Как распознать симптомы стресса Проявляется стресс в самых разнообразных формах. • Физиологически он может проявляться через головную боль, проблемы с пищеварением, запоры и диарею, судороги, обмороки, похудение или набор веса, нарушение эрекции, отсутствие менструаций, потерю аппетита и прочие напасти. • Эмоционально - через раздражительность, подозрительность, беспокойство, напряженность, неудовлетворенность и прочие неприятные чувства. • Поведенческие проявления - дрожание голоса, неопрятность, избегание близких отношений и тому подобное. Последствия для здоровья В первую очередь, стресс наносит урон нервной системе. Происходит это из-за выработки главного гормона стресса - кортизола. Кортизол губительно действует на нервные клетки. В результате расстраивается память, снижается способность к обучению, возникают бессонница и ощущение разбитости. Крайне негативно постоянный стресс действует на сердце и сосуды.Катехоламины (тоже гормоны стресса) приводят к накоплению кальция в сердечной мышце. Происходит отравление этим веществом, и повреждается миокард. Кроме того, повышается вязкость крови, что весьма опасно для сосудов. Хронический стресс вызывает и атеросклеротические изменения, так как в крови увеличивается концентрация холестерина. Следующей в зону риска попадает иммунная система.И виноваты в этом другие гормоны - глюкокортикоиды. В небольших количествах они полезны для здоровья, так как помогают организму сопротивляться вирусам и бактериям. Однако чем больше их производится, тем мощнее реакция иммунной системы. Она начинает выдавать иммунные атаки уже на мнимых «врагов». Так развивается аллергия на пыль, ферменты слюны животных, пыльцу растений и другие, обычно безопасные для человека вещества. Страдает и пищеварительная система.В ответ на стресс наше тело мобилизуется. Все подчинено главной задаче - защите, спасению от угрозы. Рефлекторно органы брюшной полости сжимаются, то есть в их мышечной ткани происходит спазм. Из-за такого напряжения начинаются функциональные расстройства: запор, воспаление слизистой желудка (вплоть до язвы), нарушение желчеотделения. Кроме того, мышечные зажимы отражаются и на работе легких, бронхов. Результат - приступы астмы. Факторов риска Спровоцировать стресс могут самые разные причины, но психологи выделили 6 основных источников риска. 1. Слишком высокие нагрузки, конфликты с коллегами или начальством, отсутствие работы и риск потерять ее... Все эти неприятности способны существенно испортить нам нервы. 2. Болезни, вредные привычки, дорогое лечение, снижение качества жизни - основные источники стресса. 3. Если человек чувствует себя уязвимым, не имеет тыла и лишен защиты со стороны близких, он испытывает колоссальные нервное напряжение. 4. Стресс-фактором могут выступать семейные неурядицы, развод или другие проблемы с кем-либо из членов семьи. Отсутствие семьи, неудачи в личной жизни тоже приводят к стрессу. 5. Подавление воли и ограничение свободы - довольно частые спутники в семье, коллективе. Они заметно вредят психологическому здоровью. Причем как их отсутствие, так и наличие. Вечная нужда доставляет не меньше хлопот, чем боязнь потерять свои сбережения. Источник: журнал "Лечебные вести", №5, 2012г Приложение 4. Мини-лекция «Как принимать решения». Способность принимать правильные решения является типичной особенностью зрелой личности с развитым мышлением. Зрелую личность, наряду с другими качествами, характеризуют такие черты как смелость, самостоятельность, независимость, интернальность. Человек, принимая решение, делает выбор в таких значимых жизненных ситуациях, как выбор образования, профессии, спутника жизни, образа жизни. Кроме того, каждый человек постоянно находится перед нравственным выбором. Принятие решения предполагает принятие ответственности за его последствия, поэтому избегание принятия решения и его исполнения характерно для незрелых личностей [8]. Выбирая из стратегий совладания с проблемными ситуациями, зрелая личность отдает предпочтение прямому разрешению проблемы, а не отвлекающим стратегиям. Совладание с проблемой может включать в себя два типа стратегий: 1. Конструктивные формы реагирования: а) решение проблемы, опирающееся на самостоятельный выбор и принятие решения с последующим его исполнением, контролем и оценкой результатов; б) вербализация чувств в общении с другим человеком. 