МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Текст для анализа № 2 (из диагностической работы № 1 от 10 октября 2011 года)





Проблемы текста Авторская позиция К комментарию: Автор обращается к событиям августа 44 –го года 1)Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (2)Ведь никому не хотелось лишаться своей единственной и такой дорогой ему жизни, и только необходимость до конца оставаться честным человеком заставляла идти на смерть. (3)В то же время находились люди, которые пытались совместить несовместимое. (4)Они надеялись сохранить жизнь и не погрешить против совести, что в определённых, трагических обстоятельствах оказывалось невероятно трудным, если не совсем безнадёжным. (5)Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший мое сознание. (6)Это произошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных. (7)В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. (11)О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе, оборванный и понурый. (12)Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжёлого вздоха: (13)– Вот так оно получается! (14)– Как же это случилось? (15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться. (16)– Что делать! (17)Такова судьба. (18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. (21)Ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам... (23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. (26)И вот плачевный результат этой хитрости... (По В. Быкову*.) * Быков Василь (Василий) Владимирович (1924 – 2003) – советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины XX века



Аргументы к теме 2

 

В. Быков «Сотников».

Проблема нравственного выбора поставлена Василём Быковым в повести «Сотников». Два партизана, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, оказывается перед выбором: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть, но не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но погибнуть с достоинством, никого не предавая, не отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают непростой нравственный выбор: Сотников гибнет, сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.

Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.

“...Для меня Сотников — герой, — пишет автор. — Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут...”

«Обелиск»

Учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить, никто из его учеников не произносит его имени на допросе. Но бросить ребят одних в последние часы, в минуты их казни, он не мог, ведь это означало бы для него изменить своим воспитан­никам, изменить своим нравствен­ным принципам.

“Пойти и не вернуться”

В “Пойти и не вернуться” рядом с главной героиней Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.

 

В. Г. Распутин «Живи и помни».

Дезертирство Андрея Гуськова, героя повести В. Г. Распутина, его эгоизм и трусость, желание остаться в живых привели к трагическим последствиям: они стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны. Муж-дезертир после ранения и госпиталя тайком появляется в окрестностях родной деревни, оправдывая свои поступки желанием увидеть родных. Он становится озлобленным, отверженным от людей, приносит несчастье и своей жене, которая острее его чувствует вину перед людьми. Настена пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Женщина самоотверженна, её муж труслив и эгоистичен.

Б. Васильев «В списках не значился»

Действие повести разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Нельзя без слез читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».

Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.

Подвиг Евгения Родионова

Евге́ний Алекса́ндрович Родио́нов — рядовой российской армии. Во время Чеченской войны вместе с группой сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь жестоким пыткам, отказался от предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был зверски убит. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России»

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался один из чеченцев . В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…» 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова расстреляли, а ещё живому Евгению Родионову отрезали голову.

 

В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью».

 

Примерное сочинение

Василь Быков, известный советский писатель, сам был участником Великой Отечественной войны, наверное, поэтому в его творчестве военная тематика занимает особое место. Он один их тех авторов, который по-новому подошел к освещению характеров людей в моменты страшных испытаний. Вот и в представленном отрывке он обращается к нравственной проблеме, размышляет о чести и бесчестии, о долге и предательстве…

Василь Быков с самого начала формулирует вопросы, которые представляются ему очень важными: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»Он размышляет о жизни, которая дорога каждому, и о неизбежной смерти, потому что необходимо до конца оставаться честным человеком. В. Быков рассказывает об эпизоде, который произошёл в годы Великой Отечественной войны, в августе сорок четвёртого года. Среди пленных гитлеровцев повествователь встретил человека, которого считали погибшим, он «посмертно» был удостоен высокой награды. И вдруг автор видит его «в пропотевшем немецком кителе, оборванного и понурого». Страшной оказалась судьба этого человека, пытавшегося «сохранить жизнь и не погрешить против совести». Этот человек был ранен и попал в плен, «он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим».Он принимал участие в боях против своих, хотя стрелял вверх. Человек остался жить, но это, если можно так выразиться, «нравственный мертвец», в нём нет ни злобы, ни отчаяния…только тихая покорность судьбе…

Всем ходом своих размышлений автор приводит нас к выводу: даже ради спасения собственной жизни нельзя поступаться честью и совестью.

Невозможно не согласиться с точкой зрения Василя Быкова, потому что сохранить жизнь и не погрешить против совести, это в определённых, трагических обстоятельствах бывает невероятно трудным, если не совсем безнадёжным. Вопрос, поднятый автором, присутствует во многих произведениях самого В. Быкова. Мне вспоминается его повесть «Сотников». Проблема нравственного выбора поставлена перед двумя партизанами , которые, выполняя оче­редное задание командира отряда, оказываются перед выбором: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть, правда, не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но погибнуть с достоинством, никого не предавая, не отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают непростой нравственный выбор: Сотников гибнет, сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.

В повести В. Г. Распутина «Живи и помни» стоит та же проблема выбора. Дезертирство Андрея Гуськова, героя повести, его эгоизм и трусость, желание остаться в живых привели к трагическим последствиям: они стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны. Муж-дезертир после ранения и лечения в госпитале тайком появляется в окрестностях родной деревни, оправдывая свои поступки желанием увидеть родных. Он становится озлобленным, отверженным от людей, приносит несчастье своей жене, которая острее его чувствует вину перед людьми. Настена пытается спасти его, но муки совести, людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Женщина самоотверженна, её муж труслив и эгоистичен.

О многом заставили задуматься размышления В. Быкова. Сумею ли я в минуту испытания преодолеть страх смерти, потери здоровья? Можно ли было герою рассказа Быкова просто промолчать, сделать вид, что не заметил, не узнал знакомого? В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью». Как верно сказано!

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.