МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.





Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

-Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

-Давай, - согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся. – Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк. Придет сюда и нас съест!

«Неважный это друг, - подумала собака, - волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит: - Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

-Что ж, - отвечает волк. – Вдвоем веселее будет. Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку: - Ах, ты, такая – разэтакая!… Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

«И волк боится, - подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:

- Медведь- богатырь, давай дружить вместе, жить!

-Ладно, - говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз. Вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет. «Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

- Человек, давай дружить, вместе жить! Согласился человек. Накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит.

С тех пор, собака и человек живут вместе.

Юртай.

У старика со старухой был сын, звали его Юртаем. Хотелось ему все знать: почему солнце садиться, отчего у птицы есть крылья, а у человека нет. Надоедал он отцу расспросами:

-А это почему? А это как?

Отец отвечал, пока знал, а потом только руками стал разводить. Однажды рассердился на сына и говорит:

-Хоть бы черт взял тебя на обученье!

Только он это проговорил, откуда ни возьмись, идет старик.

-Могу, - говорит, - взять твоего сына на обученье. Платы с тебя не возьму, но условие такое: через год приходи за своим сыном; узнаешь его среди других моих учеников – бери домой, а не узнаешь – Юртай еще на год останется.

Отец согласился. Старик взял Юртая за руку и повел к себе. Сначала учил его понимать разные языки людские. Потом научил языку птиц и зверей. Через год приходит за Юртаем отец.

Старик превратил всех своих учеников в собак одной масти, выпустил во двор и говорит отцу Юртая:

-Угадай, которая из собак твой сын?

Отец смотрел, смотрел – и показывает на одну собачку.

-Вот это мой сын!

-Нет, - говорит старик. – Не эта собака, а которая рядом сидит. Приходи еще через год.

Минул год. Приходит отец. Старик превратил своих учеников в коршунов и выпустил их летать.

-Ну, узнай, который твой сын? – предлагает старик.

-Второй слева, - говорит отец Юртая.

-Нет. Третий слева. Приходи еще через год, - говорит старик.

Минул и третий год. Идет отец Юртая за сыном. А Юртай за эти три года стал знать больше самого старика. Выбежал он тайком навстречу отцу и говорит:

-Ну, отец, если и теперь не узнаешь меня, навечно я останусь у старика. Он на этот раз превратит нас в одномастных жеребцов. Мы побегаем по двору, а потом станем в ряд. Я стану третьим справа. Смотри, не забудь!



Юртай убежал, а отец немного погодя приходит к старику. Тот превратил своих учеников в жеребцов одной масти и предлагает:

-Ну, который твой сын, говори!

Когда жеребцы выстроились в ряд, отец указал на третьего справа. Тут Юртай превратился опять в человека, и пошли они с отцом домой.

Живут-поживают, и все бы было хорошо, да хлеба мало, и денег нет. Юртай и говорит:

-Я превращусь в охотничью собаку, буду лесных зверей ловить и тебе носить. Услышат про это богачи, придут к тебе и торговать меня станут. Ты продай им за сто рублей, только смотри: не отдавай ремешок с моей шеи – оставь себе.

Стал Юртай охотничьей собакой. Уж столько дичи отцу натаскал, что по всей округе пошел слух о собаке, которая старика со старухой кормит. Приходят богачи:

-Продашь собаку?

-Продам.

-За сколько?

-За сто рублей.

-Ну, старик, ты шутишь! Четвертную дадим – это красная цена.

А отец Юртая на своем стоит:

-Сто рублей – и все, дешевле не отдам.

Заплатили богачи сто рублей и увели Юртая. А ошейник отец оставил себе.

Привязали богачи Юртая на своем дворе, а он ночью превратился в человека, отвязал веревку и ушел домой.

-Теперь, - говорит Юртай, - я превращусь в ловчего ястреба, буду птиц ловить и тебе носить. А ты, отец, понеси меня на базар и продай охотникам за сто рублей. Только не отдавай им зеленую ниточку, ею нога у меня будет обвязана.

Ютрая стал ястребом. Понес его отец на базар. Увидели ястреба охотники. Давали четвертную, потом пол сотенную, наконец, и всю сотню выложили. Отец отдал Юртая, а зеленую ниточку с лапы себе оставил.

Не успел отец с базара домой дойти, ястреб догнал его и превратился в человека. Вместе отец с сыном вернулись домой.

Вскоре в селе ярмарка собралась. Юртай говорит:

-Я превращусь в жеребца, а ты продай меня на ярмарке за триста рублей. Только узду с меня не отдавай, не беда со мной случится.

