ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы Как уже говорилось, трехлетние малыши — самые маленькие в саду, для них все ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей (дети из группы уже «свои»), их ребенок встречает в детском саду, на прогулке. С уважением и немного с завистью смотрит он на самых больших — они скоро пойдут в школу, многое умеют. Более того, исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие происходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольников. А в книге «Детский сад в Японии» рассказывается об опыте использования детей старшей группы как помощников воспитателя при работе с младшими детьми. Шестилетки не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, но и научат младших разным играм, позаботятся о них на прогулке. Все начинается с того, что в один прекрасный день в гости к малышам приходят старшие ребята, знакомятся с ними, обучают их новой увлекательной игре. И большие, и маленькие играют вместе. Уходя, старшие приглашают своих новых знакомых к себе в гости. Через некоторое время малыши наносят «ответный визит», и теперь уже они обучают старших своей любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, проводят совместные игры, прогулки, экскурсии на природу. Дети приходят друг к другу на праздники с поздравлениями (старшие могут подарить малышам сувениры, сделанные своими руками, а малыши своим большим во всех отношениях друзьям — спеть песенку), приглашают на выставку своих работ. Такая дружба продолжается целый год, а в конце его подросшие малыши придут проводить теперь уже семилеток в школу и пожелать им успехов в учебе. Первый учебный год заканчивается для малышей Посвящением, они теперь — полноправные члены большой детской страны Детский Сад! Ведущая роль в организации педагогического процесса, в воспитании детей принадлежит педагогу. Педагог – не только профессия, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа. К наиболее значительным профессиональным качествам педагога можно отнести: высокую гражданскую ответственность, социальную активность, любовь к детям, интеллигентность, духовную культуру, высокий профессионализм, физическое и психическое здоровье, профессиональную работоспособность. Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач и взглядов. Поэтому воспитатель должен профессионально повышать квалификацию, необходимо накапливать академический и практический опыт, начиная с получения педагогического образования и продолжая в течении всей педагогической карьеры. Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическим тенденциям дошкольного воспитания. Кроме того, воспитателю представляется возможность использовать разнообразные формы и методы работы, педагогические и инновационные технологии, необходимо отлично владеть современными техническими средствами, уметь вести проектную деятельность. В настоящее время подготовка профессиональных кадров и повышение психологической квалификации педагогов требует создания условий для расширения и внедрения информационных технологий в учебный процесс, формирование у нового поколения способности к самостоятельному поиску, сбору, организации и передачи информации. Современный воспитатель должен пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег, методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать. Он должен уметь устанавливать контакты с коллегами, детьми и их родителями, предотвращать и гасить конфликты. Воспитатель дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья. Особенно это важно в раннем возрасте. Процесс переходя ребенка из семьи в детское учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку придется приспосабливаться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Для облегчения периода адаптации создается гибкий режим дня, совместное пребывание в группе с родителями. Воспитатель должен уметь организовать деятельность родителей и включить их в педагогический процесс. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель-педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. Профессия воспитатель – творческая профессия. Воспитателю нужно многое уметь: петь, танцевать, выразительно читать, рассказывать стихи. Речь воспитателя должна быть грамотной, не громкой, не быстрой, четкой, интонационной. Очень важно уметь удержать внимание детей, подобрать нужные слова для каждого ребенка. Кончено, это требует больших эмоциональных вложений. Не каждый может с этим справиться: направить энергию малышей в нужное русло, увлечь их. Для этого надо уметь быстро реагировать на все только эмоционально сильно, гибкая личность может повести за собой, причем не только детей, но и их родителей. А еще, в работе с детьми нужно терпение и большая любовь к ним. Детей надо просто любить, они это чувствуют, и тогда работа будет приносить радость и удовлетворение. Благоприятное развитие физического психического развития ребенка определяется по основным показателям: 1) развитие движений; 2) сенсорное развитие; 3) развитие речи; 4) навыки; 5) поведение — сон, аппетит, эмоциональное состояние, состояние возбудимости и индивидуальные особенности ребенка. Контроль за динамикой психического развития ведется групповой сестрой-воспитательницей под руководством педагога. Учет и анализ нервно-психического развития ведется по объективным показателям, куда входят основные данные, характеризующие развитие эмоциональных реакций, сенсорное развитие, развитие движений, речи и мышления, деятельности, навыков и взаимоотношения со взрослыми и между детьми. Контроль за развитием детей, не посещающих детское учреждение, ведут работники поликлиники по несколько сокращенным показателям. Участковые медицинские сестры должны знать основные показатели физического и нервно-психического развития, уметь правильно их анализировать и на основании этого давать родителям советы о том, что нужно делать для дальнейшего развития ребенка. В детском учреждении на основе данных врачебного осмотра ребенка, наблюдений педагога, записей воспитательниц в групповом дневнике и данных учета физического и психического развития врач совместно с педагогом делают заключение о развитии ребенка и необходимых дальнейших назначениях, которые вносят в историю развития. На основе записи медицинской сестры в групповом дневнике и данных учета развития детей в детском учреждении составляется месячный план оздоровительно-воспитательной работы, который обсуждается на совещании работников группы в присутствии заведующей, педагога и врача. В месячном плане намечаются не только общие для всей группы, но и индивидуальные мероприятия. Подводя итоги оздоровительной и воспитательной работы в яслях, поликлинике или другом детском учреждении за прошедший квартал или год, необходимо анализировать не только заболеваемость или физическое развитие детей, но и их психическое развитие, которое является основным показателем качества воспитательной работы. В начале года на основании анализа итогов прошлого года и фактического состава детей данного учреждения составляют годовой план, куда входят общие задачи, указываются основные мероприятия и формы работы с детьми, родителями, персоналом.
