МегаПредмет


Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Анализ статистических данных об экспорте и импорте чая в РФ





Чай уже давно стал для россиян традиционным напитком. По общему объему потребления этого продукта в натуральном выражении Россия входит в число крупнейших потребителей чая наряду с такими традиционно потребляющими чай странами, как Индия, Китай и Англия.

По данным социологических опросов, около 98% россиян ежедневно выпивают хотя бы одну чашку чая. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг чая, и по данному показателю наша страна также входит в число лидеров, уступая место Англии, где на душу населения приходится 3 кг чая в год, и Австралии со среднедушевым потреблением 2 кг чая в год.

В связи с этим, сегодня о рынке чая нужно говорить как о довольно насыщенном рынке. В физическом выражении российский рынок чая практически прекратил свой рост. Данные выводы подтверждаются статистикой по рынку, которая свидетельствует о том, что объем рынка на протяжении нескольких лет остается стабильным: на уровне 170 тыс.тонн. Причина стагнации в том, что уже более 90% россиян потребляют чай, а значит, в количественном отношении рынку расти практически некуда. Развитие самих участников рынка в сложившейся ситуации возможно только лишь по одному направлению – это качественный рост, например, за счет предложения потребителю новых видов чая.



В то же время, несмотря на замедление количественного роста, внутри самого рынка отмечаются довольно динамичные процессы: появляются новые марки, новые решения в упаковке продуктов, оригинальные чайные коллекции и т.д. С этой точки зрения, российский чайный рынок нельзя назвать стагнирующим, напротив, он динамично развивается, однако, речь идет, в первую очередь, о качественном развитии.

В условиях неизменности объемов рынка в натуральном выражении, рост происходит за счет увеличения объема рынка в денежном измерении. С ростом доходов населения снижается доля продаж недорогих чаев и происходит их замещение более качественной продукцией, позиционируемой в среднеценовом и премиальном сегментах. Кроме того, увеличиваются доли нечерных чаев и пакетированного чая.

Продажи чая в России в 2011-2015 гг. будут медленно снижаться в среднем на 2% в год, и в 2015 году объем продаж составит всего 117 тыс. т. Аналитики BusinesStat объясняют сокращение рядом причин. Первая и самая главная как раз заключается в том, что рынок чая в России насыщен, и увеличение продаж за счет роста числа потребителей невозможно. Усугубляет ситуацию ежегодное снижение численности населения в стране, что тоже ведет к неизбежному сокращению количества потребителей чая. Другая причина – в росте популярности пакетированного чая: это ведет к бо­лее экономичному расход у чая потребителями. На долю чая в пакетиках уже, по данным компании «Nielsen Россия» на октябрь-ноябрь 2011, приходится 56.2% продаж в натуральном выражении и 69,8% в стоимостном. Ну и наконец, средний объем потребления чая на душу населения постепенно снижается за счет переключения на другие напитки - кофе, айсти и т.п.[15]

Анализ современного рынка показывает, что объем импорта чая за октябрь-декабрь 2012 года по отношению к аналогичному периоду 2011 года вырос на 11%, а общая сумма зарубежных поставок составила 188,4 млн. долларов.

Наибольшая часть импорта чая приходится на долю черных сортов. Фруктовые и зеленые чаи занимают значительно более скромные позиции. К примеру, анализ рынка 2011 года показал, что доля черного чая составляла 91,07%. Увеличение стоимостного объема рынка чая в России происходит также и за счет роста самих цен на чай. [7]

Объем рынка в 2011 году, остался на уровне предыдущего года и составил в натуральном выражении порядка 170 тыс. т.

Средний уровень цен на чай в 2008 г. был выше того же показателя 2007 г. на 16%. Игроки рынка подтверждают повышение цен. Главная причина – это зависимость от роста цен на чай на мировом рынке. В текущем году в связи с ситуацией на мировом чайном рынке, которая осложнилась неблагоприятными климатическими условиями в Шри-Ланке, Индии и Кении, в России наблюдался стремительный рост цен. Средняя стоимость черного байхового чая в рознице в период с января по сентябрь 2009 года поднялась на 20%. [7]

В последнее время наблюдался довольно заметный рост объемов натурального чая, производимого на территории России. В 2012 г. отечественными предприятиями было произведено 233 240 тонн чайной продукции. Это на 8% превысило показатель 2011 г. (214 581 тонн чая). Объем производства в 2011 г., в свою очередь, прибавил 15% по сравнению с 2010 г. (182 394 тонн чая). Сырье, используемое в производстве чая на 99% импортное. В силу климатических условий выращивание собственного чая в России незначительно. Собственный чай производится в Краснодарском крае, но его доля весьма мала. Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. В России импортное сырье подвергается дополнительному купажированию, сортировке и фасовке, после чего поступает на прилавки для реализации непосредственным покупателям. Рост объемов производства чая на территории России связан с открытием большинством игроков российского чайного рынка собственных чаеразвесочных предприятий на территории России. Особенно актуальной эта тенденция стала после отмены пошлины на ввоз чайного сырья в январе 2007 г. (Постановлением от 10 ноября 2007 г. N 768) , которая до этого составляла 5%.

