МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Связь педагогической теории и практики





Педагоги-теоретики чуждались практики воспитания, считали, что она ничего не может дать теории; с другой стороны, воспитатели-практики полагали, что отвлеченные и умозрительные рассуждения теоретиков не могут быть никаким образом приложены к практической воспитательной деятельности.

В педагогической системе К. Д. Ушинского вопрос о соотношении педагогической теории и практики воспитания нашел блестящее и верное решение. Ушинский указал на органическое единство и неразрывную связь педагогической теории и педагогической практики, каждая из которых в отдельности существовать и развиваться не может. «Пустая, ни на чем не основанная теория, – писал он, – оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли».

2. Составьте педагогический словарик, выписав из источников (работы К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского, Л.С. Выготского) определения основных педагогических понятий:

- педагогика - ….

- педагогический процесс - ...

- обучение -...

- воспитание -...

- развивающее обучение -....

К.Д. Ушинский

Педагогика - искусство предписания способов воспитания при опоре на науки о человеке.

Педагогический процесс –

Обучение – посильная деятельность детей под руководством учителя.

Воспитание - сознательный процесс создания гармоничной личности.

Развивающее обучение –

П.Ф. Каптерев

Педагогика- прикладная наука о педагогическом процессе, опирающаяся на науки фундаментальные — психофизиологию и психологию.

Педагогический процесс – всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу.

Обучение-

Воспитание- выработка у детей общей потребности в: развитии общественного чувства, благодаря опосредованному влиянию совместных игр и дружбы; деятельности не только для себя, но и для других.

Развивающее обучение-

П.Ф. Лесгафт

Педагогика-

Педагогический процесс-

Обучение-

Воспитание-

Развивающее обучение-

В.П. Вахтеров

Педагогика-

Педагогический процесс-

Обучение-

Воспитание-

Развивающее обучение-

П.П. Блонский

Педагогика-

Педагогический процесс-

Обучение-

Воспитание-

Развивающее обучение-

Л.С. Выготский

Педагогика-

Педагогический процесс-

Обучение-

Воспитание-

Развивающее обучение-

 

3. Законспектируйте основные работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского. Выпишите из источников типологии детей, которые предлагают педагоги. Сравните их. Какие основания выбирают авторы для выделения тех или иных типов детей?

 

П. Ф. Каптерев

Считал что психологическое и физиологическое обоснование педагогики сделает ее подлинно научной и даст возможность повысить эффективность воспитательного воздействия.

Выдвижение Каптеревым на первый план идеи антропологического обоснования воспитания ребенка, соответствующего его интересам и потребностям, усилило и обогатило «научное» направление русской педагогики. Он утверждал, что педагогика без физиологии и психологии немыслима. Чтобы стать идеальным учителем, необходимо хорошо знать антропологические основы воспитания. Каптерев высоко оценивал Локка именно потому, что последний «неразрывно связал ее с физиологией и психологией», внес в науку о воспитании «твердые научные приемы, фактичность, жизненность».



По мнению Каптерева, Ушинский ошибался, утверждая, что педагогика не наука, а искусство, потому что она не изучает объективные факты, а предписывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке.

Педагогика, как медицина и политология, - прикладная наука. Она синтезирует знания наук о человеке и на их основе разрабатывает практические рекомендации для учителя. Педагогика как наука еще очень молода, она только становится на прочную основу позитивной науки, но от ее успехов во многом будут зависеть благосостояние общества и государства, успешность подготовки новых поколений к жизни.

 

Педагогический процесс должен быть автономным от государства, от церкви, от борьбы классов

Это предельно четко сформулированная Каптеревым идея отстаивалась им до конца жизни. Автономия школы включала доверие общества к учителям и детям решать их внутренние проблемы, отказ от обязательного внешнего давления, в какой бы форме оно ни проявилось.

Как бы предвидя процессы превращения педагогической науки в инструмент большой политики, направленной на манипулирование сознанием и поведением личности, Каптерев отвергал возможность осуществления советской, капиталистической или империалистической педагогики.

 

Идеалы и цели воспитания - результат глубокого анализа потребностей общества, всех его сословий, классов.

Цели воспитания определяются, по Каптереву, социальным идеалом, который «задается» обществом, национальными традициями, религиозными ценностями. Формирующийся индивид стремится соответствовать ожиданиям и требованиям, коренящимся в массовом народном и религиозном сознании. В сказках, мифах, притчах, житиях осмысливаются и обобщаются наиболее чтимые в народе качества человека определенного типа. Задачей теоретической педагогики является осмысление и выявление идеала, формирование цели воспитания. Главная функция педагогического процесса - всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического самообразования в меру сил и способностей человека.

 

П.Ф. Лесгафт

Лесгафт оставил капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников. В нем изложеныцелесообразные принципы и условия физического воспитания:

естественность,

сознательность при выполнении,

постепенность и последовательность физических упражнений и др.

 

Лесгафт выделил в развитии человека пять основных периодов:

хаотический, в котором пребывает новорожденный;

рефлекторно-опытный (до появления речи);

подражательно-реальный (до школьного возраста);

подражательно-идейный (до 20 лет);

критико-творческий (период взрослой жизни).

 

В каждом из этих периодов необходимо соблюдать определенные правила воспитания. Для первых трех периодов главные факторы воспитания следующие:

соблюдение гигиены;

соответствие между словом и делом воспитателя;

отказ от произвола в отношении воспитанника;

уважение ребенка, его права личной неприкосновенности.

 

П.Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П.Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П.Ф. Лесгафта – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Говоря о единстве духовного и физического развития личности, П.Ф. Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» он уделил особое внимание психологической и анатомо-физиологической характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет). Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье по настоящее время. Интересна у П.Ф. Лесгафта характеристика шести типов представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный), которые необходимо учитывать при организации и проведении игр, особенно при назначении подростков руководителями самодеятельных занятий.

С позиций естественного материализма П.Ф. Лесгафт объясняет влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности школьника. Особое место в рассматриваемой работе он уделил первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорно-двигательного аппарата. Разработанная П.Ф. Лесгафтом теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Впервые в России П.Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения.

Заслуживает внимания и предложенная П.Ф. Лесгафтом классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп П.Ф. Лесгафт подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой.

 

4. Изучите оглавление книги С.И. Гессена "Основы педагогики" и выделите разделы, которые в наибольшей степени подтверждают его тезис о том, что педагогика - это прикладная философия.

Образование и педагогика

Науки о материале и науки о целях образования

Философия- наука о смысле культуры и о последних целях образования

Педагогика как прикладная философия





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.