Анатомия фразеологических единиц Анатомическую парадигму образуют 2 фразеологизма, противоположных по значению и соотнесенных по какому-либо признаку. Анатомия фразеологизмов поддерживается связями их лексических синонимов: с царем в голове (умный) – без царя в голове (глупый), на краю света (далеко) – рукой подать (близко). Некоторые анатомические фразеологизмы частично совпадают по составу и имеют компоненты, противопоставленные по значению : с тяжелым сердцем – с легким сердцем, не из храброго десятка – не из робкого десятка. Компоненты, придающие таким фразеологизмам противоположное значение, часто являются лексическими антонимами. Семантические типы фразеологических антонимованалогичны лексическим антонимам. Контрарными антонимами считаются фразеологические единицы, обладающие «средним» членом, который обычно выражается словом или аналогичным словосочетанием: от горшка два вершка (человек низкого роста) – человек среднего роста – коломенская верста (человек высокого роста). Контрадикторные антонимы не обладают промежуточным членом и обозначают понятия, дополняющие друг друга : выходить из себя – приходить в себя. Конверсивные антонимы выражают противоположные, разнонаправленные действия, признаки: со щитом (победитель) – на щите (побежденный). Структурные типы определяются принадлежностью к одним и тем же либо разным фразеологическим моделям: одноструктурные антонимы представлены одной моделью (желторотый птенец – стреляный воробе, стереть грань – провести грань), а разноструктурные основаны на разных моделях (рукой подать – за тридевять земель, душа нараспашку – себе на уме). Стилистическая окраска фразеологизмов обусловливает закрепление их в определенном стиле речи. При этом в составе фразеологии выделяется две группы фразеологизмов: 1) общеупотребительные фразеологизмы, не имеющие постоянной связи с тем или иным функциональным стилем (сдержать слово, иметь в виду, время от времени). Они находят применение как в книжной, так и в разговорной речи. В отличие от общеупотребительной лексики, представляющей весьма значительную часть русского словаря, общеупотребительная фразеология по количеству единиц занимает скромное место во всей массе русских фразеологизмов. 2) функционально закрепленные фразеологические единицы стилистически неоднородны: их парадигмы отличаются степенью экспрессивности, выразительностью эмоциональных свойств и т. п. Самый большой стилистический пласт фразеологии составляет разговорная фразеология, которая используется преимущественно в устной форме общения, а в письменной речи - в художественной литературе: без году неделя, во всю ивановскую, водой не разольешь, белая ворона, как сыр в масле, как у Христа за пазухой, как с гуся вода, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу, на роду написано, спустя рукава, дырка от бублика и т. д. Принадлежащие к ней фразеологизмы часто даются в толковых словарях без стилистических помет, однако все же выделяются на фоне общеупотребительных фразеологизмов яркой разговорной окраской, чуть сниженным, фамильярным оттенком в звучании. Разговорные фразеологизмы, как правило, образны, что придает им особую экспрессию, живость. Употребление их в речи служит противодействием штампам, канцеляризмам. Просторечная фразеология, в целом близкая к разговорной, отличается большей сниженностью: вправить мозги, чесать языком, у черта на куличках, драть глотку, задирать нос; еще резче звучит грубо-просторечная фразеология: дуракам закон не писан, ни кожи ни рожи, морду воротить, дать по мозгам и др. В ее состав входят бранные устойчивые сочетания, представляющие грубое нарушение языковой нормы. Другой стилистический пласт образует книжная фразеология. Она употребляется в книжных функциональных стилях, преимущественно в письменной речи. В составе книжной фразеологии выделяется научная, представляющая собой составные термины (центр тяжести, щитовидная железа, периодическая система, аттестат зрелости, точка опоры); публицистическая (встреча в верхах, люди доброй воли, на грани войны, путем мирного урегулирования, миссия дружбы); официально-деловая (давать показания, ввести в эксплуатацию, платежеспособный спрос, презумпция невиновности, имеет место). Книжных фразеологизмов в русском