ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабора-торному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение: – равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; – единства образовательного пространства в Российской Федерации; – защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; – преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; – социальной защищенности обучающихся; – социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; – прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; – основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования. Государственный стандарт общего образования является основой: – разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по предметам; – объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; – объективной оценки деятельности образовательных учреждений; – определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; – установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; – установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений; – Государственный стандарт общего образования включает три компонента: – федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования); – региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования); – компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования). В 2001 году был введен четвертый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников. В конце 2010 – начале 2011 года опубликованы проекты нового стандарта среднего (полного) общего образования, вызвавшие широкую критику. В апреле 2011 года был опубликован третий вариант стандарта, вскоре снятый с портала министерства[33]. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: СИТАРОВ В. А. ДИДАКТИКА Современное обновление системы отечественного образования ориентируется на вхождение России в мировое общекультурное пространство, которое … определяет главные направления реформирования общества и развития человека. Задача образования состоит в приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, экономики, т. е. в превращении природного человека в культурного. В связи с этим образование можно рассматривать как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека. Условие осуществления такого процесса заключается в реализации человеком своего выбора в культурном пространстве. Можно выделить несколько подходов, определяющих специфику построения образовательного процесса с позиции освоения человеком социокультурного опыта: Аксиологический подход ‒ определяет обновление ценностных ориентаций социума и нацеленность на формирование общественного идеала личности. Целостный подход ‒ рассматривает человека как сложную био-психо-социокультурную систему, а общество ‒ как единую структурную организацию. Гуманистический подход‒ позволяет определить сущностные характеристики личности и возможности ее самореализации. Культурологический подход ‒ ориентирует на освоение наследия человеческой цивилизации посредством интеграции общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе стихийного и целенаправленного образования. Рассмотрим каждый из перечисленных подходов, исходя из основных составляющих компонентов дидактики (целеполагание, содержание, формы, методы, средства и т. д.). Аксиологические характеристики учитываются при определении образовательных целей и зависят от того, насколько четко определен и интерпретирован современный социальный заказ, отражающий ценностные ориентиры как общества в целом, так и различных социальных групп и отдельного человека. Особое значение для формирования социального заказа имеет выработанный в обществе идеал перспективного развития личности и средств приближения к нему. Социальный заказ как определенная, внутренне иерархичная система социализации и профессионализации различных групп населения и отдельных индивидуумов получает свое развитие посредством организации учебного процесса в различных образовательных институтах. Как указано в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» (2000), главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. С учетом социального заказа и отраженной в нем цели образования аксиологический подход позволяет определить содержательную характеристику образовательного процесса, а также систему педагогических средств, используемых в процессе обучения. Наиболее адекватными аксиологически насыщенному содержанию являются дидактические средства, позволяющие включить в учебный процесс личностный опыт обучающихся, развивая их субъектную позицию, самостоятельность и активность. Целостный подход в процессе приобщения человека к социокультурному наследиюпредполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Вопрос о целостности определяет большое разнообразие научных направлений решения данной проблемы: – целостность педагогических процессов и систем; – целостность субъекта той или иной деятельности; – целостность как гармония, внутреннее единство, соединение органического (биологического) и социального; – целостность содержания учебного предмета или совокупности научных дисциплин в рамках образовательной программы. Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с егогуманизацией игуманитаризацией. Гуманистический взгляд на человека был представлен еще в исторический период европейского Возрождения, который стал эпохой культа человека. При этом общественный идеал был связан с возвышением личности в ее физическом, нравственном и интеллектуальном совершенстве, что и выступало в качестве универсальной цели воспитания. Педагогическая практика свою задачу видела в формировании активной личности, преобразующей окружающую действительность. Поэтому в связи с меняющимися общественно-педагогическими ориентирами шел активный процесс переориентации системы образования, в основу которой были положены гуманистические принципы. Современный этап гуманизации образования определяет главное направление педагогических поисков ‒ область личностно-ориентированного обучения, признающего ценность каждого человека. В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, в том числе и гуманитарного, которое способствует формированию общекультурной компетентности учащихся, их мировоззренческой позиции. Специфическую роль в решении проблемы реформирования образования предстоит решить блоку гуманитарных наук, поскольку они служат философским основанием для становления мировоззрения и определяют умение проникнуть в сущность общественных отношений, экономических и духовных процессов, происходящих в обществе. Поскольку посредством гуманитарных дисциплин предполагается осуществить поворот образования к формированию у подрастающего поколения целостной картины мира, то Гуманизацией и гуманитаризацией обусловлен ряд изменений в образовательном процессе: Во-первых, создается новое поколение учебников, которые способствуют развитию творческого гуманитарного мышления. Во-вторых, имеет место вариативность педагогических технологий, предполагающих учет индивидуальных особенностей при построении учебного процесса, дифференциацию при отборе образовательного содержания и ориентации на саморазвитие учащихся в процессе их сотворчества с преподавателем. В-третьих, происходит реорганизация собственно деятельности педагога на основе активного взаимодействия с детьми, реализации их субъектной позиции в процессе личностно-ориентированного обучения и т. д. В-четвертых, осуществляется изменение содержательного компонента образования (интеграция и целостность учебных дисциплин). Особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культурную обусловленность и личностную значимость приобретаемых в стенах учебного заведения знаний, умений, навыков, формируемых отношений и оценок. Культурологический подход позволяет определить оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии собственно педагогической деятельности. Одновременно происходит реализация следующих условий использования культурологического подхода в образовательном процессе: – отбор культурологического содержания, обеспечивающего развитие личности как самого педагога, так и учащихся в совокупности их индивидуально-психологических особенностей; – определение содержания конкретной сферы социально-культурного опыта, осваиваемого в процессе обучения. В целом культурологический подход к организации образования предполагает нацеленность на освоение общечеловеческих ценностей культуры как поля для осуществления инновационной деятельности в процессе образования. Одновременно реализуется насущная потребность осуществления «диалога культур» (B. C. Библер) на различных уровнях педагогического процесса, что определяет необходимость выявления общего и особенного в этнокультуре. При освоении динамики культуры с прогностической целью изменения собственно процесса образования в соответствии с существующими традициями и тенденциями в качестве источников реформирования выступают потребности различных уровней культурной среды (макросоциума, мезосоциума, микросоциума), а также культура ее агентов и субъектов образовательной системы. Таким образом, социокультурный механизм развития образования есть совокупность традиций и инноваций, приводящих структуру обучения в соответствие с ее внутренней культурой, которая организуется как непроизвольно, стихийно, так и целенаправленно, планомерно. Потребность в выявленных подходах возникает в соответствии с принципами общественного обновления и на основе реализации социальных, научных и культурных ценностных ориентиров. В связи с этим культуроформирующая функция образования состоит в определении границ и перспектив индивидуального саморазвития и интериоризации культуры через освоение подрастающим поколением ценностей, традиций, норм общественной жизни, а также «проецирования» соответствующих культурных ценностей в завтрашний день всего общества[34]. |