Контрольный список магических слов Зрительные и оптические особенности (визуальная модальность) Способ написания слова: • печатные или рукописные буквы; • заглавные или строчные (если буквы печатные); • выполненные вашим почерком или написанные кем-то другим (если буквы рукописные); • написанные вашим нынешним или «более ранним» почерком (если почерк собственный) – детским и т.п. Характер изображения букв в слове: • изображены «на плоскости» или объёмные; • из чего-то сделаны (например, высечены на камне: похожи на вывеску с подсветкой т.п.). Величина букв в слове: • большие (как на рекламных щитах); • средние (как заголовки в газете); • маленькие (как шрифт в книге). Цвет букв: • цветные или чёрно-белые; • каким цветом (цветами) изображены. Фон, на котором видится слово: • светлый, тёмный, цветной. Особенности формы букв: • как написаны буквы (острые или округлые, тонкие или «жирные» и т.п.) Особенности начертания букв: • прямое; • наклонное; • несимметричное (то так, то этак); • нестандартное (например, это когда одна из букв написана как-то по-другому). Месторасположение слова: • над вами; • перед вами; • под вами; • сбоку от вас. Акустические и звуковые особенности (аудиальная модальность) Голос, который произносит слово: • ваш собственный или чей-то (чей?); • женщины, мужчины, ребёнка; • один голос или «хор»; Другие акустические особенности слова: • громкость звучания; • высота тона; • темп произнесения; • пространственное расположение источника; • эмоциональный тон (позитивный, негативный, нейтральный). Иные особенности (кинестетическая модальность) Материал, из которого, возможно, сделано слово: • мягкий или твёрдый; • «колющийся» или гладкий; • тёплый или холодный; • лёгкий или тяжёлый; • плотный или «разряжённый»; • с гладкой или шершавой поверхностью. Запах или вкус: • ассоциируется ли запах или вкус с изображением слова! Я немного отредактировал этот контрольный список, исходя из собственной практики и того, что вы уже кое-что знаете о субмодальном редактировании. Хотелось бы также добавить, что в работе со стрессовыми словами ради превращения их в магические вам следует шире привлекать другие субмодальности наших репрезентаций опыта – те, которые отмечены ранее в этой главе. Ну а в какую сторону следует изменять стрессовые слова? Лично я считаю, что лучше всего использовать здесь уже известный вам алгоритм субмодального перепрограммирования: • определение желаемого (связанного со словом) состояния, • поиск или выявление слова, которое это состояние выражает и • последующий перенос субмодальностей Но Бессер-Зигмунд («Магические слова. Пособие по психологической самозащите») рекомендует другой подход, и, уважая её авторство, я привожу здесь некоторые из её «Подсказок» – но со своими комментариями. • Представьте себя владельцем рекламного агентства, который собирается создать логотип и/или оформить рекламный щит некой фирме, название которой случайно совпадает со стрессовым для вас словом. И логотип, и рекламный щит должны быть выполнены таким образом, чтобы как можно больше людей – не исключая и вас – испытали сильное желание узнать побольше об этой фирме и стать её клиентами (а лучше – ощутили то, что хотели бы ощущать вы в связи с видоизменённым стрессовым словом). • Вообразите себе, будто японец или китаец, не владеющий русским, приезжает в ваши края в свой отпуск. Первое, что он там увидит – это рекламный щит с вашим стрессовым словом (уже видоизменённым!), каковой и воспринимает как рекламу или название фирмы. Сделайте этот щит таким, чтобы уже на основе одного лишь зрительного восприятия этот самый японец или китаец решил: тут, вероятно, что-то совершенно сногсшибательное и первым делом я загляну именно сюда (или испытал то новое чувство, которое вы создаёте для бывшего стрессового слова). • Начните обращать внимание на то, как изображаются слова в окружающем вас мире: в рекламных объявлениях, оформлении витрин и т.д., и т.п. Возможно, многое из увиденного вы сможете использовать в качестве эталона в своей собственной работе по преобразованию слов. Формирование новых представлений о себе. Наосновании использования возможностей субмодального перепрограммирования создано множество техник нейролингвистического программирования. И ежели всего того, что изложено ранее, вам всё ещё мало для «судьбоносного самосовершенствования», тогда я предлагаю вам ещё несколько психотехнологий, позволяющих усовершенствовать себя ещё больше. Первая из них – техника создания нового представления о себе – предназначена для замены ярлыков, которые мы привычно носим на себе даже не задумываясь о том, кто (обычно родители), когда (скорее всего в раннем детстве) и зачем (обычно дабы уберечь нас от ложных путей и направить на путь истинный) нам их навесил. Все эти ярлыки (типа: «Я никто» или «Я неудачник») по определению (или содержанию) имеют отношение к Образу Самого Себя (точнее – к «убежденческой» части ОСС) и потому безусловно нуждаются в коренной (альтернативной!) трансформации по вышеупомянутой психотехнологии[115]. |