слуха | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | Глава vi алалия и афазия | | Алалия | | | МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ | | | РАЗВИТИЕ РЕЧИ МОТОРНОГО АЛАЛИКА И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | | | СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ | | | РАЗВИТИЕ РЕЧИ СЕНСОРНОГО АЛАЛИКА И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | | | Приемы работы. | | | ДЕТСКАЯ АФАЗИЯ И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | | | АФАЗИЯ У ВЗРОСЛЫХ | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | | Глава VII НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ | | Дисграфия и дислексия | | | МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | Глава viii особенности речи умственно отсталого ребенка | | | ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ | | | Контакт логопеда с врачом. | | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | | Глава ix Организация логопедической помощи населению в советском союзе | | Приложения | | Словарь специальных терминов | | Приложение 1 Форма документации учителя-логопеда | | Приложение 2 Речевая карта | | Приложение 3 Список оборудования логопедического кабинета | | Приложение 4 Отчет о работе логопедического кабинета | | Приложение 5 Схема логопедического анализа основных речевых нарушений | | Приложение 8 Дифференциация звуков | | Приложение 9 Обследование словаря | | Приложение 11 | От автора Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с с ил. В пособии обобщен многолетний опыт работы автора по устранению речевых нарушений у детей, описываются различные виды речевых нарушений, анатомо-фнзиологические предпосылки этих нарушений и приводится методика работы с детьми-логопатами Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов в может быть использована логопедами практиками Учебное пособие предназначается для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков. Данное учебное пособие является обобщением многолетней работы автора по устранению речевых нарушений у детей. Многие положения настоящего пособия углублялись и уточнялись в совместной работе коллектива логопедов и врачей — сотрудников кафедры психопатологии и логопедии Московского государственного педагогического института им. В. И Ленина, руководимой профессором С. С. Ляпидевским. Медико-педагогический анализ различных случаев речевых расстройств у детей давал возможность более глубоко раскрывать природу дефекта и определять целенаправленные как логопедические, так и медицинские мероприятия, составляющие основу комплексного воздействия. В данном пособии использованы рисунки, которые были опубликованы в работах следующих авторов: М. Е. Хватцева, Э. С. Бейн, М. Б. Эйдиновой. Предисловие ко второму изданию При подготовке второго издания учебного пособия были учтены замечания и пожелания, высказанные автору в рецензиях, письмах и частных беседах, а также некоторые новые данные медицины и дефектологии. В общей части учебника были уточнены некоторые формулировки, была проработана и дополнена сравнительная таблица речевых нарушений, а также был несколько переработан в соответствии с новыми научными данными раздел о развитии детской речи. В специальной части упорядочено разделение глав; систематизировано изложение материала о дизартриях, согласно новым научным данным; изложен более кратко материал об афазии — из него изъяты данные об афазии взрослых исходя из большой сложности этого вопроса и того, что он достаточно широко отражен в специальных монографиях и методических пособиях. По всему тексту было сокращено количество подзаголовков. В данном издании предлагается словарь специальных терминов. Автор благодарит всех товарищей, принявших участие в обсуждении и переработке учебника. Общая часть. Основы логопедии Введение Термин «логопедия» дословно означает воспитание речи. В настоящее время значение этого термина стало гораздо шире. Предметом логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи и создание методов их предупреждения и преодоления. В этом определении вскрывается как теоретическое содержание логопедии (изучение речевых нарушений), так и ее практическая направленность, жизненно-практическое значение (предупреждение и преодоление нарушений). Нарушение речи мы определяем как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде. Речевые нарушения характеризуются тем, что: а) возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; б) не соответствуют возрасту говорящего; в) требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера; г) возникновение неправильной речи у ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его. Эти особенности отличают отклонение в нарушении речи от ее временных нарушений, которые могут иметь место и у детей и у взрослых. У ребенка они могут проявляться в неправильном произношении звуков, употреблении и произношении слов, построении предложения, неточном и неполном понимании речи окружающих и характеризовать определенный этап развития. Взрослый человек под влиянием усталости, эмоционального напряжения иногда начинает терять нужное слово или употреблять вместо одного слова другое (так называемые оговорки; например, вместо