МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Новый .Лантье или самовлюбленный Нарцисс?





Подростку 17, матери 40 лет. Она по профессии музыковед. Считает себя очень сдержанным человеком. Физически здорова. Отец героя нашего рассказа по­следние 5 лет с семьей не живет. Он музыкант, по характеру жестокий, эгоцентричный, грубый, несдержанный, неуравновешенный. Как отмечает мать, мальчик больше по­хож на отца по характеру, хотя у отца эти черты меньше выражены, чем у сына. Материально-бытовые условия в семье очень хорошие. Обстановка дома спокойная. Мать с бабушкой живут дружно. У матери много подруг, с которыми она часто общается и помогает им. На работе ее уважают, часто с ней советуются по разным вопросам.


Мать отмечает, что мальчик всегда был несколько замкнутый, больше любил играть с девочками и со всеми, кто им восхищается, много читал. С раннего детства Обнаруживал большой музыкальный талант, участвовал в различных музыкальных конкурсах, занимал, как правило, призовые места. В школе учился хорошо, все схватывал на лету, к занятиям никогда не готовился, был очень сообразителен не только в занятиях, но и в практической жизни. С детства разговаривает на иностран­ных языках, хорошо знаком с поэзией и живописью.

Чем больших успехов он добивался в школе и в музыке, тем больше внимания уделяли ему учителя, тем больше они подчеркивали достоинства и таланты маль­чика, не скрывая, что видят в нем вундеркинда и будущую музыкальную звезду. Ребенок находился все время в атмосфере восхищения им и постоянного выделения из среды «бездарных» сверстников. В связи с музыкальными успехами ребенка его выступления транслировали по телевидению, перед концертом за ним присылали персональную машину, и он, вызывая зависть и восхищение сверстников, торже­ственно отправлялся на концерт. Постепенно с годами в ребенке развилось самолю­бование, неуважение к внешне менее способным, к «неудачникам». Он требовал к себе повышенного внимания со стороны педагогов, игнорировал их замечания, мно­гие дружеские советы воспринимал как проявления зависти. В нем карикатурно развивалось стремление везде быть первым, чтобы окружающие воспринимали его как самого лучшего, самого уникального. Однако мальчик много работал над собой, много занимался, и его успехи в музыке были заслуженными. Педагоги, отмечая многие неприятные стороны его характера, в первую очередь самовлюбленность, заносчивость и эгоизм, единодушно подчеркивали талантливость ребенка, его боль­шое музыкальное будущее, для чего у него, по их мнению, были и задатки, и боль­шая трудоспособность, а также необыкновенная преданность любимому занятию.

В последние годы мать стала обращать внимание на неровный и неприятный другим людям характер мальчика, однако считала его естественным для талантли­вого человека, тем более что среди коллег она наблюдала много людей с такими же или с еще более тяжелыми свойствами. Ее больше тревожила крайняя взрывчатость мальчика, нетерпимость его к чужим мнениям и безудержность в реакциях. Из-за крайней вспыльчивости ребенка в классе прозвали «психом».

Об этой своей особенности мальчик рассказывает так. Когда ему было 3—4 года, он однажды убил пролетавшую муху и в то время, как она, мертвая, падала, вдруг испытал прилив сил, громадную радость, удовольствие, сходное с сексуальным. С тех пор как он убивал мух или насекомых, он испытывал такое состояние (когда же при этом подобных эмоций не появлялось, мальчик злился, становился суетливым, растор­моженным, неуправляемым, упрямым, хмурым). Когда ему было 6—7 лет, он поссо­рился с одним мальчиком и в драке стал душить его. В это время вдруг вновь испы­тал то состояние, которое было у него раньше и которое с годами становилось все более редким. Ощущая шею побежденного мальчика, он вдруг испытал радость, облегче­ние. После этого целый день ходил под впечатлением от пережитого. В дальнейшем, когда он вспоминал эту историю, испытывал сильное и радостное душевное волнение. Чтобы вновь ощутить все это, ребенок старался каждый раз восстанавливать в па­мяти пережитое.

В 9—10-летнем возрасте с ним произошла аналогичная история: подравшись в классе, он едва не задушил обидчика. Во время борьбы и именно тогда, когда он повалил противника и стал его душить, он пповь испытал сильное возбуждение. С тех пор как он видел этого мальчика, у пего при одном только воспоминании о про­шедшей драке возникало сильное возбужденно (пот так и образуются патологи­ческие привычки!).

В 12-летием возрасте он подружился со сверстницей, много времени проводил с ней. Однажды они поссорились, и он в приступе ярости стал ее бить. Он испытывал в это время только злость, безотчетную ярость, никакого удовольствия не было. С тех пор он замечал, что возбуждение у него возникало только тогда, когда он дрался, душил, щипал мальчиков. Всякое возбуждение сопровождалось крайней яростью, во время которой он мог убить, задушить, теряя над собой самоконтроль, с очень большим трудом сдерживаясь. Однажды мальчик прочитал роман Золя «Человек-зверь» и очень заинтересовался образом главного героя Жака Лантье, ему каза­лось, будто он сам человек-зверь, и под этим углом он стал анализировать свою жизнь. После прочтения этого романа мальчик на некоторое время стал грубить матери.


Однажды, когда мать сделала ему какое-то замечание, он схватил ее и подбежавшую бабушку и выбросил их из комнаты, обнаружив при этом недюжинную силу.

Стал проявлять повышенный интерес к жизни великих музыкантов. Вообще в последний год стал более откровенным с матерью, расспрашивал ее об интимных сто­ронах жизни. Ему доставляло удовольствие, когда школьники говорили о нем как о необычном человеке не только из-за его музыкальных достижений, но из-за его ярост-ности, несдержанности, безудержности. В школе его по-прежнему звали «психом», и он гордился этим прозвищем.

Мать решила показать мальчика психиатру; ее беспокоили садистические на­клонности сына, трудности в поведении, из-за чего он беспрестанно ссорился с одно­классниками и принимал позу непризнанного гения, Во время беседы охотно расска­зывал врачу о своих переживаниях, об интимных подробностях, не считая их болезнью. В поведении много демонстративности, самолюбования, преувеличивания своих спо­собностей, о которых говорил без сомнения, как о чем-то необычном и встречающемся очень редко. Каких-либо жалоб не предъявляет, однако считает, что его вспыльчи­вость, безудержность, неумение ладить с людьми ему весьма мешают в жизни и он хотел бы от них избавиться, но в то же время добавляет, что без этих черт он, как талант, видимо, не смог бы развиваться. Настроение ровное, хотя отмечает в прош­лом колебания настроения, которые чаще всего провоцируются психогенне и бывают весьма продолжительными. По его словам, к матери относится с большой симпатией и лаской, переживает за нее, старается убедить ее в необходимости меньше работать и больше беречь себя. По словам матери, мальчик вообще любит всех родствен­ников и пользуется у них уважением из-за своей отзывчивости и доброты. Периодов вялости, апатичности не отмечает. Кажется внешне общительным ребенком, однако сам считает себя одиноким, не имеющим очень близких друзей, которым бы он мог открыть душу. Видит цель своей жизни в музыке, в дальнейшем развитии и усовер­шенствовании своих музыкальных данных. Настроен после окончания школы посту­пить в консерваторию.

Так что же у этого подростка? Нарушенные влечения, но не уси­ление их, как у предыдущего подростка, а извращение. На ранних этапах эти отклонения внешне шли по типу закрепившегося рефлекса, однако такой механизм не является единственной и тем более основной причиной подобных расстройств, важны и особен­ности воспитания, культивировавшие в мальчике эгоцентризм, теат­ральность поведения, преувеличение своих возможностей, высокомер­ное отношение к другим людям и т. д., поэтому можно говорить о патологическом фФрмировании личности истерического типа. Высо­кий интеллект мальчика, благотворное влияние на него матери могут сыграть положительную роль в процессе выравнивания, гармони­зации его характера (обязательно на фоне приема медикаментов). По мере созревания мальчика отмечается также уменьшение сади­стических тенденций, что является прогностически благоприятным признаком.

