ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Значение акробатических упражнений Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе занятий акробатикой развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного аппарата к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость. На занятиях акробатикой воспитываются такие личностные свойства, как сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллективизм, уверенность в своих силах и т. п. Акробатические упражнения выполняют на специальных акробатических дорожках, гимнастическом ковре или матах. Ими можно заниматься не только в специализированных залах, но и на открытых площадках. Большое разнообразие акробатических упражнений, высокая эмоциональность, минимальная потребность в специальном оборудовании делают их доступными для занятий с различным контингентом занимающихся и предоставляют педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся. В настоящее время без хорошей акробатической подготовки невозможно достичь высоких результатов как в спортивной, так и в художественной гимнастике. Акробатические упражнения в основном определяют трудность вольных упражнений и упражнений на бревне. Кроме того, двигательные навыки и способности, развиваемые при выполнении акробатических упражнений, оказывают большую помощь в освоении упражнений других видов многоборья, а также в формировании навыков самостраховки. Акробатические упражнения находят все большее применение в основной и прикладных видах гимнастики (профессионально-прикладной, военно-прикладной, спортивноприкладной). Они используются в подготовке летчиков, моряков, космонавтов, в занятиях с представителями актерской профессии и во многих видах спорта (прыжки в воду, легкая атлетика, спортивные игры, фигурное катание, синхронное плавание, фристайл, прыжки на батуте, различные виды борьбы, водные лыжи, слалом, акробатический рок-н-ролл^ спортивная аэробика, парашютный спорт, а также новые, набирающие популярность спортивные виды). Владение! простейшими акробатическими упражнениями позволяем правильно выполнять различные технические действия, стро ориентироваться в сложившейся ситуации и занимать: правильную позицию для дальнейших действий. Прикладной характер акробатических упражнений за^| ключается еще и в том, что многие из них находят применен ние в повседневной жизни людей. При помощи простейший акробатических упражнений можно осуществить правильное* падение в неожиданных ситуациях. В повседневной жизнй; люди часто получают травмы из-за отсутствия элементарн] навыков самостраховки. Неумение вовремя сгруппироваться, подставить или убрать руки, выполнить плавный перекат^ сделать быстрый поворот туловища и т. д. приводит к различи ным травматическим повреждениям. Акробатика — важное средство пропаганды спорта здорового образа жизни. Даже самые простые акробатиче^ ские упражнения необычайно зрелищны. Их используют в показательных выступлениях на спортивных праздниках, в летних лагерях отдыха, на стадионах, включают в театра-" лизованные представления, балетные и драматические- спектакли. ■**>' Акробатические упражнения входят в программы поь физической культуре всех образовательных учреждений; Кроме того, они могут быть использованы в лечебных целях»,, на занятиях в специальных группах, во внеурочное время^ а также в лечебных учреждениях. В качестве прикладных рассмотрим ряд акробатических упражнений. Группировка— подготовительное упражнение для выполнения перекатов и кувырков. Различают следующие виды группировки: в приседе (рис. 10.1 а), сидя (рис. 10.1 б), лежа на спине (рис. 10.1 в) и широкую группировку, при которой захват руками производится снаружи под бедра около коленей, ноги врозь. Все они выполняются как из основной стойки, так и из приседа, седа, а также из положения лежа на спине, руки вверх. Из этих положений надо согнуть ноги, взяться руками за середину голеней и плотно подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу, спину округлить. Перекатыизучаются как самостоятельное упражнение и как подводящее при овладении более сложными упражнениями. Они используются как связующие элементы и приемы самостраховки при падениях и выполняются из различных исходных положений. Различают перекаты вперед, назад и в сторону. Перекаты вперед выполняются в положении лежа на спине (качалка); лежа, прогнувшись на животе; из стойки на коленях, прогнувшись с опорой руками и без таковой; из стойки на лопатках. Перекаты назад выполняются: из седа, из упора присев, из основной стойки — сгибаясь с прямыми ногами. Перекаты в сторону выполняются из упора сидя на пятках (с опорой предплечьями), а также на одном колене, другую в сторону на косок; в широкой группировке; прогнувшись с группировкой при перекате на спину; круговой перекат (рис. 10.2 д, б). Перекаты вперед и назад выполняются в плотной группировке. При перекате в сторону выпрямившись сначала фиксируется поза «выпрямившись» (лежа на спине или животе), затем выполняется сам перекат. Перекаты изучаются фронтальным способом. Кувыркивыполняются вперед и назад индивидуально, в парах и большими группами. Кувырок вперед, как правило, выполняется из упора присев. Наклоняясь вперед, надо поставить руки на ширину плеч впереди ступней (на 40—50 см) и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизив затылок к мату, оттолкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться вперед с круглой