Повел отец жеребца на ярмарку. Покупатели сразу нашлись, окружили толпой – уж очень хорош был жеребец. Один старик и говорит:

-Вот тебе триста рублей да четвертная в придачу, только давай мне жеребца вместе с уздой.

-Нет, - отец Юртая отвечает. – Узду я не продам.

-Четыреста дам!

-Нет!

-Пятьсот рублей дам!

-Все равно не отдам узды, - говорит отец.

-Шестьсот!… Семьсот! – старик предлагает.

Закружилась голова у отца Юртая. Никогда еще у него таких денег не было. Подумал он: «Юртай у меня ученый, недаром три года жил у старика – как-нибудь вывернется». И продал жеребца с уздой.

А старик-то, который жеребца купил, был тот самый, что учил Юртая. Сел он верхом на жеребца и ну его плеткой охаживать. Жеребец метался туда-сюда, на дыбы вставал, хотел всадника сбросить –ничего у него не получилось. Приехал к старику на двор. Лег старик отдыхать, а работникам своим говорит:

-Напоите жеребца, да узду не отпускайте. А потом его в железную конюшню заприте. Не то он убежит от нас.

Повели работники жеребца к речке, с двух сторон за узду держат. Стал жеребец пить: шагнул в воду по колено – работник за ним, шагнул еще – один работник испугался, что утонет, и отпустил повод, еще шагнул жеребец – и другой работник отпустил повод. Тут жеребец превратился в окуня и уплыл.

Прибежали работники домой, рассказали старику, что упустили жеребца. Старик скорее к речке, превратился в щуку и давай гонятся за окунем. Гонялся, гонялся – только проглотить окуня хочет, а тот постопырит колючки, и никак щука его не возьмет. Устал старик гоняться, вылез на берег человеком, плюнул три раза на восток, три раза на запад и сказал:

-Будь ты кольцом и лежи на дне вечно!

Превратился окунь в серебряное кольцо, упало кольцо на самое дно. Не сыскать его там, не увидеть.

Много времени прошло. Уж и отец Юртая помер, и мать померла. А Юртай все лежит на дне колечком. Наступило жаркое лето, пересохла речка. Петух ее вброд переходил. Однажды прошла купеческая дочка по воду, зачерпнула ведерком – слышит, что-то в ведерке звякнуло. Посмотрела – колечко. Вдруг слышит – колечко говорит ей голосом человеческим:

-Краса-девица, я не колечко. Я парень, твоим суженым буду. Только ты помоги мне превратиться в человека. Завтра увидит один старик колечко на твоем пальце, станет просить: «Продай!». А ты не соглашайся. Отец тебя заставит снять с пальца колечко, а ты урони его на пол. Колечко рассыплется крупинками по полу, ты на одну крупинку наступи, возьми ее незаметно.

На следующий день пошла девица в лавку к отцу, а там старик к товарам приценивается. Увидел колечко и говорит:

-Ничего мне не надо, только колечко это продайте. Я вам за него большие деньги дам.

-Сколько дашь? – купец спрашивает.

-Сто рублей.

-А я не хочу продавать колечко! – говорит девушка.

-Триста рублей дам, - предлагает старик.

Отец девушки и говорит:

-Давай продадим, а я тебе взамен три новых куплю.

Девушка не соглашается. Тогда отец и говорит:

-Ну-ка, сними колечко, я посмотрю.

Тут девушка сделала так, как Юртай велел. Уронила она колечко на пол. Рассыпалось оно на мелкие осколки. Один к ноге девушки подкатился, она и наступила на него. А когда старик из лавки ушел, девушка подняла осколочек и отнесла домой. Остальные осколки старик собрал. Принесла девушка осколок к себе в светлицу и не знает, что дальше делать. Вдруг слышит голос:

-Ты на блюдо меня положи, ключевой водой полей. А рядом кувшин квасу поставь, ковригой хлеба накрой.

Так она и поступила. А в полночь что-то зашипел, затрещало – парень перед ней появился. Выпил он квасу, съел хлеб и таким молодцом стал, что глаз не отвести.

Вскоре они свадьбу сыграли. Гостей на свадьбе было со всех волостей. Я от нашей волости тоже туда ходил.

А старика того с тех пор никто нигде больше не видел. Сгинул он навеки.

 

Черные онучи.

Женился вдовый мужик на вдове. У мужика была дочь и у вдовы дочь. Невзлюбила мачеха падчерицу. Впроголодь держала, с утра до ночи работать заставляла в поле и дома. А свою родную дочку берегла. И росла она белая да нарядная.

Задумала однажды мачеха и вовсе извести падчерицу. Говорит ей:

-Вот тебе черные онучи, пойди к речке, отстирай их до бела. А пока они белыми не станут, домой не возвращайся.

