Программа лекционного курса СЕВЕРНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М.В.Ломоносова ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Программа утверждена ________________ протокол № __ от _____________ 2012 года ______________________________________ Программа курса ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Подготовлена: кандидатом ветеринарных наук, доцентом Сковородкиным Владимиром Александровичем skovorodkinva@mail.ru Общий объем – 60 часов Лекции – 20 Семинарские и практические занятия – 30 Контроль усвоения материала (зачет и экзамен) – 10 Архангельск Пояснительная записка Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» изучается по специальности психология и составляет 60 часов, из которых 20 лекционных, 30 семинарских и практических занятий. Знания по курсу оцениваются экзаменом. Согласно требований государственного обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 030301 «ПСИХОЛОГИЯ», курс зоопсихологии должен включать следующие разделы: · общая характеристика психики животных; · врожденное и приобретенное в поведении животных; · эволюция психики; · развитие психики в онтогенезе; · эволюция психики человека в филогенезе; · этология как направление изучения психики животных. Цель данного курса познакомить студентов с основными положениями зоопсихологии, вопросами эволюции психики животных, особенностями и закономерностями поведения животных, а также сравнительным анализом развития психики у различных видов животных. Курс предполагает решение следующих задач: - изучение истории зоопсихологических исследований; - изучение методов зоопсихологических исследований; - знакомство с эволюцией психики животных; - изучение психической деятельности животных; - изучение механизмов поведения животных; - изучение психики антропоидов; - изучение основ дрессировки и воспитания животных. Для выполнения поставленных задач, студент прослушивает цикл лекций (см. программу лекционных занятий и тематический план), принимает активное участие в семинарских и практических занятиях. Практические занятия состоят из просмотра видеофильмов «Поведение животных», тематической экскурсии в отдел природы краеведческого музея (зоопарк), выполнения самостоятельной работы по наблюдению за отдельной особью животного с составлением графика психофизиологической активности, выделением форм поведения с обозначением эмоционально-адаптивных реакций. В заключении самостоятельной работы оформляется - этограмма, проводится анализ поведения наблюдаемой особи, записываются выводы и подготавливается реферативное выступление на семинаре. Тематический план № | Наименование темы | Количество часов | лекции | семинары | | Введение в зоопсихологию.История развития зоопсихологии. Основоположники зоопсихологии. Методы зоопсихологических исследований. Общая характеристика психики животных.Строение нервной системы, нейронная теория. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена. Элементарная сенсорная и перцептивная психика. Врожденное и приобретенное в психике животных.Психика в преднатальный и постнатальный периоды. Импринтинг. Облигатное и факультативное научение. Роль игрового периода. Эволюция психики.Эволюция элементарной сенсорной психики. Таксисы, реакции, инстинкты. Генетика поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Развитие психики в онтогенезе. Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Акцепторы результатов действия и пластичность поведения. Исследовательское поведение и ориентация. Манипулирование и его значение. Коммуникации животных. Эволюция психики человека в филогенезе.Интеллект животных. Экстраполяционные способности животных. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Отличия и схожести в психике человека и животных. Особенности поведения сообществ животных. Социогенез. Этология как направление изучения психики животных. Поведение домашних и хищных животных. Особенности поведения рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Прикладная зоопсихология. Обучение животных. Значение общения человека и животного. | | | Всего | | | Программа лекционного курса Лекция 1.Введение в зоопсихологию. Цели и задачи курса. Основные понятия, термины зоопсихологии. История зоопсихологических исследований. Оборотничество. Анимализм. Креационизм. Картезианство. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Этология. Роль и значение зоопсихологии в деятельности человека. Лекция 2.Основоположники зоопсихологии и результаты их исследований: В.А.Вагнер, Н.Н..Ладыгина-Котс, Н.Ю.Войтонис, М.А.Герд, К.Э.