спиной до упора, присев без дополнительной опоры руками (рис. 10.3). Кувырки вперед могут выполняться: с шага, из стойки ноги врозь, с опорой и без опоры руками, из упора лежа, с выпада и из горизонтального равновесия, из стойки на руках в упор присев, в сед, в стойку на лопатках; длинный кувырок, кувырок прыжком. Длинный кувырок выполняется из полуприседа, руки назад (рис. 10.4). Толчком ног и махом рук вперед надо перейти в упор стоя с максимальным удалением рук при постановке на опору. Затем, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, перейти в упор на лопатках, выполнить группировку и закончить перекатом в упор присев. Длинный кувырок выполняется по большой амплитуде, но без фазы полета. Кувырок прыжком выполняется из положения полуприседа, руки назад. Толчком ног и махом рук вперед делается прыжок вверх вперед с приземлением на руки, затем, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, завершается кувырок приходом в упор присев. При выполнении кувырка прыжком обязательно наличие фазы полета. Группировка выполняется только после касания опоры руками. Обычный кувырок (в группировке) может быть выполнен после падения, что наблюдается в процессе столкновения, а кувырки — длинный и прыжком — при необходимости преодоления какого-либо расстояния или препятствия. При этом не всегда удается (это и необязательно) выполнить эти виды кувырков в соответствии с вышеизложенной техникой. Единственным условием является сохранение последовательности касания опоры руками и отдельными частями тела. В противном случае кувырок просто не получится и можно получить серьезную травму. Кувырки в парах могут выполняться, взявшись под руки, без опоры руками из положения боком друг к другу, со скрестным хватом руками, хватом руками за голени партнера лицом к его ногам. Овладевая кувырками, занимающиеся подготавливаются к изучению более сложных акробатических упражнений и формируют навыки самостраховки. Кувырок назад. Из упора присев надо опуститься в сед, не изменяя принятого положения группировки, энергично перекатиться по мату назад, захватив руками ноги около коленных суставов, активным движением усилить вращение. К моменту касания затылком мата быстро поставить руки у головы пальцами как можно ближе к плечам и разогнуть ноги до касания носками пола. Разгибанием рук облегчить переворачивание через голову, одновременно согнуть ноги и принять упор присев (рис. 10.5). Правильное выполнение кувырка назад во многом зависит от своевременной постановки рук. Голова должна быть наклонена на грудь. Кувырки назад выполняются также: из седа, из основной стойки, сгибаясь, с прямыми ногами — в следующие конечные положения: в упор стоя на одном и двух коленях, в полушпагат, в упор стоя ноги врозь, согнувшись (ноги вместе и врозь), через стойку на руках, через плечо (согнувшись и прогнувшись). ü Самостраховка при падении вперед и назад. Вжизненных ситуациях достаточно часто случаются падения, которые могут привести к серьезным травмам, если не владеть техникой правильного приземления, что является эффективной самостраховкой. В случае падения вперед необходимо вовремя выставить руки вперед и в момент касания с опорой быстро их согнуть, тем самым предотвращая удар туловища о поверхность и повреждения рук в результате прихода на прямые руки. В случае падения на спину (назад) необходимо вовремя сгруппироваться и выполнить перекат, а иногда и кувырок назад через голову или плечо. При падении назад возможно выполнить поворот на 180° и действия, описанные выше, — прийти в упор лежа на согнутых руках. Переворот в сторону («колесо»).Это упражнение как самостоятельное выполняется в спортивных видах гимнастики. В профессионально-прикладных и военно-прикладных видах оно может включаться в профессиональную подготовку актеров (в танцевальные композиции), летчиков, космонавтов, моряков и т. д. Сущность указанного упражнения состоит в выполнении вращательного движения через голову в лицевой плоскости с последовательной опорой руками и ногами. Переворот влево выполняется из стойки на правой ноге, левая впереди, руки вверх (ладонями вперед), лицом по направлению движения. С широким шагом левой ногой надо быстро наклонить туловище и, сгибая левую ногу, поставить левую руку вперед на одной линии с левой ногой (примерно в одном шаге от нее). После этого без остановки взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках ноги врозь и далее, поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (левым боком по направлению движения). Руки и ноги ставить на одной линии (рис. 10.6). Кроме вышеописанных динамических упражнений, к акробатическим упражнениям прикладного характера относятся также некоторые статические упражнения: стойки, равновесия, мосты и шпагаты. Стойка на лопаткахвыполняется перекатом назад из различных исходных положений: сед с прямыми и согнутыми ногами, упор присев, упор стоя согнувшись и др. Для ее выполнения надо сделать перекат назад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, руки как можно быстрее подставить под спину, пальцами обхватить поясницу и принять устойчивое положение, равномерно распределив тяжесть тела на затылок, шею, лопатки и руки, заканчивая разгибанием ног вверх (рис. 10.7 а). Стойка на лопатках выполняется также с опорой прямыми руками о пол (рис. 10.7 б) или располагая руки вдоль туловища (рис. 10.7 в). Стойка на голове и рукахвыполняется как самостоятельное