Мать подростка вовремя спохватилась и начала его регулярно лечить. В последний раз мы видели его спустя пять лет после первой нашей встречи. Он полностью здоров, никаких извращений в нем нет, но характер остался по-прежнему нелегким: период самолюбо­вания и презрения к «бездарностям» закончился, но на первый план стали выходить деспотизм, стремление всех подчинить себе, своим интересам, повышенн«я конфликтность, раздражительность, не­сдержанность. Он считает, что эти черты характера, конечно, ни­кого не делают счастливым (ни обладателя их, ни тех, кто с ним сталкивается), но в мире, в котором он живет (а он профессиональ-


f f ный музыкант), такие свойства личности, по его мнению, мало кого * удивляют и мало кому мешают. В музыкальном исполнительстве не достиг больших высот, обвиняет в этом себя (мало занимался, нужно было вообще ни спать, ни есть, а только работать и работать), интриги и непонимание со стороны окружающих. Выражено чувство недовольства собою.

Вот такой это человек. Болезнь его проявлялась в нарушениях влечений, от этого врачи его вылечили. Что же касается его харак­тера, то он явно дисгармоничный. Почти всегда то, что усилено или увеличено в подростковом возрасте, после этого периода резко умень­шается или вообще исчезает. В подростковом периоде карикатур­но заостряется то, что заложено в человеке, но возраст проходит, и все его излишества также бесследно уйдут. Главное, чтобы в этом опасном и беспокойном периоде подростков не воспитывали так, как воспитывали нашего музыканта.

Перекати-поле

Ему 30 лет, физически сильный, рослый мужчина северного типа. Всю жизнь его носит по стране, он не может найти постоянного пристанища. По профессии слесарь. «Профессия ходовая, везде нужная». Себя называет «перекати-поле».

«Я копия героя рассказа Юрия Казакова «Легкая жизнь», будто с меня все спи­сано,— то ли жалуясь, то ли с гордостью говорит он,— всю жизнь не мог себе места найти, объездил всю страну, только понравится, устроюсь, обзаведусь друзьями, вновь начинаю зуд какой-то чувствовать, опять хочется в дорогу, но себя ругаю, знаю, что нелепо так мотаться по стране, нужно где-то устроиться. На одном месте вроде все мне нравится, но пет — опять чувствую какую-то потребность сменить место, что-то меня так и подмывает вновь уехать дальше. Так всю жизнь. Почему так со мною случилось? Ведь эта страсть к бродяжничеству как болезнь, как зараза, от меня не зависит, помимо моей воли мною руководит.

А началось все с детства. Было мне лет 12—13. Стал созревать как мужчина; но что-то очень быстро созревал: начал курить, иногда попивал, стал возбудим и агрессивен. Однажды подрался с пареньком, а тот меня сильно по голове стукнул, в результате сотрясение мозга, потом долго в себя приходил. Стал чувствовать в себе какие-то странности: появилась любовь смотреть на огонь, получал сильнейшее удо­вольствие, если видел, что где-то что-то горит. Резко возросло влечение к женщинам, по ночам только они и снились, часто онанировал. Чувствовал, что так и подмывает уехать куда-нибудь. Убегал из дома, бродил по 2—3 недели, возвращался домой грязный, голодный. Мать ругала, все спрашивала, отчего я бегу из дома, а я и сам ничего толком объяснить не мог. Когда пошел в армию, самые муки-то и начались. Вначале все было интересно, а потом опять захотелось побродяжничать, а из армии далеко не уйдешь. Но уходил. Возвращали. Положили на военно-психиатрическую экспертизу. Признали больным. Болезнь, дескать, и проявляется в неодолимом стрем­лении к бродяжничеству. Назначил» лечение. Не поверил — думал, что это не бо­лезнь. Отказался от лечения. Так всю жизнь и скитаюсь. А теперь вот сам пришел за помощью».

В вышеприведенном монологе — жизнь человека, который в кон­це концов понял, что страдает расстройством, которое на медицин­ском языке называется дромоманией (от греческих слов: мания — страстное влечение и дромос — дорога, путь). Развивается оно в сочетании с другими нарушениями влечений, обычно это последствие ушибов головы, сотрясений мозга, воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли ' в подростковом периоде. На с. 108 мы уже немного рассказывали об

^ *

, 137


этом расстройстве.. Теперь остановимся на нем подробнее.

Механизмы бродяжничества.Нередко термином «дромомания» квалифицируют состояния самого различного происхождения и раз­ного качества,, объединенных только одним — побегами из дома и школы.

Побеги за редким исключением бывают только у детей и подрост­ков; у взрослых дромомания встречается как продолжение тех нару­шений, которые начались в детском или подростковом возрасте. Практически все расстройства, проявляющиеся в побегах, к взрос­лому возрасту проходят, либо становятся скрытыми. Вышеприведен­ный пример 30-летнего мужчины — крайняя редкость.

Выделяется несколько основных механизмов бродяжничества у детей и подростков. Как уже указывалось на с. 108, главнейший из них — так называемая сенсорная жажда, т. е. потребность во мно­жестве .новых и ярких впечатлений.

Подвержены подобного рода бродяжничеству дети инфантиль­ные, безудержные фантазеры, любители приключений. Они и сами увлекаются игрой, теряя чувство меры и реальности, ответствен­ности перед ближними, и способны увлечь других, более слабых и внушаемых детей (вспомнили «Приключения Тома Сойера»?). В наше время такими детьми движут обычно романтические порывы. Начитавшись приключенческих книг, переполненные романтически­ми настроениями, многие из таких лиц бегут из дома, так сказать, из самых лучших побуждений. Один из них, настроив соответствую­щим образом нескольких своих приятелей, убежал вместе с ними из дома и более недели блуждал, пытаясь пробраться в один из южных портов, чтобы оттуда отправиться в Африку. Этих мальчи­ков относительно быстро обнаружили и вернули домой. Спустя не­которое время они вновь решили бежать из дома, но уже на Таймыр, чтобы «наконец-то решить, есть ли «Земля Санникова» или нет».

«Идейный» характер побегов инфантильных детей и подростков встречается не так уж часто; несравненно чаще они бродяжничают в поисках новых впечатлений и при нежелании заниматься школь­ными занятиями, требующими от них определенной усидчивости и трудолюбия. В школе и дома им скучно, но определить свои интересы они не могут, поэтому бесцельно слоняются по улицам, разгляды­вают витрины магазинов и афиши кинотеатров, ночуют на черда­ках, в подвалах, на стройках, вокзалах и т. д., питаются, естествен­но, как попало. Разумеется, что некоторые из таких детей и подрост­ков довольно быстро оказываются в одной компании с пьяницами, преступниками и сами начинают воровать, курить, пить вино, сквер­нословить, хулиганить. Рано или поздно, но большинство .из них об­наруживается милицией, их приводят домой, заставляют посещать школу, но далеко не всегда удается перестроить психику подрост­ков, которых неудержимо влечет на улицу, в бесконечно приятную им свободную жизнь, лишенную всяких социальных ограничений. Чаще всего это дети и подростки из очень неблагополучных семей. Сбегают они из дома, как правило, неоднократно.


Эти типы бродяжничества,, в отличие от истинной дромомании, скорее являются результатом педагогической запущенности и у боль­шинства .людей по мере душевного созревания, приобретения жиз­ненного опыта заметно смягчаются, а после 18—20 лет уже редко дают о себе знать. Романтическое восприятие жизни сменяется бо­лее осознанным, цельным, общественно направленным. Человек ста­новится более ответственным перед окружающими людьми. Однако важно вовремя понять таких детей и подростков, уделить им свое время, отучать от бессмысленной страсти, создать аффективно-на­сыщенную социально-положительную доминанту (короче говоря, хобби), а это уже дело педагогов и родителей. Если же страсть к бродяжничеству — отражение глубокого нарушения влечений вслед­ствие органического заболевания головного мозга, шизофрении, эпилепсии, психопатии и пр., то никогда не удастся избежать вме­шательства психиатра и специального лечения.