Пошла девочка на речку. День стирала, ночь стирала – онучи как были черными, так и остались. Плыла мимо щука, высунула из воды голову и говорит:

-Если хочешь домой возвратиться, иди не прямой дорогой, а кривой. Вдоль речки иди, лесную избушку увидишь. Переночуешь там и назад отправляйся. Дома тебя с почетом встретят.

Послушалась девочка щуку. Идет вдоль речки, видит стадо коров. Пастух кричит:

-Девочка, помоги корове отелиться, а я тебе теленка за это дам.

Помогла девочка. Теленка убрала, напоила. Пошла дальше. Встречается ей табун лошадей. Табунщик просит:

-Помоги кобыле ожеребиться, один я не управлюсь. За это жеребеночка получишь.

И здесь помогла она. Сказала табунщику, что жеребенка на обратном пути возьмет. Пошла дальше. Гонят ей навстречу овечье стадо, одной овце время ягниться подошло – пастухи и просят:

-Помоги, если умеешь!

-Умею, - говорит девочка.

Сделала все, что надо, и отправилась дальше. А пастухи обещали ягненка ей дать, когда обратно будет идти.

На третий день пути увидела девочка лесную избушку, постучалась и переночевать попросилась. Жила в избушке одинокая старуха, сгорбленная, нос картошкой, голова репой, уши болотными лопухами. Накормила старуха девочку, на печку спать уложила. А утром будит ее и спрашивает:

-Давно ты из дому ушла?

-Три дня.

-Не три дня, а три года, - говорит старушка и зеркальце протягивает.

Посмотрела девочка в зеркальце и видит, что она уже не девочка, а взрослая девушка, красивая да пригожая.

-Теперь, говорит старуха, домой тебе пора возвращаться.

Поклонилась девушка старухе и отправилась назад по старой дороге. Идет мимо гурта овец – пастухи зовут, просят забрать овцу с приплодом.

-Это твое, - говорят, - Три года назад была ягненком, а теперь овца с ягнятами.

Мимо табуна идет девушка, ей табунщик дает лошадь с жеребенком. До коровьего стада дошла, корову с теленком получила. Погнала их всех домой.

А дома мачеха блины печет, собачка под окном лает:

-Каф-куф, - красавица идет, полный двор скота ведет!

Вышла мачеха из избы, хотела побить собаку хворостиной, да видит, и в самом деле: неродная дочь целый гурт скота гонит. Ушла девочкой – замарашкой, а вернулась пригожей красавицей

Со всего села женихи стали к ней свататься. А мачехе завидно. Злится она: на родную дочку никто не смотрит. И задумала мачеха послать свою дочь тоже стирать на речку черные онучи. Говорит:

-Только руки свои белые не порть. Черные онучи все равно не отстираешь. Ты постирай немножко, а потом посиди, подожди, что щука тебе скажет.

Пришла мачехина дочь на речку. Села на бережок и ждет. День сидит, ночь сидит. Надоело ей щуку ждать, она и говорит:

-Пусть тебя разорвут собаки! Я и так дорогу найду до лесной избушки.

Поднялась и пошла. Встречает стадо коров, пастухи просят ее помочь. Она хотела поступить так же, как и сводная сестра, да ничего не получилось. Платье только запачкала, разозлилась и говорит пастухам:

-Пусть вас разорвут собаки!

Пошла дальше. Встретила табун лошадей. Табунщик прости:

-Помоги жеребым кобылам, я тебе жеребеночка дам.

А мачехина дочка не знает, что делать. Разозлилась и говорит:

-Не нужен мне твой жеребеночек, пусть его разорвут собаки!.. Мне красивой надо стать.

И пошла дальше. Встречается ей овечье стадо. Пастухи просят помочь, а она им отвечает:

-Не хочу я ваших ягнят, пусть их разорвут собаки! Я красивой стать хочу.

Дошла она до лесной избушки, постучалась, просится переночевать. Впустила ее старушка, уложила спать. Утром будит, подает зеркальце. Глянула мачехина дочь на себя и заплакала от злости: из зеркальца смотрело на нее безобразное рыло.

-Пусть тебя разорвут собаки! – со злобой сказала она старушке.

-И тебя тоже, - говорит старушка. – Принесешь ты домой полный мешок костей.

Дала ей старушка на дорогу мешок. Ушла мачехина дочка. Мимо овечьего гурта идет, пастухи кричат:

-Свиная рожа косточки несет!

Мимо табуна проходит, табунщик кричит:

-Кикимора идет, косточки несет!

У коровьего стада слышит:

-Злючка идет, косточки несет!

А мачеха в это время в избе блины печет, дочку поджидает. Слышит, собака во дворе лает:

-Каф-куф, уродина идет, мешок для своих косточек несет!

