ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Определение понятия «норма» 1 страница Прежде чем перейти к характеристике аномалий, следует остановиться на вопросе о норме. Понятие о норме колеблется в известных пределах. В течение тысячелетий то, что было раньше нормой, постепенно меняется. Не существует постоянной для всех времён и неподвижной нормы. Поэтому аномалии должны рассматриваться в пределах данной эпохи и по отношению к определённой расе. 33- Диагностика Дать точное определение нормы очень трудно, ибо норма не есть стандартная, застывшая, а динамическая, постоянно меняющаяся и подвижная форма. Норма имеет очень много отклонений в ту или другую сторону, и границы, отделяющие её от патологии, проходят через ряд многочисленных промежуточных вариантов. Переходные формы нормы зависят от среды, пола, возраста и многих других факторов. Так, например, известно, что зубные ткани в молочном прикусе к 5—6 годам жизни изнашиваются и отличаются большой стёртостью. Фактор стираемости молочных зубов в этом возрасте весьма благоприятен для нормального развития постоянного прикуса и считается физиологическим. Отсутствие стираемости молочных зубов расценивается как неблагоприятное явление, ибо это может повлечь за собою возникновение аномалии прикуса. Между тем резко выраженная стираемость постоянных зубов в течение короткого периода считается патологией и отражается весьма отрицательно на жевательном аппарате. То же самое можно сказать о диастемах и тремах, которые в молочном прикусе физиологичны. Определить норму иногда очень трудно, и поэтому не следует делить прикусы на нормальные и ненормальные. Правильнее различать физиологические, патологические прикусы и многочисленные переходные варианты. Например, одной из форм физиологического прикуса является ортогнатия, характерной особенностью которой считается перекрытие верхними фронтальными зубами нижних до 1/3 высоты коронки. Однако у многих людей это перекрытие может быть больше или меньше. Если изобразить графически варианты ортогнатического прикуса, то это можно представить в виде линии АВ с точкой Б, расположенной между точками А и В. Прямой Ортогнатический прикус Глубокое перекрытие А----------------------------------------- Б----------------------------------- В Допустим, что точка Б является местом расположения ортогнатического прикуса с перекрытием на 1/3 высоты коронки. Между точками Б и А расположены варианты прикуса, имеющие меньшее перекрытие и доходящие до нуля, а между точками Б и В расположены варианты с увеличивающимся резцовым перекрытием, доходящим до зубного бугорка. Таким образом, крайним вариантом физиологического прикуса на левой стороне у точки А является прямой прикус. Следующий за этим вариантом характеризуется уже не только отсутствием перекрытия, но и наличием вертикального промежутка между передними зубами, т.е. за прямым прикусом следует открытый. Такая же картина наблюдается и на правой стороне от точки Б, где перекрытие всё больше увеличивается и крайним вариантом физиологического прикуса будет глубокое перекрытие у точки В. Если перекрытие переходит за пределы бугорка (tuberculum dentale), то этот вариант уже перестаёт быть физиологическим и становится глубоким прикусом. Таким образом, между ортогнатическим и открытым прикусом, с одной стороны, и ор-тогнатическим и глубоким, с другой стороны, лежит целый ряд промежуточных вариантов. Следовательно, делить прикусы на нормальные и ненормальные нелогично, а лучше — на физиологические и патологические. Диагностика Обследование в стоматологии и, в частности, в ортодонтии, как и в других отраслях медицины, имеет крайне важное значение, так как от его качества зависит весь дальнейший ход лечения. Особенности обследования диктуются возрастом пациента, который иногда, особенно у детей, имеет решающее значение, как в отношении психологического подхода, так и в отношении способа лечения в разных фазах развития зубов. Значение правильного и тщательного обследования иногда недооценивается, оно производится часто поверхностно, или ограничиваются всего лишь осмотром зубов. Для того чтобы стоматологическое обследование выполняло своё назначение, его следует проводить целенаправленно и систематически. Лучше всего оправдывает себя соблюдение одинако- 58 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтии вой последовательности для избежания того, чтобы какой-нибудь из важных признаков не остался незамеченным. Обследование должно включать следующие элементы: 