МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психосоматический подход к изучению бронхиальной астмы





М.П. Билецкая, Н.О. Мельникова

Бронхиальная астма у детей и подростков и семейная психотерапия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1:

Психосоматический подход к изучению бронхиальной астмы……………..

Глава 2:

Этиопатогенез и клиника бронхиальной астмы………………………………

Глава 3:

Психологические особенности детей и подростков с бронхиальной астмой……………………………………………………………………………….

- Психологические особенности детей с бронхиальной астмой

- Психологические особенности подростков с бронхиальной астмой

Глава 4

Системный семейный подход к изучению бронхиальной астмы……………

- Особенности воспитания в неполной семье

- Семьи с детьми и подростками, страдающими бронхиальной астмой

Глава 5:

Защитно-совладающее поведение членов семей детей и подростков с бронхиальной астмой………………………………………………………………

- Особенности совладающего поведения детей и подростков с бронхиальной астмой…………………………………………………………………………………

- Особенности совладающего поведения семьи при стрессе………………..

Глава 6:

Психокоррекция и психопрофилактика………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………………..

Введение

Бронхиальная астма - одно из наиболее часто встречающихся тяжелых аллергических заболеваний. Распространенность данной патологии среди детей, проживающих в промышленных городах России, колеблется от 0,6 до 1%. У 25-30% больных детей бронхиальная астма имеет тяжелое течение: приступы удушья возникают у них ежедневно, признаки нарушения проходимости бронхов сохраняются почти постоянно (Исаев Д.Н., 1996). Именно в этой группе больных наиболее ярко проявляются нервно-психические нарушения, которые в большой степени определяют тяжесть бронхиальной астмы. Данные нарушения могут быть обусловлены социальной дезадаптацией, хронической гипоксией, а также нежелательными эффектами медикаментозной терапии.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации за последние десять лет, состояние здоровья населения непрерывно ухудшается. Особенно тревожно обстоят дела в педиатрии: практически здоровыми могут быть признаны лишь 10% школьников. Причём, отклонения в состоянии здоровья с возрастом лишь усиливаются: заболеваемость среди дошкольников, учащихся до 14-ти лет и выпускников школ (15-17 лет) увеличивается в 3,7 раза. По данным скрининговых обследований, только у 16% детей школьного возраста не выявляется отклонений психического здоровья. Н.П. Шабалов указывает (2004), что в структуре хронической бронхолегочной патологии у детей и подростков бронхиальная астма составляет 50-60%.

По данным Всероссийского научного общества пульмонологов, бронхиальной астмой страдают от 4 до 8% населения. У взрослых заболеваемость колеблется в пределах 5%, а у детей достигает 5-10%. Бронхиальная астма является причиной значительного снижения качества жизни человека, нередко приводя к инвалидности и даже к летальному исходу, особенно в подростковом возрасте (Балаболкин И.И., 2003). По данным медицинской статистики среди детей и подростков, больных бронхиальной астмой, преобладают лица мужского пола. (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л., 2002; Исаев Д.Н., 2005). Результаты многочисленных клинико-эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что от 30 до 50% лиц, обращающихся за помощью в поликлиники и стационары, страдают психосоматическими заболеваниями, то есть в этиологии указанных расстройств существенную роль играют социально-психологические факторы. Участие данных факторов в этиопатогенезе признаётся большинством исследователей, однако механизмы формирования данной патологии мало изучены (Исаев Д.Н., 1996, 2005; Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Довженко Т.В., Воликова С.В., Петрова Г.А., Юдеева Т.Ю., 2000).



Бронхиальная астма является классическим примером полиэтиологического заболевания, в патогенезе которого взаимодействуют разнообразные компоненты: психосоматические, инфекционные и аллергические. (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л., 2002; Елисеева М.В., 2003; Малкина-Пых И.Г., 2003; Исаев Д.Н., 2005).

Особая роль в развитии психосоматических расстройств принадлежит базовым, формирующимся в детском возрасте психофизиологическим структурам реагирования, которые могут стать в дальнейшем основой формирования многоуровневых функциональных патологических систем, так называемых структурных аттракторов болезни (Ананьев В.А., Симаненков В.И., 1998; Исаев Д.Н., 2005).

