Соотношение права и морали Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. Форма правления Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства. Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.). Монархии могут быть двух видов: 1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. Признаки парламентской монархии: 1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). При дуалистической монархии: 1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики. В президентской республике: 1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2) правительство сформировывается внепарламентским путем; 3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике. В парламентарной республике: 1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики. Формы гос устройства Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др. Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система. В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: 1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; 3) смешанные; 4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией. Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя. Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. Признаки федерации: 1) наличие самостоятельности у субъектов государства; 2) союзное государство; 3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 4) двухканальная система выплаты налогов. В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: 1) национально-государственная; 2) административно-территориальная; 3) смешанная. В зависимости от юридической основы различают федерации: 1) договорные; 2) конституционные. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют: 1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; 2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; 3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти. Политический режим Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: 1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; 2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан; 3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки авторитарного политического режима: 1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; 3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом; 4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата; 5) доминирование противоправных решений. Выделяют следующие виды авторитарного политического режима: 1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; 2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; 3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; 4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы. Признаки демократического политического режима: 1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; 2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) полное подчинение государства праву; 4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы. Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность. Право и религия Религия – это форма общественного сознания, основанная на вере в священное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведения верующих, которые направлены на объяснение главных вопросов бытия человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности. Особенности религии: Ø ее сакральный характер (от лат. sacer - священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный) – наделение святостью определенных предметов, существ, институтов; Ø универсальность – она выступает не только регулятором общественных отношений, но и способом постижения целостной картины мира, формирования определенного мировоззрения. Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведения, основанную на вере в Бога, и направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека. Признаки религиозных норм: 1. формируются на основе религиозных представлений; 2. их источниками выступают священные тексты, откровения как особая форма познания и связи с божественным; 3. направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека; 4. основываются на сакральном авторитете (Бога или личности, например, святых, пророков и т. д.); 5. имеют свою санкцию; 6. стабильны. Общие черты права и религии: 1. выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют: Ø идеологический уровень – систематизированные представления о правовой или религиозной действительности; Ø психологический уровень – совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии; 2. выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер; 3. значительная формализация (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер); 4. возникают в результате распада первичных мононорм; 5. наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм. Различие права и религии: Критерии отличия | Религиозные нормы | Нормы права | 1. по формам сознания | в религиозном правосознании преобладает психологический аспект, который находит свое проявление в феномене религиозной веры | правовая идеология характеризует рациональный, научный подход к осмыслению права; осознание обязательности правовых предписаний | 2. по способу оценки | индивидуальная ценность; авторитарность религиозного сознания (верующий человек постоянно ощущает влияние божественного авторитета и религиозной громады) | общественная ценность, большинство людей воспринимает право как собственную ценность (право не утрачивает своей общеобязательности в случае непризнания его ценности отдельным индивидом) иобуславливает определенную автономию, свободу субъекта права от внешнего авторитета | 3. по способу легитимации | автономный регулятор; ощущение индивидом необходимости связи со священным; цель религии – общее единение в священном | обеспечивается внешним авторитетом и регулирует конфликтные по своей природе отношения; цель - определить правовой статус человека в обществе и модель должных отношений между людьми | 4. по соотношению прав и обязанностей | преобладание обязанностей; личный характер религии (религиозные, культовые действия совершаются исключительно лично) | субъекты права наделены корреспондирующими правами и обязанностями (нет прав без обязанностей);преобладание прав над обязанностями | 5. исходя из особенностей ответственности | религиозная ответственность возникает в случае признания верующим обязательности религиозных предписаний; религиозная санкция связана с духовным миром человека, утратой его связей со священным, выступает проявлением власти религиозной громады | юридическая ответственность имеет ретроспективный характер – это реакция государства на уже совершенное индивидом деяние (субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем); наказание не зависит от отношения лица к праву и всегда влечет ограничение социального статуса, возможностей и свобод человека | 6. исходя из особенностей формализации | религиозные нормы статичны, священные тексты консервативны, они не могут быть изменены и отменены, даже если содержат противоречивые, устаревшие положения | правовые нормы – динамичны и подвержены изменениям | 7. по особенностям регулирования общественных отношений | не только воздействуют на общество и индивида, но и формируют у человекаэтические ориентиры, мировоззрение; основаны на строго дифференцированной системе ценностей, направлены на преобразованиевнутреннего мира человека | воздействуют на общество и индивида как путем закрепления и регулирования определенных отношений, так и их охраны | Формы влияния религии на право: 1) идейно-моральное влияние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведения). Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. Так, религия осуждает преступления; 2) реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой и со светской властью (предмет регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать, например, законодательство охраняет многие освященные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.). Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны; 3) опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе правотворчества и правоприменения. Например, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого «Бог не наказывает за одно и то же преступление дважды» была основана на трактовке принципов наказаний Ветхого Завета В настоящее время в мире наблюдаются следующие формы взаимоотношений государства и религиозных объединений: ü полное умолчаниео статусе религии (Босния и Герцеговина, Венгрия, Венесуэла); ü в ряде стран употребляется формула «церковь (религиозные организации, учреждения или общины) отделена от государства» (Гондурас, Латвия, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Югославия), либо «религия (или религиозные культы) отделена от государства» (Азербайджан, Молдавия), либо «государство и церковь отделены друг от друга» (Словения); ü в Греции Конституцией установлена господствующая религия; ü официальная (государственная) религияпризнается в Великобритании, Дании, Лихтенштейне; ü статус традиционных религий законодательно оформлен в Андорре, Болгарии, Грузии, Индии, Литве; ü особую поддержку одной церкви оказывают на законодательном уровне Аргентина, Боливия, Гаити, Испания, Италия, Кипр, Колумбия, Македония, Польша; ü запрет на официальность или доминирование какой-либо религии установлен в Албании, Ирландии, Литеа, Никарагуа, Словакии, США, Таджикистане, Эстонии, Японии; ü светский характер государства декларируется в Турции, Франции. Взаимосвязь правовых и религиозных норм: а) аксиологический подход: подавляющее большинство ценностей, которые обеспечиваются правом, являются производными от религиозных ценностей, в частности христианских; б) антропологический подход: сосуществование религии и права обусловлено в первую очередь внутренними потребностями человека. Право и обычай Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути дела, достаточно подробное описание самого поведения. Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он становится поведенческим стереотипом (привычкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения. В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях. Следовательно, содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т. п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам. 1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. 2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота. |