МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Документация инструктора по физической культуре





1. Планы (перспективные и календарные) проведения ин­
дивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с
детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности
на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.

3. Аналитический отчет о работе за учебный год.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Письмо Минздрава России от 29 июня 1999г. № 129/23-16

В настоящее время наиболее распространенной формой ока­зания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с от­клонениями в развитии являются их воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Большая часть детей с от­клонениями в развитии воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-пси-холого-педагогической помощи специалистов, а их родители (за­конные представители) — в консультировании по вопросам вос­питания «проблемного» ребенка в семье.

В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошколь­ном образовательном учреждении, утвержденного Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, до­пускается функционирование дошкольного образовательного уч­реждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение деть­ми дошкольного образовательного учреждения. В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогичес­кой помощи детям с отклонениями в развитии, консультативно-методической поддержки их родителей (законных представите­лей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятель­ности в дошкольных образовательных учреждениях разных видов организуются группы кратковременного пребывания (далее -группы).


В дошкольных образовательных учреждениях компенсирую­щего вида (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении) рекомендуется организовывать группы кратковременного пребывания по профилю учреждения.

Группы открываются в помещениях, отвечающих педагогичес­ким, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожар­ной безопасности. Для их работы выделяется помещение площа­дью не менее 15 кв. м, оборудованное и оформленное с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты.

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении зависит от санитарных норм (исходя из предельной наполняемо­сти, принятой при расчете норматива бюджетного финансирова­ния дошкольного образовательного учреждения компенсирующе­го вида). Группы финансируются по нормативам, соответствую­щим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Предельная наполняемость группы определяется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреж­дении.

Содержание образовательного процесса в группах определяет­ся программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта, уро­вень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллек­тив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариатив­ных общеразвивающих и коррекционных программ.



Основная организационная форма работы группы — индиви­дуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими под­группами (по 2—3 ребенка) в присутствии родителей (законных представителей). Периодически (1-2 раза в месяц) желательно организовывать фронтальные занятия со всеми воспитанниками группы.

Занятия могут проводиться в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения и с учетом потребностей родителей (законных пред­ставителей).

Кратковременное пребывание детей с отклонениями в разви­тии в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка спе­циалистами дошкольного образовательного учреждения. В неко­торых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2—3 часов (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и пр.). К работе с воспитанниками группы рекомендуется привлекать учителя-дефектолога (а в груп­пах для детей с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-дви-


гательного аппарата дополнительно — учителя-логопеда), педаго­га-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физи­ческой культуре, воспитателя и (или) помощника воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал. Дошкольное образовательное учреждение по желанию родителей (законных представителей) воспитанников может оказывать до­полнительные образовательные услуги (например, занятия сверх оговоренного времени и (или) с другими специалистами) на ос­нове договора между дошкольным образовательным учреждени­ем и родителями (законными представителями) воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение составляет индиви­дуальные расписания занятий для каждого ребенка и соответ­ствующие графики работы персонала группы. При этом макси­мальное количество времени рекомендуется отводить на кор-рекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога.

С целью оказания консультативной помощи семье по органи­зации воспитания ребенка в конкретных домашних условиях учи-телю-дефектологу и педагогу-психологу рекомендуется 2—3 раза в год посещать воспитанников группы на дому.

Комплектование группы осуществляется по заявлению роди­телей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом структуры дефекта, имеющегося у ребенка.

Состав группы может быть постоянным в течение года, или прием в нее может проводиться в течение всего года по мере по­ступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.

В зависимости от степени выраженности и сложности струк­туры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и же­лания родителей (законных представителей) обучение ребенка в группе может осуществляться 1 -2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

Воспитанников группы, имеющих сложные (комбинирован­ные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) желательно направлять в середине года на пси­холого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической работы с ними.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.


При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, ме­дицинского и обслуживающего персонала можно руководство-ваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержден­ными Приказом Минпроса СССР от 31.12.71 № 103, и Нормати­вами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными Поста­новлением Минтруда России от 21.04.93 № 88.

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Если занятия с детьми, включенными в состав группы кратковремен­ного пребывани'я, проводятся одновременно с детьми других групп, специалистам может быть установлена доплата за увели­чение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью не­обходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу с детьми группы кратковременного пребывания следует планиро­вать заблаговременно.

Первый заместитель Министра А.Ф. Киселев

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ (КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Письмо Минздрава России от 2 августа 2001 г. № 809/23-16

В настоящее время среди воспитанников дошкольных образо­вательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида уве­личилось число детей со сложными (комплексными) нарушени­ями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных про­грамм воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обуче­нию в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспи­тательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.


В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошколь-ом образовательном учреждении, утвержденного постановлени-м правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в jr0y компенсирующего вида допускается открытие групп для де­тей со сложными дефектами (два и более дефекта).

Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распрост­ранения. В настоящее время можно констатировать, что необхо­димое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со слож­ными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Россий­ской Федерации направляет для использования в работе рекомен­дации по комплектованию, организации работы, отбору про­граммно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.

Группы для слабослышащих детей со сложными нарушения­ми в развитии создаются для дошкольников, у которых наруше­ние слуха сочетается с первичной задержкой психического разви­тия, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательно­го аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.

Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее — групп) явля­ются:

- углубленное медико-психолого-педагогическое изучение
детей в процессе коррекционного воспитания и обучения;
уточнение характера и степени выраженности каждого из на­
рушений;

- создание оптимальных условий для физического, познава­
тельного, речевого и социально-личностного развития детей;

 

—осуществление психолого-педагогической коррекции нару­
шений в развитии воспитанников группы с учетом индиви­
дуальных возможностей и личностных особенностей каж­
дого ребенка;

—создание условий для формирования предпосылок к учеб­
ной деятельности и подготовка воспитанников к обучению
на следующей ступени образования;

—определение формы дальнейшего обучения каждого воспи­
танника.