Работы И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, Н. М. Щелованова о высшей нервной деятельности оказали большое влияние на правильное понимание процесса развития и воспитания. Большое значение имели также положения наших отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца о ведущей роли обучения и деятельности как основного фактора развития. Эти физиологические и психологические исследования помогли правильно решить вопросы об основных источниках развития, о роли воспитания в процессе развития и определении возраста начала воспитания и обучения. Прежде всего была доказана ложность, антинаучность теорий наследственной предопределенности развития и теории спонтанного органического созревания как основных факторов развития. Ребенок рождается не «чистой доской», а с определенными физиологическими, генетически обусловленными особенностями. Врожденными являются также типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка — сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, возбудимость разных участков головного мозга. Имеются и некоторые врожденные задатки. Все это, безусловно, оказывает влияние на развитие ребенка и должно быть учтено при его воспитании. Большое значение оказывает также и процесс созревания нервных структур — уровень зрелости того или иного анализатора (как периферического, так и кортикального отдела органов чувств). Например, нельзя обеспечить речь детей, пока не развился речедвигательный анализатор. Процесс развития разных отделов мозга происходит тоже под влиянием импульсов, поступающих из внешней среды, например, функции слухового аппарата уже в утробном периоде формируются под влиянием внешних звуков окружающей среды (например, голоса матери) задолго до рождения ребенка. Процесс развития особенно усиливается под влиянием потока информации, получаемых ребенком после рождения. Ребенок рождается со структурно сформированным мозгом. Уже к моменту рождения у ребенка число нервных клеток полушарий головного мозга равно числу клеток взрослого, и дифференцировка слоев коры почти достигает окончательной формы. Сформирован и весь рецепторный аппарат — ребенок с первых дней жизни слышит, видит, ощущает боль, вкус и т. д. С момента рождения ребенок реагирует на окружающее, при этом проявляются врожденные безусловные рефлексы. Так как условные рефлексы, привычки, начинают образовываться уже с первых дней жизни под влиянием окружающих условий, то поэтому воспитание, т. е. целенаправленные воздействия на процесс нервно-психического развития и формирование поведения, характера личности ребенка, должно начинаться с первых дней его жизни. Своевременное полноценное общее развитие в период раннего детства имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Отставание в раннем возрасте трудно компенсируется в дальнейшем. Несвоевременно начатое или неправильно организованное воспитание может: 1) привести к замедленному темпу психического развития и недоразвитию эмоциональной сферы ребенка; 2) оказывать отрицательное влияние на физическое развитие и здоровье детей; 3) вести к неправильному пути развития и закреплению отрицательных форм поведения; 4) вызывать частые нарушения оптимальной возбудимости нервной системы и вести к переутомлению. «Программа воспитания в детском саду» — государственный документ, определяющий цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В «Программе» характеризуется роль детского сада как первой ступени в общей системе народного образования, в формировании нового человека, будущего активного строителя коммунистического общества, раскрываются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении в целом и применительно к каждой возрастной группе. Подчеркивается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе, направленном на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями «Программы», создает благоприятные условия для удовлетворения потребности общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития. «Программа воспитания в детском саду» синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания, убедительно показывая огромное значение данного возрастного этапа в физическом и духовном развитии человека. Базова програма розвитку дитини дошкільного віку «Я у Світі» / Наук. кер. та заг. ред. О.Л.Кононко. 3-тє вид., випр. К.: Світич, 2009. – 430 с. Базовая программа «Я у Світі» — третья составляющая комплекса нормативных документов и научно-методических материалов, связанных с модернизацией содержания дошкольного образования в Украине. Первая государственная программа нового типа, отображающая требования к обновлению содержания образования ребенка с рождения до шести (семи) лет. Унифицировано требования к развитости, воспитанности и обученности ребенка раннего и дошкольного возраста . Программа предназначена для педагогических работников, общеобразовательных, внешкольных учебных заведений, родителей, студентов и преподавателей высших и средних педагогических учебных заведений. Программа "Я в Мире" назван так не случайно. Ведь каждый ребенок приходит в мир прежде всего для того, чтобы познать его и научиться совершенствовать себя; понять, зачем живут на Земле люди; ознакомиться с условиями жизни и его основными законами - природными, предметными, социальными Разместить свое соразмерных место в сложном и противоречивом мире. Символично: название Программы впервые начинается местоимением «Я», чем подчеркнуто исключительную роль собственной активности ребенка в личностном становлении. Этим названием засвидетельствовано ориентацию современного дошкольного образования на системный подход к развитию, воспитания и обучения личности, на ее разностороннюю сбалансированность; гармоничное сочетание "Я" и "Мира". Программа подчеркивает: основное назначение взрослого - помочь ребенку жить собственными силами, в согласии с окружающей средой и согласии с самим собой. Программа "Я в Мире" - стратегическая по своему характеру. Она определяет стержневые положения, принципиально важные для понимания направлений обновления содержания и гуманизации целей дошкольного образования; служит указателем в поиске современных подходов к организации эффективного жизненного пространства, отвечающего требованиям современности, - природного, культурного, социального, пространства "Я"; определяет минимально необходимый для этого перечень требований и условий. Программа является скорее важным ориентиром для самостоятельных, взвешенных, целесообразных в каждом конкретном случае действий педагога, чем приписувачем пошаговых действий или