МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Слухоречевые тренажеры отечественного производства





В практической работе достаточно широко используются слухоречевые тренажеры отечественного производства. К ним относится тренажер «СОЛО», выполненный на базе индивидуального усилителя аудиокласса «Сонет-01-1». Этими тренажерами оснащены сурдологические кабинеты; они успешно применяются для организации индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия в специализированных учебных заведениях, для отработки ритмико-интонационной стороны речи. Благодаря простоте управления тренажер «СОЛО» рекомендуется и для применения в домашних условиях с целью развития речи, исправления дикции у детей с пониженным слухом и при коррекционной работе с детьми, имеющими различные дефекты речи.

В комплект тренажера входят следующие элементы: темброусилительный блок, микрофон учителя, микрофон и головной телефон ученика, адаптер для подключения к сети.

В настоящее время широкое использование в специальных учреждениях для детей с нарушением слуха получила звукоусиливающая аппаратура «Глобус» .

Комплект «Глобус» представляет собой трехканальный усилитель звуковой частоты. Два телефонных канала (левый и правый) используются для передачи звуковой информации на уши пациента, а третий — для формирования вибрационных воздействий, пропорциональных интенсивности речи педагога и ученика. Интенсивность звукового воздействия регулируется ступенчатыми переключателями «Уровень» и плавным регулятором «Усиление». При этом сила звука в головных телефонах и его спектральный состав регулируются независимо в каждом канале. Уровень звукового сигнала в каналах левого и правого уха контролируется световым индикатором, градуировка которого соответствует уровню звукового давления в децибелах. Усиление звукового сигнала в оптимальной для каждого ребенка полосе частот регулируется «срезом» фильтров верхних и нижних частот. Установка нижней граничной частоты полосы пропускания канала осуществляется переключением левого ступенчатого переключателя «Фильтр», а верхней граничной частоты — переключением правого ступенчатого переключателя каждого канала. Для регулирования уровня вибрационного воздействия со стороны вибратора используется регулятор «Мощность».

Аппарат выполнен в виде настольного прибора. На передней стенке его корпуса расположены два гнезда для подключения микрофонов, включатель компрессора УЗД, гнезда для подключения наушников и вибратора. К аппарату можно также подключать магнитофон, телевизор, приемник и т.д.

Сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху «Дэльфа-130» предназначен для коррекции произношения у детей и взрослых, а также для работы по формированию речи у глухих и слабослышащих . Широкий выбор методов и глубина обработки речевой информации позволяют использовать его в детских садах, специальных школах, интернатах и лечебных учреждениях, а также при домашних занятиях родителей с детьми.

Тренажер состоит из персонального ШМ-совместимого компьютера, электронного преобразователя, микрофона и программы, записанной на одной или нескольких дискетах.

Звуки, произносимые учеником в микрофон, передаются в электронный преобразователь, который суммирует информацию об их уровне и частоте. Эта информация поступает в процессорный блок компьютера, где она обрабатывается по программе, записанной с дискеты; результаты этой обработки отображаются на экране видеомонитора. Учитель и ученик могут управлять программой с помощью клавиатуры.



Методическая программа тренажера создана с учетом специфики работы и логопедов, и сурдопедагогов детских учреждений. Простота и ясность управления, широкий выбор упражнений и игр делают «Дэльфу-130» хорошим подспорьем и для родителей, занимающихся с детьми в домашних условиях, и для самостоятельных занятий подростков и взрослых, которым необходимо закрепить навыки правильного произношения.

Основополагающий принцип действия тренажера — возможность зрительного контроля за формированием произносительных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова как для современной сурдопедагогики, так и для логопедии, однако компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь становится видимой, т.е. все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде картинок мультипликаций. Ученик ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желаемую картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение.

Тренажер позволяет отрабатывать такие важные параметры ритмико-интонационной структуры речи, как интонация, темп, слитность, словесное ударение и т.д., произношение многих звуков русского языка. При этом обеспечивается возможность коррекции произношения изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз, т. е. различных речевых единиц.

Экран тренажера реагирует на такие свойства и особенности речи, как

— интенсивность голоса (громкость),

— носовой оттенок звучания,

— правильность артикуляции звуков,

— качество произношения дифтонгов и монофтонгов,

— длительность произношения звука, слога, слова, фразы,

— правильность ударения, ритма, темпа и т.д.