языке меньше, чем разговорных. В их числе не только собственно фразеологизмы, но и фразеологизированные выражения из научно-терминологических и профессиональных систем, употребляемые в переносном значении: сводить к нулю, сгущать краски, брать на абордаж, ставить знак равенства. Книжную окраску имеют и фразеологизмы, пришедшие в язык из общественно-политической, публицистической и художественной литературы: гражданский долг, служить отечеству, дух времени, культ личности, по ту сторону баррикад, административный восторг, бюрократический аппарат, выборная кампания, сверка политических часов. Особого внимания заслуживает стилистическая характеристика фразеологических средств с точки зрения эмоционально-экспрессивной. Вся фразеология делится на две группы: нейтральная, не обладающая коннотативными значениями, и экспрессивно окрашенная. Нейтральных фразеологизмов немного: компостировать билет, железная дорога, открытое собрание, повестка дня, Новый год, друг друга. Они входят в состав общеупотребительной фразеологии, функционально не закрепленной. Кроме того, специальные фразеологизмы (научные, официально-деловые), имеющие четкую функциональную прикрепленность, также лишены дополнительных коннотативных значений: знаки препинания, адамово яблоко, вирусный грипп, магнитная стрелка, трудовой стаж, выслуга лет, очная ставка. Метафорическое употребление многих терминологических сочетаний, которое сопровождается их детерминологизацией, изменяет их стилистическое качество: они становятся экспрессивными, как и всякие образные выражения: За последнее время значительно возрос коэффициент полезного действия кооперативов; Говоря об успехах в этой области, рано подводить черту; Не следует приводить к общему знаменателю достижения отдельных коллективов. Большой стилистический пласт составляют фразеологизмы с яркой эмоционально-экспрессивной окраской, которая обусловлена их метафоричностью, использованием в них разнообразных выразительных средств. Фразеологизмы разговорного стиля окрашены в фамильярные, шутливые, иронические, презрительные, пренебрежительные тона: ни рыба ни мясо, сесть в лужу, только пятки засверкали, как снег на голову, как корове седло, мокрая курица; книжным присуще возвышенное, торжественное звучание: уйти из жизни, сжечь мосты, возводить в перл создания. 14. Понятие о моносемии и полисемии. Понятие о лексико-семантическом варианте слова (ЛСВ). Многозначное слово как микросистема; семантическая структура многозначного слова (на примере анализа многозначного слова). Моносемия – способность слова употребляться только в одном значении. Такие слова называют однозначными или моносемантическими (моносемичными). Такими являются имена собственные, неологизмы, которые не получили еще широкого распространения (интерферон, брифинг и тд). Однозначны слова, номинирующие предметы специального употребления, а также терминологические наименования (отит, фонема, молекула). Полисемия, или многозначность, - способность лексических единиц иметь несколько значений. Конкретное значение того или иного слова проявляет контекст. Обычно даже у самого узкого контекста бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки многозначности. Так, слово круг имеет 11 значений. Среди значений, присущих многозначным словам, одно воспринимается как основное, а другие – как производные от главного значения. Главное значение всегда первым указывается в словарях, а за ним под номерами идут производные значения. 3 типа полисемии: 1. Радиальная полисемия, при которой все частные значения зависят от прямого номинативного значения и мотивируются им. Пример: думать – 1. Размышлять, предаваться раздумью; 2. Полагать, считать, предполагать; 3. Намереваться, собираться; 4. Заботиться, беспокоиться; 5. Надеяться, рассчитывать на что-либо. 2. Цепочечная полисемия, при которой каждое последующее частное значение мотивируется предшествующим. Пример: вкус – 1. Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языков; 2. Качество, свойство пищи, ощущаемое при еде; 3. Аппетит, удовольствие, получаемое от еды. 3. Радиально-цепочечная полисемия, при которой совмещены оба типа связей. Пример: молния – 1. Мощный искровой разряд атмосферного электричества между облаками или между облаками и землей; 2. О ярком блеске глаз; 3. Вид особо срочной телеграммы; 4. Вид экстренной стенгазеты; 5. Застежка для одежды, обуви. Основной единицей в лексикологии является слово, рассматриваемое с точки зрения его предметного содержания. Большинство употребительных слов представляют структуры, состоящие из элементарных лексических единиц, «слов-понятий», например: вода – 1. Прозрачная бесцветная жидкость, 2. Вода- напиток для жажды или лечебный 3. Вода – водяная поверхность и уровень. Слово имеет лексико-семантические варианты (ЛСВ). ЛСВ – это совокупность всех грамматических форм слова, имеющих определенные лексические значения. Лексема – знак, звук или графическая оболочка лексической единицы, ее форма. Сема– ее элементарное значение, содержание которой реализуется в тексте каждый раз, когда употребляется эта единица. Конкретная реализация лексемы в тексте выступает как лекса. Сема – лексическая единица плана содержания, семема=структуре сем. Центральной является архисема– общая сема, свойственная всем единицам ее плана. Единицы плана объединяются и различаются с помощью архисемы и диффиренции семы. В семантической структуре многозначного слова, прежде всего, выделим денотативный, сигникативныйи коннотативный компоненты. Отметим, что денотативный компонент является непременным в семантической структуре слова, в то время как коннотативный компонент не является обязательным. Особенностя миполисемии в основном определяется своеобразие лексики языков мира и несовпадение их семантической структуры. Размещение в семантическом пространстве тех или иных значений позволяет проводить их анализ,судить об их сходстве и различии. При составлении схемы,отражающей семантическую структуру анализируемого многозначного слова (характер отношений в системе ЛСВ многозначного слова), необходимо: 1) познакомиться с лексикографическими материалами (с соответствующей статьёй толкового словаря; при желании можно использовать материалы двух толковых словарей, например СОж.-Шв. и МАС); 2) провести семный анализ для ЛСВ 1 (именно исходное значение выступает как базовое, как мотивирующее многие вторичные значения); 3) продумать характер связей, ассоциаций между значениями анализируемого слова, чтобы построить схему семантической деривации, отразив иерархию значений и структуру отношений смысловой производности как разновидность полисемии, то естьпредставиврадиальную (пучкообразную), цепочечную (она же цепная и последовательная) или смешанную полисемию; 4) указать мотивирующие семы для каждого из вторичных значений; 5) определить и указать типы развития значений для всех вторичных ЛСВ (метафора, +/- функциональный перенос, метонимия, синекдоха, сужение и расширение значения); 6) указать типы лексических значений (ЛЗ) для каждого ЛСВ; 7) сделать выводы: указать разновидность полисемии (получившаяся схема семантической деривации и будет отражать либо радиальную связь значений, либо цепочечную / последовательную, либо смешанную связь значений, то есть радиально-цепочечную или цепочечно-радиальную); отметить, какие мотивирующие семы (семантические признаки) и типы развития значений (метафорические или метонимические значения) преобладают при формировании вторичных ЛСВ у данного слова; указать, имеет ли место переход от конкретной семантики к абстрактной. Образец выполнения задания Семантическая структура многозначного слова луковица 1. У некоторых растений находящаяся под землей утолщённая, иногда округлая, шарообразная часть побега, часть стебля из плотно прилегающих друг к другу слоёв. Выкопать луковицы гладиолусов. Подготовка луковиц тюльпанов и гиацинтов к посадке. 2. Головка лука (более редко – чеснока). На столе лежал хлеб и две луковицы. Чтобы научиться красиво нарезать лук, возьмите для начала небольшие луковицы. 3. Анат. Расширенная округлая часть некоторых органов, частей организма. Луковицы волос, бронхов. 