II. УПРАВЛЕНИЕ (ВЫЯВЛЕНИЕ МОРФЕМНЫХ АГРАММАТИЗМОВ) Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания: № 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных; № 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо; № 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица; № 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта; № 8. Творительный падеж для обозначения орудийности. Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания: № 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места; № 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения; № 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места; № 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над дляобозначения места, совместности. № 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о. Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов. 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных. Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назовет один предмет, а ты назови когда их много». Коза - ... козы | Муравей - ... муравьи | Чашка - ... чашки | Лоб - ... лбы | Поезд - ... поезда | Котёнок - ... котята | Лист - ... листья | Друг - ... друзья | Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение задания; 3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после подсказки; 0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи. 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо. Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет». Стол - … нет стола. | Столы - … нет столов. | Стул - …нет стула | Стулья - … нет стульев. | Нос - … нет носа. | Носы - … нет носов. | Окно - … нет окна. | Окна - … нет окон. | Ухо - … нет уха. | Ущи - … нет ушей. | 3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо). Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке». Откуда вылезает собака? ... Из конуры. Где стоит миска? ... Около конуры. Откуда слетел петух? ... С крыши конуры. Откуда вышла курица? ... Из-за конуры. Откуда собака достала кость? ... Из-под конуры. 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения. Инструкция: «Ответь на вопросы». К кому пришел врач? ... к маме. Где едут машины? ... по дороге. Где плывет пароход? ... по морю. Куда подъехал автобус? ... к остановке. 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица. Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?» Кошка - кошке - кошкам Заяц - зайцу - зайцам Лошадь - лошади - лошадям Утка - утке - уткам Собака - собаке - собакам 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта. Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?» Слон - слона - слонов Медведь - медведя - медведей Озеро - озеро - озёра Белка - белку - белок Зеркало - зеркало - зеркала Ёж - ежа - ежей Дом - дом - дома 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?» Куда укатился мяч? ... под диван. Куда положили мяч? ... на диван. Куда закатился мяч? ... за диван. Куда забили мяч? ... в ворота. 8. Творительный падеж для обозначения орудийности. Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?» Чем гладят? ... | Чем пишут? ... | Чем ловят рыбу? ... | Чем подметают пол? ... | Чем режут хлеб? ... | Чем чистят зубы? ... | 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... с кем? ... с чем? ...» Единственное число | Множественное число | Где растет гриб? ... | Где растут грибы? ... | под елкой. | под ёлками. | Где спряталась девочка … | Где спрятались девочки? ... | за деревом. | за деревьями. | Где висит лампа? ... | Где висят лампы? ... | над столом. | над столами. | С кем играет мальчик? ... | С кем играют мальчики? ... | с собакой. | с собаками. | С чем играет девочка? | С чем играют девочки? | ... с куклой. | ... с куклами. | С чем едят суп? ... с | С чем испекли пирог? | хлебом. | ... с грибами. | 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ...» Где стоит ваза? ... на столе. Где плавают рыбки? ... в аквариуме. Где лежат книги? ... на полке. О чём мечтает девочка? ... о кукле. О чём мечтает мальчик? ... о мяче. |