ТГП в системе общественных и юридических наук. Методология и функции науки ТГП Функции теории государства и права как науки. Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Можно выделить следующие функции теории государства и права: - Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право – поиск ответа на вопрос, что такое гос-во и право - Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу. - Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию. - Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. - Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства. - Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки. 5. Методы теории государства и права как науки. Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Классификация методов теории государства и права: - Всеобщие (философские) методы, используются во всех науках: идеализм (мысль, идея, вера, всегда есть что-то помимо материального мира); материализм (всё имеет причину и следствие) - Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ (разделение на части с целью понимания), синтез, индукция (от частного к общему), дедукция, а также метод научного эксперимента, прогнозирование, моделирование. - Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой (исследование закономерностей путем сравнения), формально-юридический метод (анализ нпа). ТГП в системе общественных и юридических наук. Взаимосвязь теории государства и права и философии. Философия является универсальной наукой, изучающей законы и природы и общества, вырабатывает методологию исследования всех естественных и общественных процессов. ТГП и юридические науки используют общественные методы познания, выработанные философией, такие как диалектический, исторический, логический и др. Многие теории, разработанные первоначально в философии, трансформировались впоследствии в теории юридической науки, например теория общественного договора, объясняющая происхождение государства (Гоббс, Спиноза, Локк, Ж.-Ж. Руссо); теория разделения властей, рассматривающаяся как принцип и признак правового государства (Локк, Монтескье). Большинство теоретиков государства и права в прошлом, вплоть до XIX в., одновременно были и выдающимися философами. Взаимосвязь ТГП и экономических наук. Экономические науки изучают способы производства материальных благ в обществе, формы собственности, хозяйственную жизнь чело века и общества, существующие в нем распределительные отношения. Политические и правовые явления не в последнюю очередь обусловлены экономикой. Теория государства и права изучает соотношение и взаимную обусловленность права и экономики, государственного регулирования экономики. Взаимосвязь ТГП и социологии. Социология изучает проблемы управления социальной (общественной) жизнью и функционирования социальных систем. Социальное управление (управление обществом) осуществляет и государство при помощи права. Именно здесь находится пограничная область исследования государства и права. Другие общие проблемы социологии и теории государства и права — закономерности социального поведения людей, в том числе правомерного и противоправного; социальная детерминированность (обусловленность) противоправного поведения, проблемы девиантного (отклоняющегося, в том числе и противоправного) поведения людей в обществе. . Взаимосвязь ТГП и политологии. Политология — одна из самых молодых общественных наук, возникшая на стыке философии, социологии и юриспруденции. Политология наиболее тесно связана с теорией государства, так как они имеют один общий предмет изучения — государство. Но политология изучает государство наряду с другими частями политической системы общества: политическими партиями, движениями, организациями, политической деятельностью церкви. Государство изучается в политологии не как юридическое, а как социальное явление. Политология в большей степени, чем теория государства и права, обусловлена человеческим фактором. Она изучает отношения человека с властью, формирование политических элит, естественных лидеров. Теория государства и права носит более отстраненный от конкретной личности, абстрактный характер. Особое место теория государства и права занимает в системе других юридических наук. Все юридические науки подразделяются на три большие группы: фундаментальные, отраслевые и прикладные. Фундаментальные науки называют еще теоретико-историческими (историко-теоретическими). Они являются базой (фундаментом) для всех остальных юридических наук. К этим наукам относят: теорию государства и права, историю государства и права, историю политических и правовых учений. Третья группа юридических наук — прикладные, или специальные юридические науки. Они возникают на стыке собственно юридических и других наук, как общественных, так и естественных. Эти науки в первую очередь изучают вопросы борьбы с преступностью и другими правонарушениями и обслуживают в основном процессуальные юридические науки. Связь теории государства и права с прикладными юридическими науками не прямая, а опосредованная, через соответствующие отраслевые юридические науки (теория государства и права — уголовное право — криминология, теория государства и права — уголовный процесс — криминалистика и т. д.). Таким образом, теория государства и права в системе всех юридических наук и дисциплин занимает ведущее место, и это заключается в том, что: 1) теория государства и права, а именно такая ее часть, как философия права, разрабатывает методологию исследования для всех остальных юридических наук и дисциплин; 2) теория государства и права вырабатывает единую юридическую терминологию, обобщает понятия и определения, применяемые во всех юридических науках и дисциплинах; 3) теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права во всех странах, во все эпохи, в то время как, например, история государства и права изучает государство и право только в конкретные исторические эпохи и не изучает современность; отраслевые юридические науки изучают государство и право только в пределах своей отрасли, а теория государства и права имеет межотраслевой обобщающий характер. - Возникновение государства, его предпосылки. Основные формы возникновения государства.
Государство — это особая организация политической власти обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Причины: 1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов); 3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества Формы: 1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх). 2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию. 3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства. 4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ. - Особенности государственной и родовой организации общества
Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания. Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин. Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом. На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д. Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе: 1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости; 2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем; 3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер. Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти. Отличие государства от общественной власти родового строя: 1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения; там не было системы, через которую эта власть реализуется. 2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, власть вождя распространяется только на людей, в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат; она распространяется на территорию. 3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения. - Основные теории происхождения государства: сравнительная характеристика
Патриархальная теория.4 в до н.э. – Аристотель: государство возникает как результат разрастания семьи. Власть главы государства производна от власти отца патриарха. Любая монархия строится на основе этой концепции. Революция против монархии болезненна, так как поднять руку на отца аморально и противозаконно. Теологическая теория (божественная) – 12в. Фома Оквинский: божественный характер происхождения государства и государственной власти, «вся власть от бога». Договорная теория (Руссо, Гоббс, Спиноза, Радищев): рассматривали государство и право какпродукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных взаключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этихусловий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасностизаключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданамидоговор, то они могут быть лишены власти. Теория насилия(Гумплович, Каутский): государство всегда являлось результатом насилия одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения. Марксистская теория – Маркс и Энгельс: возникновение государства – результат развития экономической основы общества. Разделение труда, повышение его эффективности, появление излишков и частной собственности приводит к изменению общественной структуры, появляются классы. Государство возникает как следствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, обеспечивает политическое господство экономически господствующего класса. |