МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задачи учителя при психологическом анализе урока





Все изложенное показывает, что психологический анализ урока — это многостороннее и многообъектное явление, он поз­воляет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент. Психоло­гический анализ урока является тем мощным средством, с по­мощью которого формируется и развивается педагогическое са­мосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мас­терство. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и предполагая соответствующие им уме­ния, психологический анализ урока развивает и совершенству­ет их. В свою очередь, совершенствование мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогичес­кого самосознания являются основными предпосылками и источ­никами постоянного повышения эффективности обучения любо­му учебному предмету. Психологический анализ урока в то же время может быть представлен как ответ на те задачи, которые

 

Схема психологического анализа урока

Уровень психо­логического анализа урока Задачи учителя по отношению к самому себе Задачи учителя по отношению кучащимся
Предваряю-щий Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемо­му предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высо­ких моральных качеств и убеждений и т.д.) Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методи­ческих приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самооблада­ние, эмоциональность и др.) с усло­виями реализации поставленных целей Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку Учет межличностных отношений в группе
Текущий Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения 8 случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполне­ния заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока Учет хода учебной работы учащих­ся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, харак­тера усвоения материала и т.д.)
Ретроспектив­ный Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совер­шенствования) Определение реального продви­жения учащихся в общеобразова­тельном, воспитательном и прак­тическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока

ставит учитель по отношению к себе и учащимся. Приводимая схема достаточно полно иллюстрирует это.

 

* * *

 

Психологический анализ урока является неотъемлемой час­тью педагогической деятельности. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и реализуясь посредством его аналитических, проектировочных, рефлексив­ных умений, он служит основным инструментом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития. Три уровня (этапа) психологиче­ского анализа урока — предваряющий, текущий, ретроспек­тивный характеризуются спецификой этих умений.



 

Вопросы для самопроверки

1. В чем смысловое отличие термина «психологический анализ уро­ка» от термина «педагогический (дидактический, методический) анализ урока»?

2. Что выступает в качестве основного психологического механиз­ма этого анализа?

3. В чем разница между тремя уровнями психологического анали­за урока?

4. Для чего нужна схема психологического анализа урока?

 

Литература

Добрынин Н.Ф.Психологический анализ урока // Учен. зап. МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 1952. Т. 17.

Зимняя И.А., Ильинская Е.С.Психологический анализ урока ино­странного языка // Ин. яз. в шк. 1984.№ 3.

Иванов СВ.Анализ урока. Воронеж, 1975.

Кузьмина Н.В.Профессионализм деятельности преподавателя и ма­стера производственного обучения. М., 1989.

Львова Ю.Л.Как рождается урок. М., 1976.

Охитина Л.Т.Психологические основы урока. М., 1977.

 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.