возведением жестких и обязательных правил. Работая по Базовой программе, воспитатель выступает не только проводником национального и общечеловеческого, но и носителем собственного гуманистического опыта, лицом, осуществляющим выбор, принимает самостоятельные решения в решении тех или иных педагогических задач, создает благоприятные условия для развития, воспитания и обучения дошкольников . Такой подход позволяет совместить идею так называемой "стандартизации" с грамотной построением вариативного жизненного пространства дошкольника. Основные задачи Программы Развить у дошкольника: базовые качества (самостоятельность, трудолюбие, человечность, самолюбие, наблюдательность, ответственность, рассудительность, справедливость, самообладание, креативность); различные формы активности (физической, эмоционально-ценностную, социально-нравственную, познавательную, речевую, художественную, креативную) оптимальные для возраста модели основных видов деятельности (сюжетно-ролевой игры, предметно-практической деятельности, общения, учебной деятельности). Структурные принципы Программы За единицу структурирования материалов Программы взят психологический возраст как интегрированную характеристику специфических для каждого этапа отношений ребенка со взрослыми, иерархии видов деятельности, новообразований сознания и личности. По мнению ведущих специалистов, паспортный возраст не является надежным критерием определения реального уровня, которого достигла в своем развитии ребенок: дети одного и того же возрастной категории могут существенно различаться в этом между собой. Собственно, психологический возраст ориентирует педагогов не столько на хронологические рубежи, сколько на переход дошкольника от внешней регуляции его поведения взрослым к саморегуляции. Программа настраивает педагога на открытие ребенку большого мира в единстве и многообразии его четырех отдельных миров-ПРИРОДЫ, КУЛЬТУРЫ, ЛЮДЕЙ, СОБСТВЕННОГО "Я". Она направлена на формирование у дошкольника целостной картины мира - представление о среде окружающую и внутреннее, о душевной жизни (собственно и других людей). Программа актуализирует проблему формирования у ребенка элементарного формы мировосприятия - реалистического и оптимистического, которое определяет возможности организации приобретенных знаний и управления своей деятельностью. Базовая программа является первой в Украине программой развития. Она реализует идею ребенкоцентризма, ориентирует педагога на признание приоритета развития дошкольника как личности, в частности его социально-нравственной составляющей как основной. Вместе с тем это не умаляет роли взрослого, НЕ нивелирует значение эффективно организованного учебно-воспитательного процесса. Предлагается только сместить акценты с взрослого как организатора педагогического процесса на ребенка как объект основной заботы, ее жизнедеятельность. Программой провозглашен приоритет принципа активности, по которому дошкольник признается активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием мира. Такой подход предполагает отношение педагога к ребенку как к личности, которая имеет право на собственный выбор, принятие самостоятельного решения, на свои преимущества и личное время, на удовлетворение основных потребностей, возможность уединиться, на отстаивание собственного достоинства. Внедрение в практику принципа активности добавляет дошкольнику свободы, актуализирует необходимость соотнесения педагогом содержания и формы представления новой информации с жизненным опытом, субъективной позицией ребенка; привлекает внимание взрослого к созданию благоприятных условий для развития креативных способностей, творческого отношения ребенка к жизни. Материалы Программы основываются на принципе природосообразности, который должен стать одним из основных в организации детской жизнедеятельности. Они акцентируют внимание педагогов на необходимость обеспечить ритмичность в изменении форм, этапов, интенсивности бытия дошкольника. Ритмичность как фундаментальный принцип существования Вселенной предполагает учет взрослым влияния на самочувствие и жизнедеятельность дошкольника различных природных факторов (погодных изменений, солнечной активности, магнитных бурь, фаз Луны и т.д.). Она уравновешивает бытия ребенка, сохраняет ее психическое здоровье, создает комфортные и полезные для его полноценного развития условия. Поэтому Программа предусматривает право педагога корректировать последовательность, продолжительность и интенсивность запланированных мероприятий в сложных погодных условиях и особых обстоятельств, которые сказываются на состоянии детей. Базовая программа апеллирует к педагогу не только как к наставнику и воспитателя, но и как к человеку, который в течение определенного времени проживает совместное с ребенком жизни, лелеет ее душу, отвечает за экологию его личности, обеспечивает чувство равновесия и безопасности, комфорта и уюта. Важная функция воспитателя - сохранять защитные силы детского организма, смягчать жесткие воздействия окружающей среды на него; избегать искусственной состязательности, конкурентности, экстремальности в ежедневном бытии; упрощать процесс социализации дошкольника; интимизуваты его жизни; поддерживать безопасную для него дистанцию и желание определить свое место среди других. Ведущей идеей программы является амплификация, т.е. оптимальное использование взрослыми возможностей каждого возраста для полноценного развития ребенка. Она смещает акценты с проблемы подготовки к будущему школьной жизни на проблему обеспечения содержательного настоящего. Идея амплификации существенно отличается от навязываемой сегодня идеи форсированного, слишком раннего обучения, искусственного ускорения процесса взросления ребенка, опасного для его здоровья. В Базовой программе подчеркнуто самоценность дошкольного детства, признан его особую роль в становлении личности и отличие от школьного возраста. Дошкольное заведение названо институтом социализации, а не школой для малышей. Его основное назначение - учить ребенка основ науки жизни, а не подавать знания по отдельным предметам. Занятия как приближена к школьного урока форма организации деятельности детей нельзя считать приоритетной, особенно в первые пять лет жизни. Программа подчеркивает: сохранение детской субкультуры - важная задача современного дошкольного учреждения. Следовательно, оптимальные педагогические условия организации жизнедеятельности дошкольника предусматривают широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм деятельности - игровой, практической, изобразительной, общение. Программа провозглашает важность реализации педагогом индивидуального подхода к развитию, воспитания и обучения дошкольника. Она ориентирует педагогов на обязательный учет в педагогическом процессе индивидуальной истории жизни каждого конкретного ребенка (биографии, условий жизни семьи, количества в ней детей, образовательного уровня родителей, их этнической принадлежности, вероисповедания и т.