4. Устар. Старинные карманные часы с выпуклым толстым стеклом и выпуклой противоположной стороной. Мажордом вынул из кармана свою луковицу и произнёс: «Четверть пятого». (Григорович. Похождения Накатова) 5. Церковный купол круглой формы. Золотые луковицы собора. Я успел заметить справа за избами колокольню с синей луковицей. (Гладков. Вольница) * Семная структура для ЛСВ1: предмет (имя существительное), нарицательное, неодушевлённое, конкретное, имеет ед. / мн. число, женский род; часть растения: стебель, побег; место нахождения, место произрастания: под землёй; внешний вид, форма: утолщённость, округлость, шарообразность; наличие нескольких слоёв; +/- плотность прилегания слоёв; +/- цвет; +/- начало, исток роста стебля; +/- размер (крупные / мелкие); +/- съедобность / несъедобность; +/- вкус: острый, сладкий и др.; +/- назначение: приготовление пищи, хранение, посадка, лекарственное сырьё и др.; +/- качество, оценка посадочного / покупаемого и пр. материала. Графическая схема, отражающая семантическую структуру данного многозначного слова ЛСВ 1 прямое номинативное, свободное Выкопать луковицы тюльпанов. мотивир. сема: съедобность мотив. метафора семы: внешн. сужение вид; форма: округл. ЛСВ 2 ЛСВ 5 переносное,лексич. О головке лука:связан., конструктивно обусл. Две луковицы и зелень. О куполах: луковицы храма производно-номинат., свободное мотивир. мотивир. семы: метафора семы: метафора внешний вид, форма: внешний вид, округл., исток роста форма: округл. +/-место нахожд. ЛСВ 3производно-номинативное, ЛСВ 4 производно-номинативное, лексически связанное, конструкт. обусл. лексически связанное, конструкт. обусл. Луковицы волос повреждены. О часах: луковица часов Выводы: для семантической структуры многозначного слова луковица характерна радиальная полисемия; основные мотивирующие семы – внешний вид, форма, округлость; среди вторичных значений преобладают метафорические. Семантическая структура многозначного слова шиповник 1. Дикая кустарниковая роза с ароматными немахровыми цветами, колючим стеблем с шипами и оранжевыми или красными плодами. Кусты шиповника красивы не только в пору цветения, но и осенью. Посадить шиповник у забора. 2. собир., ед. ч. Плоды этого кустарника, в том числе плоды, пригодные для употребления в пищу, а также используемые в медицине. Они даже украшают в праздничные дни животных бусами из рябины и шиповника. Собирают шиповник по мере созревания плодов. Заготовка шиповника. 3. ед. ч. Богатый витаминами напиток, отвар, чай на основе высушенных плодов шиповника. Зимой бабушка всегда поила нас с сестрой шиповником, и мы никогда не болели. Семная структура для ЛСВ1: предмет (имя существительное), нарицательное, неодушевлённое, конкретное, имеет ед. / мн. число (чаще в этом знач. употр. в ед. ч.), мужской род; растение: кустарник; разновидность: дикая роза; особенности растения: наличие колючего стебля, шипов; цветы: ароматные, красивые; плоды: красные, оранжевые; назначение и свойства: в садово-парковом дизайне – для украшения участка, как живая изгородь; в медицине и питании – как целебное и др.; +/- оценка: позитивная (за счёт быстрого роста, ароматных цветов, целебности); в каких-то контекстах возможно формирование негативной оценки (за счет семантического признака колючести растения, наличия шипов); +/- размер куста, +/- форма, +/- период цветения / сбора плодов, +/- быстрорастущий кустарник и др. Графическая схема, отражающая семантическую структуру данного многозначного слова ЛСВ 1 Кусты шиповника прямое номинативное, свободное мотивирующие метонимия семы: наличие плодов, съедобность, целебность, оценка: положит. ЛСВ 2 О плодах: Собрать шиповник производно-номинативное, свободное, морфологически обусл. мотивирующие метонимия семы: наличие плодов, съедобность, применение: в медицине; целебность, оценка: положит. ЛСВ 3 О напитке, питье из плодов: Заварить шиповник, поить шиповником производно-номинативное, лексически связанное, морфологически обусл. Выводы: для семантической структуры многозначного слова шиповник характерна последовательная (цепочечная) полисемия; формирование вторичных значений осуществляется на основе мотивирующих сем «плоды», «съедобность», «целебность»; среди вторичных значений только метонимические. Типы многозначности в русском языке. Иерархия значений в семантической структуре многозначного слова; отражение многозначности в толковых словарях. Основные виды переноса наименования (метафора, метонимия). Значения слова связаны между собой и образуют сложное семантическое единство, которое называется семантической структурой слова. Связь значений многозначного слова наглядно отражает системный характер языка и, в частности, лексики. Среди значений, присущих многозначным словам, одно воспринимается как основное, а другие – как производные от главного значения. Главное значение всегда первым указывается в словарях, а за ним под номерами идут производные значения. 