МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Программа лекционного курса





СЕВЕРНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.В.Ломоносова

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Программа утверждена ________________

протокол № __ от _____________ 2012 года

______________________________________

Программа курса

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Подготовлена:

кандидатом ветеринарных наук, доцентом

Сковородкиным Владимиром Александровичем

skovorodkinva@mail.ru

 

 

Общий объем – 60 часов

Лекции – 20

Семинарские и практические занятия – 30

Контроль усвоения материала (зачет и экзамен) – 10

 

Архангельск

 

Пояснительная записка

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» изучается по специальности психология и составляет 60 часов, из которых 20 лекционных, 30 семинарских и практических занятий. Знания по курсу оцениваются экзаменом.

 

Согласно требований государственного обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 030301 «ПСИХОЛОГИЯ», курс зоопсихологии должен включать следующие разделы:

· общая характеристика психики животных;

· врожденное и приобретенное в поведении животных;

· эволюция психики;

· развитие психики в онтогенезе;

· эволюция психики человека в филогенезе;

· этология как направление изучения психики животных.

Цель данного курса познакомить студентов с основными положениями зоопсихологии, вопросами эволюции психики животных, особенностями и закономерностями поведения животных, а также сравнительным анализом развития психики у различных видов животных.

Курс предполагает решение следующих задач:

- изучение истории зоопсихологических исследований;

- изучение методов зоопсихологических исследований;

- знакомство с эволюцией психики животных;

- изучение психической деятельности животных;

- изучение механизмов поведения животных;

- изучение психики антропоидов;

- изучение основ дрессировки и воспитания животных.

 

Для выполнения поставленных задач, студент прослушивает цикл лекций (см. программу лекционных занятий и тематический план), принимает активное участие в семинарских и практических занятиях. Практические занятия состоят из просмотра видеофильмов «Поведение животных», тематической экскурсии в отдел природы краеведческого музея (зоопарк), выполнения самостоятельной работы по наблюдению за отдельной особью животного с составлением графика психофизиологической активности, выделением форм поведения с обозначением эмоционально-адаптивных реакций. В заключении самостоятельной работы оформляется - этограмма, проводится анализ поведения наблюдаемой особи, записываются выводы и подготавливается реферативное выступление на семинаре.

 

 

Тематический план

 

Наименование темы Количество часов
лекции семинары
              Введение в зоопсихологию.История развития зоопсихологии. Основоположники зоопсихологии. Методы зоопсихологических исследований. Общая характеристика психики животных.Строение нервной системы, нейронная теория. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена. Элементарная сенсорная и перцептивная психика. Врожденное и приобретенное в психике животных.Психика в преднатальный и постнатальный периоды. Импринтинг. Облигатное и факультативное научение. Роль игрового периода. Эволюция психики.Эволюция элементарной сенсорной психики. Таксисы, реакции, инстинкты. Генетика поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Развитие психики в онтогенезе. Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Акцепторы результатов действия и пластичность поведения. Исследовательское поведение и ориентация. Манипулирование и его значение. Коммуникации животных. Эволюция психики человека в филогенезе.Интеллект животных. Экстраполяционные способности животных. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Отличия и схожести в психике человека и животных. Особенности поведения сообществ животных. Социогенез. Этология как направление изучения психики животных. Поведение домашних и хищных животных. Особенности поведения рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Прикладная зоопсихология. Обучение животных. Значение общения человека и животного.                                                  
Всего

Программа лекционного курса



Лекция 1.Введение в зоопсихологию. Цели и задачи курса. Основные понятия, термины зоопсихологии. История зоопсихологических исследований. Оборотничество. Анимализм. Креационизм. Картезианство. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Этология. Роль и значение зоопсихологии в деятельности человека.

Лекция 2.Основоположники зоопсихологии и результаты их исследований: В.А.Вагнер, Н.Н..Ладыгина-Котс, Н.Ю.Войтонис, М.А.Герд, К.Э.Фабри. Методы исследований в зоопсихологии, объективный и субъективный, филогенетический и онтогенетический, специальные методы (лабиринта, проблемной клетки) моделирование и эксперименты. Наблюдение за поведением отдельной особи, характеристика психофизиологической активности, выявление форм поведения, эмоционально-адаптивных комплексов, составление этограммы.