К подобным проявлениям относится и так называемый амбула­торный автоматизм в состоянии сумеречного расстройства .созна­ния у некоторых больных эпилепсией или истерией. Поступки таких людей внешне не всегда представляются необычными, странными, но сами больные не отдают себе отчета в своих действиях и по выходе из состояния помраченного сознания ничего о них не помнят. В состоянии сумеречного расстройства.сознания эпилептики совер­шают порой длительные поездки (один из них в конце XIX века уе­хал из Франции и был крайне удивлен, когда, придя в себя, обна­ружил себя в далекой Индии). Во время такого изменения созна­ния больные могут сутками, иногда неделями бродяжничать, не отдавая себе отчета в своих действиях и полностью забывая, что с ними происходило. Поэтому по выходе из состояния расстроен­ного сознания эти больные не могут толком объяснить, где они были, что делали и пр.

«В знак протеста». Несравненно чаще обнаруживаются дети, у которых ведущим механизмом бродяжничества являются реакции протеста против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему со стороны старших пли сверстников. В результате ребенок убегает из дома и из школы. Такие реакции протеста могут, закре­пившись, часто повторяться уже в ответ на незначительные заме­чания, укоры, требования. Меняется и настроение таких детей: оно становится хмурым, недоброжелательным, капризным. У некоторых из таких детей и подростков развиваются чрезмерная подозритель­ность, обостренное восприятие любой несправедливости, стремление везде видеть и фиксировать плохое отношение к себе, всеобщую несправедливость и пр. Итак, под влиянием длительных психотрав-мирующих ситуаций и обостренного переживания реальных, а чаще мнимых, несправедлипостей у таких подростков постепенно меня­ется характер, деформируется личность, они становятся трудными в общении.

12-летний мальчик отличался чрезмерной впечатлительностью, нерешительностью, мнительностью, обидчивостью, ему всегда казалось, что отец предъявляет к нему


повышенные требования, несправедливо его ругает. В школе плохо справлялся, с занятиями, быстро уставал, болела голова, плохо соображал, хотелось спать, были и другие церебрастенические проявления. Из-за этого учился ниже своих возможностей. А отец требовал только хорошей успеваемости и обвинял сына в симуляции. Отец иногда выпивал, во хмелю был буен, бил жену, нецензур­но бранился, выбрасывал из дома вещи и пр. Однажды, будучи пьян, избил сына, тот долго помнил обиду и никак не мог простить отцу оскорблений. В следующий раз, когда отец пришел домой пьяный, мальчик закричал: «Если только пальцем меня тронешь — убегу!» Эти слова только разозлили отца, и он снова избил сына. Маль­чик убежал из дому: вначале он скрывался у бабушки, а потом, когда за ним пришли родители, убежал на вокзал и сел в первый попавшийся поезд. Через два дня был возвращен милицией, отец даже попросил у него прощения, обещал больше не бить, сын с ним помирился. Через некоторое время мальчик получил две двойки по рус­скому языку, и опять отец крепко избил его за это. Мальчик вновь убежал. С тех пор он часто убегал порой из-за малейшего замечания. Иногда он бродил под ок­нами школы, во время перемен рассказывал одноклассникам о том, как его изби-ваех отец, причем весьма преувеличивал и обстоятельства этих избиений и пьянство отца. Мальчик все больше отставал в школе, появилось неверие в свои силы, ухуд­шалось настроение, нарушился сон, аппетит. В конце концов мальчик был направ­лен в лечебное учреждение. Там он отдохнул, отключился от болезненных пережи­ваний, окреп физически, нагнал пропущенный материал и в дальнейшем уже не об­наруживал каких-либо трудностей в поведении. За это время нормализовалась и об­становка дома, отец стал более гибко и осторожно относиться к сыну, стремился не провоцировать прежние эксцессы. Почти перестал употреблять алкоголь, старал­ся установить с мальчиком более глубокий контакт. С сыном проводилось психо­терапевтическое лечение, удалось изменить и отношение мальчика к отцу, к его замечаниям и т. д. Благодаря всему этому характер подростка стал более гармо­ничным.

Но не всегда таким детям удается помочь: из-за несвоевремен­ного лечения, невозможности ликвидировать психотравмирующие условия в семье и в школе, продолжающегося алкоголизма роди­телей и многих других причин. В таких случаях «трудное» пове­дение еще больше усиливается, появляется агрессивность, кон­фликтность. Побеги из дома перестают быть более или менее изо­лированным симптомом и уходят на задний план, оказываясь все менее и менее психологически понятными, мотивированными и не увязываясь больше с неблагоприятной ситуацией. Наступает гло­бальное изменение личности человека, во многих случаях уже не­обратимое.

Таким образом, побеги из дома и школы требуют вниматель­ного к ним отношения. Склонность к бродяжничеству имеет, как было уже показано, разное происхождение, различную динамику и требуют неодинаковой помощи. Но какова бы ни была причина этих нарушений, большая (быть может, основная) роль в профи­лактике этих явлений и излечении уже имеющихся расстройств принадлежит социальному окружению.

Наши читатели, наверное, уже обратили внимание вот на что: о чем бы ни шла речь в нашей книге, почти всегда упоминается о пьянстве и о вытекающем из него безобразном отношении роди­телей к своим детям. Почти каждая глава нашей книги — печаль­ная иллюстрация к рассказу о том, к каким тяжким душевным от­клонениям у детей и подростков приводит пьянство взрослых. За­думайтесь еще раз над этим, особенно тогда, когда вы в очеред­но


Ной раз снисходительно хотите пожурить пьяного соседа, сослу­живца, родственника, мужа, брата или себя.

Крик души.Нередко в побегах подростков повинны и учителя: их поведение является либо причиной, либо, что чаще, поводом к бродяжничеству школьников.

Когда в одном из номеров журнала «Семья и школа» была опубликована наша статья о бродяжничестве у подростков, мы получили много писем от матерей и от самих больных. Вот отрывки из некоторых писем.

Уважаемая редакция! Беда у меня большая .с сыном. Он у меня один, растет без отца с 5 месяцев, так как мы от него уехали. Он пьяница и хулиган. Рос мой сын всегда чересчур неуравновешенным, подвижным, но добрым, ласковым и раз­витым. Когда он пошел в I класс, учительница оказалась очень строгой -и злой. Как-то она узнала от соседей, что отец ребенка посажен в тюрьму на 4 года, и, хотя мы не жили с ним уже 7 лет, учительница вытаскивала ребенка к доске и застав­ляла говорить в присутствии всех, где его отец и какой он. Он все это скрывал от меня, пока мне не сказали об этом девочки из его класса. Я обратилась к дирек­тору шкапы, и она предложила перевести его в другой класс. Но учительница смеж­ного класса явно не хотела его брать. Во II класс он пошел к ней. Но и там ничего не наладилось, учительница брала его парту и швыряла ее к порогу, не желая, чтобы он сидел с детьми. Я старалась не вступать в конфликт с учительницей, думая, что потихоньку все как-то наладится. Школа посылала сына к психиатру. Тот дал заключение, что он здоров, может обучаться в обычной школе, а меня строго предупредили, чтобы я убрала его из этой конфликтной обстановки. Но я не могла сделать этого. Пришел он однажды домой, заплакал и сказал: «Мама, не пойду я больше в школу! Не могу!» Я его стала заставлять, в результате через неделю ушел из дома, и не было его педелю. Это было во втором четверти II класса. Нашли его в другом городе, одичавшим, худым, взгляд был отрешенный. С тех пор он стал убегать регулярно; в конце концов поставили на учет за бродяжниче­ство. И вот почти 4 года он у меня убегает; никому не передать все, что я пережила, о чем я думала ночами, разыскивая сына. В IV классе я его перевела в другую школу, где его тоже не хотели брать, раз ему поставили за бродяжничество двойки по поведению. Но учительница вскоре мне сказала, что мальчишка непло­хой, но не скоро он душой потеплеет и отойдет.

