МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности формирования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией





Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правиль­ное усвоение звуковой стороны речи во многом опреде­ляется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со сто­роны речедвигательного: ребенок слышит и восприни­мает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования зву­ковой стороны речи ребенок Должен иметь не только подготовленнъгй к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Нарушения в формировании-фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезии, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного характера проявляется детей со стертой дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по своему звучанию (на материале картинок), по подбору картинок на заданный по узнаванию слогов и т.д.

У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертрнус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.) нарушается моторика органов артику­ляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное; влияние на формирование фонематического слуха. На­рушения этого первого звена препятствуют полно­ценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические пред­ставления, умения и навыки осуществлять фонематиче­ский анализ в умственном плане. Таким образом, нару­шение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отра­жается на процессах овладения письмом и чтением.

Нарушение четкости артикулирования во время ре­чи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восп­риятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушения кинестетического контроля и слу­ховой дифференциации является причиной стойких на­рушений фонетической и просодической стороны речи.

Наши исследования, посвященные изучению со­стояния фонематического слуха у детей со стертой дизартрией, показали, что у некоторых детей трудности начинаются уже на I ступени, т.е. при дифференциации неречевых звуков. Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и яв­ляется предпосылкой формирования фонематического слуха. Интересным наблюдением являются данные анамнеза. Почти у всех детей, испытывавших проблемы с дифференциацией неречевых звуков, в заключении отоларинголога диагностируются аденоидные разраста­ния (IMII степени). Другим важным наблюдением можно считать то, что знакомые звуки, часто встречаю­щиеся в быту, на занятиях, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или малознакомые.



У большинства детей при исследовании ритмиче­ских способностей при восприятии и при воспроизве­дении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слу­хового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. При этом ярко вы­ступает моторная неловкость. Некоторым детям задание недоступно. Дети отказываются от задания.

При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют Неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исп­равляются, Часто ошибки детьми не замечаются. С тру­дом выполняются задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу. При этом задании требуется хлопнуть в ладоши, если логопед в ряду мно­гих слов произнесет слово ошибочно (шляпасляпахляпашляпа и т.п.).

Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после не­скольких попыток (2—4) детям удается дифференциро­вать гласный из ряда других гласных звуков. При диф­ференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие — глухие, твердые — мягкие — все дети владеют несостоятельными. При исследовании диффе­ренциации слогов и фонем у одной трети детей выяв­лены нарушения слухоречевой памяти.

Трудности возникают не только при дифференци­ации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

У некоторых детей со стертой дизартрией основные трудности выявляются только при воспроизведении це­почки слогов (на базе сохранных звуков). Типичные на­рушения выражаются в уподоблении второго слога пер­вому, в перестановках слогов в цепочке слогов.

Многие авторы рекомендуют для успешного преодоления фонетических, лексико-грамматических нарушений, для профилактики дисграфии и дислексии проводить опережающее формирование фонематического слуха. Кроме того, хороший фонематический слух поможет детям различать в речи окружающих различные
просодические характеристики и позволит успешно преодолевать нарушения просодики.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.