Лекция 3.Общая характеристика психики животных. Раздражимость и чувствительность. Положительные и отрицательные таксисы. Понятие инстинкта. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Этологическая концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена.

Лекция 4.Строение нервной системы животных. Сенсорные органеллы одноклеточных. Рецепторы и виды чувствительности многоклеточных животных. Исчезновение медуз из прибрежной зоны моря перед штормом. Классификация и виды нейронов, передача импульса в синапсах, рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Нейронная теория. Поведение групп животных, социальное поведение, значение иерархии. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов. Система хищник - жертва. Поведение стайных хищников.

Лекция 5.Биологическая обусловленность поведения животных. Уровни развития психики. Положительные и отрицательные таксисы. Явление привыкания. Внутренние факторы формирования поведения. Элементарная сенсорная психика. Внешние факторы формирования поведения. Перцептивная психика.Врожденное и приобретенное в психике животных. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии. Морфофункциональное развитие психической деятельности в эмбриогенезе. Преднатальное развитие у беспозвоночных животных, рыб, амфибий, птиц и млекопитающих. Эмбриогенез и развитие психики.

Лекция 6.Развитие психики в раннем онтогенезе. Постнатальное развитие психики животных. Импринтинг и ранний опыт. Облигатное и факультативное научение. Поведение высших млекопитающих.Ключевой раздражитель и его доминирующая роль в поведении животных. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития. Исследовательское поведение и ориентация животных. Манипулирование и его значение. Интеллект животных. Экстраполяционные способности животных.

Лекция 7.Коммуникации животных. Общение видовое и межвидовое. Что такое язык животных и его функции. Язык насекомых. Язык морских животных. Язык птиц. Язык рукокрылых. Язык обезьян. Невербальное общение.Эволюция психики. Принципы эволюции видов. Генетика поведения. Механизм наследования признаков поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Линии поведения «боец – красавчик», «ястреб – голубь».

Лекция 8.Сравнительное изучение психики человека и животных. Психологические процессы на разных уровнях эволюционного развития. Сравнительные исследования психики до человеческого, человеческого и пост человеческого уровня развития. Палеопсихоогия.

Лекция 9.Антропогенез, черты развития человека имеющиеся у животных. Факторы эволюции приматов. Переход к общественной деятельности приматов. Культура ранних гоминид и социогенез палеолита. Эволюция психики человека в филогенезе. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Сравнительная психология. Отличия и схожести в психике человека и животных. Отличия сообществ животных от общества человека.

Лекция 10.Основы дрессировки. Возрастные изменения в способности к научению. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция. Тормозные реакции между различными видами активности. Три стадии выработки навыка. Десять правил обучения животных Прайор Карен.Прикладная зоопсихология. Поведение сельскохозяйственных животных: крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, свиньи, домашняя птица. Домашняя кошка. Служебные собаки и их особенности (сторожевые, патрульные, розыскные). Охотничьи породы собак и их особенности (гончие, лайки, легавые и спаниели). Значение общения человека и животного.

Основная литература к курсу:

 

1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 320 с.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

3. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология. Учебник / М.: Эксмо, 2011. – 352 с.

4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: психология, биология, зоология и физиология. – 3-е издание. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 464 с.

5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / - 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 544 с.

6. Хайнд Р. Поведение животных: синтез этологии и сравнительной психологии. Пер. с анг.- М.: Мир, 1975. – 856 с.

7. Хрестоматия - Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. И общая редакция Г.В.Калягиной. – СПб:Питер, 2001. – 416 с.

План семинарских и практических занятий

  № Название темы   Кол. часов  
  1. Основоположники зоопсихологии. 2. Методы исследования психики животных. 3. Эволюция нервной системы 4. Инстинктивное поведение животных. 5. Социальное поведение животных 6. Характеристика психики животных 7. Эволюция психики человека в филогенезе. 8. Особенности дрессировки животных разных видов.   9. Экскурсии:   - в отдел природы краеведческого музея – «Поведение животных леса»;   - по зоопарку – «Психическая деятельность животных разных видов» или в лесной массив – «Чтение следов и тропление животных»   10. Просмотр видеофильма – «Поведение животных». 11. Индивидуальное наблюдение за отдельной особью, составление таблицы наблюдения поведения животного, графика психолого-физиологической активности, выделение форм поведения, составление этограммы и графика эмоционально-адаптивных реакций. В конце индивидуального наблюдения (самостоятельного задания) проанализировать результаты, записать выводы, подготовить реферативное выступление.              
Всего

 

 

Вопросы к семинарским и практическим занятиям:


1. Цели и задачи курса зоопсихологии.