Я решила уехать из своих теплых краев на Крайний Север, надеялась, что холод его остановит от побегов. Но и здесь продолжалось то же, и, что самое стран­ное, сын познакомился с группой ребят, которые воровали, и сам совершил ряд таких проступков. О школе и говорить не приходится. Учительница, как увидела двойки по поведению за все классы, сразу обратилась в милицию, дурная слава о нем загремела на весь класс и всю школу. Общаться он стал только с этими ре­бятами и даже уходил из школы с уроков. Интереса к учебе у него сейчас совер­шенно нет.

К нам сейчас приходит тоже весна, а мой сын снова мыслит о побегах, снова жжет спички, костры.

И вот я прочитала в журнале вашу статью «Почему он ушел из дома?» Мне кажется, что это написано про него. Он тоже со II класса любит очень огонь, жжет спички, бумагу, в квартире везде потухшие костры. Спички прячу, но, однако, он их находит. Сейчас даже стыдно мис за эти спички, он выше меня ростом, ему 13 лет, а спички все равно жжет. Я пошла к невропатологу; но ответ получила такой: «Мало ли что там напишут, все это еще проблемное, неизученное. Я и сам любитель побродить. Ребенок ваш здоров». Я пыталась его убедить, что побродить и бродяжничать — это две разные веши. Мой сын все эти годы бродяжничал в одиночку, по 2—3—4 дня. Жил на чердаках, в подвалах, в разрушенных домах, голодал, но нигде, кстати, ни разу пока не было замечено, чтобы он воровал. Может, он болен на самом деле. Дома ласков, меня жалеет, не знает, куда деться, когда меня за него ругают, а все равно уходит с уроков. Учится плохо, разговаривает с раздражением, вид такой озлобленный. Вчера была комиссия по делам несовер-


шеннолетних, куда пригласили и меня с сыном. Он пошел один, я не решилась, боялась, что решат забрать его в спецшколу. Вызывали его за плохую учебу и пропуски уроков. Все последнее время я хожу в школу, помогаю ему по матема­тике, присутствую на уроках. Но от такой учебы, я понимаю, проку не будет. Сейчас, конечно, все это больше выглядит как привычка к бродяжничеству и вы­работалось упорное нежелание к учебе, но как проверить, здоров ли ребенок, прежде чем его у меня заберут. Я никого сейчас не хочу винить, но что нам дальше делать — не знаю. Истинной человеческой помощи и совета нету ни от кого».

Еще одно письмо:

У нас с мужем не было детей, поэтому мы взяли в детском доме мальчика; кто его настоящие родители, мы не знаем, известно лишь, что они были пьяницами и лишены родительских прав. До школы ребенок рос без особых трудностей, хотя был расторможен, суетлив, вспыльчив и лжив, но в общем был терпим. Все труд­ности начались или, точнее, усилились с I класса: сын воровал, обманывал, убегал с уроков и из дома. Обратились к врачу, он направил в детское отделение психиат­рической больницы. Там сын пролежал несколько месяцев и был выписан с диаг­нозом «психофизический инфантилизм» (он и ростом не вышел, щуплый, малень­кий, как ребенок, а сейчас ему уже 13 лет). После выписки улучшение держалось недолго, потом все вновь началось. Опять убегает с уроков, врет на каждом шагу. В школе говорит, что дома его избивают, выгоняют, что «к маме приходят чужие дяденьки, а к папе — чужие тетеньки», а дома утверждает, что в школе его нака­зывают, бьют, плюют в глаза и т. д. Нас вначале часто вызывали в школу, ругали за то, что не смогли хорошо воспитать мальчика, а потом поняли, что мы не вино­ваты, стали нас жалеть. Со II класса уже курит, потом и вино стал пить, не ночует дома по 7—8 дней. Мы его везде ищем, только с помощью милиции обнаруживаем. Одно время нам предлагали отправить ребенка в специнтернат для детей с недо­развитием интеллекта, но врачи заявили, что мальчик интеллектуально полноцен­ный и ни в коем случае его нельзя обучать вместе с дебилами. Потом нам посове­товали увезти мальчика куда-нибудь в другой город, вдруг он там станет другим? Поехали с ним в Сибирь, прожили полгода, толку никакого, по-прежнему убегает. Настроение у него прежнее, не хочет учиться, все не по нему, учителя замучились с ним, а мы подавно. Мальчик он добрый, смышленый, но ничем его надолго не удается заинтересовать. Все ему быстро надоедает, ни на чем не может задержать свое внимание. Записывали его в различные секции при Дворце пионеров, нигде не может удержаться, по-прежнему убегает, постоянно обманывает педагогов. На­пример, IV класс начал с того, что убежал на две недели, потом милиция сообщила, что его нашли. Приехали за ним в детприемник, а он худой, грязный, заросший. «Зачем же ты так, сынок, что мы тебе плохого сделали, зачем убегаешь, зачем себя мучаешь и нас тоже?» — Тот плачет и опять за свое: «Больше не буду, поверьте в последний раз». Проходит 6—7 дней, и опять убегает. Благодаря этому во второй четверти прозанимался всего лишь 20 дней, да и то те, что я сама водила его в школу и вместе с ним сидела за партой.

Письмо еще одной матери — тоже крик души, тоже большая драма.

Муж много пил, дома были бесконечные скандалы, а у меня двое детей. Старший сын рос, еще не видя всех скандалов, а младший уже все узнал рано: походы с пьялым отцом из детского сада, по друзьям, магазинам, бесконечные пьянки. В результате после 15 лет совместной жизни пришлось с мужем расстаться, но, видно, слишком поздно, дети уже покалечены и боюсь, что на всю жизнь. Сейчас живет со мной младший сын, его дальнейшая жизнь меня очень волнует. Все, что Вы пишете в своей статье, относится целиком к нему.

Родился сын с дефектом головки. Когда я пришла из роддома домой, то об­наружила, что у него головка имеет форму кулька, родничка на головке не было. Я пошла к врачам, но мне сказали, чтобы я не волновалась, со временем все якобы пройдет, но— увы! — головка осталась удлиненной, придавленной с боков. Кроме


Ітого, у него часто были травмы головы: упал в детском саду на угол песочницы — .была вмятина над бровью; падал на кран в умывальнике — рассекал лоб. Толк­нули его с детской металлической горки, и он упал на спину, сильно ударился го­ловой. Всего не опишешь.

Даже сейчас у него бывают сильные головные боли со рвотой. Главное мое Горе: сын с I класса все время куда-то уходит, ему плохо и в школе и дома. Сейчас ему уже 11 лет, учится он в V классе, но учится очень плохо. Школу пропускает без конца, он меньше бывает на уроках, чем бывает на улице с ребятами, которые намного старше его. Сейчас уже много курит.

Очень нервный, нет совсем у него усидчивости, очень грубый, ему все время кажется, что все к нему придираются.

Ведет себя со всеми вызывающе, в школу меня без конца вызывают, так как он не учится сам и мешает другим. Учителя сами видят, что он болен, но что я могу теперь сделать, к врачу психбольницы он не идет: «она опять меня положит к «психам».

На хорошее обращение к нему он отвечает грубостью. Совершенно не пони­мает меня. Строгие меры применять (бить, например) — бесполезно. Последнее время стал рвать свои вещи, очень боюсь, что он может все сжечь, так как у него с самого раннего возраста болезненная тяга к огню. Уже много вещей сожжено, сгорали волосы, ресницы. Сейчас спички у него все время в руках, зажигает он их обо все, что есть под руками, о стены, о стекло, о брюки. Когда приходишь домой, то горелые спички везде.

У всех описанных подростков усилены влечения, все они обна­руживают рано приобретенную недостаточность центральной нерв­ной системы, все они не могут приспособиться к школе и семье. Причин много, а следствия одинаково печальные.

