Документация инструктора по физической культуре 1. Планы (перспективные и календарные) проведения ин дивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. 2. План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п. 3. Аналитический отчет о работе за учебный год. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Письмо Минздрава России от 29 июня 1999г. № 129/23-16 В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии являются их воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Большая часть детей с отклонениями в развитии воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-пси-холого-педагогической помощи специалистов, а их родители (законные представители) — в консультировании по вопросам воспитания «проблемного» ребенка в семье. В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения. В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, консультативно-методической поддержки их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях разных видов организуются группы кратковременного пребывания (далее -группы). В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении) рекомендуется организовывать группы кратковременного пребывания по профилю учреждения. Группы открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Для их работы выделяется помещение площадью не менее 15 кв. м, оборудованное и оформленное с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении зависит от санитарных норм (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида). Группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Предельная наполняемость группы определяется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Содержание образовательного процесса в группах определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. Основная организационная форма работы группы — индивидуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими подгруппами (по 2—3 ребенка) в присутствии родителей (законных представителей). Периодически (1-2 раза в месяц) желательно организовывать фронтальные занятия со всеми воспитанниками группы. Занятия могут проводиться в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения и с учетом потребностей родителей (законных представителей). Кратковременное пребывание детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка специалистами дошкольного образовательного учреждения. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2—3 часов (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и пр.). К работе с воспитанниками группы рекомендуется привлекать учителя-дефектолога (а в группах для детей с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-дви- гательного аппарата дополнительно — учителя-логопеда), педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя и (или) помощника воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал. Дошкольное образовательное учреждение по желанию родителей (законных представителей) воспитанников может оказывать дополнительные образовательные услуги (например, занятия сверх оговоренного времени и (или) с другими специалистами) на основе договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение составляет индивидуальные расписания занятий для каждого ребенка и соответствующие графики работы персонала группы. При этом максимальное количество времени рекомендуется отводить на кор-рекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. С целью оказания консультативной помощи семье по организации воспитания ребенка в конкретных домашних условиях учи-телю-дефектологу и педагогу-психологу рекомендуется 2—3 раза в год посещать воспитанников группы на дому. Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом структуры дефекта, имеющегося у ребенка. Состав группы может быть постоянным в течение года, или прием в нее может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест. В зависимости от степени выраженности и сложности структуры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение ребенка в группе может осуществляться 1 -2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение. Воспитанников группы, имеющих сложные (комбинированные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) желательно направлять в середине года на психолого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической работы с ними. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководство-ваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными Приказом Минпроса СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными Постановлением Минтруда России от 21.04.93 № 88. В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Если занятия с детьми, включенными в состав группы кратковременного пребывани'я, проводятся одновременно с детьми других групп, специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу с детьми группы кратковременного пребывания следует планировать заблаговременно. Первый заместитель Министра А.Ф. Киселев ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ (КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Письмо Минздрава России от 2 августа 2001 г. № 809/23-16 В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям. В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошколь-ом образовательном учреждении, утвержденного постановлени-м правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в jr0y компенсирующего вида допускается открытие групп для детей со сложными дефектами (два и более дефекта). Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распространения. В настоящее время можно констатировать, что необходимое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по комплектованию, организации работы, отбору программно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии. Группы для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии создаются для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия. Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее — групп) являются: - углубленное медико-психолого-педагогическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из на рушений; - создание оптимальных условий для физического, познава тельного, речевого и социально-личностного развития детей; —осуществление психолого-педагогической коррекции нару шений в развитии воспитанников группы с учетом индиви дуальных возможностей и личностных особенностей каж дого ребенка; —создание условий для формирования предпосылок к учеб ной деятельности и подготовка воспитанников к обучению на следующей ступени образования; —определение формы дальнейшего обучения каждого воспи танника. Комплектование группы осуществляется по заявлению родц_ телей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-ледагогической работы с ребенком. Предпочтительным вариантом является первоначальное (ди. агностическое) обучение ребенка со сложной структурой нару. шений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей группе) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения значительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со сложными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии после первичного обследования на комиссии (установления диагноза) и при условии возрастного соответствия направляются в данную группу сразу. Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффективного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить максимально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4—5 лет (с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной группе). В группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлетний срок воспитания и обучения. В одну группу могут направляться дети с разными вариантами сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей развития. Практический опыт показывает, что нецелесообразно принимать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплексными) недостатками развития: — слепоглухих детей; — умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии) слабослышащих детей; — детей с психопатоподобным поведением; - детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепси ей и др.); — детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе; - детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе); __ детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ. Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррек-ционно-педагогической работы по заключению медико-педагогической и психолого-педагогической комиссий и с согласия родителей (законных представителей) могут посещать индивидуальные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»). Наполняемость группы определяется в соответствии с п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3 лет и старше 3 лет). В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длительное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогичес-кой работы на разных этапах обучения. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при условии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостатками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей). При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д. С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в середине каждого заня- тия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо проводить физкультминутку. В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго, третьего годов обучения дан в приложении 1. В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется «поторапливать» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным. Организационными формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия малыми подгруппами (по 2—3'ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-де-фектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня — два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет — 15 минут, в старшей — 20 минут, в подготовительной — 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе 15—20 минут на одного ребенка; в старшей и подготовительной — 20—25 минут. Примерное расписание занятий (для третьего года обучения) дало в приложении 3. В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2. Проведению фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее психолого-педагогическое обследование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком. При планировании фронтальных занятий на основе Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание материала по разным разделам Программы; при необходимости предусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности. На индивидуальные занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зависимости от уровня усвоения воспитанником программного материала. Первый заместитель министра А.Ф. Киселев Приложение 1 к письму Минобразования России от 2 августа 2001 г. № 809/23-16 Примерный режим дня | 1-й год обучения (возраст 4-5 лет) | 2-й год обучения возраст 5—6 лет) 3-й год обучения (возраст 6-7 лет) | Подъем | 7.30 | 7.30 | Утренняя гимнастика | 7.50-8.20 | 7.50-8.20 | Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.55 | 8.20-8.50 | Фронтальные занятия (2 занятия сурдопедагога + 1 занятие воспитателя) | 9.00-10.15 (3 занятия по 20 мин) | 9.00-10.40 (3 занятия по 25 мин) | Индивидуальные занятия | 10.25-12.15 (по 20 мин с каждым ребенком) | 10.45-12.45 (по 20-25 мин с каждым ребенком) | Прогулка | 10.20-12.00 | 10.45-12.35 | Обед | 12.15-13.00 | 12.45-13.20 | Дневной сон | 13.00-15.00 | 13.30-15.15 | Подъем | 15.00-15.20 | 15.15-15.30 | Полдник | 15.30-15.50 | 15.30-15.50 | Фронтальные занятия воспитателя | 16.00-16.50 (2 занятия по 20 мин) | 16.00-17.10 (2 занятия по 25-30 мин) | Вечерняя прогулка * | 17.00-18.30 | 17.15-18.45 | Ужин | 18.45-19.20 | 19.00-19.35 | Игры, рисование, свободная деятельность | 19.20-20.00 | 19.35-20.15 | Подготовка ко сну | 20.00-20.30 | 20.15-20.30 | Ночной сон | 20.30 | 20.30 | * В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после полдника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50. Приложение 2 к ШШгШ Минобразования России от 2 августа 2001 г. № 809/23-16 Примерный учебный план Раздел программы | Год обучения | Специалист | 1-й | 2-й | 3-й | количество занятий в неделю | физическое воспитание | | | | Воспитатель, инструктор по физвоспитанию | Игра: сюжетно-ролевая | | | | Воспитатель | дидактическая | | | | Сурдопедагог | Труд | | | | Воспитатель | Изобразительная деятельность и конструирование | | | | Воспитатель | Ознакомление с окружающим | | | | Воспитатель | Развитие речи | | | | Сурдопедагог | Развитие слухового восприятия и обучение произношению | | | | Сурдопедагог | Формирование элементарных математических представлений | | | | Сурдопедагог | Музыкальные занятия | | | | Музыкальный руководитель | Приложение 3 к письму Минобразования России от 2 августа 2001 г. № 809/23-16 |