2. Деструктивные формы реагирования, отвлекающие внимание от решения проблемы и создающие зависимости: алкоголизация, наркотизация, шопинг, ТВ-зависимость, пищевая зависимость. Исследования показывают, что в случае значительных стрессогенных проблем представители юношеского возрасте чаще прибегают к деструктивным стратегиям, а не к принятию и реализации самостоятельных решений [6]. В качестве помех для принятия решений выступают низкая самооценка, внушаемость, конформность, ригидность мышления, низкий интеллект и др. Это определяет необходимость создания обучающих технологий, направленных на развитие у студентов умения самостоятельно принимать решение. Эту возможность предоставляют разработанные нами упражнения, предлагаемые студентам для выполнения во время аудиторных занятий и в заданиях для самостоятельной работы. Согласно Россу, способность принимать решения предполагает наличие следующих умений: находить возможные способы достижения цели; выбирать критерии их оценки; оценивать результаты. Для принятия решения нужно четко сформулировать задачу, рассмотреть возможные варианты решения и оценить их последствия. Манн и др. выделили несколько этапов принятия решения: ~ Желание выбирать и осознание необходимости выбора; ~ Формулирование проблемы, определение альтернативных способов решения, составление программы действий по достижению цели; ~ Осознание последствий выбранного способа действий для себя и окружающих; ~ Формирование и сохранение намерения реализовать принятое решение. Принятие решения является продуктом мыслительного процесса, процесса решения задачи. Решение является выбором из множества альтернатив, каждая из которых обладает как преимуществами, так и недостатками, взвешиванием достоинств каждого варианта действия. Выбор, таким образом, делается в пользу той из альтернатив, которая обладает наиболее весомыми достоинствами и наименьшими недостатками по сравнению с другими возможными решениями. По мнению Тверски, принимая решение, человек выбирает наиболее привлекательный вариант: последовательно оценивает признаки каждого варианта и устраняет менее привлекательные альтернативы решения. Кроме того, решение может быть принято, если высоко оценивается вероятность успешности его результатов [11]. Самостоятельное принятие решений опирается на следующие индивидуально-личностные характеристики мышления: 1. Самостоятельность ума – активный поиск новых знаний и путей решения проблемы, повышенная чувствительность к минимальной помощи (когда решение зашло в тупик). Самостоятельности ума противопоставляется подражательность ума – избегание интеллектуального напряжения, копирование готовых образцов, использование привычных действий, отказ от усовершенствования способа решения, поиск помощи даже в случае посильной задачи [5]. 2. Критичность ума – осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности; умение обдуманно действовать, сличать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с ожидаемыми результатами; умение не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, правильно их оценивать, видеть их сильные и слабые стороны [12]. 3. Наличие мотива к решению проблемы – постановка проблемы и желание ее решить, потребность что-то понять, умение сформулировать вопрос, осознать противоречие [9]. 4. Независимость суждений, нонконформизм [13]. Г. Линдсей, К. Холл и Р. Томпсон выделили следующие препятствия для творческого мышления: 1. Конформизм – доминирующее над творчеством стремление быть похожим на других людей, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. 2. Внутренняя цензура – боязнь собственных идей, приводящая к пассивному реагированию на окружающее и отсутствию попыток творческого решения возникающих проблем. 3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения. 4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений [13]. Источники. 1. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб. 2003. – С. 199. 2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб. 2002. – С. 116. 3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М. 2005. – С. 231. 4. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб. 2000. – С. 431-435. 5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М. 1981. – С. 12. 6. Крайг Г. Психология развития. – СПб. 2000. – С. 637. 7. Прихожан А.С. Психологический справочник неудачника или как обрести уверенность в себе. – М. 1994. – С. 57-63. 8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. 2000. – С. 211. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 1999. – С. 321. 10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб. 1999. – С. 254. 11. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб. 2002. – С. 405. 12. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М. 1984. – С. 197. 13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. 1981. – С. 151. Приложение 5. Оценочные анкеты Общая оценка эффективности тренинга Как вы оцениваете тренинг в целом? 1 2 3 4 5 Какая часть тренинга была: · Наиболее удачной? · Наименее удачной? · Что Вам не понравилось? На какие вопросы Вы не получили ответы? Какой процент предоставленной на тренинге информации был полезен именно Вам? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Оцените, пожалуйста, работу тренера по 5-бальной системе: 1 2 3 4 5 Поясните, пожалуйста, свою оценку. Ваши пожелания организаторам тренинга: |