1) анамнез и внешний осмотр пациента, 2) внеротовое обследование, 3) внутриротовое обследование, 4) дополнительные (вспомогательные) методы обследования, и лишь после этого определяется диагноз, составные части которого описаны на с. 56, и намечается план лечения. Общее обследование пациента нельзя, конечно, смешивать с обследованием, например, у врача-интерниста, к которому прибегают лишь при определённых показаниях. Чтобы получить представление о личности пациента, в преобладающем числе случаев бывают достаточными наружный осмотр (aspectio) и несколько ориентировочных вопросов. Данную часть обследования выгодно поэтому объединить с анамнезом. Таким образом можно получить информацию не только о соматическом состоянии пациента, но и психическом, сведения о котором особенно важны для стоматолога. При сборе анамнестических данных, особенно у ребёнка, вопросы следует формулировать так, чтобы они были понятны и не наносили травмы. Исходя из поведения детей, можно получить ценные сведения для психологически правильного обращения с ними. Иногда достаточным оказывается анамнез, касающийся непосредственных нарушений. У маленьких детей всегда следует принципиально проверять анамнез, опрашивая родителей. Учитывая, что основным контингентом больных у ортодонта являются дети, следует обратить самое серьёзное внимание на психологическую подготовку к исследованиям. Под понятием подготовка подразумевается комплекс мероприятий, предназначенных для благоприятного воздействия на психическое состояние ребёнка перед лечением. Недостаточно только говорить с ребёнком, а затем поступать в соответствии с обычной практикой. Необходимо проводить подготовку для каждого отдельного вмешательства, и психологическая репрессия здесь неизбежно переплетается с профилактикой. Нельзя забывать также о том, что пациент подвергается психическому воздействию не только под влиянием врача и сестры, но и всей организации приёма. В дошкольном возрасте ребёнку в большинстве случаев уже приходилось встречаться со стоматологом. Именно в этом возрасте велика готовность ребёнка к страху и опасениям. Внушаемость детей в данном возрастном периоде весьма значительна, и очень важно использовать её в положительном смысле. Ребёнок школьного возраста в эмоциональном отношении постепенно стабилизируется и стремится владеть внешними проявлениями своих чувств. Дети, начиная приблизительно с 8-летнего возраста, действительно, за небольшим исключением, не плачут и не сопротивляются при лечении. Однако при внимательном наблюдении за их речью, выражением лица и общим поведением оказывается, что они испытывают большой страх. Начиная со школьного возраста, огромное влияние на всю дальнейшую жизнь оказывает приобретённый индивидом опыт, и нельзя, чтобы он накапливался, если имеет неприятный характер. Умственное развитие ребёнка в школьном возрасте требует как в семье, так и от стоматолога правильного психологического подхода. Приблизительно около 12-летнего возраста ребёнок способен логически и абстрактно мыслить, и поэтому ему необходимо надлежащим образом разъяснить значение заботы о зубах. В период полового созревания и юношества положение становится ещё более затруднительным, так как молодые люди стремятся выйти из-под влияния своих воспитателей и стать самостоятельными в своих взглядах. Благоприятным обстоятельством в этом возрасте для подкрепления положительного отношения к уходу за зубами могут быть зарождающиеся эстетические чувства. Молодые люди не только воспринимают красоту художественного произведения, но и начинают следить за своей внешностью, что можно использовать, склонив их к тщательному уходу за зубами. Следует отметить, что слишком «рутинный» подход с несколькими привычными присказками и шутками может оказать отрицательное влияние, и поэтому важно уже в первое посещение узнать интересы пациента и даже отметить это В амбулаторной карте При следующем посещении врач может с них начать разговор. Даже ребёнок не хочет быть лишь «случаем», «деталью на конвейере», и поэтому необходима строгая «индивидуализация» лечения с учётом эмоциональных свойств и реакций ребёнка. | 60 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтии щий выкидыш, что-либо другое (указать, что); узкий или деформированный таз матери, крупный плод, неправильное положение плода, тазовое предлежание, продолжительность родов и метод родоразрешения (нормальное, оперативное вмешательство, пособие по Цо-вьянову, Морисо—Левре, стимуляция окситоцином, маммофизином и т.