лифт— метро), неправильно произносит трудные слова, переставляя в них звуки или целые слоги (вместо эскалатор—эксалатор, лаборатория—раболатория и т. п.). Говорящий в одних случаях замечает свои ошибки и поправляет их, в других — даже не замечает. Через некоторое время эти ошибки самостоятельно исчезают. Речь иностранца в чуждой языковой среде также оказывается неправильной во многих отношениях, но она отличается от нарушенной речи тем, что имеет тенденцию самостоятельно улучшаться в результате более или менее длительного речевого общения с людьми, пользующимися новым для иностранца языком. Специальные занятия могут ускорять этот процесс. Наиболее устойчивым недостатком речи иностранца оказываются особенности интонации. Речевые нарушения очень разнообразны, их разнообразие зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта; от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой; от социальной обусловленности речи как в отношении ее формы, так и содержания. В логопедической практике различают следующие основные речевые нарушения: 1) нарушения голоса (афония, дисфония, фонастения); 2) дислалии (функциональная и механическая); 3) дизартрия разных видов; 4) нарушения ритма темпа и плавности речи (заикание, тахилалия, брадилалия); 5) алалия (моторная и сенсорная); 6) разные формы афазии; 7) дисграфия и дислексия; 8) нарушения речи на почве снижения слуха. Такие проявления речевой патологии, как лепетная речь, смешения звуков, парафазии (литеральные и вербальные), аграмматизмы и прочие не могут употребляться как названия отдельных речевых нарушений, это лишь их отдельные симптомы. Причины возникновения речевых нарушений делятся на органические и функциональные. Органические причины — это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции. Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе. Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении речи развиваются и чисто функциональные расстройства. Нарушения речи могут быть центральными и периферическими. О центрально обусловленных нарушениях говорят в том случае, если поражение произошло в том или ином отделе центральной нервной системы; о периферически обусловленных нарушениях—тогда, когда наблюдаются повреждения или неправильности в строении артикуляционного аппарата или в периферических нервах, иннервирующих органы артикуляции. В развитии того или иного речевого нарушения придается значение наследственности в том случае, если при дополнительных неблагоприятных условиях жизни ребенка наследственность способствует проявлению соответствующего речевого нарушения. Нарушение речи может возникнуть в любом возрасте, но наиболее ранимой речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста. Ранимость детской речи связана с тем, что длительно формирующаяся речь — один из самых сложных навыков человека; незрелость речи у ребенка делает ее наиболее чувствительной к любым затруднениям. Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. К старости появляются структурные изменения нервной системы и сосудов, что может приводить к нарушениям речи. В каждом речевом нарушении различают основное звено нарушения или первичное нарушение и вторичные явления. Так, патологически быстрый темп речи, будучи первично нарушенным, часто приводит к нечеткости, неясности звукопроизношения, заиканию, а с усложнением речи появляются искажения слов и нечеткость смыслового значения речи. Вторично нарушенные компоненты речи в результате правильного педагогического подхода и прямого воздействия на них сравнительно легко выравниваются и могут даже самостоятельно исчезать при нормализации первично нарушенного звена. Первично нарушенное звено требует для своего исправления применения специальных методических приемов и более длительного времени. Воздействие на вторично нарушенные компоненты речи иногда способствует некоторой нормализации основного звена нарушения. Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления. Преодоление, а в значительной степени и предупреждение я, нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, и в частности его мозга. Масштаб компенсации очень определенно выражен в высказываниях И. П. Павлова: «Многие нервные задачи, которые сначала могут казаться совершенно невыполнимыми, в конце концов, при постепенности и осторожности, оказываются удовлетворительно решенными... ничто не остается неподвижным, неподатливым. И все, всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» (И. П. Павлов. Полн. собр. соч., т. III. М., Изд-во АН СССР, 1953, стр. 454.). Создание соответствующих условий, т. е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на человека, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Логопедия тесно связана с науками педагогического цикла. Однако самостоятельность ее как одного из разделов специальной педагогики обязывает логопеда стремиться к тесному содружеству со смежными науками: физиологией, психологией, медициной, лингвистикой. Логопеду необходимо знать: анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе речевой деятельности, и их изменения в случаях патологии; закономерности языка и его развития у ребенка и взаимосвязь с речевым развитием; общие принципы педагогического воздействия. |