Несмотря на множество работ, посвященных исследованиям психосоматических соотношений у детей и подростков с бронхиальной астмой, остаются не до конца изученными особенности эмоционального реагирования и защитно-совладающего поведения данного контингента больных. Помимо этого, слабо изучены закономерности формирования внутренней картины болезни в зависимости от возраста ребенка, а также характер индивидуально-психологических реакций на заболевание.

Учитывая существенное преобладание лиц мужского пола среди детей и подростков с бронхиальной астмой (1:3), возникает необходимость более глубокого изучения именно этой группы больных. Анализ клинико-психологических характеристик детей различных возрастных категорий, здоровых и больных, позволяет более полно изучить компоненты патологической психосоматической системы, что, в свою очередь, дает возможность оптимизировать мероприятия по профилактике и своевременной коррекции факторов, усугубляющих течение данного заболевания (Ананьев В.А., 1999).

Для детей и подростков многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических заболеваний в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными. Длительное психоэмоциональное напряжение может вызвать такие обстоятельства, как: неадекватное воспитание (жесткое, чрезмерно изнеживающее, деспотическое, не соответствующее полу или личностным особенностям ребенка), развод родителей, дисфункциональные отношения в семье, неспособность родителей выполнять конвенциональные или половые роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллективом сверстников. В результате проживание подростка в условиях неполной семьи или развода автоматически предусматривает повышение риска развития психосоматических расстройств. Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлежности, безопасности и цели в жизни. В таком положении могут оказаться дети, оставшиеся без родителей, госпитализированные на длительный срок, часто меняющие коллективы сверстников или места жительства, проживающие с психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем (Исаев Д.Н., Зисельсон А.Д., 1996; Соколова Т.С., Рошлль Н.И., 1996; Хенневей П.Дж., 1998; Бройтигам В., Кристиан П., фон Рад М., 1999; Александер Ф., 2004).

В настоящее время изучение психологических особенностей детей и подростков с бронхиальной астмой остается по-прежнему актуальным, так как не выявлены характеристики эмоциональной сферы у больных в зависимости от структуры и функций семьи, а также от особенностей коммуникаций между членами семейной системы. Полученные данные позволят обеспечить исследователей (практических психологов, психотерапевтов и педагогов) знаниями, необходимыми для разработки методов выявления детей с повышенным риском заболевания и его ранней профилактики, а также психотерапевтической и психолого-педагогической помощи детям и подросткам с бронхиальной астмой.

 

Глава 1

Психосоматический подход к изучению бронхиальной астмы

Влияние эмоций на функцию дыхания. Психодинамические конфликты. Роль психосоматических симптомов при бронхиальной астме. Факторы возникновения психосоматических заболеваний. Алекситимия: определение, особенности алекситимической личности

Традиционно под психосоматическими расстройствами понимают та­кие заболевания, на возникновение и протекание которых значительное влияние оказывают психологические, психосоциальные и культурные фак­торы (Ващенко Ю., 1999).

Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо извес­тно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях говорится в таких выражениях, как "перехватило", или "захватило дух". Вздох — выражение печали на соматическом уровне. Еще одним комплексным экспрессивным фено­меном, в котором участвует функция дыхания, является плач.

Наличие тесной взаимосвязи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями предполагает, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы (Зизельсон А.Д., Лапис Г.А., Поппе Г.К., 1990; Исаев Д.Н., 1996; Ващенко Ю., 1999; Филякова Е.Г., 2000; Менделевич В.Д., Соловьева С.Л., 2002; Александер Ф., 2004; Старшенбаум Г. В., 2005).

Имеются клинические наблюдения относительно влияния эмоциональных факторов на развитие астмы. Данные факторы чрезвычайно многообразны. Они включают в себя многие внезапные интенсивные эмоциональные стимулы: сексуальное возбуждение, испуг, ревность или ярость (Жуковский А.М., Маковкин В.И., Герасимов А.А., Лисеева З.А., 1988).

Центральной проблемой в этиологии бронхиальной астмы является взаимодействие между эмоциональными и аллергическими факторами. Необходимо учитывать, что астмати­ческий приступ - это симптом, непосредственной при­чиной которого является спазм бронхиол. Клинические данные указывают на то, что локаль­ный спазм может вызываться как воздействием специ­фического аллергена, так и психоэмоциональным напряжением. Особенно важно отметить, что каждый фактор в отдельности может вызвать приступ, но наиболее характерным является их комплексное воздействие. Астматическая реакция также может возникать и без нали­чия аллергена.