Выбежала мачеха с хворостиной, хотела побить собачку, а навстречу ей люди. Говорят ей:

-Твою дочку за околицей собаки рвут на куски.

Побежала мачеха, едва от собак дочку отбила.

Серебряный зубок.

Живут-поживают старик со старухой. И нет у них ни детей, ни племени. Пошел старик в лес на промысел разный. Проходил три года и собрался домой. Шел, шел, захотелось ему попить. Видит – перед ним вода течет. Наклонился он воды напиться, а Ведява схватила его за бороду и не отпускает. Старик начал простить ее:

-Отпусти меня, кто держит, дома у меня есть семигодовалый конь – подарю тебе.

Ведява говорит:

-Не нежен мне конь. Обещай то, о чем чем еще не знаешь.

Старик опять просит:

-Есть у меня семь амбаров, полных зерни, отдам тебе любой!

Ведява опять:

-Не нужен мне твой амбар. Обещай то, о чем сам еще не знаешь.

-На семи реках стоят три мельницы, любую отдам тебе.

-Не нужны мне твои мельницы. Обещай то, о чем сам не знаешь, -отпущу.

Делать нечего старику – не отпускает его Ведява. Он и говорит:

-Да пусть будет по-твоему: бери у меня то, о чем я сам не знаю.

Отпустила его Ведява. Вернулся старик домой. Как только подошел к воротам, вышла навстречу девочка лет трех, кинулась ему на шею и говорит:

-Батюшка, как я тебя ждала!

А старик отвечает:

-Эх, дочь моя, не очень радуйся моему приходу: я не знал еще о тебе, а обещал отдать Ведяве.

Погоревали, погоревали, а делать нечего. Шло время. Настала пора уходить девочке из дому. Один передний зубок был у нее из серебра. Залила она этот зубок воском и отправилась. Батюшка дал ей брусок, матушка – гребешок и щетку.

Идет, идет девочка, встречает стареньких старичков, зубы у них – сто лучины, глаза – что ковши. Старички спрашивают девочку:

-Не видела ли ты на дороге девочку Серебряный Зубок?

-Нет, дедыньки, не видела.

Идет, идет девочка. Встречает старушек. Они тоже спросили:

-Девочка, девочка, не видела ли ты девочку Серебряный Зубок?

-Нет, бабушки, не видела, - ответила им девочка.

Идет девочка дальше. Встречает старую-престарую бабушку. Она спрашивает:

-Девочка, девочка, не видела ли ты девочку Серебряный Зубок?

-Нет, бабушка, не видела, - ответила ей девочка и улыбнулась. А в это время отвалился воск в серебряного зуба. Старушка увидела зуб, стала кричать:

-Старики, старушки! Идите сюда, здесь девочка Серебряный Зубок!

Серебряный зубок пустилась бежать А старики и старухи – за ней. Оглядывается Серебряный Зубок – вот-вот догонят ее. Тогда девочка бросила кленовый гребень – появился густой лес, руки не просунешь. И опять бежит дальше. Старики да старухи добежали до леса и давай грызть его. Грызли, грызли – все деревья перегрызли, опять вдогонку за девочкой побежали. Серебряный Зубок оглядывается – вот – вот догонят. Она бросила брусок - встала высокая гора. Старики и старухи добежали до горы и давай ступеньки грызть. Сделали ступеньки, через гору перелезли – и снова бегут, догоняют. Девочка оглянулась – они совсем рядом. Тогда она бросила щетку – выросло высокое дерево. На том дереве спряталась Серебряный Зубок. Старики и старухи добежали до дерева и стали его грызть.

-Старшая сестра! Спусти кончик ниточки, подними меня на небо! – Серебряный Зубок кричит.

Сестра старшая отвечает:

-Сейчас, сестренка, вот вспашу загон да посею коноплю, выращу и спущу тебе кончик ниточки.

Старики и старухи торопятся, грызут дерево – даже кровь из десен бежит.

Серебряный Зубок опять кричит:

-Старшая сестра, спусти кончик ниточки!

-Погоди, сестренка, начала коноплю теребить! Потом ее замочу да помну, - сестра отвечает.

А старики да старухи грызут дерево, торопятся. Осталось оно толщиной в палец… Серебряный Зубок опять просит старшую сестру спустить кончик ниточки.

-Погоди, сестренка, куделю спряду! – отвечает сестра старшая. А дерево стало толщиною с соломинку, вот-вот обломится. Тут старшая сестра спустила кончик наточки. Девочка Серебряный Зубок схватилась за ниточку и поднялась вверх. Дерево свалилось. Старики и старушки подбежали к верхушке его, девочки там нет. Рассердились они и давай друг друга грызть.

