Тренинг влияния и противостояния влиянию тупицами. Но Евтидем сообразил, что ему нельзя стать сколько-нибудь известным, если он не будет как можно чаще пользоваться обществом Сократа; поэтому он больше не отходил от него, кроме случаев крайней необходимости; кое в чем он даже подражал Сократу в его образе жизни. Когда Сократ убедился в таком его настроении, он уже перестал смущать его разными вопросами, но вполне прямо и ясно излагал, что, по его мнению, следует знать человеку и чем лучше всего руководиться в своих действиях» (Ксенофонт, 1993. С. 160-161). ТРЕНАЖЕР ПО САМБО Цель. Отработка, или «поведенческое штудирование», двух техник психологической самообороны. Инструкция. Во время «Сумасшедшей сессии» мы повторили тех- ники психологического самбо. Теперь мы поработаем на тренажере самбо. Тренажер — это аппарат для тренировки мускулов определенной группы. Психологический тренажер — это аппарат для тренировки психологических реакций определенной группы. Все очень просто. Тренироваться нужно до тех пор, пока реакция не станет автоматической. Конечно, тренироваться нужно не только на тренинге. Но попробуем, по крайней мере, твердо усвоить техники самбо. Работать будем в четырех командах. Каждая команда должна выполнить четыре задания, приведенные в буклете. В буклете должны быть представлены четыре задания первого уровня трудности (см. главу 11). Соответствующая страница буклета может иметь, например, такой вид: ПРИМЕР____________________________Психологический тренажер по самбо Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Выберите тот ответ, который кажется вам наиболее конструктивным для психологической самообо- Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции__________177 роны. Помните о том, что ответ может быть высказан либо в технике внешнего согласия, либо в технике английского профессора. Укажите, какая из 8 возможных интонаций является наиболее подходящей для данного ответа. Возможные интонации: ЗА — задумчивая НА — напористая ХО — холодная ТЕ — теплая BE — веселая ГР — грустная СП — спокойная ЯЗ — язвительная Задание 1 Манипулятор. Ну почему вы такой агрессивный? Адресат действительно ведет себя напористо. Конструктивный ответ: 1) Если я не буду агрессивным, дело не сделается. 2) Я не агрессивный, а активный. 3) А вы почему такой пугливый? 4) Моя агрессивность меня поддерживает. Задание 2 Манипулятор. Я не знал, что директор по маркетингу у нас такой легкомысленный. Адресат только что принял внезапное решение. Конструктивный ответ: 1) Это с вашей стороны легкомысленно — делать такие замечания. 2) Легкомыслие не порок. 3) Да, думаю я без натуги. 4) Я не легкомысленный, уверяю вас. Задание 3 Манипулятор. Пока вы думаете, мы потеряем нужный момент. Такая опасность действительно есть, и Адресат понимает это. Конструктивный ответ: 1) Вы давите на меня! 2) Нужный момент наступит, когда я приму решение. 3) А если мы будем действовать, не подумав, то потеряем все. 4) Да, вы правы, решение нельзя откладывать. Тренинг влияния и противостояния влиянию Задание 4 Манипулятор. Вы, наверное, специально не учились маркетингу? Адресат специально не учился маркетингу. Конструктивный ответ: 1) Вы что, считаете, что я недостаточно профессионален? 2) Да, вы правы. Специально не учился. 3) А вы учились? 4) Я разбираюсь в этих вопросах лучше, чем многие так называемые профессионалы. Продолжение инструкции. Пожалуйста, определите, какой ответ является наиболее конструктивным в каждом задании. На это дается 8 минут. (Через 8 минут тренер продолжает инструкцию.) Теперь первая команда должна будет в лицах разыграть сценку по заданию 1, команда 2 — сценку по заданию 2 и т. д. Помните, пожалуйста, что интонация вашего ответа имеет важнейшее значение. Ваш ответ будет оцениваться по двум параметрам: а) выбор подходящей формулировки; б) выбор подходящей интонации. Важно, чтобы команда продолжала демонстрацию своей сценки до тех пор, пока она добьется психологически точной интонации, эффективно нейтрализующей нападение. Если команда выбрала не ту интонацию, которая предлагается «ключом» (см. Главу 11), нужно обсудить это в группе. При этом тренер может использовать материал раздела 6.4. Когда я провожу тренажер, мне иногда кажется, что это скучновато и похоже на муштру. Однако участникам нравится чувствовать, как у них наращиваются психологические мускулы. Многие из них говорят в конце дня, что это было самым ценным. Один из старших коллег рассказывал, как однажды Авксентий Цезаревич Пуни на Ученом Совете заявил: «Я решил узнать, что такое тренинг. Открыл малую Советскую Энциклопедию. Читаю там: «Тренинг — это тренинг лошадей». В психологическом тренажере действительно есть что-то от такого «лошадиного» тренинга. Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции__________179 |