МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Значение акробатических упражнений





 

Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающих­ся. В процессе занятий акробатикой развиваются коор­динация движений, мышечная сила, быстрота двигатель­ных действий, гибкость, выносливость к мышечной ра­боте, устойчивость функций вестибулярного аппарата к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость. На занятиях акробатикой воспитываются такие личност­ные свойства, как сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллективизм, уве­ренность в своих силах и т. п.

Акробатические упражнения выполняют на специаль­ных акробатических дорожках, гимнастическом ковре или матах. Ими можно заниматься не только в специализиро­ванных залах, но и на открытых площадках. Большое раз­нообразие акробатических упражнений, высокая эмоцио­нальность, минимальная потребность в специальном обо­рудовании делают их доступными для занятий с различным контингентом занимающихся и предоставляют педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся.

В настоящее время без хорошей акробатической подго­товки невозможно достичь высоких результатов как в спор­тивной, так и в художественной гимнастике. Акробатиче­ские упражнения в основном определяют трудность воль­ных упражнений и упражнений на бревне. Кроме того, двигательные навыки и способности, развиваемые при вы­полнении акробатических упражнений, оказывают боль­шую помощь в освоении упражнений других видов много­борья, а также в формировании навыков самостраховки.

Акробатические упражнения находят все большее приме­нение в основной и прикладных видах гимнастики (профес­сионально-прикладной, военно-прикладной, спортивно­прикладной). Они используются в подготовке летчиков, мо­ряков, космонавтов, в занятиях с представителями актерской профессии и во многих видах спорта (прыжки в воду, легкая атлетика, спортивные игры, фигурное катание, синхронное плавание, фристайл, прыжки на батуте, различные виды борьбы, водные лыжи, слалом, акробатический рок-н-ролл^ спортивная аэробика, парашютный спорт, а также новые, набирающие популярность спортивные виды). Владение! простейшими акробатическими упражнениями позволяем правильно выполнять различные технические действия, стро ориентироваться в сложившейся ситуации и занимать: правильную позицию для дальнейших действий.

Прикладной характер акробатических упражнений за^| ключается еще и в том, что многие из них находят применен ние в повседневной жизни людей. При помощи простейший акробатических упражнений можно осуществить правильное* падение в неожиданных ситуациях. В повседневной жизнй; люди часто получают травмы из-за отсутствия элементарн] навыков самостраховки. Неумение вовремя сгруппировать­ся, подставить или убрать руки, выполнить плавный перекат^ сделать быстрый поворот туловища и т. д. приводит к различи ным травматическим повреждениям.

Акробатика — важное средство пропаганды спорта здорового образа жизни. Даже самые простые акробатиче^ ские упражнения необычайно зрелищны. Их используют в показательных выступлениях на спортивных праздниках, в летних лагерях отдыха, на стадионах, включают в театра-" лизованные представления, балетные и драматические- спектакли. ■**>'

Акробатические упражнения входят в программы поь физической культуре всех образовательных учреждений; Кроме того, они могут быть использованы в лечебных целях»,, на занятиях в специальных группах, во внеурочное время^ а также в лечебных учреждениях.

В качестве прикладных рассмотрим ряд акробатических упражнений.

Группировка— подготовительное упражнение для вы­полнения перекатов и кувырков. Различают следующие виды группировки: в приседе (рис. 10.1 а), сидя (рис. 10.1 б), лежа на спине (рис. 10.1 в) и широкую группировку, при которой захват руками производится снаружи под бедра около коле­ней, ноги врозь. Все они выполняются как из основной стой­ки, так и из приседа, седа, а также из положения лежа на спине, руки вверх. Из этих положений надо согнуть ноги, взяться руками за середину голеней и плотно подтянуть ко­лени к плечам, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу, спину округлить.

Перекатыизучаются как самостоятельное упражнение и как подводящее при овладении более сложными упражне­ниями. Они используются как связующие элементы и прие­мы самостраховки при падениях и выполняются из различ­ных исходных положений. Различают перекаты вперед, назад и в сторону.

