ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В. ДИДАКТИКА Методы контроля - это способы, при помощи которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя (Ю. К. Бабанский, К. П. Королев, ПИ. Щукина и др.). В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить достаточно полное и оперативное получение обратной информации о процессе обучения в целом и отдельных его этапах как необходимого условия своевременного корректирования учебной деятельности школьников; помощь учащимся в формировании общих познавательных и практических умений, самооценки и самоконтроля своей деятельности; формирование оценочного отношения к изучаемым знаниям путем раскрытия их ценностей. В педагогической теории и практике выделяется шесть групп методов контроля учебно-познавательной деятельности школьников: методы устного, письменного, графического, практического, машинного и тестового контроля. 1. Методы устного контроля:беседа, рассказ учащегося, чтение им книг, чертежа, карты, технической или технологической документации, сообщения о проделанных опытах, наблюдениях на географической площадке. Устная проверка знаний и умений проводится по-разному, в зависимости от цели и характера изучаемого материала. Она может проводиться по материалу предшествующего урока, по отдельным темам и разделам курса. Основой устной проверки знаний и умений являются контрольные вопросы и проверочные задания. При формулировке вопросов и заданий во время устного опроса учителю следует предусмотреть возможность получения в ответах учащихся исчерпывающей информации о качестве и уровне усвоенных знаний и умений, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, индукции и дедукции и др.). Для проведения устного контроля учителю необходимо иметь в виду следующие методические требования: – ясность и четкость постановки вопросов; – соблюдение последовательности и системы в их постановке; – стимулирование самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. В зависимости от поставленной цели и содержания материала устный контроль может осуществляться в форме индивидуального или фронтального опроса. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса, относящегося к изучаемой теме. При фронтальном опросе учитель подбирает систему логически связанных вопросов и ставит их перед всем классом. В этом случае на вопросы учителя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе участвует значительное число учащихся и даже весь класс. В методике обучения сложилась система проверочных заданий с учетом уровней познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Первый уровень предполагает задания на воспроизведение знаний и умений, которые требуют ответа на вопросы: где, когда, сколько. Они необходимы при усвоении отдельных приемов учебной работы в процессе овладения фактами, понятиями. Задания второго уровня выполняются по образцу, в знакомой ситуации с использованием плана, алгоритма действий, с использованием схем, таблиц. Задания третьего уровня ‒ творческие, направленные на раскрытие взаимосвязей, закономерностей, посвящены разрешению проблемных ситуаций. Здесь ставятся требования объяснить, доказать, сделать выбор, ответить на вопросы почему. На практике фронтальный опрос часто сочетается с индивидуальным. Эффективность индивидуального и фронтального опроса обеспечивается умением учителя вести с учащимися проверочную беседу. 2. Методы графического контролясвязаны с выполнением учащимися рисунков, диаграмм, картограмм, чертежей, схем, эскизов, таблиц... С помощью этих методов выявляется уровень сформированности важных графических умений и навыков, познавательных умений синтезирования и обобщения учебного материала, применения его на практике; выявляется понимание связей и зависимостей между явлениями, процессами. 3. Методы практического контролянаправлены на выявление умений учащихся применять теоретические знания в практической деятельности. К проверочным заданиям практического характера относятся задания, требующие проведения опытов, трудовых операций, разнообразных наблюдений и т. п. С помощью этих методов проверяется не просто умение что-то делать, но умение связать теорию с практикой. Каждая практическая, контрольная работа предполагает предварительную проверку теоретических знаний и инструктирование учащихся о ее выполнении. 4. Методы машинного контроля.В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля качества усвоения знаний, что связано с применением компьютеров. Они автоматизируют определенные этапы учебного процесса на основе взаимодействия с каждым учащимся в отдельности. Компьютеры сами проверяют правильность ответа учащихся. Они соблюдают высокую степень объективности контроля, позволяют накапливать объективную статическую информацию о каждом шаге учебного процесса, но не могут учесть психологические особенности ученика, не позволяют проверить логичность и грамотность речи, оказать своевременную помощь ученику при затруднениях. 5. Педагогические тесты.Традиционные методы контроля выделились в особую группу в связи с применением тестов в отечественной школе. Их принято называть новыми методами контроля, но это деление условное. Английское слово «test» переводится как «проба», испытание. Основными функциями педагогических тестов являются следующие: диагностическая, обучающая, организующая, воспитывающая. Отличие педагогических тестов от других форм оценивания состоит в их формализованности и более высокой степени объективности проводимого с их помощью оценивания. Объективность обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов; подтверждения качества теста: определение надежности, валидности, дискриминативности и использованием математического статистического инструментария для оценки полученных результатов. Качественно сделанные тесты, в отличие от набора контрольных заданий, позволяют решить проблему - объективизации педагогических измерений. По структуре различают тесты со свободным ответом (вопросы открытого типа) и с выбором ответа (вопросы закрытого типа). Применение тестов не позволяет получить развернутые ответы и определить умение школьников связно и последовательно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Поэтому целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включается вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающей осмыслить фактический материал. Роль тестовой проверки значительно повысилась в связи с введением ЕГЭ. Методы контроля весьма специфичны и разнообразны. Но во всех случаях они должны содействовать самостоятельному и творческому мышлению, всемерно развивать у учащихся навыки самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов[143]. ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: |