д.). Постнатальный период:время рождения (срок, доношенность), рост новорожденного, вес, окружность головы, вид вскармливания, консистенция и химический состав пищи, болезни раннего детского возраста — корь, скарлатина, дизентерия, полиомиелит, рахит, патология верхних дыхательных путей; состояние эндокринной системы, умственные способности, общее развитие ребёнка, осанка, наличие деформаций других частей тела; состояние желудочно-кишечного тракта; занятие спортом; привычная поза сна, занятий; тип дыхания (носовое, ротовое), наличие аденоидных разрастаний и увеличение миндалин, частые насморки, гнусавость. Учитывают сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, ранние патологические процессы, травмы и оперативные вмешательства в челюстно-лицевой области, своевременность лечения молочных и постоянных зубов (кариес, пульпит, периодонтит), несвоевременное удаление молочных зубов и причина, своевременность и рациональность протезирования при необходимости, вредные привычки. Под вредными привычками подразумевают разнообразные детские привычки, отрицательно влияющие на рост и развитие челюстных и других лицевых костей и прилегающих к ним мягких тканей. К таким привычкам относятся сосание или прикусывание пальца, языка, губы, карандаша, края одеяла, неправильное глотание и дыхание ртом, статические привычки определённого положения тела во время сна, неправильная речевая артикуляция, ночной и дневной бруксизм и другие парафункции. Некоторые вредные привычки, связанные с нарушением функций зубочелюстной системы, сами дети и родители иногда не замечают. Врач обязан распознать их, обратить на это внимание и принять соответствующие меры. Так, например, привычка ребёнка жевать на одной стороне легко выявляется по отложению налёта и зубного камня на нерабочей стороне. На рабочей стороне можно отметить более раннюю смену зубов. Поспешное пережёвывание пищи иногда сопровождается прикусыванием щёк и языка, о чём можно судить по участкам кровоизлияния на слизистой оболочке, чаще в области боковых зубов. Небрежная еда обычно сочетается с привычкой неправильного глотания (см. рис. 110, 111). Очень важно знать, как дышит ребёнок. Если он привык дышать через рот, а старается дышать через нос, то это легко можно заметить по напряжённому выражению лица, вспомогательным движениям крыльев носа, затруднённому вдоху и шумному выдоху. Ребёнок при этом очень быстро утомляется и вскоре делает глубокий вдох через рот, получая облегчение. При наличии механического препятствия в носу жевание становится аритмичным, неравномерным, происходит задержка дыхания, что может вызвать гипоксию. При выявленном затруднении носового дыхания необходимо направить пациента к отоларингологу, при нарушении речи — к логопеду, а при выявлении вредных привычек у школьников — к невропатологу или психиатру, так как это может явиться не только причиной формирования или усугубления зубочелюстной аномалии, но и невротическим синдромом. При внеротовом исследовании обращается внимание прежде всего на симметрию лица и его частей, возможность свободного открывания рта. Измеряют расстояние между зубными рядами, которое обычно равно 4,5—5 см. Конфигурация нижней трети лица часто имеет большое диагностическое значение. Уже по изменению морфологических особенностей этой части лица можно поставить верный диагноз: носогубная и подбородочная складки, углы рта, величина ротовой щели, взаимоотношения между губами, их конфигурация и линия соприкосновения, вид подбородка (скошенный назад, средний или выступающий). Всё это характеризует ту или иную аномалию прикуса. Например, уплощённая верхняя губа, выступающий подбородок и нижняя губа, перекрывающая верхнюю, являются характерными для мезиального прикуса. Резко выраженная подбородочно-губная складка, вывернутая кнаружи нижняя губа, скошенный подбородок, уменьшенная нижняя треть лица свойственны так называемому птичьему лицу и характерны для нижней микрогнатии (см. рис. 79; 80, б). 33- Диагностика Рис. 59. Степень интенсивности индексов OHI и OHI-S, индексы показывают степень мягкого налёта и зубного камня: ZDI + ECI OHI-S=-------------- п О— нет налёта и камня; 1 — налёт покрывает меньше 1/3 поверхности коронки и также наддесневой камень; 2 — налётом покрыты меньше 2/3 коронки и наддесневой камень также и/или отдельные участки с поддесневым камнем; 3 — налётом покрыто больше 2/3 коронки, также наддесневой камень и/или поддесне-вой камень вокруг коронки. Осмотр полости рта. Оценка зубной формулы и соответствие её возрасту. При осмотре выявляются аномалии зубов по их цвету и структуре тканей, форме, числу, положению. Обращают внимание на форму альвеолярных и зубных дуг, характер их смыкания. При исследовании зубного ряда часто возникает вопрос, не был ли удалён зуб, а если удалён, то какой. Если имеется по обеим сторонам от средней линии неодинаковое количество зубов, а промежутка нет, то значит, один какой-то зуб удалён, т.