д.) и индивидуальных особенностей растущей личности (типологических, лево ( право) полушарных, характерологических, половых, здибнисних, равно (двух) яйцевых близнецов и т.д.). Построение базовой программы Программа состоит из двух частей. В первой определены стратегические подходы к модернизации содержания и гуманизации целей и принципов организации современного дошкольного образования Украины, обоснованы пути реализации в педагогическую практику ее личностно ориентированной модели; сформулированы основные требования к развитости, воспитанности и обученности ребенка раннего и дошкольного возраста; охарактеризован зрелые формы проявления базовых качеств личности, определены показатели компетентности ребенка; обоснованы условия оптимизации педагогической деятельности и создание развивающей жизненного пространства дошкольника; дана характеристика компетентной личности дошкольника накануне поступления в школу. Вторая часть содержит материалы тактического характера: требования по эффективному внедрению базовой программы; указания по учету специфики воздействия на дошкольника различных социальных институтов; ориентировочные схемы организации жизнедеятельности ребенка на каждом возрастном этапе; музыкальный репертуар, перечень литературных по жанрам; физические упражнения для детей разного возраста; материал по использованию компьютера и изучения иностранных языков. Поскольку основным критерием структурирования материалов Программы взят психологический возраст, крупнейшими блоками в ней возрастные этапы развития - раннее (от рождения до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 6/7 лет). Внутри каждого выделено периоды: в раннем возрасте - стадию младенца (от рождения до одного года) и стадию раннего возраста (от года до трех), в дошкольном возрасте - стадию младшего (3-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-6 / 7 лет). Поэтому Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых связан с определенным этапом детства, ориентирует на определенную возрастную группу, раскрывает специфические для нее свойства и приоритетные направления педагогической работы. Разделы Программы "Я в Мире" структурируются по унифицированной, единой для всех возрастных периодов жизни рамкой-схеме, содержащей: общие особенности возрастного этапа характеристику психологического возраста образовательные задачи линии развития показатели компетентности ребенка содержание и условия оптимизации педагогической деятельности. Положение каждого следующего содержательного блока добавляются, накладываются на освещены в предыдущем, не повторяя его. Общие особенности возрастного этапа привлекают внимание пользователя Программы к специфическим для каждого периода дошкольного детства особенностей, его характерных признаков, различий, достижений, сильных и уязвимых сторон, в существенных физических, психологических и социальных особенностей, динамики изменений за возрастного отрезка. Психологический возраст как интегральное образование характеризует: типичную для конкретного возраста социальную ситуацию развития (особенности взаимодействия ребенка со взрослым) ведущую деятельность (которая эффективно влияет на развитие личности в этот промежуток времени) возрастные новообразования (особенности сознания и личности, отсутствующие на предыдущем возрастном этапе) кризисы развития (сложные периоды жизни ребенка). Образовательные задачи является своеобразным интегралом, в состав которого входят развивающие, воспитательные и учебные задачи, они сформулированы отдельно и выделены в тексте, определены их специфику на каждом возрастном этапе. Дифференциация развивающих, воспитательных и учебных задач предполагает четкое определение специфики педагогической работы каждого из указанных направлений, раскрытие их роли в личностном росте ребенка. В Программе выделено семь линий развития дошкольника: физическое, социально-нравственное, эмоционально-ценностный, познавательный, речевой, художественно-эстетическое, креативный. Большинство из них традиционные, однако две линии отмечены впервые. Это касается эмоционально-ценностного и креативного развития. они введены учитывая исключительную значимость для становления дошкольника, его эмоциональной восприимчивости и творческого воображения. Материалы каждой из семи линий развития освещают: "сущность и специфику определенного направления становления личности" возрастную динамику 'задача развития "особенности организации жизнедеятельности ребенка. Линии развития реализуются через соответствующие формы активности ребенка (например, физическое развитие - через физическую активность; креативное развитие-через креативную активность). Зрелость физической активности характеризуется за развитием мышечно-двигательной и предметно-практической сноровки ребенка; познавательной - за развитием общей активности ребенка, и имеющей математическое направление. Малятко: Програма виховання дітей дошкільного віку / Відповідальний редактор З.П.Плохій. — К., 1991. — 199 с. Программа определяет задачи и содержание воспитания и обучения детей от двух до семи лет. В ней впервые реализованы принципы демократизации педагогического процессе, гуманизации содержания и методов обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Имеет тематический принцип распределения программного материала. Первую программу воспитания детей дошкольного возраста «Малятко» в независимой Украине коллегия Министерства образования Украины рекомендовала в 1991 г. В течение восьми лет ее успешно воплощали в дошкольных учреждениях нашего государства. Идя навстречу пожеланиям работников системы дошкольного образованияи авторский коллектив внес определенные коррективы и дополнения и предлагает второе издание программы. Прежде всего отметим, что программа определяет объем и содержание знаний, умений и навыков, усвоение которых обеспечит основу развития и жизнедеятельности личности. Программное содержание является обобщенным результатом многолетних исследований отечественной и мировой психологической и педагогической науки. Программа - это ориентир для родителей и воспитателей того что могут и должны знать и уметь дети определенного возрастаі уровень их воспитанности и развития. Особо подчеркиваему что обязательным компонентом процесса формирования личности являются знания и умениян а его конечным продуктом - отношение к себе и окружающему мируі которое проявляется в эмоционально-чувственной сферее суждениях и поведении ребенка. Содержание программы ориентирует воспитателей на то, чего должен достичь ребенок в соответствующий сензитивний период развитияу ее всестороннее гармоничное развитие является задачей воспитательных технологий. Авторы программы несут ответственность за научную достоверность содержания разделовв