Фабри. Методы исследований в зоопсихологии, объективный и субъективный, филогенетический и онтогенетический, специальные методы (лабиринта, проблемной клетки) моделирование и эксперименты. Наблюдение за поведением отдельной особи, характеристика психофизиологической активности, выявление форм поведения, эмоционально-адаптивных комплексов, составление этограммы. Лекция 3.Общая характеристика психики животных. Раздражимость и чувствительность. Положительные и отрицательные таксисы. Понятие инстинкта. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Этологическая концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена. Лекция 4.Строение нервной системы животных. Сенсорные органеллы одноклеточных. Рецепторы и виды чувствительности многоклеточных животных. Исчезновение медуз из прибрежной зоны моря перед штормом. Классификация и виды нейронов, передача импульса в синапсах, рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Нейронная теория. Поведение групп животных, социальное поведение, значение иерархии. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов. Система хищник - жертва. Поведение стайных хищников. Лекция 5.Биологическая обусловленность поведения животных. Уровни развития психики. Положительные и отрицательные таксисы. Явление привыкания. Внутренние факторы формирования поведения. Элементарная сенсорная психика. Внешние факторы формирования поведения. Перцептивная психика.Врожденное и приобретенное в психике животных. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии. Морфофункциональное развитие психической деятельности в эмбриогенезе. Преднатальное развитие у беспозвоночных животных, рыб, амфибий, птиц и млекопитающих. Эмбриогенез и развитие психики. Лекция 6.Развитие психики в раннем онтогенезе. Постнатальное развитие психики животных. Импринтинг и ранний опыт. Облигатное и факультативное научение. Поведение высших млекопитающих.Ключевой раздражитель и его доминирующая роль в поведении животных. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития. Исследовательское поведение и ориентация животных. Манипулирование и его значение. Интеллект животных. Экстраполяционные способности животных. Лекция 7.Коммуникации животных. Общение видовое и межвидовое. Что такое язык животных и его функции. Язык насекомых. Язык морских животных. Язык птиц. Язык рукокрылых. Язык обезьян. Невербальное общение.Эволюция психики. Принципы эволюции видов. Генетика поведения. Механизм наследования признаков поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Линии поведения «боец – красавчик», «ястреб – голубь». Лекция 8.Сравнительное изучение психики человека и животных. Психологические процессы на разных уровнях эволюционного развития. Сравнительные исследования психики до человеческого, человеческого и пост человеческого уровня развития. Палеопсихоогия. Лекция 9.Антропогенез, черты развития человека имеющиеся у животных. Факторы эволюции приматов. Переход к общественной деятельности приматов. Культура ранних гоминид и социогенез палеолита. Эволюция психики человека в филогенезе. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Сравнительная психология. Отличия и схожести в психике человека и животных. Отличия сообществ животных от общества человека. Лекция 10.Основы дрессировки. Возрастные изменения в способности к научению. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция. Тормозные реакции между различными видами активности. Три стадии выработки навыка. Десять правил обучения животных Прайор Карен.Прикладная зоопсихология. Поведение сельскохозяйственных животных: крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, свиньи, домашняя птица. Домашняя кошка. Служебные собаки и их особенности (сторожевые, патрульные, розыскные). Охотничьи породы собак и их особенности (гончие, лайки, легавые и спаниели). Значение общения человека и животного. Основная литература к курсу: 1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 320 с. 2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. – М.: Изд-во МГУ, 1999. 3. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология. Учебник / М.: Эксмо, 2011. – 352 с. 4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: психология, биология, зоология и физиология. – 3-е издание. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 464 с. 5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / - 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 544 с. 6. Хайнд Р. Поведение животных: синтез этологии и сравнительной психологии. Пер. с анг.- М.: Мир, 1975. – 856 с. 7. Хрестоматия - Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. И общая редакция Г.В.