Помогают таким детям и подросткам врачи, но эта помощь будет тем более эффективна, если для «трудных» подростков будут созданы специальные школы в системе Министерства .просвещения.

Психопатология и жестокость.Кое-что в происхождении же­стокости можно объяснить с биологических позиций, большинство проблем может быть понято только в социальном контексте, а на некоторые вопросы еще нет ответа.

Восьмилетняя девочка на каникулы поехала в лагерь, организованный для -детей актеров. Эта девочка отличалась обаянием, привлекательностью, взрослым людям трудно было пройти равнодушными мимо псо, так она была мила. И именно из-за этого у нее начались конфликты: дети ей завидовали, ревновали, устраивали бойкот. Эти ссоры были вызваны тем, что мальчики, находившиеся в лагере, уде­ляли нашей будущей пациентке больше внимания, чем всем остальным девочкам. Когда каникулы кончились и все разъехались по домам, она получила по почте анонимное письмо, состоящее из нецензурных слов, поразительных по своей грязи. Мама девочки в конце концов разыскала автора — им оказалась подружка ее до­чери. Сверстница, написавшая -/го письмо, но всем призналась, но не считала, что она совершила что-то постыдное, хотя «для того, чтобы от нее отвязались и не под­нимали шума», поспешили н:т:шиться перед пострадавшей.

После получения злосчастного письма у пациентки резко нарушился сон, ап­петит, снизилось настроение и в результате возник невроз. Но сейчас мы говорим ае о ее неврозе, а о том, как могло случиться, что дети интеллигентных родителей могли совершать жестокие поступки, такие изощренные и, казалось бы, вообще несвойственные детскому возрасту.

Примеров жестокости детей и подростков можно было бы при­вести множество. Очень часто жестокость детей бывает более страш­ной, чем жестокость взрослых: жестокость последних носит, как правило, осознанный и «разрешенный» теми или иными идеоло-


гическими или моральными установками характер. Жестокость же детей иногда невинная, от незнания, от недомыслия,' от подража­ния. Ясно одно: проблема существует. Более того, меня, как дет­ского врача, всегда поражает та жестокость, с которой подростки подчас относятся друг к другу. Ни один взрослый человек не спо­собен на такую жестокость, которую демонстрируют некоторые подростки.

Жестокость может быть следствием того или иного психичес­кого заболевания или встречаться у людей, не обнаруживающих психического расстройства,

В процессе длительной эволюции, постепенного формирования человека из животных, он вобрал в себя многое из того, что было в поведении его предшественников. Жестокость животных явля­ется одним из функционально целесообразных механизмов есте­ственного отбора. Говоря о «жестокости» животных, мы вносим свои, человеческие представления о должном, моральном.

В процессе очеловечивания человека в возникающем обществе выработалась система запретов, позволяющая людям мирно со­существовать друг с другом, обеспечивать существование физи­чески слабых, подавлять свои животные потребности. Законы че­ловеческой истории стали заменять естественный отбор. Эта си­стема запретов и правил создана для регулирования человечес­ких отношений, она сугубо социальна. Люди же, у которых эти запреты не сформированы или еще незрелы, не имеют длительной семейной или иной традиции, проявляют жестокость под влияни­ем незначительных внешних воздействий, и если общество не будет бороться с нею, то ее носители не преминут ее показать, исходя из принципа «все дозволено».

Под влиянием социальных и биологических причин этот слой запретов и правил может, к сожалению, частично или полностью разрушиться, и тогда наружу выползает немотивированная и не­спровоцированная жестокость'. Однако человеческая жестокость — это не просто механический возврат к более низшему этапу раз­вития. В силу душевных отклонений человек не превращается, например, в волка, а остается человеком, но только с извращен­ными влечениями, проявляющимися и в чудовищной жестокости. Жестокость того же волка внутренне гармонична, функциональна, она никогда не касается себе подобных.

Жестокость душевнобольных дисгармонична, это всегда грубая патология, говорящая о распаде, разлаженности психики. Но ведь у многих душевноздоровых людей жестокость внешне мало чем отличается от жестокости больных; более того, она распростра-

1 Конечно, есть и собственно социальные механизмы формирования жесто­кости. Например, само наличие потока товарно-денежных отношений, где всему есть эквивалент, и их столкновение с системой социальных ценностей, в соответ­ствии с которой человек есть цель и не имеет эквивалента, могут рождать в индивиде те или иные напряжения, которые разряжаются в направлениях, во многом заданных воспитанием, самовоспитанием или их отсутствием.— Прим. ред.


няется на свой вид, чем, казалось бы, противоречит общему закону :биологии: ни одно здоровое животное не убивает представителя своего вида; видно то, что для животных патология, для некоторых людей норма.

Чем же можно побороть жестокость у людей? Только воспи­танием, только развитием культуры, только сознательным подав­лением диких инстинктов, только длительным миром. Многолетние, постоянные войны всегда провоцируют в агрессорах крайнюю же­стокость. Именно поэтому трудно найти представителей другой медицинской профессии, которые бы так единодушно выступали за мир, как психиатры: уж они-то знают, к чему приводят неспра­ведливые войны, что будят они в людях.

Чаще всего жестокость возникает под влиянием социальных причин, и главным образом под влиянием воспитания и психоло­гии того микросоциального коллектива, который окружает опре­деленного человека. Если в человеке не формируют систему сове­стливого, гуманного, милосердного отношения к людям и ко всему живому, если в семье преобладает зависть, нетерпимость, неже­лание понимать и уважать другого, не допускают возможности разных подходов ко многим явлениям, если нет доброжелатель­ности, почтительности, чувства собственного достоинства,, то же­стокость рано или поздно проявится у детей. Ведь они в силу своей повышенной внушаемости и подчиняемости легко имитируют по­ведение старших и часто в очень карикатурной форме.

Тот комплекс духовных явлений, который так туманно, по мне­нию некоторых, называется совестью, является решающим засло­ном на пути проявления жестокости. Поэтому именно воспитанию принадлежит решающая роль в формировании доброты и тер­пимости.

Ребенок, не имеющий сильных биологических аномалий, ста­новится таким, каким его «делает» окружение: если окружающие хотят, чтобы ребенок был добрым, он будет таким, но если они или обстоятельства будут воспитывать в нем жестокость, он станет жестоким, так как у детей способность противостоять окружающе­му воздействию, способность отстоять общие принципы (еще, ко­нечно, несформированные и неосознанные) незначительна. Велика роль воспитания и в тех случаях, когда жестокость обусловлена главным образом психическим расстройством.

Потомки маркиза де Сада. Патология беременности, родов, первых лет жизни, сотрясение мозга, энцефалиты и многие другие причины могут разрушать еще не сформировавшийся слой запре­тов и правил поведения. Именно в таких случаях извращенная жестокость ребенка или подростка проявляется в самой отвра­тительной и постыдной форме.

12-летний мальчик перенес туберкулезный менингит и едва выжил. Остались многочисленные последствия перенесенного расстройства; он стал несдержан, воз­будим, драчлив, труб, любил делать окружающим пакости. Особенно доставалось матери и бабушке, отца же мальчик боялся и избегал над ним издеваться. Назло

(1 Заказ 134 .145


матери он мог подложить ей в постель скорлупу от грецких орехов, ладить в чай уксус, исподтишка поджечь на ней платье и т. д. Однажды к ним в дом приехала близкая родственница, которой недавно исполнилось 15 лет. Девушка пригляну­лась нашему пациенту, и однажды, когда дома никого не было, он ее изнасиловал, поранил ей ухо, вывихнул руку и т. д. Направленный на экспертизу в судебно-пси-хиатрическое отделение, он был признан невменяемым в связи с грубым растор­можением влечений вследствие органического лоражения центральной нервной си­стемы. Мальчика направили на стационарное лечение. Со временем его состояние существенно улучшилось, снизились и гармонизовались влечения, он стал более управляемым. Большую роль в этом сыграли родители, и в первую очередь отец, крторый начал строго следить за выполнением сыном правил общежития, куль­тивировал в нем социально-положительные свойства..

