МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Одна из причин школьной неуспеваемости.





Мальчик родился от беременности, протекавшей с сильной рвотой, отеками, го­ловными болями. В конце беременности мать перенесла тяжелое простудное забо-лсвание, принимала много лекарств. Художница по профессии, она до последнего дня беременности вела светскую жизнь, много работала, курила и не отказывалась от рюмки вина. «Я же свободная женщина, не хочу, чтобы беременность лишала меня свободы»,— говорила она.

Раннее развитие ребенка было своевременным, но он много болел. Во время болезни (и особенно при высокой температуре) у него начинался бред и галлюцинации, он плохо засыпал, испытывал страхи, что-то видел, куда-то в ужасе бежал, иногда возникали судорожные подергивания мышц рук и ног. С 3—4-летнего возраста эти явления стали проходить, но мать заметила, что ребенок плохо переносит жару, духоту, езду в транспорте, быстро устает, не выдерживает даже незначительного психического и физического напряжения. Если ребенок простужался, то болезнь протекала длительно, потом он никак не мог прийти в себя, становился еще более утомляемым и вялым.

Мальчик был повышенно суетлив, несобран, раздражителен, плаксив. Все это стало особенно заметным, когда он пошел в школу: быстро уставал, к концу урока плохо соображал, становился непоседлив. Продуктивность его была неравно­мерной: если он не уставал, то учился хорошо, все интеллектуальные процессы у него были нормальными, память не страдала. Но стоило ребенку утомиться, не отдохнуть, как он плохо усваивал новое, с трудом запоминал, становился неусидчивым и несосредоточенным, внимание его рассеивалось. Мать заметила также, что если сын днем не поспит или слишком поздно ложится спать вечером, все эти явления усиливаются, он «встает с левой ноги», даже бывает драчлив. Был двигательно неловок, неуклюж, из-за этого часто становился мишенью насмешек со стороны сверстников. Обидчивый и вспыльчивый, он в ответ на легкие обиды и иронию начинал драться. Во время этих драк ему доставалось больше всех: однажды, например, его толкнули, он упал и ушиб голову. В больнице он пробыл неделю в связи с сотрясением мозга, кружилась и болела голова, несколько раз была рвота, постоян­но чувствовал себя уставшим. Потом эти явления уменьшились.

Учился мальчик все хуже и хуже. Это стало очевидным в IV классе, когда нагрузка возросла и мальчик, помимо занятий в общеобразовательной школе, стал дополни­тельно учить иностранный язык (по инициативе матери, мечтавшей, чтобы сын говорил по-английски). В связи со всем-этим его направили на консультацию к врачу. Ребенку было назначено соответствующее лечение, даны лечебно-педагогические рекомендации, которые неукоснительно выполнялись, и через 2 года мальчик был совершенно здоров.

У него был церебрастенический синдром (от церебро — мозг, астения — слабость), обусловленный органическим поражением головного мозга за счет патологии беременности и последующего сотрясения мозга.

Проявления церебрастенического синдрома зависят не только от причины (их может быть много), но и от времени возникновения дефекта мозга. Признаки болезни меньше зависят от психических причин, а усиливаются от езды в транспорте, от физического пере­утомления, от соматических заболеваний. Такие дети жалуются на сильные головные боли, на то, что их укачивает в транспорте, они плохо переносят жару и духоту, быстро утомляются. У некоторых нарушается сон: у одних он чрезмерно глубокий (из-за этого больные, например, не просыпаются во время позыва на мочеиспускание), у других сон очень поверхностный с множеством сновидений, отражаю­щих ту информацию, которую ребенок получил днем. Настроение


обычно неровное: при утомлении дети плаксивы, раздражительны, вспыльчивы; когда отдохнут, слишком веселы, беззаботны. Нерав­номерная интеллектуальная продуктивность очень типична для них: дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже отвечают на последнем уроке, чем на первом. Рекомендуется дневной сон, не следует вечером пить слишком много жидкости, питание должно включать больше витаминов, соков, рекомендуется преобладание молочно-растительной диеты. Следует избегать переохлаждения и перегревания, длительного пребывания в душном помещении, в транспорте. Необходимо ходить в головном уборе (у таких детей часто бывают тепловые удары, обмороки при перегревании).