Калягиной. – СПб:Питер, 2001. – 416 с. План семинарских и практических занятий № Название темы | Кол. часов | 1. Основоположники зоопсихологии. 2. Методы исследования психики животных. 3. Эволюция нервной системы 4. Инстинктивное поведение животных. 5. Социальное поведение животных 6. Характеристика психики животных 7. Эволюция психики человека в филогенезе. 8. Особенности дрессировки животных разных видов. 9. Экскурсии: - в отдел природы краеведческого музея – «Поведение животных леса»; - по зоопарку – «Психическая деятельность животных разных видов» или в лесной массив – «Чтение следов и тропление животных» 10. Просмотр видеофильма – «Поведение животных». 11. Индивидуальное наблюдение за отдельной особью, составление таблицы наблюдения поведения животного, графика психолого-физиологической активности, выделение форм поведения, составление этограммы и графика эмоционально-адаптивных реакций. В конце индивидуального наблюдения (самостоятельного задания) проанализировать результаты, записать выводы, подготовить реферативное выступление. | | Всего | | Вопросы к семинарским и практическим занятиям: 1. Цели и задачи курса зоопсихологии. 2. Основные понятия, термины зоопсихологии. 3. Этапы и пути развития зоопсихологии, как науки. 4. Роль знаний зоопсихологии в деятельности человека. 5. Основоположники зоопсихологии, методы и результаты их исследований. 6. Методы исследований в зоопсихологии. 7. Типы строения нервной системы животных. 8. Особенности нервной системы: червей, моллюсков, членистоногих. 9. Особенности нервной системы: рыб, птиц и млекопитающих. 10. Общая характеристика психики животных. 11. Раздражимость и чувствительность. 12. Положительные и отрицательные таксисы. 13. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. 14. Концепция «Инстинктивного поведения» К.Лоренца и Н.Тинбергена. 15. Биологическая обусловленность поведения животных. 16. Условные и безусловные рефлексы. 17. Элементарная сенсорная психика. 18. Перцептивная психика. 19. Врожденное и приобретенное в психике животных. 20. Облигатное и факультативное научение. 21. Генетика поведения на примерах пчел и собак. 22. Развитие психики в онтогенезе. 23. Пренатальное развитие психики животных. 24. Врожденное узнавание и ранний опыт. 25. Исследовательское поведение и ориентация. 26. Манипулирование и его значение. 27. Общение видовое и межвидовое. 28. Язык морских животных. 29. Невербальное общение. 30. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития. 31. Интеллект и его возникновение. 32. Проблема интеллекта животных. 33. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов. 34. Переход к общественной деятельности приматов. 35. Эволюция психики человека в филогенезе. 36. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. 37. Этапы основной психической деятельности в развитии человека. 38. Социальное поведение насекомых: термиты, муравьи, пчелы. 39. Отличия и схожести в психике человека и животных. 40. Особенности поведения позвоночных животных: рыб, грызунов, копытных, хищников. 41. Ключевой раздражитель и его роль в поведении животных. 42. Основы дрессировки. 43. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция. 44. Три стадии выработки навыка. 45. Десять правил обучения животных Прайор Карен. 46. Особенности дрессировки животных цирка. 47. Прикладная зоопсихология. 48. Значение общения человека и животного. 49. Поведение сельскохозяйственных животных. 50. Служебные и охотничьи породы собак и их особенности в поведении. Тематика рефератов: 1. Методы исследований в зоопсихологии: Наблюдения Экспериментальные методы 2. Исследования выдающихся зоопсихологов, этологов, натуралистов: Вагнер В.А. – Сравнительная психология. – М., Воронеж. - !998. Войтонис Н.Ю. – Предыстория интеллекта: к проблеме антропогенеза. – М.Л. -1945. Выготский Л.С. – Собрание сочинений в 6 томах. – М. – 1984. Дембовский Я. – Психология обезьян. – М. – 1963. Келер В. – Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М. – 1930. Ладыгина-Котс Н.Н. – Конструктивная и орудийная деятельность обезьян. – М. – 1959. Леонтьев А.Н. – Проблемы развития психики. – М. – 1972. Мак-Фармид Д. – Поведение животных. М.: Мир. – 1988. Павлов И.П. – 20-летний опыт изучения высшей нервной деятельности. – М. – 1973. Прайор К. – Не рычите на собаку. – М.: Селена. – 1995. Резникова Ж.И. – Интеллект и язык: в зеркале экспериментов. – М.: Наука. – 2000. Сеченов И.М. – Элементы мысли/ избранные труды. – М. – 1935/ Северцев А.Н. – Эволюция и психика. – М. – 1922. Фабри К.Э. – Орудийные действия животных. – М. – 1980. Хайнд Р. – Повдение животных. – М. – 1975. |