Правовое воздействие и правовое регулирование. Механизм правового регулирования. Правопорядок. Дисциплина Правовое воздействие – взятый в единстве и многообразии процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Формы правового воздействия: 1. правовое регулирование – воздействие права на общественные отношения и их участников при помощи правовых средств с целью удовлетворения их потребностей; 2. информационное воздействие – участники общественных отношений получают информацию о норме права, правомерных и неправомерных действиях с точки зрения права, о последствиях нарушения норм права; 3. ценностно-ориентационное воздействие – у человека формируется система ценностей, воспитывается (происходит установление) определённого образца поведения. Эти формы разделяют на: 1. юридическое воздействие (правовое регулирование) 2. неюридическое воздействие (информационное воздействие, ценностно-ориентационное воздействие) Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Между правовым воздействием и правовым регулированием есть различия: 1. предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в предмет правового воздействия входят также экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые они так или иначе распространяют своё влияние). 2. правовое регулирование всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, а правовое воздействие – не всегда. 3. правовое регулирование означает осуществление правовых норм через правоотношения, а правовое воздействие – не обязательно. Регулирование – одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят, в частности, информационно-психологическую, воспитательную и социальную. 4. сфера правового регулирования различна в разных странах в разные исторические периоды. На неё воздействуют многие факторы, связанные с особенностями развития того или иного народа и государства, с характером политического режима. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств, направленное на достижение определённых целей. Правовое воздействие шире понятия правового регулирования. Правовое регулирование подразделяют на стадии: 1. юридическая регламентация общественных отношений. Очерчивается круг возможных прав и обязанностей. Осуществляется общее неперсонифицированное регулирование. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления. Реализуются информативные свойства права, оказывается воздействие на сознание и волю людей. 2. возникновение субъективных прав и юридических обязанностей. Происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами (юридических фактов), возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Это стадия «работы» правоотношения. 3. реализация своих прав, свобод и обязанностей. Эта стадия может занимать длительный период. применение права (в случае необходимости). Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование и удовлетворяются интересы субъектов права. В механизм правового регулирования входят только правовые средства (инструменты) юридического воздействия. Механизм правового регулирования– понимается как способ функционирования и система средств воздействия, юридическая надстройка в системном «работающем» виде. Механизм правового регулирования является деятельной стороной процесса перевода позитивного права в упорядоченные общественные отношения. Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целеё (формальный признак). Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать правовые средства правового регулирования, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. Элементы механизма правового регулирования: 1. юридическая норма (основной). Выступает как предписание и как образец. Это исходная база правового регулирования. Это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы носят «поднормативный» характер. 2. источники права (как формальные носители юридических норм). В них закрепляется тот иной правовой режим. К элементам правового регулирования некоторые относят также акты официального толкования права. 3. юридические составы. 4. правоотношения (это средства действия механизма). Через них осуществляется реализация права. 5. акты реализации права (акты-действия и акты-документы) (основной). В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выделяют правосознание и режим законности. С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Правопорядок – это состояние стабильности, организованности, устойчивости общественной жизни, основанное на праве и законности, отражающее качественное состояние общественных отношений, при котором мера правового регулирования соответствует объективным потребностям общества. Признаки правопорядка: 1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2. Это порядок, предусмотренный нормами права. 3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка. Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. |