Психологическая метафора бронхиальной астмы - затруд­нение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этомсложном мире. Препятствия возникают у ре­бенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание - это единственная функция человека, которая появ­ляется только после рождения. Все другие признаки нашей жиз­неспособности формируются еще внутриутробно, где все жизненные потребности обеспечены ав­томатически и имеется гарантия безопасности (Астафьева Н.Г., 2005).

Момент рождения - это тяжелый труд и сильный страх: «Что за мир там, снаружи?» Родители способны обеспечить безопасность иком­форт новорожденному, способствуя тем самым снижению базисного недоверия к миру. Недостаток заботы или ее избыток в равной мере ли­шают способности быть нестесненным, «дышать свободно». Дети бессознательно ищут выхода из сложившейся ситуации. При этом срабатывает жизненный инстинкт, и более тяжелые проявления болезни у них появля­ются для того, чтобы сигнализировать о психологическом неблагополучии.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой «забывают детскую историю», но обострение заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль и одиночество (Малкина-Пых И.Г., 2003).

Психодинамическим конфликтным фактором, вызывающим бронхиальную астму, является силь­ная бессознательная потребность в защите и ласке со стороны матери или лица, за­меняющего мать. Это лицо должно доминировать, быть заботливым, ласковым, ухаживать за больным, защищать его. Если данная поддержка не появляется, то развивает­ся астматический приступ (Александер Ф., 2004).

В. Бройтигам, П. Кристиан, М. фон Рад (1999) основное значение в развитии бронхиальной астмы отводят подавлению матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем возрасте - крика, плача.

V.von Weizsacker (1949) и M.Fuchs (1965) симптом бронхоспазма объясняют сим­волическим выражением личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивостью в решении проблемы "брать и давать".

Генри Кристалл (2000) подчеркивает, что психосоматические пациенты переживают физический дискомфорт вместе с эмоциями или вместо них. Не получив доступа к эмпатичной матери, младенец формирует перенос, при котором все доброе приписывается только идеализированной матери, поэтому ее любовь нужно получить любой ценой. Однако, пользоваться любовью - это нарушать материнские границы, и выходом становится поворот от матери к миру вещей и дел, так как они заслуживают большего доверия и их позволено контролировать.

Своей тревожной заботой мать лишает младенца права на самоконтроль и саморегуляцию, в результате его эмоциональная сфера отчуждается от когнитивной.

Гюнтер Аммон (2000) также проанализировал отношения будущего психосоматика с симбиотической матерью, которая воспринимает ребенка сквозь призму постоянной опасности его заболевания. Только болея, ребенок получает эмоциональный доступ к матери и строит свою Эго-идентичность как больной человек, жертвуя «здоровыми» эмоциональными функциями на границе своего Эго. Так образуются «дыры» в Эго, которые компенсируются развитием инструментальных функций (интеллект, память, деловые навыки), культивируемых психосоматической семьей и школой.

Таким образом, психосоматические симптомы бронхиальной астмы выполняют защитную функцию. Они компенсируют на бессознательном уровне недостаток цело­стности «Я». Целостность «Я» оказывается под угрозой из-за вызванных архаи­ческими импульсами страхов быть поглощенным, слитым, страхов фраг­ментации и психологической смерти. Поводом для этих стра­хов может быть стрессовая ситуация, однако действительная их причина, по мнению психоаналитиков, связана с дефицитами в структуре Эго. Эго психосоматиков недостаточно цельное и интегрированное, ему не хватает определенности «телесных границ», чувства Эго-идентичности («Я» есть «Я»). Именно поэтому в минуты опасности актуализируются перечисленные вы­ше страхи (Ващенко Ю., 1999; Аммон Г., 2000).

Возникновение и развитие бронхиальной астмы также рассматривалось в свя­зи с механизмами общего адаптационного синдрома (теория стресса Г. Селье). Согласно данной теории, возникновение соматических симптомов связано со степенью интенсивности или продолжительности стрессовых жизненных событий. Природные и техногенные катастрофы, утрата близких, крупные перемены в жизни, - все это примеры потенциально стрессогенных событий. Сталкиваясь с действием стрессового стимула, организм по­следовательно проходит три стадии адаптации: тревоги, сопротивления и истощения. Функция общего адаптационного синдрома состоит в подго­товке и мобилизации к активным или защитным действиям. Если действие стимула не прекращается, то развивается стадия ис­тощения, что может привести к значительным физиологическим сдвигам в орга­низме (например, приступ бронхиальной астмы).

