В единственном числе по падежам. Цели;Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. (Занятие проводится только тогда, когда все падежные формы — родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи — отработаны, а также изучен с детьми на занятиях предлог С в значении совместности.) Ход занятия Организационныймомент. Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной: ТО-ТУ-ТА (МО-МУ-МА, ТОМ-ТУ-ТЕ, КОМ-КУ-КА-КЕит.п.)». (Это некоторые окончания слов при изменении падежной формы.) 1. Логопед приглашает к столу девочку и просит ее выбрать из кукольного уголка самую красивую куклу, а также взять расческу, ленту и коляску. Когда девочка все названные предметы привозит в своей коляске к столу, логопед говорит: — Сейчас я буду рассказывать про Лену и ее любимую куклу, а вы заканчивайте мои предложения. Логопед говорит, а девочка производит с куклой соответствующие действия: — Была у Лены любимая... (кукла). — Лена часто возила в коляске свою... (куклу). — Каждое утро Лена привязывала бант своей... (кукле). — Лена расчесывала волосы любимой... (кукле). — Потом Лена укладывала в коляску... (куклу) и ходила на улицу со своей... (куклой). — Всем подружкам в детском саду Лена рассказывала о... (кукле)» Затем логопед объясняет детям: «Ребята, вы заметили, как одно и то же слово менялось в наших предложениях: куклА, куклУ, куклЕ, куклОЙ. Слово менялось потому, что соседние слова были разными». 2. Логопед берет игрушечного кота и говорит детям: — А сейчас я прочитаю стихотворение про этого кота, а вы будете заканчивать предложения. У норы добычи ждет... (кот). Мышь осталась без хвоста, убегая от... (кота), И бежит скорее в дом, чтоб не встретиться с... (котом). Потом спрашивает ребят: «Кто заметил, какое слово менялось во всех предложениях? От каких слов это зависит?» (От соседних.) 3. Из-под стола логопед достает игрушку. Это — Незнайка. Затем спрашивает детей: — Кто пришел к нам в гости? (Дети должны на все вопросы отвечать полным предложением.) — Кого мы рады видеть? — Кому похлопаем все вместе? (Дети хлопают, Незнайка кланяется.) — У кого всегда неправильные ответы? (Незнайка смущенно закрывает лицо.) — С кем мы часто встречаемся на занятиях? — О ком мы с радостью всегда вспоминаем? 4. Динамическая пауза. Воспитатель читает стихотворение и показывает упражнения, которые дети повторяют вслед за ним: Наклонилась сперва книзу наша голова (наклон вперед). Вправо, влево мы с тобой покачаем головой (наклоны в стороны). Руки за голову, вместе начинаем бег на месте. Уберем и я, и вы руки из-за головы. 5. Логопед предлагает детям открыть лежащие у каждого на столе конверты. В них картинки, на которых изображены разные звери. Логопед обращается к детям: — Ребята, давайте представим, что мы пришли в волшебный лес. Здесь все звери играют друг с другом, не боятся людей, все вместе живут дружно» Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте каждый о своем животном: —* Кого вы увидели в лесу? — К кому подошли близко-близко? — У кого много друзей в волшебном лесу? — С кем вы познакомились? — О ком расскажете другим ребятам? (Дети должны отвечать на вопросы полным предложением.) 6. Воспитатель вносит большой пирог и передает его логопеду. Логопед спрашивает детей: — Что вам принесла воспитательница? — Чему вы так обрадовались? — От чего мы отрезаем кусочки? — Чем мы все любуемся? — О чем вы расскажете дома? После ответов детей логопед отрезает кусочки пирога и дает их сначала тем, кто занимался особенно старательно, а затем всем остальным ребятам. Занятие №19 Тема: Пред лог В. Цели:Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях. Ход занятия Организационный момент.Логопед просит сесть тех детей, которые придумают, что может быть внутри коробки (кастрюли, холодильника, машины, банки, шкафа, пузырька и т. п.). I. Логопед достает из мешочка красивый маленький шарик на ниточке и по очереди опускает его в банку, бутылку, ящик, миску и т. п. (Отбираются те предметы, при произнесении названия которых в сочетании с предлогом В звук не оглушается.) Логопед спрашивает детей: «Где шарик?» После каждого ответа, выделяя голосом предлог В, произносит сам: «В банке», «В ящике» и т.п. Затем следует объяснение: «Когда мы прячем предмет внутрь, в середину, появляется маленькое слово В». 2. Игра «Назови продукты». Логопед показывает детям солонку и просит вспомнить, куда, в какие блюда, в какую еду мы кладем соль. Дети с помощью логопеда проговаривают предложения, подчеркнуто произнося предлог В: «Соль кладут В котлеты (В кашу, В картошку, В суп, В солянку и т. п.)». Затем логопед показывает детям сахарницу и предлагает вспомнить и назвать, куда кладут сахар. Ответы детей: «Сахар кладут В кефир (В чай, В кисель, В компот и т.