Пришла девочка Серебряный Зубок к старшей сестре, та напоила ее, накормила и говорит:

-Где я тебя спрячу? Ведь муж у меня медведь, разорвет он тебя. Подумала, подумала и сделала ее соринкой, спрятала в сор.

Приходит муж и говорит:

-Ух, людским духом пахнет!

Старшая сестра отвечает:

-Где только ты не бродишь, всякого запаха наберешься – это от тебя дух людской идет, как свинья, везде грязь найдешь.

Муж говорит:

-Сору хочу поесть!

-Ешь, да весь не съешь.

Стал муж есть сор. Ел-ел, а весь не съел. В остатках и была девочка Серебряный Зубок. Утром муж ушел куда-то. Девочка вышла из сорной кучи. Старшая сестра накормила ее, напоила.

Вечером вернулся муж-медведь. Старшая сестра сделала сестренку угольком и в печурку положила. Муж и говорит:

-Ух, людским духом несет!

А жена ему:

-Где только ты не бываешь, всякого запаха наберешься, от тебя самого несет людским духом.

-Хочу угли есть! – муж говорит.

-Ешь, мне не жалко.

Стал муж глотать горячие угли. Ел-ел, не все съел. А в остатках Серебряный Зубок лежит.

На третий день старшая сестра спрятала девочку на дно сундука.

Приходит муж и говорит:

-Сундук хочу съесть!

-Иди лучше отнеси его к моему батюшке. Да смотри, по дороге в сундук не заглядывай, я за тобой следить буду!

Медведь взвалил на спину сундук и пошел. Несет, несет, а сам думает:

-Ох, как тяжело! Ну-ка, погляжу, что в сундуке.

Только хотел крышку открыть, а Серебряный Зубок кричит:

-Вижу, вижу, не открывай!

Медведь говорит:

-Знать не далеко я ушел, коль жена видит.

Взвалил опять сундук на спину, понес дальше. Шел, шел – снова хочет сундук открыть. А Серебряный Зубок кричит:

-Вижу, вижу, не открывай!

Пошел дальше. Совсем согнулся от тяжести.

-Дай, посмотрю, что в нем, - говорит.

А Серебряный Зубок кричит:

-Вижу, вижу, не открывай!

Так медведь и дотащил сундук к отцу девочки Серебряный Зубок. Поставил посреди двора, а сом назад пошел. Отец открыл, а оттуда выпрыгнула Серебряный Зубок.

 

Чучело в перьях.

Умерла у купца жена, а перед смертью завещала:

- Если женишься, мои платья новой жене не отдавай, нашей дочери оставь.

Похоронил купец жену, взял в дом молодую. Стала мачеха в доме хозяйничать, делает, что хочет, только от сундука с платьями ключа у нее нет.

- Не буду я с тобой жить, - говорит она купцу. – Ты свою дочь больше меня любишь. Если она не отдаст мне ключ от сундука, уйду я от тебя.

- Ладно, - говорит купец. – Будут платья твои. Только взамен ты купи дочери какое-нибудь одно платье.

Мачеха купила падчерице платье из перьев, надела на нее и принялась хохотать, пальцем показывать.

- Вот это чучело, - говорит, - не курица, не птица, а смех-девица! Ну, давай ключ от сундука.

- Закажите попу обедню по моей матушке – отдам, - говорит девушка.

Пошли купец с мачехой заказывать обедню, а девушка открыла сундук, связала в узел платья матери и убежала в лес. Идет день, два… Под кустом ночует, лесной ягодой питается. А в том лесу охотился царский наследник с боярами и слугами. Видят, в кустах диковинная птица прячется, никто такой не встречал. Решили ее поймать живьем. Кинулись в кусты – оказалось это не птица, а девица. Посмотрел на нее наследник и засмеялся. Бояре засмеялись и слуги.

- Кто ты? – спрашивает наследник.

- Я чучело в перьях, - говорит девушка. – Возьми меня во дворец, будешь гостям показывать.

Согласился наследник, привез ее во дворец. Когда пирует с гостями, велит девушку в платье из птичьих перьев позвать, чтобы гостей потешить.

Однажды наследник собрался идти на посиделки, умывается на кухне, а купцова дочка у него спрашивает:

- Ты зачем так чисто моешься?

Разозлился наследник, бросил в девушку кусок мыла и говорит:

- Не твое дело, чучело в перьях!

Ушел наследник. А купцова дочка сняла платье из перьев и надела другое, из узла, и пошла на посиделки. Много так было красивых девушек, а она оказалась лучше всех. Подходит к ней наследник и спрашивает:

- Никогда тебя здесь не видел. Ты откуда, красавица?

