ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом» Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом» предполагает, что вначале тренер использует модель работы с группой, в которой он является средоточием всех инициируемых им самим взаимодействий. Эту модель я называю моделью ракушки (рис. 7.1). Рис. 7.1. Модель ракушки Рис. 7.2. Модель сети Каждый участник включен во взаимодействие с тренером, хотя пока участники не включены во взаимодействие друг с другом. На мой взгляд, на первом этапе тренинга это необходимо, поскольку позволяет избежать нежелательных «варварских» взаимных воздействий. Однажды одна из участниц тренинга призналась, что в течение двух часов вообще ничего не в состоянии была воспринимать. Это случилось после того, как один из участников сказал: «В женском коллективе все как пауки в банке. Точнее — как паучихи». Это совершенно выбило ее из колеи. Она сидела и молча страдала, примеривая эту картину на собственную рабочую ситуацию. Чтобы избежать таких «эффектов», лучше в течение некоторого времени использовать упражнения, в которых участники взаимодействуют с тренером, а не между собой. Позитивными результатами использования модели ракушки являются: □ налаживание тренером контакта с каждым участником; □ введение самим тренером элемента игры и шутливой имитации реальных жизненных противостояний (упражнение «Бабушка»); □ спонтанное проявление участниками своих личностных особенностей в шутливом противостоянии тренеру. Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию Кактолько такие результаты достигнуты, аэто должно произойти в первые три часа тренинга, тренер переключается на модель сети (рис. 7.2). В этой модели участники объединяются тренером в подгруппы по 3—4, иногда по 5 человек, для разработки сценариев воздействия на выбранного ими представителя другой подгруппы. Ситуация воздействия и задача на этом этапе формулируется тренером, позже подгруппы сами выбирают значимые для них жизненные ситуации и работают с ними (см. предыдущий принцип). Атавизмом модели ракушки до самого конца тренинга остается следующее правило: как можно меньше психогимнастик, в которых могут совершаться взаимные влияния, не контролируемые тренером. Если сеть начинает распадаться на подгруппы, тренер мгновенно реагирует на это активизацией модели ракушки. Для этого можно использовать метод, который я называю методом «психологической байки». Тренер говорит группе что-то важное, привлекающее всеобщее внимание. Как показывает опыт, группы интересуются: 1) мудрыми изречениями из старинных книг и новейшими экспериментальными данными, особенно если они парадоксальны и дают новое освещение известным фактам; 2) отличиями своей группы от других групп; 3) проблемами различий и отношений полов. Я чаще всего использую вариант 1 или 2. Вариант 3 — это уже тяжелая артиллерия. Его приходится применять только в экстренных случаях. Если все идет хорошо, к концу тренинга участники уже совершенно бесконтрольно (со стороны тренера) друг с другом взаимодействуют, и при этом все счастливы. Фазы тренинга 1. Ориентация в проблемах участников. 2. Фаза конструктивного напряжения — работа с цивилизованными, спокойными, «штилевыми» способами воздействия, прежде всего аргументацией. 3. Фаза неоднозначного (биполярного) напряжения — работа с варварскими и манипулятивными методами. 4. Фаза преодоления — работа с цивилизованными способами противостояния варварству и манипуляции. 5. Фаза релаксации и воодушевления. Иногда последовательность фаз 2-4 может быть изменена. В тренинге противостояния манипуляции в деловом общении, например работа вообще может начинаться с 4-й фазы. В «застревающих» группах Тренинг влияния и противостояния влиянию лучше сократить фазу «цивилизации», так как многие могут заскучать. Почему-то манипуляция и варварство гораздо забавнее, чем «сократический диалог» в затянутом и невыразительном исполнении кого-либо из участников... Методы 1. Ролевые игры по гипотетическому сценарию участников. 2. Инсценировки. 3. Командная работа. 4. Групповые дискуссии. 5. Тренажеры. 6. «Сумасшедшие сессии». 7. Индивидуальная работа над заданиями. Глава 8 ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА: |