Компьютерный тренажер позволяет работать не просто индивидуально, но по-разному с каждым ребенком. Так, например, в качестве образца звука можно сохранить в памяти компьютера лучшие на данный момент попытки ребенка, стимулируя его к собственному индивидуальному достижению. Зная, что у ученика слишком тихий голос, можно изменить значение порога чувствительности, и картинка на компьютере не начнет двигаться до тех пор, пока голос не достигнет нормальной разговорной громкости. Можно изменять уровень сложности речевых упражнений в зависимости от возможностей ребенка.

Опыт применения даже самых современных компьютерных тренажеров показывает, что, работая только с ними, нельзя решить всех проблем формирования правильного произношения. Однако их использование, особенно при работе с детьми, делает занятия привлекательными, обеспечивая необходимый психологический и эмоциональный настрой.

Вопросы и задания

1. Назовите известные вам виды звукоусиливающей аппаратуры кол

лективного пользования.

2. Чем отличается одноканальная проводная система от двухканальной?

3. Расскажите об особенностях беспроводных систем звукоусиливающей аппаратуры.

4. Какие вы знаете слуховые тренажеры? Каково их основное назначение?

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Авдеева Е.Ю., Пелымская Т. В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. — 1999. — № 4 и 6. Акустика: Справочник. — М., 1989.

2.Алиева 3. С, Митрошкина И. И. Электрофизиологические и педагогические методы в подборе оптимальных режимов работы индивидуальных слуховых аппаратов // Дефектология. — 2000. — № 3.

3.Базаров В. Г., Лисовский В. А., Мороз Б. С. и др. Основы аудиологии и слухопротезирования. — М., 1984.

4.Богомильский М.Р., Ремизов А. Я. Кохлеарная имплантация // Вестник оториноларингологии. — 1982. — № 5.

5.Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. — М.. 2001.

6.Вартанян И.А. Звук, слух, мозг. — Л., 1981.

7.Вартанян И. А. Слуховой анализ сложных звуков. — Л., 1978.

8.Велицкий А. П. Вопросы происхождения, классификации и измерения

тугоухости. — Л., 1978.

9.Велицкий А. П. Методика исследования слуховой функции. — М., 1972.

10.Жилинский Ю. П. Технические устройства для оказания помощи людям с нарушенной слуховой функцией. Реабилитация инвалидов по слуху. - Л., 1980.

11.Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. — Л., 1989.

12.Королева И. В. Проблемы эффективности слуховой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология. - 2002. - № 4.

13.Королева И. В., Пудов В. И., Жукова О. С. Кохлеарная имплантация — новое направление реабилитации глухих детей //Дефектология. — 2001. —

№ 1.

14.Лопотко А. И., Плужников М.С., Атамурадов М.А. Старческая тугоухость. — Ашхабад, 1986.

15.Миронова Э.В., Поталова Л.А., Таварткиладзе Г. А. Особенности реабилитации имплантированных больных с пре- и постлингвальной глухотой // Современные методы диагностики, лечения и реабилитации больных с патологией внутреннего уха: Тезисы докл. науч.-практ. конф. — Суздаль; М., 1997.

16.Мороз Б. С, Базаров В. Г., Гехт Ю.Х. Методика подбора слухового аппарата при слухопротезировании. — Киев, 1982.

17.Мультисенсорика и речь: Материалы V Международного симпозиума. — Загреб (Хорватия), 2001.

18.Назарова Н. М. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М., 2001.

19.Нейман Л. В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., 2001.

20.Нейман Л. В. Слуховые функции у тугоухих и глухонемых детей. — М., 1961.

21.Преображенский Ю. Б., Годин Л. С. Основы слухового протезирования у детей. —- М., 1973.

22.Роземблюм А. С, Цирульников Е. М. Новые методы диагностики нарушений слуха. — Л., 1986.

23.Слуховая система / Под ред. Я.А.Альтмана. — Л., 1990.

24.Таварткиладзе Г.А., Белянцев И.А., Руленков Г.И. и др. Показания к кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. — М., 1995.

25.Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т. Г. Клиническая аудиология. — М., 1996.

26.Тарасов Д. И., Наседкин А. И. и др. Тугоухость у детей. — М., 1981.