- Оттуда, где мылом бросаются, - ответила девушка и убежала.

Вернулся во дворец наследник, рассказал отцу-матери, какую красивую девушку повстречал – краше ее нигде не видел. Только кто она и откуда – не успел узнать – убежала.

- Завтра обязательно узнаю, - говорит наследник.

А купцова дочка давно уже вернулась, переоделась в платье из птичьих перьев и слушает, как они разговаривают.

На следующий вечер собирается наследник снова на посиделки, надевает чулки с золотым узором. Купцова дочка у него и спрашивает:

- Ты зачем так нарядно одеваешься?

- Ох, чучело в перьях, - говорит наследник. – Ну и надоела ты мне!...

И хлестнул девушку чулком.

Только ушел наследник на посиделки, купцова дочка достала из узла еще более нарядное платье, переоделась в него и отправилась следом.

На посиделках ищет наследник среди девушек вчерашнюю красавицу, а найти не может… Стал расспрашивать, знает ли кто эту девушку, откуда она. Вдруг видит: входит девушка, еще красивее, чем вчерашняя. Наследник – к ней. Конфетами, калеными орехами угощает.

Спрашивает:

- Кто ты такая? Откуда появилась?

- Оттуда, - отвечает ему купцова дочка, - где чулками дерутся!

И убежала с посиделок. На кухне переоделась в платье из птичьих перьев и ждет. Возвращается наследник и рассказывает отцу-матери:

- Встретил девушку еще краше вчерашней, да убежала она. Если найду ее, то другой жены мне не надо.

Назавтра наследник опять собирается на посиделки, надевает золоченый кафтан, а девушка и спрашивает:

- Ты кого в жены хочешь взять?

- Только не тебя, чучело в перьях! – закричал наследник и вытолкнул девушку в шею из дворца.

Едва наследник ушел на посиделки, купцова дочка вернулась на кухню, достала из узла самое лучшее, самое нарядное платье и надела его. И такой красавицей стала – ни в сказке сказать, ни пером описать.

А наследник тем временем на посиделках спрашивает, не видел ли кто-нибудь той девушки, что вчера приходила, не знает ли кто-нибудь, где она живет. Тут явилась купцова дочка в самом лучшем своем платье, что мать ей оставила. Наследник к ней кинулся. Забыл и о вчерашней красавице, и о позавчерашней. Не знает, куда посадить, чем угостить.

- Красивее девушки, чем ты, я не встречал. Откуда ты?

- Оттуда, где из дому в шею выгоняют, - отвечает купцова дочь.

Испугался наследник, что и эта девушка от него убежит. Схватил ее за руку, крепко держит.

- Хочу на тебе жениться, - говорит. – пойдем во дворец, отцу-матери тебя покажу, пусть они благословят.

Привел девушку во дворец, поклонились молодые царю и царице.

- Кто ты? – спрашивает царь. – Как тебя зовут?

- Я чучело в перьях, отвечает купцова дочка. – Мылом в меня кидали, чулками били, из дворца в шею выгоняли. А зовут меня Маруся.

Догадался наследник, почему три красавицы на посиделках так отвечали на его вопросы и что не разные девушки это были, а одна и та же.

- Что хочешь, у меня проси, - говорит, - только будь моей женой.

Вскоре и свадьбу сыграли. И я там был. Хотел поесть пирогов с кашей, да говорят – не ваши. Хотел похлебать щей, да выгнали взашей.

 

Две сестры.

Были у Ноченьки две любимые дочери. Славились в звездном мире они своей сказочной красотой, яркостью и скромностью. Любовалась на них мать – Ноченька, нежила и холила их, гордился ими братец – молодой месяц.

Слава об их красоте и чарах дошла не только до земных жителей, но и до грозного Грома и завистливого Урагана.

Шли годы. Много ли их прошло, мало ли – кто знает? Но настала пора выдавать дочерей замуж. Сватались к ним и Плутон, и Нептун, и Юпитер – славные небожители.

Но, гордая яркой красотой дочерей Ночь выставила их сватов за порог. Узнали об этом Гром с Ураном. Сговорились они лететь к ночке, просить руки ее дочерей. Как задумали, так и сделали.

Когда на небе завели свой хоровод веселые звезды и молодой месяц верным стражем вышел на извечный свой пост, Гром запряг свою грохочущую колесницу и вместе с Ураганом, с великим гулом и грохотом, устремились в небесные шири и дали.

Увидела их ночь – нахмурилась: мигом погасли все звезды и только две из них молодо и ярко светились за ее спиной.