Важную роль играют не только медикаменты и правильный режим дня, но и лечебная педагогика. Таких детей следует спраши­вать не на последних уроках, а на первых, не в конце урока, а в начале. Нельзя заставлять детей с церебрастеническим синдромом беспрерывно долго заниматься, необходимо устраивать перерывы, ибо, чем больше занимается такой человек, тем ниже его продуктив­ность. Необходимо освобождать их от излишних нагрузок (занятий в специализированных классах с языковым или художественным уклоном, большая общественная работа и пр.). Все эти мероприятия особенно важны в первые школьные годы. ІЦлдлщего же режима следует придерживаться с первых лет жизни ребенка.

Валерий Николаевич Кузнецов и многие другие ученые убеди­тельно показали, что церебрастения (как и многие другие признаки остаточных явлений органического поражения головного мозга) с годами постепенно уменьшается, а затем и вовсе исчезает. Это связано с большими компенсаторными возможностями развивающе­гося человеческого мозга. В тех случаях, когда не было дополни­тельных мозговых инфекций и травм, обычно наступает полная компенсация, она зависит от возраста ребенка и от своевременно начатого лечения. Как правило, компенсация заканчивается к 9— 10-летнему возрасту, хотя- отдельные болезненные признаки (на­пример, склонность к укачиванию во время езды в транспорте) могут сохраняться на долгие годы.

Беда ребенка с церебрастенией в том, что она может пред­располагать его к снижению успеваемости, к неврозам, патологи­ческим формированиям личности и другим расстройствам. Пугли­вые, внушаемые, быстро утомляющиеся дети с церебрастенией легче поддаются воздействию неблагоприятных ситуаций, чем здоровые дети. Именно поэтому у детей с остаточными явлениями органи­ческого поражения головного мозга часто возникают реакции страха, протеста, они легче подражают антисоциальному поведению, у них чаще бывает задержка психического развития.

14-летний подросток, у которого с раннего детства был церебрастенический синдром, жил в тяжелых условиях: отец пьянствовал, скандалил, выгонял сына из дома. Мальчик большую часть времени проводил в обществе детей с трудным поведе­нием, тяжело переживал не только безобразное поведение и пьянство отца, но и то, что сам он был физически слаб, быстро уставал, не мог наравне со здоровыми детьми бегать и играть. В вем развивалось чувство своей неполноценности. Из-за

€2


СКвнлалов дома и отсутствия элементарных условий ученик не мог регулярно го­товить уроки, лечиться, не имел возможности даже выспаться, не мог нормально Отдыхать. И без того' чрезмерно раздражительный и вспыльчивый, он стал еще более взрывчатым и конфликтным. Общаясь с трудными подростками, стал подражать ИХповедению, легко возбуждался, дрался. Однажды вместе с другими детьми забрал деньги у какого-то пьяного, а когда тот стал сопротивляться, избил его: «мстил отцу за •ГО издевательства». Постепенно менялось настроение. Сдал более грубым, мрачным, Пропускал занятия в школе, курил. Ко вр'емеии обращения к специалисту подросток Обнаруживал начальные признаки патологического формирования личности по Возбудимому типу.

Все это говорит о том, что, несмотря на в общем хороший прогноз1 церебрастенического синдрома, при несоблюдении соответствующего режима и при неблагоприятных ситуационных воздействиях це-ребрастения может перерастать в более грубую патологию, вплета­ясь в картину деформации личности.

Мы рассказали именно о церебрастеническом синдроме не толь­ко оттого, что это одно из распространенных и важных с точки зрения здоровья школьников отклонений. Дело еще и в том, что из-за церебрастении у многих детей и подростков появляются приз­наки задержки психического развития: невыносливость, чрезмерная утомляемость, неспособность угнаться за темпом школьных заня­тий — все это приводит к нарастанию дефицита информации, а это делает таких детей хронически неуспевающими учениками. Им ни в коем случае нельзя заниматься хоккеем, футболом, боксом и дру­гими видами спорта, при которых почти всегда бывают ушибы головы: ведь эти дети и без того неуклюжи и плохо себя контроли­руют, поэтому они часто лезут в драки, а из-за этого чаще, чем обычные сверстники, получают ушибы головы. Это в еще большей степени усиливает церебрастению.

