ДИДАКТИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК В. И. СМИРНОВ ДИДАКТИКА. ЧАСТЬ I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Нижний Тагил УДК 372.03 ББК 74.212 Д444 Печатается по решению учебно-методического совета НТГСПА (протокол № 3 от 20 декабря 2011 г. ) Д444 Дидактика. Часть I. Общетеоретические основы : Учебное пособие / Автор-составитель В. И. Смирнов. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 306 с. ISBN 978-5-8299-0239-1 Автор-составитель: Смирнов В. И., доктор педагогических наук, профессор (научная и литературная редакция, автор предисловия, отдельных материалов глав). В учебном пособии, разработанном в соответствии с учебной программой курса «Теория обучения» (автор В. И. Смирнов), использованы авторские материалы и фрагменты учебников, учебных пособий, монографий и статей, раскрывающих в предлагаемой автором-составителем системе и в его редакционном оформлении основные теории обучения, а также характеризующих важнейшие дидактические концепции и учения, определяющие путь и логику развития образовательной практики. Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется историей образования и педагогической наукой. УДК 372.03 ББК 74.212 ISBN 978-5-8299-0239-1 © Смирнов В. И., 2012 © Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 5 ГЛАВА 1. ДИДАКТИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК § 1. Общее понятие о дидактике. Происхождение и эволюция дидактики .......................................... 8 § 2. Объект, предмет, задачи и функции дидактики ........................... 21 § 3. Основные дидактические категории и понятия ........................... 30 § 4. Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой ... 41 Вопросы и задания по главе 1................................................................ 46 Библиографический список................................................................... 47 ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ § 1. Физиологические основы дидактики............................................. 49 § 2. Психологические основы дидактики.............................................. 59 § 3. Нормативные основы дидактики.................................................... 92 § 4. Социокультурные основы дидактики........................................... 102 § 5. Информационные основы дидактики........................................... 107 Вопросы и задания по главе 2............................................................... 120 Библиографический список.................................................................. 122 ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ § 1. Сущность, движущие силы, функции и основные факторы процесса обучения....................................... 124 § 2. Структура процесса обучения....................................................... 136 § 3. Закономерности, принципы и правила обучения........................ 158 Вопросы и задания по главе 3............................................................... 198 Библиографический список.................................................................. 199 ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ § 1. Понятие и сущность содержания образования............................ 201 § 2. Историческая эволюция целей и содержания образования........ 209 § 3. Основные концепции и теории формирования содержания образования...................... 218 § 4. Уровни представления содержания образования ....................... 229 § 5. Нормативные требования к содержанию образования............... 230 § 6. Принципы и критерии отбора содержания общего образования........................................................................ 231 § 7. Государственный образовательный стандарт.............................. 244 § 8. Учебный план.................................................................................. 251 § 9. Образовательные программы......................................................... 270 § 10. Учебная литература...................................................................... 277 Вопросы и задания по главе 4............................................................... 292 Библиографический список.................................................................. 295 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПО КУРСУ «ДИДАКТИКА».............................................................. 298 ВВЕДЕНИЕ Уважаемый читатель! В ваших руках учебная книга, раскрывающая основные положения теории обучения – главного, пожалуй, учебного предмета по педагогике, который вам предстоит освоить в процессе профессиональной подготовки к будущей педагогической деятельности. Ни одна отрасль педагогического знания никогда не привлекала столь пристального и заинтересованного внимания педагогов-ученых и педагогов-практиков, родителей и общественности. Мы все – и ученики, и учителя, и родители – мечтаем об успехе в организации и осуществлении учебной деятельности: дети мечтают о доброй, не унижающей их достоинства, не карающей их плохими отметками, грубым давлением, принуждением к учебе, дарующей радость познания и счастье общения школе; учителя стремятся доказать свой профессионализм, реализовать накопленный педагогический потенциал, хотят заслужить благодарность детей и родителей; родители мечтают о счастливом будущем своих детей – по-настоящему образованных, умных, способных построить успешную профессиональную судьбу. Все эти стремления и мечты могут быть реализованы в том случае, если школа (учителя и ученики) грамотно построят учебный процесс. Построят, опираясь на выверенные веками и рожденные непрекращающимися поисками современных учителей и исследователей дидактические принципы и рекомендации, на знание Дидактики и умелое воплощение ее постулатов в образовательной практике. Хочется напомнить первые строки «Великой дидактики». Ее автор Я. А. Коменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха… Мы решаемся обещать Великую дидактику, т. е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию». Хочется верить в предвидение Великого Учителя и в желание людей, посвящающих себя педагогическому творчеству, построить школу, в которой удалось бы учить с верным успехом… Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие не совсем обычно: оно сочетает в себе черты учебника, антологии, хрестоматии. Как учебник предлагаемая книга отличается достаточно жесткой логикой организации учебного материала в полном соответствии с разработанной нами программой учебной дисциплины. Здесь есть практически все признаки учебника, в котором представлено сочетание составительских статей и авторских материалов, вопросы и задания по материалам глав, списки используемой основной и дополнительной литературы. Как антология и хрестоматия учебное пособие включает в себя фрагменты текстов учебных пособий, статей энциклопедий и справочной литературы, проверенные материалы Интернета. Большинство статей (глав) по дидактике – переработанные, отредактированные составительские материалы – лучшие (по нашему мнению) фрагменты лучших учебников и учебных пособий по теории обучения, изданных в последние десятилетия в России. Редактируя материалы, мы не нарушали авторскую логику и авторский замысел, не искажали авторские оценки и выводы. Исключение составляли некоторые пропуски, сокращения оригинальных материалов текстов, осуществленные в технических целях (для создания симметрии в расположении учебного материала, обеспечения взаимодополняемости материалов, отказа от некоторого многословия в текстах и общих рассуждений в целях усиления динамики сообщения учебного материала). В некоторых случаях мы сопоставляли и противопоставляли тексты разных авторов, предлагая читателю сделать и обосновать свой выбор (мы убеждены, что пользователь учебника не должен быть заложником позиции одного автора, как это случается практически всегда с авторскими текстами). Успеха вам, уважаемый читатель! В. И. Смирнов ГЛАВА 1. ДИДАКТИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК § 1. Общее понятие о дидактике. Происхождение и эволюция дидактики. § 2. Объект, предмет, задачи и функции дидактики. § 3. Основные дидактические категории и понятия. § 4. Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой. *** В жизнедеятельности общества и каждого человека всегда исключительно важную роль играло обучение. Так было на заре становления человеческого общества, когда в процессе общения и в совместной деятельности старшие члены рода передавали младшим свой социальный и трудовой опыт, свои представления о жизни, о сути происходящих явлений. Так было в античном мире, когда изменяющиеся обстоятельства жизни людей и потребности развивающегося общества обусловили появление первых школ. Так было и в середине второго тысячелетия, когда в силу значительных социально-экономических преобразований обучение начало превращаться в целенаправленный, планомерно организуемый и осуществляемый процесс, когда были заложены основы научно обоснованной системы дидактической деятельности. Так есть и так будет всегда, пока существует Homo sapiens – человек разумный, смысл жизни которого состоит в постижении самого себя и окружающего мира путем самостоятельного поиска, а также через освоение опыта и всей совокупности знаний, накопленных его предшественниками. Так есть и так будет всегда, пока существует человеческое общество, основная цель которого состоит в создании условий для разностороннего и гармоничного развития каждого человека. § 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДИДАКТИКИ «…ДИДАКТИКА… … универсальное искусство Учить всех всему, Или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, |