- Напрасно трудились вы, нежданные гости, - тихо сказала ночь. Не для вас растила и холила своих дочерей. Нет проходу от женихов более великих и могучих, чем вы. Да и что делать дочерям у вас? Без поры, без времени увянет их красота, и нет у меня сил, ни желания расставаться с ними. Идите с миром по домам!

Глухо пророкотал гром. Тихо взвизгнул Ураган от злости. Так и возвратились они ни с чем. Шло время. Гром примирился с невозвратимой потерей и порою добродушно ворчал на беснующийся Ураган:

-Что, на Земле перевелись невесты что ли? Не смотри на этих гордячек, успокойся! Но неистовые злобы и ненависть к Ночке и ее несговорчивым дочерям – невестам переполнили его трепещущее сердце. Долго копил он силы, и вот однажды прилетел к Грому и попросил его помочь в задуманном деле.

А задумал он навсегда разлучить сестер друг с другом и их братцем – ясным Месяцем.

Не хотелось ввязываться Грому в это недоброе дело, да неудобно было отказать в просьбе своему давнишнему другу.

Как только Солнце скрылось за горизонтом и хмурые сумерки серым одеялом накрыли землю, ринулись они в небесную высь. Задрожали от страха далекие звезды, спрятался в тучу серебренный Месяц. А они мчались, все сметая на своем пути. Грозно грохотал Гром, бросая свои стремительные стрелы – молнии, ревел Ураган и от ударов его могучих черных крыльев дрожали небо и земля.

Когда успокоились и возвратились домой, две сестры оказались далеко – далеко друг от друга, так далеко, что никогда не могли встретиться ни друг с другом, ни с братцем Месяцем. Одна из них появлялась на небе утром, чаруя людей своей не земной красотой, другая – выходила на прогулку только по вечерам.

Ясный месяц с жалостью смотрел на своих сестер, которые понапрасну ищут друг друга, простирая в бескрайние дали свои лучи – руки и бросает робкие взгляды на землю, когда там неистовствует злобный Ураган.

С тех пор мать – Ноченька еще больше почернела от тяжкого горя. Думая о горькой доле своих дочерей, временами роняет из глаз своих слезы, которые, вспыхнут яркими звездами, тают в кромешной мгле. И лишь на рассвете, да вечером она облегченно вздыхает и скорбный лик ее проясняется: то одна, то другая дочь в эти короткие часы дарят ей свои нежные взгляды.

 

Морок – князь мордовский.

(легенда)

В то время, когда во всем Поволжье «русского духу» и в помине не было, когда в место теперешних полей с золотистой рожью простирались леса дремучие, да непроходимые – тогда Волга была шире и глубже. Реки приволжские кишели всевозможной рыбой, да бобровыми гонами.

Леса тогдашние были переполнены всевозможным пушным зверьем.

Все было хорошо – да люду оседлого за сотни верст не сыщешь. Не каждый решался поселится в богатом Поволжье.

Дико, пустынно было тогда. Одна лишь вольница волжская наслаждалась всеми благами Волги, нападая на проходившие изредка купеческие суда.

Далеко в округе знали про волжские богатства, многих манила к себе Волга. Находились смельчаки.

Первым засел Морок – «князь» мордовский со своими мордвинами.

Обзавелся, остроился, частоколом огородился. Вглубь на сто верст от Волги ушел, Чтоб безопаснее было, чтоб не донимали волжские разбойники.

И жил Морок со своими мордвинами много лет. Свыклись с Волгой они, а она их дарила всеми благами природы.

Так бы и дальше жил Морок, но дело случилось иначе.

Жил на Дону атаман Сокол с шайкой разбойников в сто человек.

Надоело там – на Волгу перебросились.

Пять лет рыскал Сокол по Волге – тоже надоело.

Собрал вокруг себя молодцов:

-Слушай, братва, вглубь хочу двинуться!

Ну, как вы!

-Воля твоя атаман!

-Хоть к черту в пекло!

-Хоть к самому дьяволу!

Так и порешили на этом. Попрощались с Волгой, да и пошли как раз ту сторону, где Морок засел.

Несколько дней пробирались непроходимым лесом – живого человека – ни души.

На пятый – живьем запахло. Кочевья мордовские попадаться стали.

Испугалась мордва. До Морока добежали, рассказали о появлении «неприятеля».

Вооружилась мордва, войну затеяла. Повоевали, повоевали, да и бросили. Перемирие заключили.

Сокол так и остановился поблизости Морокова городка. Больно уж местность ему по душе пришлась.

Год прошел, подружилась мордва с «разбойниками», а Сокол с самим Мороком. Друг к дружке стали ходить- как будто век вместе жили.

И полюбил тут Сокол Варвару -дочь Морокову.