ЭТИ МНОГОЛИКИЕ НЕВРОЗЫ...

На нервной почве. Итак, мы уже перешли к расстройствам, лежащим на границе нормы и патологии. Многие из проблем погра­ничной психиатрии столь переплетены друг с другом, что отделить их бывает весьма трудно, но сделать это необходимо. Поэтому следует подчеркнуть некоторую условность разграничения многих погра­ничных нарушений.

Самым частым среди них является невроз. Это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения в отли­чие от неврозоподобных расстройств, внешне похожих на неврозы, но имеющих непсихогенное происхождение. К факторам, способст­вующим возникновению неврозов, относятся специфические особен­ности личности, включая инфантилизм, невропатию, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, о которых речь пойдет позже, психофизическая ослабленность вследст­вие болезней, истощений, интоксикаций и пр. Несмотря на то что

1 Прогноз — ожидаемый результат течения болезни.


термин «невроз» предложен английским врачом Кулленом еще в 1776 году, только в XX веке началось последовательное и глу­бокое изучение этого расстройства. В 1913 году выдающийся не­мецкий психиатр Карл Ясперс (1888—1969) подчеркивал, что невроз для своего определения должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний: 1) он вызывается психической травмой; 2) содержание травмы отражается в клинической картине болезни; 3) невроз появляется, как правило, вслед за психи­ческой травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекра­щается после исчезновения или дезактуализации психотравми-ругощих моментов. При неврозе имеет место сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания.

По форме проявления невроз может быть невротической реак­цией (кратковременное и быстро обратимое психогенное нервно-психическое расстройство), невротическим состоянием (более про­должительное и медленно обратимое) .и невротическим формирова­нием характера, когда факторы, вызывающие невроз, уже не просто «звучат» в картине болезни, а вызывают выраженные характероло­гические изменения.

Среди пенро.'юп выделены: 1) астенический невроз (неврасте­ния), вызванный психическими тр;измамн, переутомлением, нару­шением режима и суточного ритма; 2) невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навяз-чивостсй в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах; 3) истерический невроз и некоторые другие.

У детей и-тодростков чаще, чем у взрослых, встречаются сис­темные неврозы, при которых, помимо свойственных тому или иному виду невроза симптомов, имеются преимущественные пора­жения функции отдельных систем, следствием чего является, напри­мер, заикание, недержание мочи, исчезновение речи (мутизм).

Имевшая хождение долгие годы точка зрения, согласно которой прогноз неврозов всегда благоприятный, в последнее время серьез­но пересмотрена. Прогноз невроза зависит как от непосредствен­ных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших появлению болезни. Нередко внешние причины являются лишь пуско­вым механизмом невроза, болезнь не исчезает в таких случаях после устранения этих внешних причин. Описываются остаточные невро­тические состояния как следствие длительно протекающих неврозов. В более легких случаях, когда в происхождении невроза психотрав-мирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается.

Школьные неврозы.В общественно-политической, а также по­рой и в психологической и педагогической литературе используют термин «школьный невроз», понимая под ним как бы особый нев­роз, якобы вызванный посещением школы и проявляющийся в массе симптомов, среди которых доминирует нежелание ребенка идти в школу. Этот термин был особенно популярен в 1960-е годы, потом его стали применять все реже и реже. Почему? 64


Дело в том, что практически все неврозы у школьников сопро­вождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той и.пи иной степени социальной дезадаптации. В природе еще не описано бо­лезней, благодаря которым больной человек был бы способен ра­ботать дольше и продуктивнее здоровых. У школьника социаль­ная жизнь сводится главным образом к учебе. Если он серьезно заболел, то неминуемо нарушается школьная адаптация и в не­которых случаях ученик перестает посещать школу. Это бывает и при многих неврозах, и при других психогенных расстройствах, о которых мы еще много будем говорить.

