Субтест (Последовательные картинки) Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с картинки "А" ("Собака"). 1.Разместить в порядке номеров. 2.Объясняя, правильно сложить. 3.Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров. 4.Предложить испытуемому сложить: Теперь сделай сам, чтобы собака снова целой получилась". Включить секундомер. При удаче - переходить к"В". При неудаче, а) повторить демонстрацию без объяснения; 6) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со 2-ой - 1 балл. Переходить к "В" при любых обстоятельствах. Картинка "В" (Мать") 1. Разместить в порядке номеров. 2. Предложить собрать. При удаче - переходить к "С". При неудаче показать правильное сложение и перейти к "С". Оценки: за порядок TOY - 2 балла, за порядок OYT - 1 балл. Картинка "С" ("Поезд") 1. Разместить в порядке номеров. 2. Предложить собрать. Оценки: за порядок IRON - 2 балла, за порядок IR-ON-1 балл. Переходить к "Д", если из заданий "А", "В" и "С" любые два выполнены (на 1 или 2 балла). В противном случае прекратить. Картинка "Д" (Весы) Разместить в порядке номеров. Дать новую инструкцию: Теперь мы будем складывать по-другому. Здесь уже не разрезанная картинка, а несколько картинок, на которых нарисован один маленький рассказик. Посмотри на них внимательно и скажи мне, с какой картинки начинаемся этот рассказ?" Включить секундомер. Указанную картинку предложить отложить в сторону, назвав ее первой, затем спросить: "А что было дальше, покажи". Указанную картинку попросить положить рядом с первой. "А что было в конце?" - поместить последнюю картинку рядом со второй. В случае правильного решения - оценка 2 балла, перейти к N 1. Если "Д" не выполнено, но выполнено "С", продемонстрировать "Бокс" и перейти к N1, предварительно сказав: "Сейчас я 6уду давать тебе такие же картинки, на которых нарисован рассказик, а ты разложи по-порядку - так же, как мы с тобой делали". Быстро разложить в порядке номеров, включить секундомер. Прекратить при 2 неудачах подряд (например, "С" и "Д", "Д" и "1" и т д.) Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: Начинать с демонстрации "Бокс" и переходить к N1. Если два задания (N 1 и N 2) не выполнены, возвратиться к "А", "В", "С". "Д" (см. выше) и прекратить. Если не выполнено только одно из заданий N 1 или N 2 или выполнены оба, то: а) дать аванс за задания "А", "В", "С", "Д" (8 баллов); б) продолжать до 2-х неудач подряд. Оценки, за задания N 1 и N 7 зависят от времени исполнения. Для заданий N 3, 4, 6 и 7 правильным считается любой из указанных вариантов. Примечание: При сложении картинок в обратном порядке, спросить, где начало. При правильном ответе оценивать как обычно. Оценки и временные лимиты Задание | Последовательность | Баллы | | | | | 2-1-0 | А.Собака B.Мать C.Поезд Д.Весы | ABC TOY, OYT IRON, IR-ON ABC | | | | | 75" 75" 60" 45" | 1.Пожар 2.Вор 3.Фермер 4.Пикник 5.Соня 6.Садовник 7.Дождь | FIRE THVG QRST, SQRT EFGH, EFHG PERSY FISHER, FSIHE MASTER, MSTEAR, ASTEMR | 1-5" 1-5" 1-5" 1-5" 1-10" 1-15" 1-15" | 6-10" 6-10" 6-10" 6-10" 11-15" 16-20" 16-20" | 1-15" 1-15" 1-15" 1-15" 16-20" 21-30" 21-30" | 16-45" 16-45" 16-45" 16-45" 21-60" 31-75" 31-75" | | Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера. Феномены: - переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме; - связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проецируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний; - несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация; - необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики; - отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии; - персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии; - отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий; - резонерство - бесплодное мудрствование при составлении рассказа по серии картинок. Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест "Понятливость", выявляет ориентировку в практических ситуациях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного. Субтест ( Кубики Кооса) Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: Объяснить и показать окраску кубиков ("все кубики окрашены одинаково"). Начинать с фигуры "А" При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фиг."А" как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти в фиг. "В". Оценки: завыполнение с 1-ой попытки - 2 балла; со второй -1 балл. Фигура "В" 1. За ширмой сложить фигуру "В". Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче - прекратить. Переходить к фиг."С", если задание "В" выполнено на 1 или 2 балла). Оценки: за выполнение с 1-ой попытки-2 балла, со 2-ой -1 балл. Фигура "С" Положить перед испытуемым карточку "С", сказав: "Сейчас я сделал точно так же, как на этой картинке. Смотри.." Сложить из 4-х кубиков фиг."С". Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и разрушив, снова предложить собрать по картинке. При второй неудаче - прекратить. Переходить к заданию N 1, если задание "С" выполнено на 1 или 2 балла. Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со 2-ой -1 балл. Предложить задание N 1. Прекратить при 2 неудачах подряд (начиная с задания N1). Общие правила: 1. Испытуемый должен сидеть прямо перед столом. 2. Задания "А", "В", "С, N 1 - N 4 выполнять из 4 кубиков, задание N 5 - N 7 - из 9 кубиков. 3. Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9 (только два имели сверху красную или красно-белую поверхность). Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: объяснить, и показать окраску кубиков. Начинать с фиг. "С" (см. выше). При выполнении задания "С" с 1-ой или 2-ой попытки: а) дать аванс за "А" и "В" (4 балла) б) перейти к заданию N 1. Прекратить при 2 неудачах подряд. При невыполнении задания "С" со второй попытки - вернуться к "А" и "В" и прекратить. Оценки для заданий N 1 - N 7 зависят от времени выполнения Оценки и временные лимиты Задание | Баллы | | | | | 2-1-0 | А. В. С. | | | | | 45" 45" 45" | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 1-10" 1-10" 1-15" 1-10" 1-35" 1-55" 1-55" | 11-15" 11-15" 16-20" 11-15" 36-45" 56-65" 56-65" | 16-20" 16-20" 21-25" 16-20" 46-65" 66-80' 66-90" | 21-75" 21-75" 26-75" 21-75" 66-150" 81-150" 91-150" | | Фиксация времени, характера рисунка производится экспериментатором. Нормативы времени приведены в протоколе. Феномены: - трудности выполнения 2 задания или еще хуже - невозможность выполнения после экспериментатора - явная патология зрительно-моторной координации; - феномен "первого кубика" - интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения - все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого - замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого; - движения - следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности; - критические задания - это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования; - инверсия рисунка - испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; втречается чаще при психоорганике; - ротация - поворот рисунка на 90 градусов; - конфузии - изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе - при явно выраженной психоорганике; - игнорирование - этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета - вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы - вместо квадрата начинают кубики раскладывать в полоску. Субтест в целом исследует конструктивное мышление, требует хорошего пространственного анализа и синтеза и поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко являются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов. |