Комплектование группы осуществляется по заявлению родц_ телей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-ледагогической работы с ребенком.

Предпочтительным вариантом является первоначальное (ди. агностическое) обучение ребенка со сложной структурой нару. шений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей группе) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения зна­чительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со слож­ными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии пос­ле первичного обследования на комиссии (установления диагно­за) и при условии возрастного соответствия направляются в дан­ную группу сразу.

Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффек­тивного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить макси­мально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4—5 лет (с учетом трехлетнего срока вос­питания и обучения в данной группе). В группу также могут при­ниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлет­ний срок воспитания и обучения.

В одну группу могут направляться дети с разными варианта­ми сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей развития.

Практический опыт показывает, что нецелесообразно прини­мать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплек­сными) недостатками развития:

— слепоглухих детей;

— умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии)
слабослышащих детей;

— детей с психопатоподобным поведением;

- детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепси­
ей и др.);

— детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в
индивидуальном уходе;

- детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном
слухе);


__ детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.

Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррек-ционно-педагогической работы по заключению медико-педаго­гической и психолого-педагогической комиссий и с согласия ро­дителей (законных представителей) могут посещать индивиду­альные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Наполняемость группы определяется в соответствии с п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3 лет и старше 3 лет).

В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длитель­ное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогичес-кой работы на разных этапах обучения.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при ус­ловии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостат­ками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).

При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние при­знаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.

С целью профилактики переутомления детей следует чередо­вать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с за­нятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В про­цессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в середине каждого заня-


тия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо про­водить физкультминутку.

В силу особенностей психофизического состояния воспитан­ников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на про­ведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогул­ке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго, третьего годов обучения дан в приложении 1.

В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламенти­рованной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется «пото­рапливать» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спо­койным, доброжелательным.

Организационными формами проведения занятий с воспитан­никами группы являются фронтальные (со всеми воспитанника­ми), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия ма­лыми подгруппами (по 2—3'ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-де-фектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня — два занятия воспитателя. Продолжительность од­ного занятия в средней группе составляет — 15 минут, в старшей — 20 минут, в подготовительной — 25 минут. Между занятиями не­обходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индиви­дуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе 15—20 минут на од­ного ребенка; в старшей и подготовительной — 20—25 минут. При­мерное расписание занятий (для третьего года обучения) дало в приложении 3.

В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Про­грамме воспитания и обучения слабослышащих детей дошколь­ного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2.

Проведению фронтальных и индивидуальных занятий долж­но предшествовать всестороннее психолого-педагогическое об­следование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навы­ков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния


слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и состав­ления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком.

При планировании фронтальных занятий на основе Програм­мы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание мате­риала по разным разделам Программы; при необходимости пре­дусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.

На индивидуальные занятия рекомендуется выносить мате­риал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие за­труднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по раз­личным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зави­симости от уровня усвоения воспитанником программного ма­териала.

Первый заместитель министра А.Ф. Киселев


Приложение 1

к письму Минобразования России

от 2 августа 2001 г. № 809/23-16

Примерный режим дня



 

  1-й год обучения (возраст 4-5 лет) 2-й год обучения возраст 5—6 лет) 3-й год обучения (возраст 6-7 лет)
Подъем 7.30 7.30
Утренняя гимнастика 7.50-8.20 7.50-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.55 8.20-8.50
Фронтальные занятия (2 занятия сурдопедагога + 1 занятие воспитателя) 9.00-10.15 (3 занятия по 20 мин) 9.00-10.40 (3 занятия по 25 мин)
Индивидуальные занятия 10.25-12.15 (по 20 мин с каждым ребенком) 10.45-12.45 (по 20-25 мин с каждым ребенком)
Прогулка 10.20-12.00 10.45-12.35
Обед 12.15-13.00 12.45-13.20
Дневной сон 13.00-15.00 13.30-15.15
Подъем 15.00-15.20 15.15-15.30
Полдник 15.30-15.50 15.30-15.50
Фронтальные занятия воспитателя 16.00-16.50 (2 занятия по 20 мин) 16.00-17.10 (2 занятия по 25-30 мин)
Вечерняя прогулка * 17.00-18.30 17.15-18.45
Ужин 18.45-19.20 19.00-19.35
Игры, рисование, свободная деятельность 19.20-20.00 19.35-20.15
Подготовка ко сну 20.00-20.30 20.15-20.30
Ночной сон 20.30 20.30

* В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после пол­дника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50.


Приложение 2

к ШШгШ Минобразования России

от 2 августа 2001 г. № 809/23-16

Примерный учебный план

 

 

 

 

 

Раздел программы Год обучения Специалист
1-й 2-й 3-й
количество занятий в неделю
физическое воспитание Воспитатель, инструктор по физвоспитанию
Игра: сюжетно-ролевая Воспитатель
дидактическая Сурдопедагог
Труд Воспитатель
Изобразительная деятельность и конструирование Воспитатель
Ознакомление с окружающим Воспитатель
Развитие речи Сурдопедагог
Развитие слухового вос­приятия и обучение произношению Сурдопедагог
Формирование элемен­тарных математичес­ких представлений Сурдопедагог
Музыкальные занятия Музыкальный руководитель

Приложение 3

к письму Минобразования России

от 2 августа 2001 г. № 809/23-16





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.