Перекаты вперед выполняются в положении лежа на спине (качалка); лежа, прогнувшись на животе; из стойки на коленях, прогнувшись с опорой руками и без таковой; из стойки на лопатках.

Перекаты назад выполняются: из седа, из упора присев, из основной стойки — сгибаясь с прямыми ногами.

Перекаты в сторону выполняются из упора сидя на пятках (с опорой предплечьями), а также на одном колене, другую в сторону на косок; в широкой группировке; про­гнувшись с группировкой при перекате на спину; круговой перекат (рис. 10.2 д, б).

Перекаты вперед и назад выполняются в плотной груп­пировке. При перекате в сторону выпрямившись сначала фиксируется поза «выпрямившись» (лежа на спине или жи­воте), затем выполняется сам перекат. Перекаты изучаются фронтальным способом.

Кувыркивыполняются вперед и назад индивидуально, в парах и большими группами.

Кувырок вперед, как правило, выполняется из упора присев. Наклоняясь вперед, надо поставить руки на шири­ну плеч впереди ступней (на 40—50 см) и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизив затылок к мату, от­толкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться впе­ред с круглой спиной до упора, присев без дополнительной опоры руками (рис. 10.3). Кувырки вперед могут выпол­няться: с шага, из стойки ноги врозь, с опорой и без опоры руками, из упора лежа, с выпада и из горизонтального рав­новесия, из стойки на руках в упор присев, в сед, в стойку на лопатках; длинный кувырок, кувырок прыжком.

Длинный кувырок выполняется из полуприседа, руки назад (рис. 10.4). Толчком ног и махом рук вперед надо перейти в упор стоя с максимальным удалением рук при постановке на опору. Затем, сгибая руки и наклоняя го­лову на грудь, перейти в упор на лопатках, выполнить группировку и закончить перекатом в упор присев. Длин­ный кувырок выполняется по большой амплитуде, но без фазы полета.

Кувырок прыжком выполняется из положения полу­приседа, руки назад. Толчком ног и махом рук вперед делается прыжок вверх вперед с приземлением на руки, затем, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, завер­шается кувырок приходом в упор присев. При выпол­нении кувырка прыжком обязательно наличие фазы полета. Группировка выполняется только после касания опоры руками.

Обычный кувырок (в группировке) может быть выпол­нен после падения, что наблюдается в процессе столкнове­ния, а кувырки — длинный и прыжком — при необходи­мости преодоления какого-либо расстояния или препятст­вия. При этом не всегда удается (это и необязательно) выполнить эти виды кувырков в соответствии с вышеизло­женной техникой. Единственным условием является сохра­нение последовательности касания опоры руками и отдель­ными частями тела. В противном случае кувырок просто не получится и можно получить серьезную травму.

Кувырки в парах могут выполняться, взявшись под руки, без опоры руками из положения боком друг к другу, со скрестным хватом руками, хватом руками за голени парт­нера лицом к его ногам.

Овладевая кувырками, занимающиеся подготавлива­ются к изучению более сложных акробатических упражнений и формируют навыки самостраховки.

Кувырок назад. Из упора присев надо опуститься в сед, не изменяя принятого положения группировки, энергично перекатиться по мату назад, захватив руками ноги около коленных суставов, активным движением усилить вращение. К моменту касания затылком мата быстро поставить руки у головы пальцами как можно ближе к плечам и разогнуть ноги до касания носками пола. Разгибанием рук облегчить переворачивание через голову, одновременно согнуть ноги и принять упор при­сев (рис. 10.5). Правильное выполнение кувырка назад во многом зависит от своевременной постановки рук. Голова должна быть наклонена на грудь.

Кувырки назад выполняются также: из седа, из основ­ной стойки, сгибаясь, с прямыми ногами — в следующие конечные положения: в упор стоя на одном и двух коле­нях, в полушпагат, в упор стоя ноги врозь, согнувшись (ноги вместе и врозь), через стойку на руках, через плечо (согнувшись и прогнувшись).