У одного из наших пациентов (ему 10 лет) крайняя жестокость была прояв­лением медленно текущей шизофрении. Вначале он длительное время рисовал сцены убийства, кровь,, войны. В дальнейшем его бредоподобные фантазии, носившие садистический характер, стали реализоваться в издевательствах над бабушкой, которые были невероятно жестокие и циничные. После лечения состояние маль­чика улучшилось, признаки психического расстройства .уменьшились, но склонность к жестокости, хотя и уменьшилась, но все же сохранялась. Большую роль в лик­видации этого впоследствии играли уже не лекарства,, а правильные воспитатель­ные меры.

Среди людей с тяжелым характером нередко встречаются субъ­екты с преувеличенной жестокостью, неуважением к окружающим, стремлением сделать им что-то неприятное даже без какой-либо выгоды для себя. И жестокость обычно распространяется на тех, кто не может им дать сдачи, кто зависим от них; к тем же, от кого они сами так или иначе зависят, они, как правило, относятся с подобострастием и преувеличенной предупредительностью. Жесто­кость сочетается у них с мстительностью, злопамятностью, неуто­мимым стремлением отомстить реальным или мнимым обидчикам. Очень жестокие по натуре, они трусливы, и становятся подхали­мами, если им дать сдачи и таким образом отучить их от садисти­ческих проявлений. Помимо этого, большинство ліз них внушаемы, что следует также использовать для исправления их больного xaj рактера.

Однако жестокость, обусловленная только психическими рас­стройствами, все же редкое явление, большинство. таких людей лечатся у психиатров, .и рано или поздно врачи оказывают им действенную помощь. Поскольку в обществе во все времена сохра­няется, по-видимому, примерно одинаковое количество.психически аномальных людей, то эти субъекты не представляют особой про­блемы и должны рассматриваться как печальная и относительно постоянная часть любого общества.,

Ну, а что же делать родителям, педагогам, воспитателям, как не дать развиться жестокости в их подопечных? Да то же самое, что делают все люди, чтобы их дети были воспитанными: контро­лировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильст­венной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопа­мятных мстителей.

Если бы жестокость была бы лишь привилегией душевно-боль­ных людей, то в конечном итоге ничего страшного не было бы: врачи умеют их лечить, а если лечение слишком длительно, то


такого пациента можно госпитализировать и тем самым освобо­дить общество.от угрозы. К тому же далеко не все пациенты же­стоки, среди них много добрых и вообще замечательных в мораль­ном отношении людей. К сожалению, жестокость — это в первую очередь свойство .здоровых людей, а что у здорового на уме, то у больного на языке и в поступках.

Таким образом, борьба против жестокости здоровых людей мо­жет способствовать излечению даже некоторых психически боль­ных. Эту мысль можно подтвердить хотя бы на примере клепто­мании, т. е. страсти к немотивированному и ненужному воровству..

Прощай, клептомания! В свое время о клептоманах писали очень много. Как только к клептоманам стали относиться как к обыкновенным ворам, уголовно преследовать их, клептомания по­чти перестала встречаться. Возникает вопрос: была ли она вообще психическим нарушением? Вероятно, в отдельных случаях была, но социальные меры воздействия ликвидировали клептоманию. В этом удивительная двойственность психических заболеваний: они биологические и одновр.еменно с этим социальные. В ряде случаев социальные меры воздействия бывают куда более эффек­тивны, чем чисто биологические.

Воры бывают разные, некоторые из них — пациенты психиат­ров. Встречается не столько клептомания, т. е. воровство,, появля­ющееся помимо воли, когда как бы сужается сознание, возникает импульсивное действие, а затем человек приходит в себя, обнару­живает, что что-то своровал, испытывает угрызения совести и воз­вращает потерпевшему украденное (это и есть истинная клепто­мания), но к другие формы нарушенных влечений, а также некая предрасположенность к воровству.

Жизнь этой женщины долгое время складывалась не очень удачно, было ей под 40, семья не сложилась, работа была малоинтересная. Однажды она отпра­вилась в очередную командировку и в поезде познакомилась с хорошо одетым и красивым мужчиной примерно ее лет. Возникла, по ее словам, «любовь с первого взгляда», все время они проводили вместе. Так прошло три недели. Нужно было возвращаться, расстались с грустью. Этот мужчина, по его словам, был женат и имел детей. Расставаясь, поклялись друг другу писать и встречаться.

Вскоре героиня рассказа обнаружила первые признаки беременности и решила ее сохранить. Родился мальчик. Роды, беременность, раннее развитие—все было, как обычно бывает у всех. Ребенок мало болел, с четырех лет находился в детском саду. Там воспитатели стали жаловаться на то, что мальчик ворует вещи у детей, хитроумно прячет их и уносит домой. Воровство носило в общем продуманный и совершенно сознательный характер; пойманный на месте преступления мальчик плакал, просил прощения, лгал, изворачивался и т. д. В школе продолжалось то же самое, но одноклассники по-своему расправлялись с вором: они не угова­ривали его, а избивали. Силу мальчик уважал и после боялся воровать, но затем начинал воровать у тех, кто не 'мог его избить. Был он хитер, старался не попа­сться, умел очень ловко выкручиваться, если воровство обнаруживалось. Когда принимали в пионеры, дал слово, что не будет воровать. В пионеры был принят, но продолжал свое «хобби»: воровал только нечто ценное и хорошее, уносил до­мой, доказывал матери, что случайно нашел и т. д.

С отцом мальчика мать больше никогда не виделась, адреса его найти не могла, хотя чуть ли не объявила всесоюзный розыск. Но все данные, которые он ей сообщил, оказались ложными.

6* 147


Когда мальчику исполнилось 13 лет, мать неожиданно получила письмо про­павшего возлюбленного. Тот писал, что он профессиональный вор, его отец и дед тоже были ворами, у них, воров, своя особая жизнь, они могут жить только среди своих, он часто думает о ней (т. е. о матери мальчика), просит не вспоми­нать его недобрым словом и т. д. Обратного адреса не было, да женщина и не со­биралась его разыскивать, она его давно уже забыла, и все ее мысли были теперь сосредоточены на ребенке. Единственное, что ее беспокоило, это дальнейшая судьба ребенка — не станет ли и он таким же вором?

Немного позже она вышла замуж за своего сослуживца, человека умного и настойчивого. Все, что касается сына своей жекы, он знал. Он стал постоянно контролировать мальчика, стремился, чтобы тот был постоянно чем-то занят. Все это сочеталось с приемом небольших доз препаратов, снимающих усиленные вле­чения. Мальчик не был болен в прямом смысле, его воровство не было клептома­нией, но тем не менее малые дозы некоторых препаратов ему не могли повредить, а польза была очевидна. Отчиму удалось переключить интересы мальчика на спорт и занятия в техникуме. Воровать ребенок перестал.

Воровство.—-это социальное явление, в редких случаях к его появлению предрасполагают и биологические аномалии. Но как бы оно ни было обусловлено за счет усиления и извращения влече­ний и каким бы ни был успех применения медикаментов, всегда нужно помнить, что без соответствующих социальных воздейст­вий ни одного такого, так сказать, биологически обусловленного вора избавить от его порока не удается. Это касается даже таких тяжких случаев воровства,, как клептомания.

Но гораздо чаще воровство возникает как реакция протеста.

Девочка много лет находилась в интернате: ее мать — крупный научный ра­ботник — хотела, чтобы дочь не мешала ее ученым занятиям и главным образом личной жизни. По субботам она забирала дочь домой, а в понедельник начинались истерики, так как девочка категорически отказывалась возвращаться в школу. Угрозами, обещаниями, уговорами мать все же добивалась своего, но только до очередного понедельника.

Однажды эту ученую даму вызвали к директору интерната.

— Ваша дочь ворует вещи у сверстниц...

— Боже мой!

— Но ворует как-то странно: будто специально стремится, чтобы ее поскорее
разоблачили.