доступность для восприятия детей йпроверенную психолого-педагогическими экспериментами и апробированную практикойою последовательность изложения материалал его систематичностьт осложнения соответственно к росту возрастных возможностей детей. Главной целью воспитания является воспитание ценностей. Именно ценности основном детерминируют потребностии которые влияют на движущие механизмы активной деятельности человека. Изменения в обществе обусловливают изменения и в системе ценностей. И наоборота с переоценки ценностей начинаются изменения в социально-политических взглядах людей. Любая система воспитание имеет целью сделать для каждой личности ценностно значимыми нормы и законы, которыми руководствуется общество. Только в таком случае оно будет иметь законопослушного гражданина и активного деятеля общественного процесса. Ценности определяют содержание воспитаниян а воспитание стремится привить детям веру в принятые ценности. Какую систему ценностей выбирает обществос таким должен быть и характер воспитания в семьеі дошкольном учреждениил школек в обществе. Наше общество заявило о кардинальную перестройку на принципах свободы и демократии. Воспитание детей должно опираться на определенную систему ориентировв духовных ценностейй к которым уходят моральныеі гражданскиеі мировоззренческиеі экологическиен эстетическиен интеллектуальные и валеологические ценности. Конституция Украины определяет, что человек, его жизнь и здоровьея честь и достоинствоь неприкосновенность и безопасность является наивысшей социальной ценностью. Авторы программы пытались реализовать эти идеи в содержании каждого разделал форме изложенияд структуре. Содержание программы систематизированы по принятым в практике дошкольного воспитания разделами. В структуре разделов четче выделены задачи воспитания и основные результаты учебно-воспитательной работы. Существенным дополнением является разработка программного содержания для детей первого года жизни. Разделы «Дошкольное детство: особенности развития» и «Психологические возрастные характеристики» основываются на достижениях отечественной и мировой психологии развития ребенка. Основные идеи этих разделовв единство развития и саморазвития ребенкаи что достигается сотрудничеством ее со взрослым и усвоением ней общечеловеческой культурыр амплификация яобогащениен детского развития согласно генетических задач каждого периодао формирование общих предпосылокн в том числе творческих способностейт соответствующих возрастным возможностям ребенка и требованиям современности. В основу положена концепция психологического возраста как периода развития, который характеризуется структурой (социальная ситуация развития; определенная иерархия видов деятельности и ведущий тип ее; новообразования, которые имеют самоцінне значение для психического развития детей определенного периода, и является условием перехода к следующему периоду) и динамикой. В каждом возрастном периоде в системе отношений взрослый - ребенок возникают противоречияі как движущая сила развитияу поскольку определяют новое генетическое задачия решение которого имеет жизненное значение для полноценного развития ребенка. Программа дополнена разделом «Дети, которые требуют повышенного внимания». Содержание его поможет воспитателям и родителям понять причины возникновения временных трудностей в поведении детей и найти психологические приемы индивидуальной работы. Раздел «Игра» дополнен подразделом «Народные игры». Это своеобразная «малая академия» народоведения, что старательно сохраняла и передала дошкольникам 3-го тысячелетия предыдущий многовековой опыт игрр забавв развлечений. Подразделение «Народные игры» можно творчески дополнять репертуаром традиционных и региональных игр. Культивирование народных игр в практической работе детских садов будет связующим звеном между народнойо семейной и официальной педагогикой на благо духовногоо физического и эмоционального роста ребенка. К народных игр входят спонтанные игры самих детей и специально придуманные для развлечения и обучения игры. Детский фольклор содержит самые разнообразные произведения, имеющие воспитательную ценностьь колыбельныеі потешкии закличкии промовкии звукоподражанияя прозивалкии молчанияи колядкик песнин стихиш скороговоркик считалкик игры и т.д. К народных игр относятся разнообразные подвижныеи языковыев хороводныед сюжетно-ролевые игры и другие развлечения и забавы. Каждую игру можно обогатить соответствующей лічилкою или песенкойк что делает забаву неповторимой и оригинальной. И только настоящий специалист ежедневно творить для детей чудо игры. Главная цель раздела «Ребенок и окружающий мир» - добиться, чтобы дети усвоили духовные ценности своего народа, воспитать в них чувство отцовской земле. Дети от рождения имеют ькупатьсяс в ріднородинному среде. Языкв традицииі обычаиа народные символыл мораль и т.д питают ькорень духовностис и является основой психическогоо физическогоо социального и интеллектуального развития личности. Неиссякаемый источник духовного обогащения личности - осознание ребенком общественной значимости труда. Творческая, любимая труд помогает человеку реализоваться, почувствовать свои возможностиі свою нужность людямм способность собственным трудом дарить счастье роднымм близким и незнакомым людямм Родине. Эта идея должна стать ведущей в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых и организации собственной трудовой деятельности. Содержание раздела «Родная природа» направляет воспитателей на формирование у детей мировоззренческих представлений. Картина мира должна разворачиваться перед ребенком постепенно в определенной системе: от простейших представлений о отдельные объекты и явления природы, их суть в обобщенных понятий. Именно обобщение, давая возможность абстрагироваться от большого количества природных явлений, производит целостный взгляд на мир. В разделе прослеживается четкая экологическая и валеологическая направленность содержания, в который вошли такие основные идеи и понятия: единство и взаимосвязь живого и неживого в природе (неживая природа - источник удовлетворения потребностей живых организмов; связь растений и животных проявляется в разнообразной приспособленности к среде обитанияя) единство живого и неживого в природе раскрывается через понятие живой организмм» живые существа дышать питаютсяс передвигаютсяс чувствуютт размножаютсяс живое может существовать только при условии его целостности связей с природной средой и соответствия условий среды его потребностямб единство человека и природы (человек как биологическая живое существо является частью природыи она способна действовать осознанноо предвидя последствия своих действийі взаимодействие человека и природы раскрывается через влияние природы на человека и человека на природуд. Ценностное отношение к природе заключается в ее универсальностиі