МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В.





ДИДАКТИКА

 

Контроль школьных достижений – неотъемлемый элемент процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях учебного процесса, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения какого-либо цикла обучения.

Исследованиями современных отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов установлено, что систематическое и планомерное осуществление контроля является необходимым условием эффективности учебной деятельности школьников. От правильной постановки контроля, оценки и учета успеваемости зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Данные учета информируют учителя о ходе и результатах учебной деятельности, отражают динамику развития учащихся; оценка успеваемости констатирует уровень достижений школьников в учебной деятельности, уровень развития необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств. Важна психологическая сторона учета успеваемости: регистрируется активность мышления школьников, потенциал их памяти, наличие мотивации к учебе, сформированность такие черт характера, как личная ответственность, пунктуальность, выдержка, работоспособность.

В теории обучения не сложилось единого взгляда на сущность понятий «контроль», «оценка», «учет». В традиционной школьной практике эти понятия часто рассматриваются как синонимы. В последнее время в связи с использованием в дидактике и методике обучения основ кибернетики наметился дифференцированный подход к раскрытию сущности контроля, оценки и учета. Подчеркивается специфика каждого из понятий, с тем, чтобы эффективнее организовывать педагогическое руководство учебной деятельностью школьников.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль по линии учитель-ученик) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Между контролем и самоконтролем существует тесная взаимосвязь.

В первые годы после Октябрьской революции вместо контроля успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самоучета; индивидуальный учет пытались подменить бригадным, а дифференцированная оценка считалась пережитком прошлого. Система учета знаний при осуществлении бригадно-лабораторного метода приводила к обезличке учета успеваемости, к снижению качества обучения. Впоследствии в основу учета был положен текущий индивидуальный систематически проводимый учет знаний учащихся, а преподавателя обязали в процессе учебной работы внимательно изучать каждого школьника.

В настоящее время значение контроля и учета успеваемости в преподавании учебных дисциплин возрастает. Задача развития личности каждого ученика требует совершенной системы фиксации промежуточных и итоговых результатов успеваемости школьников.

Модернизация системы образования, осуществляемая в Российской Федерации, внесла существенные коррективы в порядок контроля и учета успеваемости, повысив ответственность образовательных учреждений за создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого школьника, для его самоопределения. В Законе «Об образовании в РФ» отмечается, что «каждое образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Это требование адекватно концептуальным идеям гуманистической педагогики. В результате происходящих изменений повысилось внимание к контролю и учету качества знаний, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности. Найдены новые более совершенные методы их проверки и оценки[122].



Функции и объекты контроля

В образовательном процессе

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ:

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения: образовательной, стимулирующей, аналитико-корректирующей, воспитывающей и развивающей, контрольной.

Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении.

Стимулирующая функциякак продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития.

Аналитико-корректирующая функциясвязана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности.

Воспитывающая и развивающая функциисвязаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера.

Контрольная функцияобеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития[123].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПОДЛАСЫЙ И. П.

ПЕДАГОГИКА. НОВЫЙ КУРС

Первым звеном в системе диагностики следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года или в начале изучения нового предмета (раздела), чтобы определить знание учащимися важнейших элементов ранее освоенного учебного курса. Предварительная проверка сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях.

Вторым звеном диагностики является текущая проверка знаний в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки ‒ обучающая.

Третьим звеном контроля знаний, умений является повторная проверка, которая имеет целью повторение и закрепление учебного материала, изученного ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности охарактеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе диагностики и контроля ‒ периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки ‒ диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки ‒ систематизация и обобщение.

Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок, представляет собой диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

Комплексная проверка позволяет диагностировать способность обучаемых применять для решения практических задач (проблем) знания и умения, полученные при изучении различных учебных предметов. Такая проверка практикуется нечасто, но с внедрением интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать.

Главная функция комплексной проверки ‒ диагностирование качества реализации межпредметных связей; практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов[124].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СЛАСТЕНИН В. А. И ДР.

ПЕДАГОГИКА

 

Контроль в процессе обучения – выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т. е. способствует формированию самооценки[125].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

БАСОВА Н. В.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.