— Может, она сошла с ума?

— Нет. Никаких странностей мы не замечали. Более того, мы проконсульти­
ровали девочку у детского психиатра. Он не нашел у нее никакой патологии и
рекомендовал девочку на время вернуть в семью.

— С какой стати, если дочь здорова?

— У девочки имеются реакции протеста против пребывания вне дома, при­
чем тут дело не в интернате. Наш или иной интернат — дело не в этом, а в том,
что девочка тянется к матери, к дому. Ей надоела казенная обстановка, хотя наш
интернат — далеко не худший в городе.

— Мало ли чего она хочет!

— Эти реакции протеста могут закрепиться и изуродовать характер ребенка.

— При чем здесь воровство?

— А при том, что девочка специально ворует, чтобы ее поскорее исключили
из интерната и перевели домой,— ей это только и надо.

— Я с таким трудом устроила дочь в ваш интернат и должна по своей же воле
забрать...

•— Здоровье девочки превыше всего. Заберите, а когда все утрясется •— вновь приведете.

Мать послушалась совета. Правда, дома она избила дочь. Та плакала: «Я же хотела к тебе, поэтому и воровала». Через две недели мать вернула дочь в интер-


нат, и воровство возобновилось. Никакие увещевания не помогали. Помимо во­ровства, девочка была замечена и в стремлении поджечь учительскую. Пришлось изъять ее из интерната. Девочка очень обрадовалась этому, дома училась хорошо, ни о каком воровстве или поджогах не было и речи.

Директор интерната поступил совершенно правильно, но часто ли так мудры бывают педагоги? Ведь нередко они стремятся пе­реломить ребенка, немедля отправить его в психиатрическую ле­чебницу или принять какие-нибудь репрессивные меры. Ясно лишь одно: в случае грубо нарушенных влечений ребенка следует дли­тельно и интенсивно лечить, но от лечения не будет особой поль­зы, если одновременно с этим на школьника не будут влиять пе­дагоги и родители, перевоспитывая его, переключая на новую дея­тельность, лишая его поводов к демонстрации своих нарушенных влечений.

Современная педагогика — это ведь не только дрессура, мо­нолог учителя, нотации, запреты. Нет, это в первую очередь педа­гогика отношений между учителем и учеником. Это и косвенное воздействие, когда, например, дети играют друг с другом, не по­дозревая, что их в это время воспитывают. Это и многое другое. Но уже не медицина, а педагогика, т. е. не тема нашей книги.

На краю пропасти. Скажем несколько слов о самоубийствах подростков. Педагог должен знать об этом, так как его поведение и отношение к детям, имеющим подобные мысли и настроения, могут повлиять (в прямом смысле) на их судьбу.

Трудно перечислить все причины и обстоятельства,, толкающие подростка к самоубийству.. Остановимся пе некоторых, наиболее типичных. К таким прежде всего относятся тяжелые семейные об­стоятельства: пьянство родителей, драки в семье и т. п. Особенно опасные ситуации складываются тогда, когда на, фоне тяжелых семейных условий рвется положительная эмоциональная связь меж­ду ребенком и кем-либо из близких (например, в случае смерти матери и необходимости жить с жестоким отцом-пьяницей). Бы­вают и случаи совершенно осознанного ухода подростка из жизни (например, после того, как подросток попал в автомобильную ка­тастрофу и стал тяжелым инвалидом). Приведем отрывок из по­следнего письма одной девушки, попавшей в такие обстоятельства:

«Дорогая мамочка, дорогой папочка! Я вынуждена уйти из жизни, так как не могу находиться в ужасном состоянии, лишенном всякой перспективы. У вас есть еще дети, они заменят меня, сгладят ваше горе. Мне же ничего не остается, кроме самоубийства. Я неполноценный человек, остаток человека. Если вы и мои сестры будете каждодневно видеть меня, вся ваша жизнь будет отравлена. Я вы­нуждена сделать то, что пе довела до конца злосчастная катастрофа. Будьте сча­стливы и помните меня красивой и веселой. Простите мой поступок: иного выхода нет ни у меня, ни у вас».

Но гораздо более частыми являются случаи так называемых демонстративных угроз самоубийства,, когда подросток угрожает что-то сделать с собой, если родители не исполнят какого-то его же­лания.

Девочке 15 лет, любит быть в центре событий, очень расстраивается, если на нее не обращают внимания, не дают ей быть на первых ролях. Однажды заме-


тилау одноклассницы редкий транзистор, потребовала, чтобы мать купила ей такой же. Мать всегда баловала девочку, выполняла все ее просьбы, ни в чем ей не отказывала, всячески демонстрировала- свое восхищение дочерью, ее талантами и красотой, но не смогла выполнить требование девочки. Та несколько раз из-за этого «закатывала истерики», которые на мать не действовали, и вскоре в присутствии родственников заявила, что кончит жизнь самоубийством. Один из родственников рассмеялся в ответ на это, другие тоже не поверили. Девочка ушла в свою комнату, и через некоторое время оттуда стали доноситься ее крики и стоны. Когда перепуганные родственники вбежали в комнату, девочка лежала в артистической позе, громко стонала, -у нее был умирающий вид. Она слегка надрезала вены на левой руке, но вела себя, будто находится в атональном состоянии. Ей церевязали руки. Она еще долго изображала из себя страдалицу, в классе охотно рассказала о попытке самоубийства, объяснила ее несчастной любовью к одному известному артисту, который, дескать, уже увлечен этой девочкой, но его противная и завистливая жена ме­шает им соединиться.

В ряде случаев попытка кончить жизнь связана с тяжелыми семейными конфликтами, это психологически понятная реакция протеста и отчаяния у психически незрелого, беззащитного ребенка. Самоубийство.девушки — это продуманное и взвешенное решение, полное внутреннего достоинства.. В .основе. последнего случая — истерические реакции со стремлением продемонстрировать свою независимость, оригинальность, вызвать к себе жалость и привлечь внимание.

В 1972 году группа французских психиатров опубликовала ре­зультаты медико-социального изучения 139 попыток к самоубийству,, совершенных подростками. Эта работа проводилась в рамках пра­вительственной программы, разработанной Национальным институ­том здравоохранения н медицинских исследований. В течение трех месяцев во всех больницах Франции фиксировались все случаи попыток к самоубийству у подростков; полученные данные сравни­вались с подобными исследованиями, проведенными во многих западноевропейских странах. В .итоге были получены следующие цифры: из 8—10 попыток к самоубийству у подростков одна обычно заканчивается смертью. В 98% попыток самоубийства .используются большие дозы лекарств. 82% попыток совершались в дневное время. 40% попыток к самоубийству .были без предварительной подготовки, а остальные готовились в течение нескольких недель и месяцев. 23% обследованных в качестве .причины своего поступка приводили конфликты в семье, столько же жаловались на «отвращение к жизни». 14% подростков совершали попытки к самоубийству по нескольку раз.

После того как обследованные совершали попытку к самоубийст­ву и были проконсультированы авторами исследования, 45% были довольны, что остались жить, а 22% заявили, что вновь .попытаются свести счеты с жизнью.

Чаще всего попытки к самоубийству происходят в возрасте 16—18 лет. Половина опрошенных происходили из неполных семей, а 43% из них не получили нормального семейного воспитания. У 55% обследованных были трудности в поведении и ненормальные свойства характера. У 42% были психические нарушения в виде


неврозов и лишь у 6% — шизофрения и некоторые другие заболевзт ния психики.

В проблеме самоубийств подростков, как видно, еще очень много спорного и неясного, кроме одного: самоубийств становится то больше, то меньше. Бывали эпохи, когда самоубийств становилось явно больше: это обычно совпадает с социальными кризисами, нарастанием общественной апатии, уныния, чувства .бесперспектив­ности. Так было, например, после разгрома революции 1905 года. Зато в периоды общественных бурь, во время революций, взлетов стремлений к улучшению жизни, в эпохи всеобщего энтузиазма число самоубийств молодежи резко уменьшается. Люди, живущие для дру­гих, ценящие дружбу и взаимопомощь, кончают жизнь самоубийст­вом очень редко. Ж и т ь для друг и х — вот главный принцип профилактики самоубийств. К этому нужно добавить еще и система­тический трудлучший способ профилактики всех психических расстройств и всех крайностей в поведении молодых людей.