ведь она является колыбельюю оберегом жизния а также социальной ценностьют которая определяется эстетическойо познавательнойн нравственной значимостью для человекаи общества. Именно на этих положениях акцентируем внимание воспитателей и родителейк ведь от уровня экологической культуры зависит сохранение жизни. Ощущение родительской земли формируется и через усвоение родного языка. К разделу Речевое общениея введено подразделение по развитию устной речи у детейе которые находятся в різномовномуо преимущественно русскоязычном окружении. Стоимостную новизну подразделения «Говорим по-украински» составляет коммуникативно-деятельностный подход, то есть моделирование естественных речевых ситуацийй что повышает речевую активность ребенка. Важность развития детей в устной речи обусловлена его опережающим характеромо несмотря на то, что в практике обучения устная и письменная речь идут параллельно. Концептуально важным является то, что в развитии устной речи внимание ребенка направлена не на языковые средства (лексикаа фонетикаа грамматикаа) а на содержание разговора. При таком условии происходят целостность восприятия речи дошкольникамим непроизвольное воспроизведение ее в ситуацияхя максимально приближенных к естественными что обеспечивает оптимальное развитие устной речи у детей. Научные исследования и апробация их на практике показывають что пяти-шестилетний возраст ребенка является сензитивным относительно обучения грамоте - чтению и письму. Дети проявляют особый интерес к этой деятельностит подражают письмо взрослыхл что-то пишут по-своемує делают попытки читать. Поэтому важной является целенаправленная работа со старшими дошкольниками в отношении обучения их грамоте. В приложении систематизированы задачи и содержание подготовительного периода обучения грамоте и введено письмо в подготовительной группе. Расширение данного раздела обусловлено еще и необходимостью преемственности в обучении между детским садом и школой. К оглавлению раздела «Занимательная математика» внесены дополненияя касающиеся обучения детей пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия предметов по форме и величине ювторой год жизнитя установление поэлементной соответствия двух множествж сравнение объектов с учетом двух свойствс ориентирование в направлениях во время движения ртретий год жизнижи различение понятий нпоровнурі нмало«м ознакомление с массой как признаком предметов мчетвертый год жизни ж сравнение предметов по их массой мпятый год жизни . Соответственно к необходимости создания оптимальных условий для полноценного физического и психического развития ребенка, гуманизации целостного воспитательного процесса программа дополнена розделом «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи», где изложены содержание и формы совместной работы, определены условия их эффективности. В нем также приведены принципы такого сотрудничествав намечены суть активной позиции воспитателей и родителей как субъектов воспитательного процессас приведены методы активизации взаимодействия и ее этапы в онтогенезе. Учитывая современные тенденции в обществе, связанные с повышением престижа семьи и роли семейного воспитания, которое больше всего влияет на становление личности именно в дошкольном возрасте, на возможности и желания отдельных родителей воспитывать ребенка только в семье, к программе введен новый раздел «Воспитание ребенка в семье». Его содержание касается всех важнейших аспектов семейного воспитания детей дошкольного возраста на гуманистических началах, предлагает модель взаимоотношений родителей и детей на принципах взаимоуважения и взаимопониманияя сотрудничества и сопричастности. В разделе акцентируется внимание на первостепенных задачах семейного воспитания и его стратегииі методах семейного влияния на дошкольниковк родительских ошибках и их причинахн роль матери и роль отца в становлении личности ребенкаи на сути и составляющих воспитательного потенциала и воспитательного идеала семьи. Надеемся, что такой отбор основных ориентиров и знаний для родителей поможет им выполнять воспитательную функцию семьи, будет способствовать повышению уровня сформированности педагогической культуры родителейв обеспечит полноценность воспитания ребенка и его первичную социализацию на принципах гуманизма. Все дополнения к программе и коррективы в ее содержании апробированы в практике учебно-воспитательной работы с детьми. Программой могут пользоваться воспитатели дошкольных учрежденийв родители и все. кто причастен к воспитанию детей в первом звене образования - дошкольном детстве. Програма розвитку та виховання дитини раннього віку «Зернятко» / Науковий керівник О.Л.Кононко. — К., 2004. — 192 с. Программа базируется на научных работах современных отечественных и зарубежных психологов, педагогов, медиков и исследованиях авторского коллектива. Она раскрывает содержание образования ребенка первых трех лет жизни в условиях семейного и общественного воспитания. «Зернышко» — программа , которая основывается на признании ценности личности ребенка, внедряет целостный подход к ее воспитанию и обучению, а также направлена на реализацию Базового компонента дошкольного образования в Украине. В программе размещены возрастные характеристики ребёнка первого, второго и третьего годов жизни; раскрыто содержание физического, социально-морального, познавательного, речевого, экологического, художественно-эстетического развития ; сформулированы обучающие, развивающие и воспитательные задачи; определены условия эффективной организации жизнедеятельности на каждом возрастном этапе раннего детства; освещены специфика развития ребёнка в разных социальных институтах; определены основные показатели компетентности подрастающей личности в различных сферах жизнедеятельности. Методичні рекомендації до програми розвитку та виховання дитини раннього віку «Зернятко» / Під редакцією О.Л.Кононко. — К.: Кобза, 2004. — 188 с. В методических рекомендациях раскрыты пути гуманизации жизни ребенка первых трех лет жизни в условиях семейного и общественного воспитания ; конкретизировано содержание личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению малышей; определены условия, в которых раскрывается природный потенциал ребенка раннего возраста; описаны формы, методы и приемы его полноценного физического, социально-морального, познавательного, речевого, экологического, художественно-эстетического развития . Методические рекомендации содержат приложения к названным направлениям работы, глоссарий и список соответствующей литературы. | программа "Зернятко" | | | Программа развития ребёнка второго и третьего года жизни разбита по линиям развития: физическое, эмоционально-социальное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, экологическое. В программе прописаны для всех линий развития содержание , задачи, рекомендации по организации жизнедеятельности детей , показатели развития на каждое полугодие. | Абилитация (abilitatio; лат. habilis - удобный, приспособительный) - лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни.И.Н.Гopбaч Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. абилитация детей раннего возраста (с рождения) включает обследование клинического, функционального, неврологического статуса, уровня когнитивного развития, речи, коммуникации детей в возрасте до 3-х лет. В первую очередь нуждаются новорожденные, подвергшиеся воздействию факторов риска, которые могут привести к нарушениям в развитии ребенка. Факторы риска: · Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, герпес, гепатит, цитомегаловирус, хламидиоз, токсоплазмоз), инфицированная плацента; · Токсикозы беременности, угрозы прерывания беременности; · Асфиксия новорожденного (оценка состояния по шкале Апгар менее 6 баллов); · Гематома, внутричерепная родовая травма; · Гемолитическая болезнь новорожденного; · Генетические синдромы; · Состояние после реанимационных мероприятий в послеродовом периоде; · Наследственные заболевания у матери; · Применение матерью во время беременности ототоксических препаратов (антибиотики аминогликозидного ряда – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемида, аспирина, хинина); · Беременность недоношенная и свыше 40 недель; · Низкая масса тела новорожденного; · Тазовое, ножное, атипичное предлежание плода в родах, инструментальное родоразрешение. Показаниями к абилитации детей раннего возраста являются выявленные нарушения, с высокой степенью вероятности приводящие к отставанию в развитии: · Перинатальные поражения центральной нервной системы; · Церебральные и спинальные параличи любой этиологии; · Нарушения зрения, слуха; · Генетические синдромы и хромосомные аберрации – см Дауна, см Ушера, см Клиппеля-Фейля и т.д.; · Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы; · Врожденные аномалии развития – аномалия развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, кисты), аномалии развития других органов и систем; · Тяжелые органические поражения ЦНС любой этиологии; · Аутизм; · Посттравматический синдром; · Неврозы и неврозоподобные состояния. Во всех вышеперечисленных случаях с целью профилактики детской инвалидности необходимо динамическое наблюдение за ребенком и профилактические программы по показаниям, включающие коррекцию физических и интеллектуальных нарушений. Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет). Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка. Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач: 1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы. 2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки). 3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность. 4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря. 5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно. 6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении. 7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты. 8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками. 9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей. Программа «Как воспитать здорового ребёнка» (автор В.Г.Алямовская) выделяет специальный подраздел, связанный с воспитанием у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. В данной программе основное внимание уделяется формированию у детей культурно-гигиенических навыков на основе осознания функционирования органов и систем. «Художники в памперсах»: рисование и дети | 00:55:49 | | Основатель методики Мария Владимировна Гмошинская – доктор медицинских наук, врач-педиатр, с.н.с. Отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН, научный руководитель Центра интеллектуального, эстетического и психофизического развития детей раннего возраста. Как пришла идея дать грудничку краску? Один из разделов моей научной работы был посвящен вопросу оптимальной продолжительности грудного вскармливания. В связи с этим на базе детского сада № 1271 г. Москвы, в группах кратковременного пребывания под моим наблюдением находились малыши до 2 лет, которых мамы кормили грудью, и их мамы и папы. Сама методика родилась неожиданно – 1 ноября 1997 года, когда в стенах детского сада появилась симпатичная мама Лена с малышом, возраст которого нас немного напугал – Леше было всего 5 месяцев, а мы с педагогами разрабатывали систему занятий с детьми 1,5–2 лет в присутствии и при участии родителей. Наши детки рисовали только что появившимися безопасными красками, и мама Лена принесла Лешу на занятия со словами: «До полутора лет ждать не хочу, давайте начнем». Маму Лену я знала уже давно – она очень активно участвовала на занятиях для беременных, которые я проводила в женской консультации. Я поняла, что отступать нельзя. Если я за это не возьмусь, то она сама станет рисовать. Пришлось начать. Но активной оказалась не только мама Лена, но и бабушка Леши. Она аккуратно складывала все шедевры Леши в папку и аккуратно их подписывала. К концу первого года жизни Леши был создан первый альбом художника. Так родились «Художники в памперсах». С какого возраста начать? Лучше всего с того момента, когда ребенок научится сидеть – с 6–7 месяцев. Иногда по показаниям (дети с нарушениями со стороны нервной системы) мы предлагаем начать заниматься с трех месяцев, в положении лежа. Но такие занятия лучше всего проводить под наблюдением специалиста. Самое главное: желание мамы и папы. Важно, чтобы вы были едины. Если папа возражает против занятий, не торопитесь, дайте ему посмотреть рисунки малышей в Интернете, может быть, он сам захочет порисовать с малышом. Нужно ли уметь рисовать маме или папе? Уметь рисовать самому совершенно не обязательно, но смешивать цвета, наносить мазки вам должно нравиться. Это методика обучения рисованию? Нет, это не методика обучения рисованию, а совместная предметная деятельность, а в качестве предмета используется краска. Зачем все это надо? Доказывать, что предметная деятельность оказывает влияние на развитие мелкой моторики, нет необходимости. Краска привлекает внимание ребенка, что доказано в работах Т.