-Варвара! Пойдем ко мне жить, - говорил он ей не раз.

А она мотнет головой и как дикая козочка скроется в лесной чаще.

Но Сокол настоял на своем: в одну из темных ночей украл Варвару,

обесчестил ее.

А она, не вынося позора, повесилась на осине перед Соколовым шатром в ту же ночь.

Долго плакал Морок, узнав о потере своей любимой дочери, и горевать пришел к Соколу.

-Жаль мне, Сокол, Варвару!

-Да и мне жаль! Сама она ко мне пришла. Как это случилось – я и сам не знаю – хитрил Сокол.

Но хорошо знал Морок, что Сокол -виновник смерти Варвары.

И он затеял бескровную месть.

Наварил Морок сорок бочек пива медового и пригласил на Варварины поминки Сокола со всеми его молодцами.

Здорово поминали Варвару. Но поплатился на этих поминках Сокол со всей своей вольницей.

Не знали «разбойники», что пиво было отравлено, и остался в живых только сам Сокол, который не пил, да десять человек охраны из «разбойничьего» лагеря.

-Ах, ты этак, так и мы будем делать так! – Сокол.

С оставшимися молодцами поймал Сокол Морока, а расчет с ним был короток: живым был закопан в землю.

И остался с тех пор Сокол жить с мордвинами.

Много, много лет прошло с того времени, но память о Мороке жива и по сие время.

Список использованной литературы.

1. Архив фольклорного клуба «Симбирянин»: Материалы полевых исследований ст-ки истфилфака УлГПУ Волгиной Е. – Ульяновск, 1997-1998 уч.г.

2. Бехтина М.П. Ореховая веточка, золотые орешки (Сказка, записанная в с.Заречное Барышского района) // Симбирский курьер. – 1991, 2марта.

3. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В.Шейном, т.1.-СПб, 1900.

4. Витебский В.Г. Нагайбаки (татары), их песни, сказки и загадки. – Оренбургский листок, 1878, №118.

5. Волга добра, даст серебра: (Пословицы и поговорки) /собрал К.Назарьев // Водный транспорт (Панорама), 1993, № 3.

6. Волжские сказки. /Сост.В.Н.Морохин, В.И.Вардугин, -Саратов, 1993.

7. Воробьев Н.И. Поволжские татары, - М., 1964.

8. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М., 1987.

9. Зеркало народной души / Учебное пособие: хрестоматия по татарской детской литературе для пед. училищ (на тат. языке). – Казань, 1993.

10. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, обычаев и пословиц русского народа. – Смоленск, 1995.

11. Мордва: Историко-культурные очерки / Ред. Кол. В.А.Балашов и др.-

12. Мордовское устное народное творчество. – Саранск, 1987.

13. Саранск, 1995.

14. Мудрое слово Востока / Сост. Ю.Э.Брегель. – М.,1996.

15. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1. Младенчество/Состав. В.Аникин.-М.:Худ.лит.,1991.

16. Обрядово – праздничные традиции в жизни мордовского народа (метод.сб.). – Ульяновск, 2001.

17. Петровский Н.С. Словарь личных имен. – М., 1966.

18. Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор. – Чебоксары, 1971.

19. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские ( в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). - М., 1895.

20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.

21. Родионов В.Г. Чувашский стих: проблемы становления и развития. – Чебоксары, 1992.

22. Русские народные загадки, пословицы, поговорки: (Сборник / Сост., автор вступ. ст., Ю.Г.Круглов. – М., 1990.

23. Русские сказки в записях и публикациях первой половины Х1Х века / Сост.Н.В.Новиков. – М.-Л., 1961.

24. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1966.

25. Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. – Самара, 1993.

26. Садовников Д.Н. Этнографические материалы Поволжского края//Симбирские губернские ведомости, 1874, №34.

27. Сафиулина ФС. Татарский язык: самоучитель. – Казань, 1990.

28. Сказки Волжской вольницы. – Тольятти, 2002.

29. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М.,1995.

30. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. – М., 1996.

31. Татарские народные сказки. – Казань, 1986.

32. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М., 1967.

33. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., 1982.

34. Хозяйство вести не штанами трясти: крупицы народной мудрости.// Комсомольская новь, 1991, 13 апреля.

35. Чувашские народные сказки. – Чебоксары, 1993.

36. Чувашские сказки / Перевод С. Шуртакова. – Чебоксары, 1984.

37. Чувашское народное творчество: сб. / Чуваш. НИИ яз., лит., истории и экономики. – Чебоксары, 1986.

38. Чувашский фольклор / Чуваш. НИИ яз., лит., истории и экономики. /Сост.П.Н.Метлин. – Чебоксары, 1986.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.