Достоинства подросткового возраста. Психиатры имеют дето лишь с отрицательными сторонами подросткового периода, да и то с очень немногими, теми, что входят в компетенцию врачей этого профиля. Поэтому никогда не надо забывать и о другом: подростковый возраст приносит не только хлопоты родителям, педагогам и мили­ции, а врачам — новых пациентов, но он оказывает и громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздра­жительных в прошлом детей, делая инфантильных — более зрелыми, невыдержанных — более управляемыми, глупых — более умными, легкомысленных — более предусмотрительными, больных — более здоровыми и т. д. Не только раннее детство играет большую роль в формировании личности, в выявлении ее одаренности, ее положи­тельных и отрицательных сторон, но и подростковый период. Быть может, роль отрочества в этом процессе даже больше, чем роль раннего детства.. Когда-нибудь еще будет написана книга о всей красоте подросткового возраста, о его благотворном воздействии на личность человека. Пока, правда, больше говорят о плохих его сторонах, но это тоже временная крайность.

Венгерский исследователь Оттоне Хаваш приводит пример из жизни крупнейшего биохимика нашего времени Альберта Сент-Дьерди. В 19G3 году, к 70-летию этого лауреата Нобелевской премии была опубликована его биография, в которой можно было прочитать: «В духовном отношении он производил впечатление очень инертного человека. Никто и не думал, что из него что-то выйдет. Книг он не читал и для сдачи экзаменов нуждался в ре­петиторах. В пятом классе гимназии он провалился по химии. В период полового созревания произошло изменение. Он принялся со страстью поглощать книги и решил, что станет ученым. Дядю, который был духовным наставником Альберта, выросшего без отца, озадачило это решение, и он горячо протестовал, убеждая мальчика в том, что столь ленивому духом молодому человеку нечего делать на ниве .науки. Но постепенно он менял свое мнение».


Таких примеров можно было бы привести множество. Каждый психиатр знает, что подростковый период может спровоцировать некоторые душевные аномалии, но может и погасить уже имеющиеся.

Важнейшей положительной особенностью подростков (иногда, впрочем, принимающей карикатурные масштабы) являются обост­ренная совестливость, нравственный максимализм, стремление пе­реустроить окружающий мир на принципах справедливости. Благо­родство, романтизм и бескорыстие подростков и юношей никого не удивляют.

В том, что в мире так много зла и ненависти, виноваты взрослые, а не подростки. Порой даже кажется, что если бы в мире было больше подростков, имевших нормальное детство и не искалечен­ных взрослыми, наша жизнь была бы более честной и цельной, ибо своим нравственным максимализмом подростки воспитывают и нас, взрослых. В связи с этим венгерский исследователь Ференц Гати приводит такую притчу: «Отец грубо ведет себя со своими старыми родителями, кричит сыну, который наблюдает эту сце­ну: «Что ты смотришь?» А он ему отвечает: «Смотрю, как надо будет с тобою обращаться, когда ты состаришься».

Поэтому мы просим всех, кто имеет дело с подростками: &%£Ь^ те к ним снисходительны, нс^оског^блянтс их, jje высмеивайте, не калечьте их и без того хрупкие, противоречивые, неустоявшиеся" и ищущие души. Не ждите с ужасом, когда ребенок станет подрост­ком, а затем юношей,— ничего страшного в этом возрасте нет, а если и будут какие-то эксцессы, то они вызваны нами, взрослы­ми. Нам их и ликвидировать.

Врачи часто призывают: взрослые, берегите характер детей! Но достичь этдгр. мпжнп -пшпь_следя и за своим характером?"' так как правонарушения среди подростков, крайности в их мане­рах — это все в конечном итоге возмездие взрослым за их несо­вершенство, за то, что они утратили ту благородную чистоту и честность, в столь утрированном виде выраженные у подростков, за то, что взрослые подчас слишком грубо и нетерпеливо требуют от подростка то, что тому еще не под силу.

Порой педагоги и родители как только замечают у подростка те или иные особенности поведения (чаще всего нормальные, но чем-то раздражающие взрослых), то сразу направляют его к пси­хиатру, не задумываясь над тем, что они сами подрубают сук, на котором сидят: подросток часто не может простить родителям и педагогам такой необдуманной жестокости и унижения. Подобное неверное поведение взрослых вызвано, конечно, не злым умыслом или глупостью, а элементарным невежеством.

ТЯЖЕЛЫЕ ЛЮДИ

Уродства характера. За несколько миллионов лет человеческой эволюции возникло так много вариантов человеческих конституций и характеров, что трудно встретить двух людей, очень схожих друг


с другом (если, конечно, исключить близнецов и близких родствен­ников).. Люди отличаются друг от друга не только внешними дан­ными, но и темпераментом, характером, поведением, интеллектом и т. д. В процессе формирования"вариантов человеческих конституций неизбежно возникает вероятность того, что в силу комбинаций различных биологических факторов может происходить накопление каких-то личностных свойств и типов поведения: последние могут резко гипертрофироваться и создать неповторимый облик особой личности. В некоторых случаях это накопление преобладающих в психическом облике личности свойств носит устойчиво-одно­сторонний характер: такие субъекты похожи друг на друга, хотя и резко отличаются от обычных людей. Таких личностей с крайне выраженными и одноплановыми свойствами характера, неспособных достаточно длительное время без конфликтов жить среди обычных людей и выполнять каждодневные обязанности, называют психопатическими.

Психопаты — это люди, обладающие тяжелым характером, от которого страдают и они сами, но в еще большей степени — окружающие. Этот трудный характер приводит таких субъектов к постоянным ссорам с окружением (и в первую очередь с теми, с кем они чаще всего общаются). Они предъявляют к окружающим повышенные требования (зачастую в конкретных условиях невы­полнимые), оказываются в постоянной и недостаточно мотивирован­ной оппозиции по отношению к членам своей семьи, сослужив­цам и т. д. Не умеющие подчиняться, они не способны, как правило, и выполнять длительное время руководящую роль, вызывая к себе отрицательное отношение высокомерием, нетерпимостью, вспыль­чивостью и другими постоянно выраженными чертами характера. Все те свойства, которые отмечаются у психопатических личностей, бывают и у обычных людей (психопатия — необычное сочетание заостренно выраженных обычных человеческих характеров), но у психопатических личностей они так сильно выражены, так сложно сочетаются, что создают яркий портрет человека, характер которого делает его несчастным и заставляет окружающих избегать длитель­ного общения с ним.

В изучении психопатий внесли вклад ученые разных стран. Вклад, который был внесен в освещение этой проблемы уже упоми­навшимися Кречмором и Глпнушкнмым, был решающим.

Проблема психопатии — что не проблема интеллекта, это пробле­ма эмоций, воли и совести. Прежде всего совести.

Есть в нашей душе некий удивительный механизм, который называется совестью. Он является одной из самых главных зага­док человеческой психики. Ученые не могут дать определение совести, но каждый человек четко знает, у кого она есть, а у кого — нет. В течение многовековой эволюции в каждом человеке выработа­лись важнейшие законы человеческих отношений, и что бы лю­ди ни делали для ликвидации совести, как бы они ее ни отри­цали, в какие бы ужасающие условия ни ставили друг друга,


как бы ни заставляли друг друга совершать бессовестные поступки и доказывать, что это и есть правильно, что так и надо, как бы ни дискредитировали совесть, она всегда дает о себе знать.

Совесть складывается главным образом под влиянием социаль­ных воздействий: воспитания, убеждения, культивирования в че­ловеке нравственных понятий. Но одни люди более восприимчивы к этому, другие вооб





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.