Однако стоит отметить, что увеличение объемов производства чая на территории России, не свидетельствует об увеличении российского рынка в целом. Объем импортных поставок этого продукта в Россию, на протяжении нескольких лет остается довольно стабильным: на уровне 170-180 тыс.тонн в год. Это говорит о том, что в настоящее время наблюдается перераспределение этого объема в сторону чая, производящегося на территории России. Сегодня на территории РФ фасуется около 80% потребляемого в стране чая, соответственно, около 20% приходится на импортный чай, который сразу поступает на рынок в виде готового продукта.

В мировом импорте чая в тройку ведущих стран покупателей входят США и Соединенное Королевство, а на первом месте находится Россия. Для российского рынка чая характерны большие объемы импорта нефасованного чая для последующей обработки на территории страны. Ранее на территории России существовали высокие пошлины на ввоз фасованного чая, целью которых было также развитие внутреннего производства. В 2007 году 10 ноября правительством РФ было подписано постановление, в соответствии с которым были снижены ввозные пошлины на сельскохозяйственное сырье, не выращиваемое на территории России, до 0%. На данный момент импортные таможенные пошлины на чай в первичных упаковках нетто-массой до 3 кг все также высоки – 20%, на чай прочий зеленый и черный ввоз беспошлинный.

 

Рис.1 Динамика импорта чая в Россию в 2009–2012 гг., тыс. тонн

 

Таблица 1

Динамика импорта чая в 2009-2012 гг.

Год Всего Дальнее зарубежье СНГ
тыс.тонн млн. долл.США тыс. тонн млн. долл.США тыс. тонн млн. долл.США
182,1 500,4 179,7 495,7 2,4 4,6
181,6 563,1 177,5 554,4 4,1 8,7
187,8 625,1 183,7 613,7 4,1 11,4
180,1 630,4 610,6 4,2 19,8
             

В данной таблице прослеживается изменение объемов импорта с 2009 по 2012 год. Видно, что в 2011 году импорт принимает наибольшее значение. Это связано с выходом страны из кризиса 2008-2009 гг., но в 2012 году начинается новый экономический кризис, это также отразилось на импорте чая в Россию. [20]

В 2010 на первом месте среди стран производителей в общем объеме ввезенного чая находится Шри-Ланка, и, в частности, ведущим производителем в поставках продукции данной страны выступает AHMAD TEA Inc. На втором месте Индия, опередившая мирового лидера КНР.

 

Рис.2 Доли стран производителей в импорте чая в 2010 году в Россию, %

 

Рис. 3. Экспорт чая, Россия, 2006-2010 гг. (млн. долл.)

 

 

Таблица 2

Динамика экспорта чая в 2011-2012 гг. (в % к пред. году)

  Беларусь Казахстан Украина Киргизия Азербайджан  
по количеству 85,7 90,8 89,0 111,0 114,2  
по стоимости 84,2 99,7 95,8 131,0 134,1
по количеству 100,0 91,5 106,0 112,8 131,3  
по стоимости 110,4 98,0 102,4 106,7 149,9

 

Наглядно экспорт чая в 2011-2012 гг. можно увидеть из диаграммы представленной ниже.

Рис.4 Экспорт чая из России в 2011-2012 гг. (в % к пред. году)

Как можно увидеть из таблицы 2 и рис.4, экспорт в 2011-2012 годах значительно менялся в эти годы, причем в разных странах по-разному. Наибольшее количество чая экспортируется в Азербайджан. Но видно, что в 2012 году экспорт вырос во всех странах, за исключением Казахстана. [13]

Рис.5 Прогноз экспорта чая, Россия, 2011-2015 гг. (млн. долл.)

 

Из рис.4 можно сделать вывод, что в отличие от импорта, экспортные поставки чая из России в последнее время демонстрировали уверенный рост. Немалую роль в этом сыграла отмена пошлины на ввоз чая.

Статистика производства продукта в разрезе федеральных округов характеризует неравномерное распределение предприятий чайной отрасли по территории России. Более 99% всего чая производится на территории Центрального и Северо-Западного округов, причем все чаеразвесочные предприятия расположены в Московской и Ленинградской областях.

Рынок чая, как и большинство насыщенных рынков, является консолидированным. Процесс консолидации начался пять лет назад, когда с рынка начали уходить мелкие игроки. В настоящее время в России продажи чая осуществляют около 100 производителей и поставщиков. Небольшие компании, в том числе торгующие элитным чаем, занимают примерно 20-25% рынка в натуральном выражении. Более 75% рынка контролируют всего пять компаний – «Орими Трейд», «Компания «Май», «Unilever», «Ахмад» и «Сапсан». Лидером чайного рынка является компания «Орими трейд» (торговые марки «Greenfield», «TESS», «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»). Наиболее известными и предпочитаемыми среди российских потребителей марками чая в январе 2008 г. были «Lipton» (Компания «Unilever»), «Ahmad» (компания «Ахмад») и «Greenfield» (компания «Орими Трейд»).

Несмотря на разнообразие ассортиментных предложений на рынке чая, доля обычного черного чая на рынке самая крупная. Однако, вместе с тем, наиболее динамичными являются сегменты зеленого и ароматизированного чаев. Наиболее популярными вкусами ароматизированного чая среди россиян являются вкусы лимона и бергамота. Среди фасованного чая значительную долю – более 40% - занимает чай в пакетиках. Основная причина такой популярности пакетированного чая – это возможность сэкономить время при заваривании чая.

 





©2015-2021 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь...