Слива – персик (или вишня) 2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды. 1: Еда. Их едят. (Любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие). 0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды. Кошка – мышка 2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие. 1: Четыре ноги. (Любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть). 0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие. Вино – пиво. Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробовал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что между ними общего?»). 2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества. 1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие. С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт. 0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса). Пианино – скрипка. 2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на которых играют. 1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют. 0: Одинаково играют. Из дерева. ?: Инструменты. Бумага –уголь. 2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат углерод. В их состав входит углерод. Органические вещества. 1: Горят. Из дерева получаются. 0: Топливо. ?: По происхождению. Продукты промышленного производства. Килограмм – метр. 2: Единицы системы СИ (или измерения) Меры. Измерительные величины. 1: Ими измеряют. Оба говоря о величине. 0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в метре 1000 мм. Кг/'м = Дж. ?: Виды измерения. Ножницы – медная сковородка. 2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла. 1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Имеют металлический блеск. 0: Блестят. Имеют ручки. Железные. ?: Из одного материала. Гора – озеро. 2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа. 1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества. 0: Имеют воду и землю. Всегда на месте. Поверхность земли. ?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность. Соль – вода. 2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов. 1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукта (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул. 0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы. ?: Их используют. Свобода – справедливость. 2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятии. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права 1: Лозунга борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любою народа. Без них человек не может счастливо жить. 0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы. ?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. Человеческие потребности. Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению. При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше. Обратить внимание на следующие феномены: - какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретный; - обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении; - избыточность информации, элементы резонерства испытуемого; - при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении; - испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого; - такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкости. Субтест 5 (Словарный) Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 1, прекратить при 5 неудачах подряд. Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 10. Если за задания N10-14 испытуемый имеет 10 баллов, то авансировать задания N 1-9 (18 баллов) и перейти к заданию N 15. В противном случае вернуться к заданию N 9 и следовать в обратном порядке, пока 5 заданий подряд не будут оценены в 2 балла. В этом случае авансировать оставшиеся задания (по 2 балла) и перейти к заданию N 15. Прекратить при 5 неудачах подряд. |