Бывает и иное: само по себе посещение школы неприятно ре­бенку, действует на него угнетающе, он избегает посещать школу. Или оттого, что его там обидели, или учителя слишком строги (с его точки зрения), либо он не выучил урок и боится показать свою несостоятельность, или, быть может, школьнику хочется идти по пути наименьшего сопротивления и он любой ценой не идет в школу? Вариантов человеческого поведения тут бесконечное мно­жество, и в этой книге речь идет только об их патологических проявлениях.

Итак, у школьников практически не бывает выраженных невро­зов, которые бы не проявлялись в школе или не были связаны с ее посещением. Понятие школьного невроза недостаточно четко и диф­ференцированно: сюда включаются и всевозможные неврозы, и патохарактерологические расстройства, и все другое, о чем наша книга. Именно из-за недифференцированности, клинической нечет­кости этого понятия термин «школьный невроз» не привился в среде психиатров (особенно в нашей стране) и используется лишь в литературно-публицистическом смысле.

Депрессия в маске и без. Почти все психические расстрой­ства, кроме протекающих с интеллектуальной недостаточностью, окрашены в печальные, грустные тона. Конечно, далеко не все пе­чальные люди психически больны, но почти все душевнобольные люди печальны. Впрочем, есть одна болезнь (в наши дни доволь­но редкая), которая иногда проявляется в болезненно повышен­ном настроении. Речь идет о маниакально-депрессивном психозе. При этой болезни чередуются депрессия (тоска, скорбь, скован­ность) и мания (безоблачно веселое настроение с чрезмерной говор­ливостью, подвижностью и пр.). Маниакально-депрессивный пси­хоз у детей не бывает, он регистрируется у подростков и в более старшем возрасте. По не совсем понятным науке причинам ма­ниакально-депрессивный психоз в наши дни переменил свои про­явления: маниакальная фаза стала встречаться редко, в основ­ном болезнь-исчерпывается депрессивной фазой, да и депрессия сейчас чаще всего не такая, как прежде. Она сглаженная, смяг­ченная, не так бросающаяся в глаза. Зато обычно более дли­тельная, растянутая во времени.

3 Заказ 134 65


Слово «депрессия» употребляют в разных смыслах — в науч­ном, общежитейском и литературном. В последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипо-тимия (снижение настроения, знакомое едва ли не каждому че­ловеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют дистимию — такое кратковременное наруше­ние настроения, которое проявляется раздражительностью, плак­сивостью, капризностью, вегето-сосудистыми расстройствами. Ес­ли человек встал утром «с левой ноги», т. е. злобен, раздра­жен, всем делает замечания, всем недоволен, ищет, на ком бы сорвать злобу, то в таких случаях говорят о дисфориях, которые бы­вают у больных эпилепсией и у лиц с органическими поврежде­ниями головного мозга.

Как правило, в житейском и литературном смысле и дисфории, и дистимии, и гипотимии называют депрессиями и потом удив­ляются, откуда это столько депрессий развилось!

Истинные же депрессии, конечно, существуют, и не так редко. Они бывают не только при маниакально-депрессивном психозе, но и практически при всех душевных расстройствах. Например, нет и не может быть ни одного выраженного невроза, который бы не протекал с пониженным настроением, в некоторых случаях де­прессивным. Нередко депрессивное настроение как бы прикры­вается другими расстройствами, например соматическими. Начи­нают давать такому больному, который долгое время маялся по терапевтическим кабинетам, препараты, снимающие депрессию (антидепрессанты), как его соматическое состояние резко улуч­шается. Вот и говорят о депрессиях в маске соматического заболевания.

Чаще всего в практике детского и подросткового психиатра встречаются невротические депрессии и специфические депрессии у подростков.

