Типология государств: формационный и цивилизационный подходы Типология – разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государства – совокупность устойчивых черт государства на определенном этапе его развития. В настоящее время в юридической литературе применяются два основных подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный. Наиболее распространенным является формационный подход – основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главный критерий классификации – способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств. Данный подход был широко распространен в марксистско-ленинской ТГП. Она рассматривала данный подход в качестве единственно правильного. Согласно марксистско-ленинской теории человеческое общество проходит пять общественно-экономических формаций, общество может находиться на определенной ступени: 1. первобытнообщинная (безгосударственная); 2. рабовладельческая; 3. феодальная; 4. капиталистическая; 5. коммунистическая (его первой стадией является социализм). Соответственно этим формациям выделялись четыре исторических типа государства. В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики всех государств. Главные недостаткиэтого подхода в том, что он: 1. базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории; 2. характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую. Это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Так, формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях развития, и пошли разными путями в государствообразовании. Современная отечественная ТГП не отвергает формационный подход, но вносит в него некоторые коррективы. Вместо четырех типов государства выделяется 5 (восточный (азиатский) тип). Если марксистско-ленинская теория исходила из того, что каждый тип государства более совершенный, в частности считалось, что на смену рабовладельческому приходит феодальное государство. Современная типология: первые типы государства были восточный, рабовладельческий и феодальный. Цивилизационный подход – при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и так далее). В совокупности эти факторы образуют понятие «культура»; родственные и близкие культура образуют цивилизацию. Духовно-культурные факторы способны: - полностью блокировать влияние того или иного способа производства; частично парализовать его действие; - прервать поступательное формационное движение; - усиливать социально-экономическое развитие. Таким образом, данный подход основан на выделении различных цивилизаций. Основоположник английский историк Тойнби. Он выделял 21 цивилизацию, при этом разделял их на: 1. первичные – государства, являющиеся частью базиса, а не только надстройки. Ключевая роль таких государств в развитии социально-экономической сферы. Такие государства тесно связаны с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят: древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и другие; 2. вторичные – не так всесильны, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская); Позиция Тойнби подвергалась критике не только в отечественной, но и в западной литературе из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии государства. Тем не менее, в современной отечественной литературе цивилизационный подход в типологии государства рассматривается как один из основных. Выделяют следующие этапы цивилизации: 1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская); 2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и другие); 3. всемирная цивилизации, охватывающая все человечеством и формирующаяся в настоящее время в основе принципа глобального гуманизма, основанном на не отрицании национальных особенностей, разнообразии верований, сложившегося миропонимания. На первое место выдвигаются ценности человека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Можно использовать определенный вариант цивилизационного подхода в типологии государства, основываясь на истории человеческого общества. Всю историю человеческого общества современная наука разделяет на четыре периода (цивилизации): 1. древняя цивилизация; 2. средние века; 3. новое время; 4. новейшее время. Соответственно выделяют четыре типа государства. С учѐтом уровня экономического развития все государства можно разделить на три типа: доиндустриальное; индустриальное; постиндустриальное. Ещѐ одна типология учитывает пути возникновения государства. Два основных типа государства – восточный (азиатский) и западный (европейский). Каждый из этих типов имеет подтипы. Цивилизационный подход. Достоинства цивилизационного подхода: - ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу; - позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе и то факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу - позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другими, но и как самостоятельную ценность для общества. Недостатки цивилизационного подхода:страдает схематичностью и нечѐткостью. Оба этих подхода взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе, что позволит наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов, а также экономический фактор – способ производства. |