ü Самостраховка при падении вперед и назад. Вжизнен­ных ситуациях достаточно часто случаются падения, ко­торые могут привести к серьезным травмам, если не владеть техникой правильного приземления, что явля­ется эффективной самостраховкой. В случае падения вперед необходимо вовремя выставить руки вперед и в момент касания с опорой быстро их согнуть, тем самым предотвращая удар туловища о поверхность и повреждения рук в результате прихода на прямые руки.

В случае падения на спину (назад) необходимо вовремя сгруппироваться и выполнить перекат, а иногда и кувырок назад через голову или плечо. При падении назад возможно выполнить поворот на 180° и действия, описанные выше, — прийти в упор лежа на согнутых руках.

Переворот в сторону («колесо»).Это упражнение как самостоятельное выполняется в спортивных видах гимна­стики. В профессионально-прикладных и военно-приклад­ных видах оно может включаться в профессиональную под­готовку актеров (в танцевальные композиции), летчиков, космонавтов, моряков и т. д.

Сущность указанного упражнения состоит в выполне­нии вращательного движения через голову в лицевой плос­кости с последовательной опорой руками и ногами. Пере­ворот влево выполняется из стойки на правой ноге, левая впереди, руки вверх (ладонями вперед), лицом по направ­лению движения. С широким шагом левой ногой надо бы­стро наклонить туловище и, сгибая левую ногу, поставить левую руку вперед на одной линии с левой ногой (пример­но в одном шаге от нее). После этого без остановки взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках ноги врозь и далее, поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (левым боком по на­правлению движения). Руки и ноги ставить на одной линии (рис. 10.6).

Кроме вышеописанных динамических упражнений, к акробатическим упражнениям прикладного характера отно­сятся также некоторые статические упражнения: стойки, равновесия, мосты и шпагаты.

Стойка на лопаткахвыполняется перекатом назад из различных исходных положений: сед с прямыми и согну­тыми ногами, упор присев, упор стоя согнувшись и др. Для ее выполнения надо сделать перекат назад в стойку на ло­патках с согнутыми ногами, руки как можно быстрее под­ставить под спину, пальцами обхватить поясницу и принять устойчивое положение, равномерно распределив тяжесть тела на затылок, шею, лопатки и руки, заканчивая разги­банием ног вверх (рис. 10.7 а). Стойка на лопатках выпол­няется также с опорой прямыми руками о пол (рис. 10.7 б) или располагая руки вдоль туловища (рис. 10.7 в).

Стойка на голове и рукахвыполняется как самостоя­тельное акробатическое упражнение в спортивных видах гимнастики, а также имеет прикладное значение в ряде профессионально-прикладных видов, например в танце­вальных композициях, когда участники встают на голову и в быстром темпе «болтают ногами» или вращаются на го­лове, отталкиваясь руками. Включение подобного упражне­ния в качестве элемента танца делает танцевальную компо­зицию более зрелищной и оригинальной.

Стойка на головевыполняется всегда с дополнительной опорой руками из различных исходных положений и различ­ными способами: толчком ног, силой, махом одной ногой и толчком другой. При выполнении из упора присев толчком ног или силой следует поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове, согнув ноги (в группировке), затем, разгибая ноги, выполнить стойку прямым телом (рис. 10.8). Голова ставится впереди рук на такое расстояние, чтобы образовался равносторонний треугольник. Тяжесть тела равномерно распределяется на все точки опоры. Руки ставятся на ширину плеч, локти согнутых рук обращены назад, пальцы развернуты вперед наружу.

Равновесияпредставляют собой различные позы, вы­полняемые стоя на одной ноге с отведением другой ноги и, как правило, с наклоном туловища. Простейшая их раз­новидность — равновесие на левой (на правой) ноге, выпол­няемое стоя на указанной ноге с наклоном вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 10.9). Применяется во всех видах гимнастики — как спортивных, оздоровительных, так и образовательно-развивающих.