акробатическое упражнение в спортивных видах гимнастики, а также имеет прикладное значение в ряде профессионально-прикладных видов, например в танцевальных композициях, когда участники встают на голову и в быстром темпе «болтают ногами» или вращаются на голове, отталкиваясь руками. Включение подобного упражнения в качестве элемента танца делает танцевальную композицию более зрелищной и оригинальной. Стойка на головевыполняется всегда с дополнительной опорой руками из различных исходных положений и различными способами: толчком ног, силой, махом одной ногой и толчком другой. При выполнении из упора присев толчком ног или силой следует поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове, согнув ноги (в группировке), затем, разгибая ноги, выполнить стойку прямым телом (рис. 10.8). Голова ставится впереди рук на такое расстояние, чтобы образовался равносторонний треугольник. Тяжесть тела равномерно распределяется на все точки опоры. Руки ставятся на ширину плеч, локти согнутых рук обращены назад, пальцы развернуты вперед наружу. Равновесияпредставляют собой различные позы, выполняемые стоя на одной ноге с отведением другой ноги и, как правило, с наклоном туловища. Простейшая их разновидность — равновесие на левой (на правой) ноге, выполняемое стоя на указанной ноге с наклоном вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 10.9). Применяется во всех видах гимнастики — как спортивных, оздоровительных, так и образовательно-развивающих. «Мост»— максимально прогнутое положение спиной к опоре с опорой ногами и выведенными вверх (относительно туловища) руками. При разучивании «моста» следует развивать подвижность рук в плечевых суставах и грудного отдела позвоночника. Если не учитывать это, нагрузку принимает на себя поясничный отдел позвоночника, и следствием этого становится явно выраженный поясничный лордоз у девочек, начинающих интенсивно заниматься гимнастикой в раннем возрасте. Поэтому полезное подготовительное упражнение при работе над «мостом» — пружинящие наклоны вперед с опорой о стену руками выше уровня головы, стараться при этом отводить таз назад. «Мост» из положения лежа на спине — простейший вариант выполнения моста. Для этого надо сильно согнуть и слегка развести ноги, опираясь ступнями на пол, руки поставить за головой ладонями на пол. Далее, одновременно разгибая руки и ноги, выполнить «мост», прогибаясь и наклоняя голову назад. «Мост» наклоном назад выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх; далее наклоняясь назад и сильно подавая таз вперед, отводя голову назад (рис. 10.10). На начальных этапах разучивания выполняется с помощью одного или двоих страхующих, поддерживающих под спину и под поясницу. Подводящее упражнение для этого — стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии небольшого шага, руки вверх; наклоняться назад, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки. Это упражнение не будет полезным, если недостаточно развита подвижность рук в плечевых суставах и грудного отдела позвоночника. Другое подводящее упражнение — выполнение «моста» на горку матов, стоя на уровне пола. Вставание с «моста». Подавая таз вперед и перенося вес на ноги, слегка оттолкнуться руками и встать. Выпрямляться при вставании с «моста» нужно сначала в поясничной, затем в грудной части позвоночника и только после этого поставить голову прямо (из положения наклона головы назад). Упражнение обратно «мосту» наклоном назад и подводящие упражнения также аналогичны. Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (с касанием пола по всей длине ног). Он выполняется из различных исходных положений разведением ног в стороны, руки в стороны. Для отличия от других шпагатов называется «прямой шпагат». Применяется не только в различных видах гимнастики, но и в других видах спорта, например при подготовке футболистов, вратарей как в футболе, так и в других игровых видах спорта, в барьерном беге и т.д. Разновидность шпагатов — полушпагат, выполнение которого не сильно связано с развитием подвижности ног в тазобедренных суставах, шпагат левой (правой) ногой. При работе над шпагатами в качестве подготовительных упражнений применяются наклоны к ногам, в том числе сидя ноги врозь, и к одной ноге, а также махи ногами и пружинящие покачивания в глубоком выпаде. В последнем случае бедро согнутой ноги должно составлять продолжение прямой ноги, опорная стопа которой не развернута и носок не оттянут. Перед выполнением шпагатов необходимо сделать упражнения на растягивание и «разогревание» мышц ног и тазобедренных суставов. Полушпагат выполняется из упора стоя на коленях или стойки на коленях; сгибая одну ногу (садясь на ее пятку), отвести назад другую прямую ногу, руки в стороны (рис. 10.11). Шпагат правой (левой) ногой выполняется выведением указанной ноги вперед, другая нога сзади, руки в стороны (если не указано иное) (рис. 10.12). Контрольные вопросы - Дайте характеристику акробатическим упражнениям как прикладному виду.
- Назовите виды группировок.
- Приведите примеры перекатов (назад, в сторону, вперед) и способы их выполнения.
- Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед, кувырку назад.
- Техника выполнения переворота в сторону («колесо»).
- Методика обучения стойке на лопатках.
- Методика обучения стойке на голове.
8. Назовите статические акробатические упражнения. 9. Назовите виды шпагатов. В каких видах спорта они необходимы? |