е. имеется дефект или истинная адентия, а промежуток закрылся в результате перемещения зубов. Когда речь идёт о резцах и клыках, то легко по форме решить, какой зуб был удалён. Определённые трудности возникают, когда нужно отличить вторые молочные моляры от первых постоянных. При этом мог быть удалён шестой зуб или молочный пятый, на место которого переместился постоянный моляр. Вопрос решается по степени их развития и с помощью рентгенологического исследования. Описав аномалии отдельных зубов, переходят к изучению взаимоотношений зубных рядов, а затем исследуются челюстные кости. В области боковых зубов отмечают одно- или двустороннее сжатие, чрезмерное или недостаточное развитие альвеолярного отростка этих участков в вертикальном направлении, форму нёба — куполообразную, плоскую или готическую. Исследуют также состояние слизистой оболочки: нормальное, воспалённое или другие патологические изменения. Оценивают величину и места прикрепления уздечек губ и языка, щёчных тяжей, форму ската альвеолярных отростков и глубину преддверия полости рта. Осматривают язык, его взаимоотношения с зубными рядами в покое и при глотании. При обследовании необходимо попросить показать кончик языка, тремор которого может быть признаком повышенной деятельности щитовидной железы. Пониженная активность кончика языка, если нет воспаления или новообразования, часто бывает обусловлена короткой уздечкой. Для оценки гигиены полости рта применяются «Oral Hygiene Index» (OHI) или «Simplified Oral Hygiene Index» (OHI-S) — Green Vermillion (рис. 59). Признаками вредных привычек могут быть отшлифованные стиранием грани на зубах, заболевание пародонта отдельных или групп зубов, их подвижность, повороты, отсутствие контактов с антагонистами. Не следует забывать, что вредные привычки могут отражаться и на состоянии височно-нижнечелюстных суставов, что проявляется в виде боли или неловкости, головной боли. По виду деформации можно предположить наличие той или иной вредной привычки. Весьма важным фактором является сохранность молочных зубов до их физиологической смены, характер и время существования дефектов зубных рядов и/или их деформаций и при необходимости — протезирование. Определяют характер движений нижней челюсти (прямо, равномерно, поступательно, толчкообразно, со смещением) при открывании или закрывании рта. Обращается также внимание на смещение или, наоборот, выравнивание межрезцовых линий во время открывания рта. При необходимости проводятся пальпация и аускультация височно-нижнечелюстных суставов. 62 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтии Применяют клинические функциональные пробы (Ильина-Маркосян Л.В.) для дифференциальной диагностики смещений нижней челюсти, помогающие определить направление смещения и возможную причину (см. рис. 405, 406). Первая проба(изучение в состоянии покоя). При осмотре лица пациента (фас и профиль) обращают внимание на положение нижней челюсти в покое и во время разговора. Выявляют лицевые признаки аномалии прикуса, если они имеются. Вторая проба(изучение привычной окклюзии). Пациенту предлагают сомкнуть зубы, не размыкая губ. Если имеется привычное смещение нижней челюсти, то лицевые признаки становятся более выраженными, прямо пропорционально величине смещения. Третья проба(изучение боковых смещений нижней челюсти). Пациент широко открывает рот, и при этом изучают лицевые признаки, которые особенно заметны при имеющемся латеральном смещении. Асимметрия лица при этом усиливается, уменьшается или исчезает в зависимости от причины. Четвёртая проба(сравнение привычной и центральной окклюзии). Пациент сопоставляет зубы поочерёдно в центральной, привычной окклюзии, и при этом сравнивают гармонию лица. Эта проба позволяет уточнить имеющиеся нарушения: степень смещения нижней челюсти, сужения или расширения зубных рядов, асимметрию. Для уточнения дистального прикуса (прогнатии) применяется клиническая проба по Эшлеру—Биттнеру. Пациент смыкает зубы в привычной окклюзии, и врач запоминает профиль лица. Затем пациенту