«Мост»— максимально прогнутое положение спиной к опоре с опорой ногами и выведенными вверх (относительно туловища) руками. При разучивании «моста» следует разви­вать подвижность рук в плечевых суставах и грудного отдела позвоночника. Если не учитывать это, нагрузку принимает на себя поясничный отдел позвоночника, и следствием этого становится явно выраженный поясничный лордоз у девочек, начинающих интенсивно заниматься гимнастикой в раннем возрасте. Поэтому полезное подготовительное упражнение при работе над «мостом» — пружинящие наклоны вперед с опорой о стену руками выше уровня головы, стараться при этом отводить таз назад.

«Мост» из положения лежа на спине — простейший ва­риант выполнения моста. Для этого надо сильно согнуть и слегка развести ноги, опираясь ступнями на пол, руки по­ставить за головой ладонями на пол. Далее, одновременно разгибая руки и ноги, выполнить «мост», прогибаясь и на­клоняя голову назад.

«Мост» наклоном назад выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх; далее наклоняясь назад и сильно подавая таз вперед, отводя голову назад (рис. 10.10). На начальных этапах разучивания выполняется с помощью одного или двоих страхующих, поддерживающих под спину и под по­ясницу. Подводящее упражнение для этого — стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии небольшого шага, руки вверх; наклоняться назад, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки. Это упражнение не будет полезным, если недостаточно развита подвижность рук в плечевых суставах и грудного отдела позвоночника. Другое подводящее упражнение — выполнение «моста» на горку матов, стоя на уровне пола.

Вставание с «моста». Подавая таз вперед и перенося вес на ноги, слегка оттолкнуться руками и встать. Выпрям­ляться при вставании с «моста» нужно сначала в пояснич­ной, затем в грудной части позвоночника и только после этого поставить голову прямо (из положения наклона го­ловы назад). Упражнение обратно «мосту» наклоном назад и подводящие упражнения также аналогичны.

Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (с каса­нием пола по всей длине ног). Он выполняется из различных исходных положений разведением ног в стороны, руки в сто­роны. Для отличия от других шпагатов называется «прямой шпагат». Применяется не только в различных видах гимнас­тики, но и в других видах спорта, например при подготовке футболистов, вратарей как в футболе, так и в других игровых видах спорта, в барьерном беге и т.д. Разновидность шпага­тов — полушпагат, выполнение которого не сильно связано с развитием подвижности ног в тазобедренных суставах, шпа­гат левой (правой) ногой. При работе над шпагатами в качест­ве подготовительных упражнений применяются наклоны к ногам, в том числе сидя ноги врозь, и к одной ноге, а также махи ногами и пружинящие покачивания в глубоком выпаде. В последнем случае бедро согнутой ноги должно составлять продолжение прямой ноги, опорная стопа которой не развер­нута и носок не оттянут. Перед выполнением шпагатов необ­ходимо сделать упражнения на растягивание и «разогревание» мышц ног и тазобедренных суставов.

Полушпагат выполняется из упора стоя на коленях или стойки на коленях; сгибая одну ногу (садясь на ее пятку), отвести назад другую прямую ногу, руки в стороны (рис. 10.11).

Шпагат правой (левой) ногой выполняется выведением указан­ной ноги вперед, другая нога сзади, руки в стороны (если не указано иное) (рис. 10.12).

Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику акро­батическим упражнениям как при­кладному виду.
  2. Назовите виды группировок.
  3. Приведите примеры перека­тов (назад, в сторону, вперед) и способы их выполнения.
  4. Техника выполнения и мето­дика обучения кувырку вперед, ку­вырку назад.
  5. Техника выполнения перево­рота в сторону («колесо»).
  6. Методика обучения стойке на лопатках.
  7. Методика обучения стойке на голове.

8. Назовите статические акробатические упражнения.

9. Назовите виды шпагатов. В каких видах спорта они необходимы?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.