В чем смысл невротических депрессий? Человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие (оно неблагоприятно лишь для данного индивида, 99% других людей это воздействие не воспринимают как неблагоприятное), у него ухудшается на­строение, он испытывает чувство своей неполноценности, ущерб­ности, ругает себя, ищет у себя всевозможные недостатки и т. д. Все это сочетается с невротическими нарушениями сна, аппетита и пр. Но в любом случае на первый план выходит стойкое по­нижение настроения, зависящее от ситуации. Вот это расстрой­ство ученый из ФРГ X. Фёлькель и назвал «невротической деп­рессией». В нашей стране оно было подробно описано Надеждой Дмитриевной Лакосиной в 1970 году. У детей невротическая деп­рессия — это не столько депрессия, сколько гипотимия и дистимия.


reioef она недлительно, успешно излечивается. Помимо лекарств, помогает чувство юмора как у педагога, так и у школьника, ксимальная заняіость (труд — лучший лекарь всех психических

Іболеваний у детей и подростков), оптимистическое воздействие JfflBcca и семьи.

Депрессия у подростков — это совсем другое дело, до конца ІЩе не изученное. Давно известно, что данный возрастной период, ИОТЯ то и «опьянение без вина» (Гете), часто сопровождается фустью и печалью, которые нередко достигают такой степени, WO подросток добровольно расстается с жизнью.

, Депрессии у подростков могут выступать в «чистом» виде и ft какой-то маске (чаще соматической). Обычно во втором случае ДОДростки жалуются на общую разбитость, пониженное настрое-Ние,отсутствие аппетита, непонятные боли в разных частях тела. Если жалобы затянулись, если поведение больного вызывает опа-всние у окружающих, то такого подростка лучше проконсульти­ровать с педиатром, а тот уже решит, нужно ли обращаться к Психиатру. Подобные депрессии обычно излечиваются без следа, Нужно только правильно их лечить. Но если речь идет о деп­рессии, то всегда нужно быть начеку: почти все самоубийства совершаются, когда настроение понижено, когда одолела тоска И потерян смысл жизни. Всякое неуважение к школьнику, гру­бое к нему отношение (учитывая тем более повышенную рани­мость подростков, их чрезмерную чувствительность ко всякого рода замечаниям и нотациям) — это и многое другое могут вызвать Пониженное настроение или резко заострить его, а от этого до не­поправимой беды один шаг.

Почему у меня невроз, а у соседа нет? Что предрасполагает к неврозам? Ведь у всех людей бывают неприятные переживания и всякие — порой очень сложные — проблемы, а неврозы возни­кают далеко не у всех и по-разному протекают: у одних прохо­дят быстро и бесследно, а у других тянутся годами. Понятно, что дело не в самих психических травмах, а в том, как их вос­принимают люди. Ведь некоторые люди как бы предрасполо­жены к тому, чтобы быстрее и глубже воспринимать удары судьбы; миллионы людей переносят всевозможные обиды, неудобства, тя­готы, и большинство из них довольно легко и быстро приходят в себя и сразу или постепенно, но забывают то, что с ними происходило. Одни выносливы и сильны, другие слабы, обстоятель­ства могут их «сломать». Часть из таких наиболее слабых и подат­ливых к необычному восприятию внешних воздействий людей — »то физически больные, соматически ослабленные люди, многие из них пребывают в том возрасте, когда возрастают ранимость и без-ицщнтность (это чаще всего дети, подростки и старики), а некото­рые — это субъекты с конституциональной психической слабостью. Эти сборная группа людей, у каждого из которых свои особен­ности, и не любая психическая травма может привести их к нев­розу; как каждому замку соответствует свой ключ, так и каж-

:»* 67


дои аномальной психической конституции должна соответство­вать определенная психическая травма, способная вызвать нев­роз. Если содержание травмы и особенности личности не Сов­падают, то никакого невроза и не будет. Мы знаем подростков с такими особенностями характера, благодаря которым чело-пек равнодушен ко многим явлениям, для большинства людей являющихся психической травмой, но он обостренно реагирует на то, на что обычные люди почти не обращают внимания; такой субъект, например, может равнодушно отнестись к смер­ти своих близких, но горячо переживать утрату любимой марки или политические события в отдаленных от него краях. Бывает и иначе. Вот один из монологов.