Таким образом, в генезе бронхиальной астмы необходимо учитывать следующие факторы.

Факторы возникновения психосоматических заболеваний

(Елисеев Ю.Ю., 2003):

1) Внутренний конфликт сознательного и бессознательного в личности человека.

2) Условная выгодность симптома для пациента. Благодаря симптому (астматический приступ, боль в животе или головная боль), можно переключиться на лечение и не решать проблемы.

3) Эффект внушения (другим лицом).Часто дети демонстрируют поведение, соответствующее внушенному, которое автоматизируется и переходит во взрослую жизнь.

4) «Элементы органической речи». Болезнь может быть физическим воплощением фразы (высказывания: «эти проблемы меня душат», «у меня сердце за него болит», «я от этого с ума схожу» могут превратиться в реальные симптомы).

5) Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела.

6) Самонаказание. Бессознательное наказание себя за поступок, который сам больной оценивает негативно.

7) Травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы раннего детского возраста.

8) Алекситимия.

Алекситимия (греч., «нет слов для чувств») - это неспособность осознавать и описывать свои эмоции, различать чувства и ощущения. Данное понятие в психотерапевтическую практику ввел Поль Сифнеос (1972, 1973).

Психосоматическим больным с выраженной алекситимией свойственно общее ограничение аффективной жизни и фантазий. Им тяжело подобрать слова для описания чувств, проявлять эмпатию, они редко плачут и почти не видят снов. Их мышление направлено на механическую функциональную сторону описываемого события. Они монотонно и подробно излагают хронологически упорядоченные поступки, реакции, ситуации из обыденной жизни, ориентируясь прежде всего на вещественный мир (Малкина-Пых И.Г., 2003; Старшенбаум Г.В., 2005).

Внутренние диалоги алекситимической личности смазаны, слитны. Их речь не затрагивает внутренний мир, часто производит впечатление эмоциональной тупости и утомляет собеседника. Основным способом самовыражения являются жесты и действия, нередко импульсивные, при этом их моторика отличается ригидностью.

Во взаимоотношениях эти люди склонны к выраженной зависимости или избеганию и одиночеству. Данные особенности в полной мере соответствуют интрапсихическому конфликту, характерному для больных с бронхиальной астмой. Они могут быть хорошими товарищами и совсем не быть друзьями. Их связи с социальным и культурным окружением достаточно формальны. В сложных жизненных ситуациях алекситимики испытывают неопределенные, недифференцированные страдания, проявляют склонность к различным злоупотреблениям: пищевым, алкогольным, лекарственным.

Формирование алекситимических блоков происходит в семейной среде. Этому способствуют такие эмоционально-личностные особенности родителей, как: тревожность, гиперответственность, перфекционизм, алекситимия. В данных семьях существует запрет на выражение чувств, либо происходит вытеснение переживаемых эмоций.

Симбиотическая связь с матерью во многом определяет возникновение алекситимии у ребенка: мать чрезмерно опекает, постоянно успокаивает его, в связи с чем он может засыпать только на ее укачивающих руках. В результате сохраняется симбиотическая связь с матерью на языке тела и не развивается способность к выражению своего состояния с помощью знаков и символов.

Больные с психосоматическими расстройствами с выраженными алекситимическими блоками используют незрелые механизмы психологической защиты, такие как:

· отреагирование действием;

· отрицание;

· проективная идентификация.

При этом происходит тотальная идентификация с ключевым объектом, играющим для них родительскую роль. Потеря этого объекта (реальная или предполагаемая) провоцирует психосоматическую болезнь или приводит к ее обострению.

Согласно концепции алекситимии, больные, страдающие психосоматическими расстройствами, не могут описать свои эмоциональные состояния. Они также не могут охарактеризовать свои болезненные проявления в достаточной степени полно. Невысказанные, неотреагированные эмоции поддерживают психоэмоциональное напряжение больного и закрепляют психосоматический компонент бронхиальной астмы.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие расстройства называются психосоматическими?

2. В чем заключается суть психодинамического конфликта при бронхиальной астме?

3. Перечислите факторы возникновения психосоматического заболевания.

4. Назовите особенности алекситимической личности.

 

 

Глава 2





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.