предлагают выдвинуть нижнюю челюсть вперёд до прямого смыкания передних зубов и нейтрального соотношения шестых зубов. Если профиль при этом улучшается, то аномалия обусловлена недоразвитием нижней челюсти или её ди-стальным положением. При ухудшении профиля причина аномалии заключается в недоразвитии верхней челюсти и её зубного ряда. Нарушение мышечного равновесия в челюстно-лицевой области отражается на формировании лицевого скелета, развитии и тонусе мышц шеи. Если смотреть в профиль на стоящего человека, то центры тяжести его головы, лопаточно-плечевого пояса, бёдер, коленных суставов и стоп находятся, как правило, на одной вертикальной линии, что характерно для гармонично развитой структуры (см. рис. 120). При нарушенной осанке наблюдаются следующие особенности: наклон головы вперёд, изменение направления взора, плоская грудная клетка, уменьшение её переднезаднего размера, изменение угла наклона рёбер, сколиоз, выпячивание живота, вальвусное (О-образное) искривление ног, плоскостопие. Ортодонтическое лечение таких больных совместно с общим ортопедом улучшает осанку или нормализует её. Нарушение осанки, в свою очередь, создаёт предпосылки к нарушению дыхания, особенно при сагиттальных аномалиях прикуса. Изучение морфологии молочного прикуса у маленьких детей представляет большие трудности. Окклюзия в молочном прикусе характеризуется фронтальным перекрытием в пределах 1—2 мм, и во время жевания движения нижней челюсти происходят беспрепятственно, с распределением нагрузки равномерно на все зубы. При правильном соотношении в молочном прикусе верхушка бугорка нижних клыков находится между клыками и боковыми резцами верхней челюсти. H.Taatz установила, что такое смыкание имеет место у 59% пробандов, и это было названо нейтральным, или правильным, взаимоотношением (рис. 60). Положение, когда верхушка бугорка верхнего клыка попадает не точно между верхними клыками и боковыми резцами, а несколько смещена кзади, A.Kantorowicz назвал словом «дистализация», что, по его мнению, указывает на «дистально» действующие силы. H.Taatz нашла такую «дистализацию» у 41 % обследованных и попыталась связать с соотношением дистальных поверхностей вторых молочных моляров (см. рис. 37,43). Она установила, что при нейтральном соотношении клыков моляры смыкаются или с наличием мезиальной ступеньки (52%), или их дистальные поверхности находятся в одной плоскости (48%). В то же время при наличии «дистализации» нижних клыков моляры смыкались с наличием мезиальной ступеньки у 19% детей и почти с такой же частотой (17%) имелась дистальная ступенька, а у 64% дистальные поверхности моляров находились в одной плоскости (рис. 60). Мезиодистальные соотношения между верхними и нижними молочными клыками | Средние размеры вторых молочных моляров при наличии | различие: + 0,67 мм +1,17 мм + 0,95 мм Рис. 60. Расположение дистальных поверхностей зубных рядов молочного прикуса в зависимости от ширины вторых молочных моляров (объяснение в тексте). Эти данные могут служить прогностическим признаком возможного образования в дальнейшем дистального прикуса, а именно: 1 — если верхний и нижний клыки контактируют «бугорок в бугорок», 2 — если при измерении модели имеется расстояние около 2,0 мм между дистальной поверхностью верхних и нижних молочных клыков, 3 — если оба зубных ряда заканчиваются дистальной ступенькой или, по меньшей мере, находятся в одной плоскости. Таким образом, нельзя связывать с дистальным прикусом «дистализацию», так как она встречается гораздо чаще, примерно в соотношении 9:40, и лечения не требует. В то же время дистальный прикус может образоваться при наличии других неблагоприятных обстоятельств, например, при сужении челюсти (уменьшение трансверзального размера) или при протрузионном выстоянии фронтальных зубов. В постоянном прикусе для оценки ширины зубных дуг применяются общеизвестные индексы Pont, а для определения трансверзального размера зубной дуги молочного прикуса применима другая методика: измерительные точки на верхней челюсти (см. рис. 61) располагаются в самом глубоком месте жевательной борозды первых моляров (передняя ширина) и в самой глубокой точке язычно-мезиальной бороздки второго моляра (задняя ширина). На нижней челюсти при правильном прикусе соответствующие точки находятся на щёчно-дистальных бугорках первых моляров (передняя ширина) и на средних щёчных бугорках вторых моляров (задняя ширина). Если соединить полученную линию передней ширины перпендикуляром Lo с губной