3 типа полисемии: 1. Радиальная полисемия, при которой все частные значения зависят от прямого номинативного значения и мотивируются им. Пример: думать – 1. Размышлять, предаваться раздумью; 2. Полагать, считать, предполагать; 3. Намереваться, собираться; 4. Заботиться, беспокоиться; 5. Надеяться, рассчитывать на что-либо. 2. Цепочечная полисемия, при которой каждое последующее частное значение мотивируется предшествующим. Пример: вкус – 1. Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языков; 2. Качество, свойство пищи, ощущаемое при еде; 3. Аппетит, удовольствие, получаемое от еды. 3. Радиально-цепочечная полисемия, при которой совмещены оба типа связей. Пример: молния – 1. Мощный искровой разряд атмосферного электричества между облаками или между облаками и землей; 2. О ярком блеске глаз; 3. Вид особо срочной телеграммы; 4. Вид экстренной стенгазеты; 5. Застежка для одежды, обуви. Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком. Развитие значений слов вызывается не только внеязыковыми (экстралингвитическими) факторами. Многозначность обусловлена и лингвистически: слова способны употребляться в переносных значениях. В лексическом значении слова отражают не все дифференциальные признаки называемого предмета, а лишь те, которые являлись существенными в момент номинации. Все вторичные значения мотивированы исходным, т.е. надо уметь выделять мотивирующие семы. Исходное значени-главное-доминанта. Оно наиболее обсуловлено парадигматически и наименее обусловлено синтагматически. Многозначное слово отражается в одной словарной статье, например, в словаре Д.Н. Ушакова: БАЗА: базы, ж. . 1. Нижняя часть сооружения, колонны, служащая основанием (архит). 2. только ед. Основание, основа, исходный пункт (книжн). Построение естествознания на базе диалектического материализма. Социальная база. 3. Местность, в к-рой сосредоточены военные запасы и специальные сооружения, обслуживающие военные силы (воен). Операционная база. Морская база. Авиационная база. 4. Склады, подсобные предприятия, обслуживающие какую-н. отрасль промышленности (спец). Сырьевая база. В районе Ростова организована нефтеобрабатывающая база. В зависимости от того, на каком основании и по какому признаку название одного предмета присваивается другому, существуют разные способы разваития значений. Выделяют: 1. Метафора(метафорический перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков. Сходство может проявляться по-разному: предметы могут быть похожи по форме, цвету, функции. Сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост животного-хвост кометы), в их оценке (ясный день-ясный стиль), в производимом ими впечатлении (черное покрывало-черные мысли). Метафоризации значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные (толпа кипит) и наоборот (шепот листвы). Метафора может носить узуальный (языковой) характер, а может быть индивидуально авторской (речевой). Языковые метафоры служат источником возникновения у слова нового значения, в большинстве они безОбразны, потому они «сухие»: часы идут, нос лодки, хвост кометы.Но существуют переносы, в которых сохраняется образность: золотое сердце, железный характер. 2. Метонимия(метонимический перенос) – перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности. Так, метонимическим является перенос названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото – Наши спортсмены завоевали золото), названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся ( класс, аудитория – Класс активно работает; Аудитория внимательно слушает), названия посуды на ее содержимое (стакан – выпить стакан воды) и тд. 3. Синекдоха– перенос названия целого на его часть, и наоборот. Пример: груша- фруктовое дерево; груша-плод этого дерева Голова-часть тела; голова – человек умный На синекдохе основаны переносы значений в таких, например, выражениях: чувство локтя, протянуть руку помощи, доброе слово и тп. |