2. Основные понятия, термины зоопсихологии.

3. Этапы и пути развития зоопсихологии, как науки.

4. Роль знаний зоопсихологии в деятельности человека.

5. Основоположники зоопсихологии, методы и результаты их исследований.

6. Методы исследований в зоопсихологии.

7. Типы строения нервной системы животных.

8. Особенности нервной системы: червей, моллюсков, членистоногих.

9. Особенности нервной системы: рыб, птиц и млекопитающих.

10. Общая характеристика психики животных.

11. Раздражимость и чувствительность.

12. Положительные и отрицательные таксисы.

13. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина.

14. Концепция «Инстинктивного поведения» К.Лоренца и Н.Тинбергена.

15. Биологическая обусловленность поведения животных.

16. Условные и безусловные рефлексы.

17. Элементарная сенсорная психика.

18. Перцептивная психика.

19. Врожденное и приобретенное в психике животных.

20. Облигатное и факультативное научение.

21. Генетика поведения на примерах пчел и собак.

22. Развитие психики в онтогенезе.

23. Пренатальное развитие психики животных.

24. Врожденное узнавание и ранний опыт.

25. Исследовательское поведение и ориентация.

26. Манипулирование и его значение.

27. Общение видовое и межвидовое.

28. Язык морских животных.

29. Невербальное общение.

30. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития.

31. Интеллект и его возникновение.

32. Проблема интеллекта животных.

33. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов.

34. Переход к общественной деятельности приматов.

35. Эволюция психики человека в филогенезе.

36. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов.

37. Этапы основной психической деятельности в развитии человека.

38. Социальное поведение насекомых: термиты, муравьи, пчелы.

39. Отличия и схожести в психике человека и животных.

40. Особенности поведения позвоночных животных: рыб, грызунов, копытных, хищников.

41. Ключевой раздражитель и его роль в поведении животных.

42. Основы дрессировки.

43. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция.

44. Три стадии выработки навыка.

45. Десять правил обучения животных Прайор Карен.

46. Особенности дрессировки животных цирка.

47. Прикладная зоопсихология.

48. Значение общения человека и животного.

49. Поведение сельскохозяйственных животных.

50. Служебные и охотничьи породы собак и их особенности в поведении.


 


 

 


Тематика рефератов:

1. Методы исследований в зоопсихологии:

Наблюдения

Экспериментальные методы

2. Исследования выдающихся зоопсихологов, этологов, натуралистов:

Вагнер В.А. – Сравнительная психология. – М., Воронеж. - !998.

Войтонис Н.Ю. – Предыстория интеллекта: к проблеме антропогенеза. – М.Л. -1945.

Выготский Л.С. – Собрание сочинений в 6 томах. – М. – 1984.

Дембовский Я. – Психология обезьян. – М. – 1963.

Келер В. – Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М. – 1930.

Ладыгина-Котс Н.Н. – Конструктивная и орудийная деятельность обезьян. – М. – 1959.

Леонтьев А.Н. – Проблемы развития психики. – М. – 1972.

Мак-Фармид Д. – Поведение животных. М.: Мир. – 1988.

Павлов И.П. – 20-летний опыт изучения высшей нервной деятельности. – М. – 1973.

Прайор К. – Не рычите на собаку. – М.: Селена. – 1995.

Резникова Ж.И. – Интеллект и язык: в зеркале экспериментов. – М.: Наука. – 2000.

Сеченов И.М. – Элементы мысли/ избранные труды. – М. – 1935/

Северцев А.Н. – Эволюция и психика. – М. – 1922.

Фабри К.Э. – Орудийные действия животных. – М. – 1980.

Хайнд Р. – Повдение животных. – М. – 1975.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.