поверхностью (ближе к режущему краю) коронки центральных резцов, то получим длину переднего участка зубной дуги (см. рис. 61). В клинике это можно сделать с помощью обычного или ортодонтического циркуля. В таблице 1 представлены данные об этом индексе. A.M.Schwarz предложил дополнительный метод для определения формы зубной дуги в молочном прикусе. Диагностические модели верхней и нижней челюстей ориентируют по срединной линии, соответствующей срединному нёбному шву, и перпендикулярно к ней по линии, проходящей через поперечные фиссуры вторых моляров (см. рис. 62). Если из точки пересечения провести полуокружность, то она должна проходить через щёчные бугорки молочных моляров, верхушки клыков и режущие края передних зубов. Измерения молоч- 64 Глава 3- Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтш Рис. 61. Измерительные точки для определе- Рис. 62. Образец молочной зубной дуги по ния передней и задней ширины зубных дуг, A.Schwarz с узкой верхней челюстью, тремами а также передней длины зубной дуги (на верх- и протрузией передних зубов, ней челюсти Lo) в молочном прикусе. ных зубных рядов, не имеющих диастем и трем, показали, что трансверзальный размер зубной дуги на 2—3 мм меньше, чем при зубной дуге, имеющей тремы и диастемы, хотя форма её всё равно соответствует полукругу. Трансверзальный размер между нёбными поверхностями вторых моляров, по данным Korkhaus и E.Neumann, должен составлять минимально 28 мм. В противном случае авторы считают, что имеется препятствие росту. Таблица 1 Индексы для молочного прикуса с диапазоном колебаний в 5% (по Eismann und Warnatsch) Сумма ширины резцов SJ | Передняя ширина зубной дуги 54:64 84:74 | Задняя ширина зубной дуги 55:65 85:75 | Передняя длина зубной дуги | Молочный прикус без первичных промежутков | | 30,4-37,1 | 35,5-41,9 | 13,1-17,7 | | 30,8-37,4 | 36,1-42,4 | 13,5-18,0 | | 31,3-37,8 | 36,7-43,0 | 13,8-18,3 | | 31,8-38,2 | 37,3-43,5 | 14,2-18,6 | | 32,2-38,7 | 37,9-44,1 | 14,5-18,9 | | 32,6-39,1 | 38,5-44,7 | 14,8-19,2 | | 33,0-39,5 | 39,0-45,3 | 15,1-19,5 | | 33,4-40,0 | 39,6-45,9 | 15,4-19,9 | Молочный прикус с первичными промежутками | | 28,7-35,1 | 32,6-40,8 | 11,5-18,2 | | 29,4-35,7 | 33,5-41,6 | 12,0-18,5 | | 30,1-36,3 | 34,5-42,4 | 12,5-18,8 | | 30,8-36,8 | 35,4-43,2 | 12,9-19,2 | | 31,4-37,5 | 36,3-44,1 | 13,4-19,6 | | 32,1-38,2 | 37,2-45,0 | 13,7-20,0 | | 32,6-38,8 | 37,9-45,9 | 14,1-20,5 | 33- Диагностика Рис.63. Измерение скуловой ширины акушерским циркулем. Рис.64. Определение лицевого индекса (Izard G.). Для каждого человека нет точной, единственной формы зубной дуги. Определения, данные ещё Мюльрейтером по отношению к нижнему и верхнему зубным рядам, параболический и полуэллиптический соответственно — весьма приблизительны. Тем не менее, имеются попытки геометрического построения зубных рядов на основании ширины зубов. Наибольшее предпочтение отдают методу Пона, который, подобно антропологическому индексу головы: шиРина х 1"" t вычислил 2 индекса. Какую же форму зубной дуги длина надо создавать при лечении? Прежде всего надо знать пределы для исправления. В норме существует определённая зависимость между скуловой шириной лица и шириной зубной дуги верхней челюсти. С помощью индекса Pont можно получить данные о величине зубных дуг. Для определения скуловой ширины применяют акушерский циркуль (рис. 63), который устанавливается на 2—2, 5 см впереди от козелка уха. Так как, по данным Изара, для скелетиро-ванного черепа отношение «ширина зубной дуги/скуловая ширина» составляет как 1:2, то необходимо делать поправку на толщину мягких тканей, а именно у детей 6 лет « — 8 мм», у более старших, до 18 лет, необходимо вычитать 10 мм. Например, если у дошкольника величина скуловой ширины равна 110 мм, то из этой цифры вычитается 8 мм и делится на 2. При этом получается соответствующая для данного черепа ширина зубной дуги, а именно 51 мм. Для определения наибольшей ширины зубной дуги необходимо измерить расстояние между наиболее выступающими точками щёчной поверхности у заднего края молочного моляра (позднее 1, 2, 3-го постоянного моляра). Сравнение между истинной величиной и должной (по индексам Изара* и Пона) наглядно покажет, соответствует ли величина зубной дуги типу черепа или нет. Исследование и анализ диагностических контрольных моделей.С давних пор учёные обратили внимание на необходимость изучения моделей зубных рядов, так как диагноз и план лечения не всегда возможно установить лишь на основании только клинического |