Зачем я родился таким тонкокожим! Я все воспринимаю, на все реагирую, мое сердце, будто какой-то локатор, улавливающий все, что происходит в мире, все, что творится вокруг меня. И этим обнаженным сердцем я реагирую на всякую ерунду и неерунду. Все вызывает во мне волнение, все трогает, все заставляет думать, страдать, бояться, надеяться, опасаться. Например, полет на самолете для меня — многодневная драма: задолго до полета я мучаюсь, боюсь, не сплю, теряю аппетит, весь свет мне не мил, вспоминаю все случаи авиакатастроф, пред­ставляю, как мой самолет разбивается, жалею себя — ведь жизнь прожита, а в ней мало чего хорошого было, пес надеюсь, что впереди будет что-то необычное, опрппдынающсс мое пребывание нп земле. И вдруг смерть. Фу, какой ужас! Доктор, я но сумасшедший? Слава богу, что ист, но от этого мне не легче.

Лечение неврозов не может быть некомплексным. Исключение психотравмирующих ситуаций, отреагирование вовне болезненных переживаний, уменьшение психического напряжения значительно помогают таким больным. Общеукрепляющее и успокаивающее ле­чение в сочетании с правильно проводимой психотерапией могут при­вести к безусловному успеху, что убедительно подтвердили Олег Александрович Трифонов и многие другие современные детские психиатры.

О неврозах много пишут и еще больше говорят. Некоторые авторитетные ученые рассматривают нынешнее широкое распрот странение неврозов как своеобразную расплату за повышение тем­па жизни. С нашей же точки зрения серьезных оснований для пессимизма нет: пластичность нервной системы человека порази­тельна, человек быстро привыкает к самым разнообразным и в прошлом, казалось бы, немыслимым перегрузкам, причем у боль­шинства не возникает никаких неврозов.

Исключить неврозы можно, если в каждом школьном коллек­тиве, в каждой семье, в каждом случайном микросоциальном объе­динении (например, в очереди в магазине) люди будут щадить друг друга, не станут портить себе нервы, не будут ссориться по пустякам, если они научатся разумно строить свои отношения друг с другом и следовать принципам психогигиены. Важную роль в профилактике неврозов играет также исключение пьянства, так как подавляющее большинство детей становятся невротиками из-за скандалов и ссор, виновниками которых явилось пьянство родите-


Лей. Алкоголизм отцов является важнейшим невротизирующим фак­тором, приводящим к психиатру детей, жен и соседей пьяниц.

Уменьшить возможность неврозов можно также, если люди бу­дут преодолевать свою мнительность, не будут чрезмерно фикси­роваться на своих болезненных ощущениях и искать у себя сим­птомы болезней, ибо кто ищет, тот всегда рано или поздно найдет.

Как добиться ликвидации психических травм и микросоциаль­ных конфликтов, приводящих к неврозам? Психиатр не может дать ответ, годный на все случаи жизни. Все хорошие советы чело­вечеству давным-давно уже даны, тысячи мудрецов разных эпох И в разных странах призывали людей лучше друг к другу отно­ситься, не воевать, не унижать друг друга. Сотни корифеев пе­дагогики опубликовали тысячи статей-предупреждений, обращен­ных к своим коллегам, с просьбами и требованиями быть милосерд­ными к своим ученикам, быть понимающими, вежливыми, интел­лигентными, уважать в школьнике чувство собственного достоинства, не унижать юное существо. Легионы писателей-моралистов гром­ко, на весь мир обличали жестокость, злобность взрослых, мстящих детям за свои собственные неразрешимые проблемы. Ф. М. Достоев­ский на всю планету взывал к обезумевшим от взаимной ненависти людям: опомнитесь, пожалейте детей!

Помогли ли эти призывы, советы, обвинения? Всякий, кто будет вновь говорить о них, будет в лучшем случае повторяться. И го­лос его на фоне голосов Толстого или Достоевского вряд ли будет услышан.

Однако повторять надо, другого выхода нет. Ведь слушаемое, но не услышанное сейчас, может быть понято в будущем.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.