МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психологические причины нарушений в семейном воспитании





Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). Обусловливаемое нару­шение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминиру­ющая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказыва­ются деструктивными: нередко при этом мать, реже отец, сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители стремятся к тому, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть реализованы в психологических отношениях супругов: во взаимной исклю­чительной привязанности, частично - эротических потребностей.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эро­тических потребностей в отношения матери иребенка, как правило, ею не осозна­ется. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в выска­зываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставле­нии идеализированных ею собственных отношений с сыном не удовлетворяющим ее отношениям смужем.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. В этом случае у ро­дителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у нихсохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они от­крыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований кнему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым сти­мулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое на­рушение воспитания - потворствующая гиперпротекция либо просто понижен­ный уровень требований.

В случае воспитательной неуверенности происходит перераспределение власти в семье меж­ду родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспита­ния - потворствующая или доминирующая гиперпротекция. Для родителей характерны: повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о болезненности ребенка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые наруше­ния воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обраще­ние.

Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда роди­телями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя в детях», «продолжить себя».

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение данного лица в детстве его собственными родителями, то, что он сам в свое время не полу­чил родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, напри­мер выраженная интровертированпость или шизоидность.

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ре­бенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, по не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алко­голю, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с таки­ми же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает изэтого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым каче­ством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой ипостоянной борь­бе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, кото­рые они в связи с этим применяют.



Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обус­ловливаемые нарушения воспитания - противоречивый тип воспитания характеризует соеди­нение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо до­минирующей гиперпротекцией другого.

«Вынесение конфликта» наиболее часто проявляется в выражении недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интере­сует нестолько то, как воспитывать ребенка, сколько то, ктоправ в воспитатель­ных спорах.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ре­бенка) пола (шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала предпочтения женских качеств - ПЖК). Обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гиперпротекция,эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку определяется не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу. При наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Воз­можен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гипер­протекции».

Таким образом, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (2001) выделяют следующие основные типы патологизирующего семейного воспитания.

Потворствующая гиперпротекция

Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стре­мится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных и гипертимных черт личности у детей и подростков.

Доминирующая гиперпротекция

Ребенок также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил ивремени, однако в то же время они лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и за­преты. У гипертимныхподростков такие запреты усиливают реакцию эмансипа­ции и обусловливают острые аффективные всплески экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном и астеническом типах акцентуаций доминирующая гиперпротекция значительно усиливает астенические черты.

Родительская гиперопека препятствует самостоятельности ребенка, которому становится трудно под­держивать отношения с другими людьми, принимать решения, что становится преградой развитию не­зависимого поведения и способствует инфантилизации. Чрезмерно опекающий родитель принимает решения за ребенка, защищает его даже от незначительных или воображаемых трудностей вместо того, чтобы помочь преодолеть их. Это мешает формированию у ребенка ответственности, при­обретению социального опыта за пределами семьи, изолирует от других источников социальных влияний. У таких детей возникают трудности в общении с окружающими, в связи с этим у них повышается вероятность невротизации и развития психосоматических расстройств (Хэнневей П.Дж., 1998).

Повышенная моральная ответственность

Этот тип вос­питания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с понижен­ным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мни­тельной акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение

В крайнем варианте - это воспитание но типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или чаще неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок вэтой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавлива­ют в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение форми­рует и усиливает черты инертно-импульсивной акцептуации и эпилептоидного расстройства личности, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуа­циями.

При жестоком обращении родителей с детьми на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением по­требностей. Явный недостаток положительных чувств по отношению к ребенку со стороны родителя выражается обычно в том, что родитель обращается к ребенку отстра­ненным или бесчувственным тоном, не проявляя сколько-нибудь значительного интереса к тому, чем он занимается, не сопереживая его трудностям, редко поощряя и одобряя. Детское же поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и, обычно, пресекается.

Враждебность некоторых родителей проявляется в постоянном возложении ответственности на ребенка за чужие проступки, что фактически превращается в психическое истязание. Другие под­вергают ребенка систематическим унижениям и оскорблениям, подавляющим его личность. Они награждают ребенка негативны­ми характеристиками, провоцируют на конфликты, агрессию, не­заслуженно наказывают.

Гипопротекция(гипоопека). Неадекватность родительской заботы или неправильное руководство поведением ребенка, выражающееся в явном его несоответствии возрастным потребностям и окружающей среде, не обеспечивают его необходимой защитой от попадания в психологически неблагоприятные ситуации. Родители, как правило, не знают, где находится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и подстерегающих его опасностей, не способны своевременно и эффективно помочь ему.

Ребенок предоставлен само­му себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Подобное воспита­ние особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного инеустойчивого типов.

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания представлена в таблице №4.

Таблица №4





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.