МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ДРУГИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ





За последние годы в Советском Союзе отмечается повышение интереса к вопросу преодоления заикания. Имеются попытки ввести новые формы работы, которые бы ускорили результаты и сделали ее более эффективной.

Так, разработанная логопедом Н. А. Чевелевой (Институт дефектологии АПН СССР) методика занятий для заикающихся детей дошкольного и школьного возраста заключается в следующем: последовательное воспитание усложняющихся форм детской речи (от наиболее элементарной формы — ситуативной — к контекстной без опоры на ситуацию, в процессе изготовления несложных поделок).

Автор указывает, что для дошкольника данная последовательность в овладении речью является закономерной. Что касается школьника, то освоение контекстной речи также оказывается еще не завершенным и поэтому трудным для него.

Автор рекомендует проводить занятия по воспитанию речи на фоне ручной деятельности детей, которая запланирована школьной программой по труду для начальной школы и программой детского сада.

Воспитание речи проходит несколько этапов: I— пропедевтический (организационный, когда дети получают навыки организованного поведения в коллективе и слушают неторопливую, немногословную речь логопеда); II—сопровождающей речи (по поводу и с опорой на одновременно свершаемые детьми операции); III — завершающей речи (по поводу только что совершенной операции); IV — предваряющей речи (о том, что ребенок собирается сделать); V — закрепления навыков самостоятельной речи (пользования всеми указанными видами речи).

Н. А. Чевелева указывает на необходимость соблюдения некоторых условий при работе по указанной методике, которые в значительной мере соответствуют установкам вышеизложенного комплексного метода:

1. Каждая из форм речи проходит несколько стадий усложнения: от самых элементарных коротких ответов, связанных с конкретной наглядной ситуацией, до развернутых конкретных высказываний, без непосредственной опоры на деятельность.

2. Неторопливый темп речи должен быть обусловлен как темпом ручной работы, так и темпом речи педагога.

3. Навык пользования каждой формой речи закрепляется в результате многократно повторяющихся пояснений учителя и однотипных ответов детей (вопросы задаются всем одинаковые, но сначала опрашивают детей, более свободно говорящих).

4. Полная эффективность в преодолении заикания может быть достигнута при совместной работе логопеда с родителями заикающихся детей.

5. Во многих случаях заикания обязательно медикаментозное лечение нервной системы.

За последние годы хорошие результаты дала практика использования летних оздоровительных лагерей и санаториев для организации работы с заикающимися школьниками ( Опыт работы доцента кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им В. И. Ленина — В. И. Селиверстова.).

Соединение условий оздоровительного лагеря, каникулярного времени, свободного от других нагрузок, и логопедической работы является хорошим условием для оздоровления речи и психики заикающихся.

В отношении взрослых к новым направлениям относится признание необходимости более активного участия врача в проведении как лечения, так и психотерапии и расширение самого понятия «психотерапия».

Аутотренинг, предложенный австрийским физиологом И. Шультецем в 1932 г., используется при лечении неврозов, в том числе и при заикании. Целесообразность применения аутогенной тренировки объясняется автором тем, что она дает возможность воздействия на ряд вегетативных реакций, сопровождающих эмоцию страха (сердцебиение, побледнение, потоотделение), тогда как рациональная психотерапия оказывается в этом случае бессильной, так как функции вегетативной нервной системы трудно поддаются прямому воздействию волевого напряжения.



Аутотренинг состоит из системы упражнений, с помощью которых человек может добиться целенаправленного расслабления своих мышц путем волевого усилия и концентрации внимания.

Врач во вступительной беседе и затем параллельно с проводимыми упражнениями разъясняет, что между тонусом мускулатуры и эмоциональным состоянием существует постоянная связь:

«Если добиться полной мышечной релаксации (расслабления), почувствуешь себя спокойным».

Так совершается переход от самовнушения телесных ощущений к психическому ощущению спокойствия и уверенности в себе. Указанный результат является следствием длительной и систематической работы заикающегося.

На этом фоне логопед проводит упражнения на расслабление речевых мышц, а затем переходит к собственно речевой работе (способность управлять своими движениями и своими эмоциями).

Благодаря этим упражнениям, по словам автора, «преодолевается судорожность речи и страх перед заиканием в любой социальной среде».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абелева И. Ю., Синицина Н. Ф. и др. В помощь взрослым заикающимся, изд. 2. М, «Просвещение», 1967.

Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М., Учпедгиз, 1955.

Власова Н. А., Кочергина В. С. Заикание излечимо. М, «Медицина», 1965.

Городилова В. И. и Кузьмина Н. И. Воспитание детей логоневротиков. М, Учпедгиз, 1960.

3 е е м а н М Расстройство речи в детском возрасте М , Медгиз, 1962, гл. VII

Евгенова А. Л. и Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. М , Учпедгиз, I960.

ЕвгеноваА. Л. и Смирнова М. В. Лечение заикания у школьников. М., «Медицина», 1964.

Консторум С. И. Опыт практической психотерапии. М, Министерства здравоохранения РСФСР, 1959.

Ляпидевский С. С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и терапии логоневрозов Сборник статей по дефектологии, вып 8, МГПИ им. В. И. Ленина, 1960.

Ляпидевский С. С. и Баранова В. П. О некоторых вопросах клинического изучения заикания В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф. С. С Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963

Парамонова Л. Г. К вопросу о влиянии нарушенного звукопроизношения на судорожность речи при заикании. «Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена», т. 256, 1963.

Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста М, Медгиз, 1958

Рождественская В. И. Воспитание заикающихся дошкольников. М, Учпедгиз, 1960.

Сахаров А. С. Заикание, его предупреждение и лечение. Л., 1959.

Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания В сб • «Расстройства речи у детей и подростков», под ред проф. С. С. Ляпидевского. М, «Медицина», 1970.

Тартаковский (Упрямый) И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. М, 1934.

Флоренская Ю. А. Невротические нарушения речи. Клиника и терапия нарушений речи М., Медгиз, 1949.

Флоренская Ю А К вопросу о функциональных расстройствах речи Парафазия и тахилалия «Современная психоневрология», 1934, № 4

Хватцев М Е Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Ходорова 3. С. Практическое руководство в логопедической работе с заикающимися школьниками-подростками М, Учпедгиз, 1940

ЧевелеваН А. Занятия по исправлению заикания у школьников. В сб. «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы». М, «Просвещение», 1965

Ш о с т а к Б. И. Особенности моторики заикающихся детей. В сб.: «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф С С Ляпидевского, вып 2 М, Учпедгиз, 1963.

ШембельА Г. Методика логопедической работы по устранению заикания у подростков в условиях медицинского стационара. В сб «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф. С С Ляпидевского, вып 2. М, Учпедгиз, 1963

ШембельА Г. Заикание. В сб «Расстройства речи у детей и подростков», под ред проф С. С Ляпидевского М, «Медицина», 1970





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.