27.Хечинашвили С. Н., Кеванишвили 3. Ш. Слуховые вызванные потенциалы человека. — Тбилиси, 1985.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………. 3

Глава 1. Анатомия и физиология органов слуха……………………….. 4

1.1. Некоторые сведения по истории развития

аудиологии ………………………………………………………………….. 4

1.2. Анатомическое строение органа слуха……………………………... 9

1.2.1. Наружное ухо………………………………………………………… 11

1.2.2. Среднее ухо……………………………………………………………12

1.2.3. Внутреннее уха………………………………………………………..17

 

1.3. Проводящая и центральная (корковая) части слухового

анализатора……………………………………………………………………22

1.4. Физиология слухового анализатора………………………………….25

 

1.4.1. Звукопроводящий аппарат……………………………………………26

1.4.2. Звуковоспринимающий аппарата…………………………………….30

Глава 2. Общие сведения о физиологической акустике……………………36

2.1. Физические характеристики звуковых колебаний…………………..36

2.1.1. Звук и его виды 37

2.2. Психоакустические характеристики слуха……………………………52

2.2.1. Адаптация (слуховая чувствительность)………………………………52

2.2.2. Маскировка………………………………………………………………53

2.2.3. Ототопика…………………………………………………………………54

2.2.4. Громкость…………………………………………………………………55

2.2.5. Высота…………………………………………………………………….57

2.2.6. Бинауральное восприятия………………………………………………..58

2.3. Физиология восприятия речевых сигналов…………………………….59

2.3.1. Акустика речи……………………………………………………………59

2.3.2. Разборчивость речи,………………………………………………………62

Глава 3. Причины снижения слуха у детей и их классификация……………..65

3.1. Причины снижения слуха у детей……………………………………….65

3.1.1. Наследственные нарушения слуха………………………………………65

3.1.2. Врожденные нарушения слуха…………………………………………..66

3.1.3. Приобретенные нарушения слуха……………………………………….68

3.2. Классификации нарушений слуха……………………………………….71

Глава 4. Методы исследования слуха................................................................ 75

4.1. Условия проведения обследования слуха и его основные этапы...................................................................................................................... 75

4.2. Обследование маленьких детей...................................................................77

4.3. Методы исследования без применения технических

средств....................................................................................................................78

4.3.1. Исследование слухового восприятия шепотной

и разговорной речью..............................................................................................78

4.3.2. Исследование слуха камертонами................................... ……………….80

4.4. Методы исследования слуха с помощью современной аппаратуры................................................................................... 81

4.4.1. Аудиометрические психоакустические методы исследования...................................................................... 81

4.4.2. Акустическая импедансометрия.....................................103

4.4.3. Регистрация слуховых вызванных потенциалов (компьютерная аудиометрия)..........................................108

4.4.4. Отоакустическая эмиссия................................................116

4.4.5. Функциональная диагностика........................................119

Глава 5. Слухопротезирование................................................................130

5.1. Краткие сведения по истории слухопротезирования.............130

5.2. Принципы и способы компенсации нарушений слуха

с помощью слухового аппарата................................................140

5.3. Слуховые аппараты индивидуального пользования...............142

5.3.1. Заушный слуховой аппарат...............................................143

5.3.2. Внутриушной слуховой аппарат.......................................144

5.3.3. Базовые критерии оценки слухопротезирования............145

5.4. Слухопротезирование детей......................................................149

5.5. Индивидуальные внутриушные вкладыши.............................153

5.6. Подбор слуховых аппаратов с использованием методов речевой аудиометрии.................................................................154

5.7. Бинауральное слухопротезирование........................................166

Глава 6. Кохлеарная имплантация..........................................................173

Глава 7. Звукоусиливающая аппаратура коллективного

пользования................................................................................188

7.1. Стационарная звукоусиливающая проводная аппаратура.....188

7.2. Беспроводные системы звукоусиливающей аппаратуры.......193

7.3. Индукционная петля.................................................................196

7.4. Слуховые тренажеры .................................................................198

7.4.1. Речевой тренажер «RST»...................................................198

7.4.2. Фонатор..............................................................................199

7.4.3. Мини-фонатор...................................................................200

7.4.4. Слухоречевые тренажеры отечественного производства.....................................................................201

Литература.........................................................................................'........205





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.