Г. Казаковой, которой я очень благодарна за советы, данные на начальном этапе работы над методикой, так и за поддержку в настоящее время. Ребенок играет с краской. Это разновидность сенсомоторной игры. Занятия с краской развивают мелкую моторику, цветовосприятие, способствуют эмоциональному, речевому, сенсорному развитию. Очень важно: в процессе работы происходит общение со взрослым. Все это оказывает влияние на психическое развитие ребенка. Рисунками младенцев можно украсить детскую, а можно и офис. Как показали наши исследования, проведенные на одной из выставок, большинство людей рисунки младенцев успокаивают, оказывают расслабляющее действие. Так что в наше нелегкое время рассматривание рисунков младенцев позволит снять стресс. Можно и взрослым рисовать «под младенца». Правда, результат будет намного хуже, чем у ребенка до года, но удовольствие получите и стресс снимите. С чего начать: с магазина канцелярских принадлежностей. Выбор краски: детская нетоксичная гуашь (имеет значок «нетоксично»), коробки оформлены персонажами из мультфильмов. Для самых маленьких достаточно 6 цветов. Нельзя использовать художественную или плакатную гуашь. Можно купить пальчиковую краску. Но ее консистенция отличается от гуаши и сама картинка получится другой. Бумага: ватман (режем на 8 частей) или акварельная бумага (формат А3). Кисточки: для малышей до года не нужны. Влажные салфетки – очень нужны. Экипировка мамы: папина рубашка или футболка, брюки (легко стирающиеся). Экипировка малыша: кофточка, футболка, памперс, если прохладно – наденьте ползунки. Для малышей старше года можно использовать и специальные фартуки для юных художников, с нарукавниками. В такой экипировке ничто не страшно! Спецодежду можно и не стирать, тогда через несколько месяцев вам на память останется не только стопка рисунков, но и неповторимой красоты кофточка 20-го размера. Рабочее место. Стульчик для кормления лучше использовать по назначению, для творчества не годится – уж очень знакома обстановка, так и не терпится попробовать краску на вкус. Письменный стол – наиболее удобен для старта творчества, его лучше застелить однотонной (чтобы яркий рисунок не отвлекал малыша) клеенкой. Практика показывает, что за письменным столом малыш очень быстро осознает, что краска – не еда, ее не берут в рот. Интонацию голоса малыш великолепно понимает, и если вы скажете: «Это не едят» строгим тоном, то, как правило, этого бывает достаточно. Но не переусердствуйте! Кричать не надо! А то испугаете творца! Месяцев с 10, когда малыш уже уверенно сидит за столом, можно организовать индивидуальное рабочее место: детский стол и стульчик. Мама садится рядом (или сзади) малыша. До начала занятия все должно быть готово. Бумага разложена на столе. Двух-трех листов, как правило, достаточно для одного занятия. Баночки с краской открыты. Для первого раза достаточно 2–3 красок. Красная краска может испугать малыша, поэтому даем ее через несколько занятий. Водой не пользуемся. Малыши ее обязательно разольют, или, что гораздо хуже, – выпьют. Небольшое количество краски помещают на лист бумаги. Первое занятие лучше провести с папой или другим помощником. Мама сажает малыша на коленки. Предлагает потрогать краску: « Толя, смотри какая краска красивая». Как правило, малыши тянутся к краске, если этого не происходит – (осторожно!) пальчик ребенка сами окунаете в краску. Если малыш активно сопротивляется, не предпринимайте больше попыток, пусть он просто понаблюдает за вами (вы можете немного порисовать на его листе) или за папой, который может проявить свои творческие способности, расположившись напротив малыша. Малыш может активно размазывать краску, может хлопать по ней. В этот момент вы осознаете необходимость экипировки. Первое знакомство с краской длится не- долго – 5 минут, иногда, правда, и дольше. В дальнейшем занятия могут удлиняться. Важно, чтобы процесс у вас самой вызывал восторг, иначе малышу будет скучно. Есть серьезные малыши, которым нужно время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но это, как правило, художники старше 10 месяцев. Те, кто помоложе, значительно быстрее окунаются в краску в прямом и переносном смысле. Таких активных после занятий надо ополоснуть под душем. Если малыш уже активно рисует, ему нравится этот процесс, то можно предоставить возможность самостоятельно выбрать краску и достать пальчиком из баночки. В дальнейшем количество используемых цветов краски будет увеличиваться, да и самой краски будет утекать достаточно много. Одного набора из шести цветов хватает на 2–3 занятия с одним ребенком. Будьте внимательны: если, по вашему мнению, получился шедевр, предложите художнику новый лист бумаги. Бумагу не жалейте. Активные младенцы могут создать 3–4 полотна, рекорд побила Нелли Ким в возрасте 9 мес. – она творила на листе ватмана и почти весь его заполнила. Как часто заниматься: до года красками заниматься достаточно 1 раз в неделю. В другие дни малышу 9–10 месяцев можете предложить восковые мелки, масляную пастель, можно и полепить из соленого теста или массы для лепки (1+). Пластилин для таких карапузов не подходит. Откуда такое название? С названием все очень просто – так нашу деятельность шутя назвал кто-то из присутствующих пап малышей. Всем понравилось, и это название прочно укрепилось за нами. Когда мы создавали свою организацию, то название решили не менять, по нему родители нас могли легко найти. Прошло более 10 лет, последние 2 года по своей методике мы готовим педагогов, врачей, медработников, социологов. По окончании 36-часового семинара они получают сертификаты. Сейчас мы подготовили около 100 человек не только в Москве, но и других городах. Поэтому если педагог детского сада или центра говорит, что он работает по нашей методике, он должен предоставить сертификат. Зачем? Предложенная методика только на первый взгляд кажется простой. Ею очень быстро овладевают мамы. Но педагог, который работает с группой детей первого года жизни и их мамами (папами), должен соблюдать главный принцип: НЕ НАВРЕДИ! Детям раннего возраста должны быть созданы условия для проведения занятий, включая возможность как следует вымыться после занятий. Дети должны быть обеспечены без-опасными художественными материалами, и что очень важно – должна быть психологическая безопасность. Детям первого-второго года жизни нель-зя (!) ограничивать пространство для рисования. Ребенку трех лет можно предложить попасть кисточкой в пределах круга, нарисованного на бумаге, но малышу 6 месяцев такое задание не под силу, а если оно выполняется с помощью мамы путем пассивного нанесения мазков – оно просто вредно для малыша. Регулярные занятия с выполнением подобных занятий могут привести к тому, что ребенок станет замкнутым, неуверенным в себе. На одном из сайтов выставлены работы грудничков до года, где можно увидеть такие работы. Мы вынуждены об этом говорить, так как наша методика привлекает внимание всех – не только родителей и педагогов, да и тех, кто не имеет педагогического (психологического, медицинского) образования и начинает работать с малышами. Когда начинают с малышами работать архитекторы, инженеры, модельеры – лица, не знающие особенности нервно-психического развития ребенка – пользы от таких занятий не будет. Учиться никогда не поздно. Для педагогов, психологов, педиатров мы организуем обучающие семинары. Специальные семинары мы организуем для родителей. Мария ГМОШИНСКАЯ, автор методики «Художники в памперсах» найти В.Г. Алямовская «Воспитание привычек здорового образа жизни», А.М. Богуш «Теорія і методика розвитку мовлення дітей раннього віку» |