п.)»/После проговаривания предложений логопед напоминает, что в каждом было маленькое слово В. 3. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки, одновременно произнося следующий текст: — Лена гуляла на полянке. Она собирала в корзинку землянику. С ней была собака Тузик и курочка Пеструшка. Пошел дождь. Лена побежала в дом. Курочка спряталась в сарай, а собака залезла в будку. Логопед просит найти в рассказе маленькое слово В. Дети произносят предложения, выделяя голосом заданный предлог. Затем логопед уточняет» есть ли маленькое слово В в таких предложениях: «Лена гуляла на поляне», «Лена увидела волка», «Лена взяла корзинку». (Можно даже с нажимом произносить звук В.) После ошибочных ответов детей логопед уточняет, что маленькое слово В появляется только тогда, когда предмет находится внутри, и приводит примеры. 4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение и вместе с детьми производит соответствующие действия: В комнату вошел Мой брат (шаги на месте). В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз). В конуру полез наш пес (приседание). Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны). После двукратного проговаривания ивыполнения действий логопед спрашивает ребят: «Услышали вы маленькое слово В?» Дети выделяют его в соответствующих словосочетаниях. 5. Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в, них маленькое слово В: В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда. В лес пошли Кирилл, Иринка, А у них в руках корзинка. 6. Дети занимаются индивидуальной работой: каждый по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В. Логопед опрашивает детей. Они говорят предложения, выделяя предлог В. 7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей. Занятие№ 25 Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?). Цели:Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные ивключать их в предложения. Ход занятия Организационный момент.Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной по три слова: каша, компот, бульон (суп, рассольник, борщ; сок, напиток, варенье ит.п.)». 1. Логопед объясняет, что сегодня разговор пойдет о том, какие бывают соки, супы, каши, другие кушанья. Логопед раздает на каждый стол по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох ит, п.). Затем логопед говорит детям: — Назовите свои продукты. — Какую кашу можно сварись из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную ит. п.) — Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.) — Какой напиток можно приготовить? (Кофейный.) - Какую запеканку можно сделать? (Манную, вермишелевую и т. п.) Логопед помогает детям яри затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. 2. Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку вот с этим вареньем. А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться!» Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением различных фруктов, ягод и плодов, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные (яблочное, клюквенное, клубничное, грушевое, сливовое и т. п.). Сложные слова логопед и дети проговаривают хором. 3. Динамическая пауза. Логопед объясняет детям, что тот, кому он бросит мяч, должен ответить одним словом на его не сколько слов: напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; котлеты из курицы — куриные; бульон из мяса — мясной; оладьи из картофеля — картофельные. (Желательно подобрать прилагательные, которые не будут фигурировать в остальных частях занятия.) 4. Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки, просит исправить Незнайкины ошибки и читает: «Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок икру (кабачковую икру)». 5. На столах у детей заранее разложены вырезанные из картона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изображением какого-либо продукта — мяса, рыбы, фруктов, овощей и др. Дети по просьбе логопеда переворачивают кастрюльки изображением вверх и рассказывают, какой суп сварила сегодня мама (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п.). Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными. Вместо таких кастрюлек можно сделать аналогичные бутылочки для сока, на которых будут наклеены различные картинки с изображениями ягод, фруктов и т. п. III Итог Логопед подводит итог занятия, «угощая» из закрытой банки детей вкусным вареньем. |